Конспект урока для 3 класса с применением ИКТ по предмету « Русский язык» на тему «Значение и употребление глаголов в речи » (по книге Канакина В.П., Горецкий И.Е)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Материал данного урока научит формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширит словарный запас, воспитает стремление к познанию. Поможет Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пестречинская средняя общеобразовательная школа №2»
Пестречинского района Республики Татарстан
Конспект урока для 3 класса с применением ИКТ по предмету « Русский язык» на тему «Значение и употребление глаголов в речи »
(по книге Канакина В.П., Горецкий И.Е)
Автор: Даминова Айгуль Габдулхаевна,
учитель начальных классов I квалификационной категории
МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №2»
Пестречинского района республика Татарстан.
2020г.
Тема: Значение и употребление глаголов в речи
Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
Задачи:
1.Образовательные:
- Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
- Закрепить умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.
- Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
2. Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.
- Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
- Развивать интерес у детей к предмету.
- Развитие общеучебных навыков.
3. Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, ответственность,
- Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Планируемые результаты: обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы –синонимы и антонимы в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
- Чистописание
- Посмотрите, на доске написаны буквы. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно и аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении.
глоалг
- Поменяйте буквы местами, чтобы получилось слово. Запишите его. (Глагол.)
Учитель записывает на доске.
- Что такое глагол?
- Актуализация знаний
- Вспомните сказки. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1) Старик ... неводом рыбу, старуха ... свою пряжу. 2) Волк ... целую ночь у проруби, хвост у него и ... . 3) Емеля ... с печки, ..., ... вёдра да топор.
- Самоопределение к деятельности
- Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенный глагол. Объясните её смысл.
Мир строит, а война ... .
- Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.)
- Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют значение? (Они имеют противоположное значение.)
- Как называются слова, имеющие противоположное значение? (Антонимы.)
- Как называются слова, имеющие близкое значение? (Синонимы.)
Учитель записывает слова на доске.
- Опираясь на записанные слова, сформулируйте тему урока.
- Работа по теме урока
-Давайте проведем небольшое исследование
Учитель читает запись на доске.
По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.
- Понравилось ли вам предложение по конструкции?
- Как можно избежать повторения слов в предложении?
Подберите синонимы к глаголу проходят
-Отредактируйте предложение, используя слова для справок
(Слова для справок: величаво проплывают, едут, проносятся)
- Для чего используют синонимы в речи? (Точнее выражается мысль Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.)
- Работа по учебнику
Упр. 177 (с. 104).
- Прочитайте текст. Найдите глаголы.
- Почему автор использует такие глаголы?
- К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.
- К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите.
- Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 178 (с. 104).
- Прочитайте пары слов. Сравните их.
- Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
- Работа со словом из словаря
- Найдите слово завтрак в орфографическом словаре.
- Запишите его в словарик. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом завтрак, запишите.
- Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра? Оказывается, связано.
Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.
Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!
Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов.
«Завтра, - думал я вчера -
Сяду завтракать с утра».
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак.
- Физкультминутка
- Закрепление изученного материала
Упражнения в подборе антонимов
- Допишите глаголы с противоположным значением.
- Солнце всходит и ... . 2) Ласточка день начинает, а соловей ... .
- Встретил с радостью, а ... с жалостью. 4) Любишь брать, люби и ... . 5) Как аукнется, так и ....
- Объясните смысл пословиц.
- Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к словарю.)
- Откройте учебники на стр.154-155
- 1 вариант - выписать две пары глаголов-синонимов
- 2 вариант - выписать две пары глаголов-антонимов
Проверка.
- Рефлексия
(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.)
- Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответствующим значением.
баклуши бить запомнить
вдохнуть жизнь обидеться
надуть губы бездельничать
зарубить на носу оживить
- Объясните значения фразеологизмов.
- Что такое глагол?
- Какие глаголы называются синонимами?
- Какие глаголы называются антонимами?
- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? (Чтобы речь была яркой, точной, более выразительной.)
- Закончите предложения:
- Сегодня на уроке мне удалось...
- Я похвалил бы себя...
- Особенно мне понравилось...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Сегодня я бы похвалил...
- Дома я расскажу о ...
- Подведение итогов урока
- С какой целью глаголы употребляются в речи?
Домашнее задание
Упр. 180 (с. 105).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету русский язык (3 класс) Значение и употребление глаголов в речи.
Урок русского языка в 3 классе, по программе ШКОЛА РОССИИ....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Значение и употребление глаголов в речи" 3 класс "Школа России"
"Значение и употребление глаголов в речи"...
Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"
Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"...
Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"
Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"...
Технологическая карта по русскому языку на тему "Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов." 3 класс УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение ...
Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...
Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)
Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...