Конспект урока для 3 класса с применением ИКТ по предмету « Русский язык» на тему «Значение и употребление глаголов в речи » (по книге Канакина В.П., Горецкий И.Е)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Даминова Айгуль Габдулхаевна

Материал данного урока научит формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширит словарный запас, воспитает стремление к познанию. Поможет   Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.

 

 

 

 

       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пестречинская средняя общеобразовательная школа №2»

Пестречинского района Республики Татарстан

Конспект урока для 3 класса  с применением ИКТ по предмету « Русский язык» на тему «Значение и употребление глаголов в речи »

(по книге Канакина В.П., Горецкий И.Е)

Автор: Даминова Айгуль Габдулхаевна,

учитель начальных классов I квалификационной категории

МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №2»

Пестречинского района республика Татарстан.

2020г.

Тема: Значение и употребление глаголов в речи

Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
  2. Закрепить умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи. 
  3. Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

2. Развивающие:

  1. Развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность.
  2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
  3. Развивать интерес у детей к предмету.
  4. Развитие общеучебных навыков.

3. Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, ответственность,
  2. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

Планируемые  результаты: обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся  распознавать глаголы  среди  других  частей  речи,  употреблять  глаголы –синонимы  и  антонимы  в  речи.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Чистописание

- Посмотрите, на доске написаны буквы. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно и аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении.

        глоалг

- Поменяйте буквы местами, чтобы получилось слово. Запишите его. (Глагол.)

Учитель записывает на доске.

- Что такое глагол?

  1. Актуализация знаний
  •  Вспомните сказки. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1) Старик ... неводом рыбу, старуха ... свою пряжу. 2) Волк ... целую ночь у проруби, хвост у него и ... . 3) Емеля ... с печки, ..., ... вёдра да топор.

  1.  Самоопределение к деятельности
  •  Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенный глагол. Объясните её смысл.

Мир строит, а война ... .

  •  Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.)
  •  Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют значение? (Они имеют противоположное значение.)
  • Как называются слова, имеющие противоположное значение? (Антонимы.)
  • Как называются слова, имеющие близкое значение? (Синонимы.)

Учитель записывает слова на доске.

  •  Опираясь на записанные слова, сформулируйте тему урока.
  1.  Работа по теме урока

-Давайте  проведем  небольшое  исследование

Учитель читает запись на доске.

По нашей  улице  проходят  троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

- Понравилось ли вам предложение по конструкции?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

Подберите  синонимы  к  глаголу  проходят

-Отредактируйте  предложение,  используя  слова  для  справок

(Слова для справок: величаво проплывают, едут, проносятся)

- Для чего используют синонимы в речи? (Точнее выражается мысль Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.)

  1.  Работа по учебнику

Упр. 177 (с. 104).

  •  Прочитайте текст. Найдите глаголы.
  •  Почему автор использует такие глаголы?
  •  К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.
  •  К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите.
  •  Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 178 (с. 104).

  •  Прочитайте пары слов. Сравните их.
  •  Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

  1.  Работа со словом из словаря
  •  Найдите слово завтрак в орфографическом словаре.
  •  Запишите его в словарик. Обозначьте орфограмму.
  •  Составьте предложение со словом завтрак, запишите.
  •  Запомните написание этого слова.

Материал для учителя

Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра? Оказывается, связано.

Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.

Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!

Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов.

«Завтра, - думал я вчера -

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

  1.  Физкультминутка

- Закрепление изученного материала

Упражнения в подборе антонимов

  •  Допишите глаголы с противоположным значением.
  1. Солнце всходит и ... . 2) Ласточка день начинает, а соловей ... .
  1. Встретил с радостью, а ... с жалостью. 4) Любишь брать, люби и ... . 5) Как аукнется, так и ....
  •  Объясните смысл пословиц.
  •  Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к  словарю.)
  • Откройте  учебники  на  стр.154-155
  • 1 вариант - выписать  две  пары  глаголов-синонимов
  • 2 вариант - выписать  две  пары  глаголов-антонимов

Проверка.

  1. Рефлексия

(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.)

  •  Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответствующим значением.

баклуши бить        запомнить

вдохнуть жизнь        обидеться

надуть губы        бездельничать

зарубить на носу        оживить

  •  Объясните значения фразеологизмов.
  •  Что такое глагол?
  • Какие глаголы называются синонимами?
  • Какие глаголы называются антонимами?
  • Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? (Чтобы речь была яркой, точной, более выразительной.)
  •  Закончите предложения:
  • Сегодня на уроке мне удалось...
  • Я похвалил бы себя...
  • Особенно мне понравилось...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Сегодня я бы похвалил...
  • Дома я расскажу о ...
  1.  Подведение итогов урока
  •  С какой целью глаголы употребляются в речи?

Домашнее задание

Упр. 180 (с. 105).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету русский язык (3 класс) Значение и употребление глаголов в речи.

Урок русского языка в 3 классе, по программе ШКОЛА РОССИИ....

Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"

Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"...

Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"

Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов." 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение ...

Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...

Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...