Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку. УМК "Школа России".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»
Цели:
- дать понятие об изменении имён существительных по числам;
- учить определять число имён существительных;
- употреблять в речи формы единственного и множественного числа;
Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения;
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;
- умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;
- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Личностные:
- активизация познавательной деятельности, формирование навыков контроля, самоконтроля;
- формирование коммуникативных навыков, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения работать в паре;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Предметные:
- определение грамматического признака имён существительных - число;
- изменять имена существительные по числам;
-использовать специальную терминологию при определении признаков части речи;
- формирование орфографической зоркости;
- развитие каллиграфического письма.
Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий – 2 класс, тетради, мультимедийная презентация урока, карточки для работы в парах,
Ход урока
1. Целеполагание и мотивация
а). Приветствие.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
б).Психологический настрой на урок
-Улыбнитесь друг другу.
-Пожелайте хорошего настроения.
- Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
2. Актуализация знаний
а) Орфографическая минутка (Слайд 1).
сон сом сор сок
- Прочитайте слова!
- Что общего у этих слов?
- Уберите из слов гласную и напишите сочетания букв!
- Какие сочетания вы написали?
- Проверим ! (Слайд 2). сн см ср ск
- Оцените свою работу!
б). Словарная работа
-Поиграем в игру «Угадай-ка».
Внимательно посмотрите на слова, записанные на экране: ЛПТ, ЛСЦ, ЛГШК, МШН, МСЦ, МДВДЬ (Слайд 3).
Отгадайте, какие словарные слова записаны?
- Запишите эти слова.
- Проверьте. (Слайд 4).
- Слова, какой части речи вы записали? Докажите.
-Данные слова можно разделить на две группы, на какие? Кто из вас догадался?
( Одушевлённые и неодушевлённые)
- Что ещё вы знаете об именах существительных. Приведите примеры.
3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
1. Обобщим наши знания об имени существительном (Слайд 5).
2.Исследовательская работа
а) Попробуйте вставить словарные слова: лисица, месяц, медведь в предложения.
(Слайд 6)
Декабрь, январь, февраль – зимние ….
Рыжая … выбежала на опушку леса.
Зимой в берлогах спят ….
- Всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? ( Мы не можем использовать существительные - месяц, медведь, т.к. они обозначают один предмет, а в предложениях речь идёт о множестве предметов).
- Как вы поступите в данной ситуации? (Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов) (Слайд 7)
б) Работа в парах (по карточкам)
Карточка № 1 а) Тетрадь, окно, стол, ручка. Вывод: существительное обозначает ________ предмет. б) Тетради, окна, столы, ручки. Вывод: существительное обозначает _________предметов |
Карточка № 2 а) Город, улица, страна, река. Вывод: существительное обозначает ________ предмет. б) Города, улицы, страны, реки. Вывод: существительное обозначает _________предметов |
Проверка самостоятельной работы
- Какое новое открытие об имени существительном вы обнаружили?
(Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов). (Слайд 8)
- Как вы думаете, в каком числе будет существительное , которое обозначает один предмет?
- Как вы думаете, в каком числе будет существительное , которое обозначает несколько предметов?
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
-Чему хотели бы научиться? Поставьте цели урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
(Слайд 9)
- Сегодня мы на уроке узнаем о единственном и множественном числе имён существительных, научимся определять число имен существительных, попробуем изменять имена существительные по числам.
4. Изучение нового материала
1. Работа по учебнику стр.61, упр. 104
- Прочитайте две группы слов.
- В чём сходство слов в разных столбиках?
- В чём различие слов?
В лексическом значении: обозначают один предмет и много однородных предметов; в графическом написании: изменилась частичка в слове - а - ы.
2. Давайте прочитаем правило на стр. 61 (Введение терминов «единственное число» и «множественное число» и определений признаков этих имён существительных).
- Объясните значения слов: один - единственное, много – множественное
3 Самостоятельная работа
Напишите в каждый столбик по 3 слова (работа в парах)
4.Проверка самостоятельной работы
Физминутка
Игра «Один - много»
Я называю имена существительные в единственном числе – хлопаете 1 раз, во множественном числе – 2 раза.
Дом, школы, щука, караси, солнце, облака, ученик, родители. Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.
5. Первичное закрепление изученного материала
1. упр. 105 стр. 61
-Выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.
2.Проверка самостоятельной работы
6. Закрепление изученного материала
- Принято обозначать имя существительное единственного числа – ед.ч. ,
имя существительное множественного числа – мн.ч..
Самостоятельная работа по вариантам упр. 65. стр. 31 в рабочей тетради
Самоконтроль (Слайд 10)
-Кто выполнил без ошибок?
-Поставьте себе +.
-Кто допустил одну ошибку?
-Если допустили одну ошибку, то - .
-Кто допустил 2-3 ошибки - выполните задание.
7. Рефлексия (Слайд 11)
- Измените число имён существительных.
Птичка, гусь, берёза, хвост, море, грибы, пчела, столы, реки, книга.
- Какие цели мы ставили на уроке?
- Достигли ли мы целей?
Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке я узнал …
научился …
могу похвалить себя ….
Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
8. Домашнее задание: (Слайд 12) выучить правила на стр. 61
упр. 66 стр. 31 в рабочей тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 3 класса (ФГОС) по теме "Множественное число имен существительных"
Конспект урока, проведенного в 3 классе в рамках ФГОС по теме "Множественное число имен существительных"....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Множественное число имен прилагательных.
Тема: Множественное число имен прилагательных....
Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имен существительных.
Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной ре...
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"
Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...
Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»
Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных» 2 класс...
конспект урока по русскому языку Школа России 3 класс "Изменение имен существительных по числам"
Разработка на открытый урок....
Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания имен существительных III склонения в единственном числе" 3 класс ПНШ
Конспект урока по русскому языку 3 класс ПНШ...