Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»
Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий)
Цель:
1) Познакомить детей с изменением имен существительных по числам
2) Развивать умение определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам; правильно писать слова с орфограммами
Задачи:
1) Проявить интерес к изучению темы;
2) Определять число имен существительных и обосновывать свое мнение;
3) Формировать умение классифицировать имена существительные по их признакам;
4) Развивать логическое мышление;
5) Формировать навык написания согласных и гласных букв в форме одного и того же слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 27.22 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 97.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Педагогический институт
Кафедра начального образования
Конспект урока
по русскому языку во 2 «Г» классе
на тему «Изменение имен существительных по числам»
Выполнил:
Оськина Елена Сергеевна
Владимир 2015 год
Конспект урока по русскому языку.
Тема: «Изменение имен существительных по числам»
Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий)
Цель:
- Познакомить детей с изменением имен существительных по числам
- Развивать умение определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам; правильно писать слова с орфограммами
Задачи:
- Проявить интерес к изучению темы;
- Определять число имен существительных и обосновывать свое мнение;
- Формировать умение классифицировать имена существительные по их признакам;
- Развивать логическое мышление;
- Формировать навык написания согласных и гласных букв в форме одного и того же слова.
Ход урока.
- Организационный момент
У: Здравствуйте ,ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу я. Зовут меня Елена Сергеевна.
- Орфографическая минутка
У: Записываем в тетрадях число, классная работа. Начнем урок с орфографической минутки. Я буду называть слова, а вы должны из записать и подчеркнуть непроверяемые орфограммы в этих словах:
Россия, город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва.
У: Я даю вам 1-2 минуты, чтобы вы поставили ударение и подчеркнули букву для запоминания. Кто выполнил, ставит руку на локоток, чтобы я видела.
У: Проверка : проверьте самостоятельно правильно ли вы написали, подчеркнули орфограммы и поставили ударение в этих словах. (проверка по интерактивной доске)
- Воспроизведение знаний об имени существительном
У: К какой части речи относятся все слова?
У-ки: Слова относятся к имени существительному.
У : Как определить, что это имена существительные? По каким двум признакам мы определяем имя существительное?
У-ки: Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что? и обозначает предмет.
У : Что вы уже знаете об именах существительных?
У-ки: Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
У: Какие имена существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными именами существительными?
У-ки: Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто? и обозначают живые существа; неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос Что? и не обозначают живые существа.
У : Когда я буду называть одушевленные имена существительные, вы хлопните один раз в ладоши, а если я назову неодушевленное имя существительное, вы сидите тихо:
Россия, город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва.
У : Какие из данных имен существительных являются собственными, а какие нарицательные имена существительные?
У-ки: К собственным именам существительным относятся: Россия, Москва. К нарицательным – город, улица, отец, учитель, картина, январь, обезьяна, тарелка.
У : В каком числе могут быть употреблены имена существительные?
У-ки: В единственном числе и во множественном
У: А что изменяется в слове при изменении числа имени существительного?
У-ки: Изменяется форма слова.
У: Что обозначает имя существительное в единственном числе? А во множественном числе?
У-ки: В единственном числе обозначает один предмет, а во множественном – два и более предметов.
У : Скажите в каком числе употреблены данные имена существительные?
У-ки: в единственном числе.
У: А какие из этих имен существительных можно употребить в единственном и во множественном числе? А какие только в единственном числе?
У-ки: города, улицы, отцы, учителя, картины, обезьяны, тарелки.
В единственном : Россия, Москва.
У : Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего урока.
- Определение темы и задач урока.
У : Прочитайте на доске тему нашего урока:
Изменение имен существительных по числам.
У : Подумайте и скажите, чему мы с вами будем учиться?
У-ки: Мы научимся изменять имена существительные по числам.
- Упражнение в наблюдении за изменением имен существительных по числам
(на доске запись):
книга – книги
облако – облака
яблоко – яблоки
картина – картины
У: Ребята, обратите внимание на доску. Скажите, в чем сходство и различие записанных пар слов? Чем похожи данные слова?
У-ки: это имена существительные, неодушевленные и нарицательные. Каждая пара – форма одного и того же слова.
У : Определим, в чем различие?
У-ки: Существительные в первом столбике употреблены в единственном числе, а имена существительные во втором столбике – во множественном числе; различие в написании в конце слов.
У : Спишите каждую пару и выделите изменившуюся часть слов.
У: Как вы думаете, почему изменилась форма слов?
У-ки: Форма слова изменилась, потому что имена существительные изменились по числам.
- Работа с определением.
У :Откройте учебник на с. 62 прочитайте определение самостоятельно. А теперь вслух. Что узнали из этого определения?
У-ки: Имена существительные изменяются по числам. При изменении числа имени существительного изменяется его форма.
- Упражнения в изменении имен существительных по числам.
- Работа с упражнением.
У : Посмотрите на упражнение 107. Прочитайте слова, которые написаны под цифрой 1:
Воробей, дерево, крыло, стул, ручей.
У: Измените число имен существительных.
У-ки: воробьи, деревья, крылья, стулья, ручьи.
У : Как думаете, какая орфограмма вам встретилась в именах существительного во множественном числе?
У-ки: Разделительный мягкий знак.
У : Читаем слова под цифрой 2:
Чиж, малыш, ерш, стриж.
У : Какая орфограмма вам встретилась в именах существительных
У-ки: Буква парного согласного на конце слова.
У: Измените число имен существительных.
У-ки: Чижи, малыши, ерши, стрижи.
У : Запишите любую группу либо под цифрой 1, либо под цифрой 2. Подчеркните орфограммы.
- Занимательная минутка.
У: А теперь поиграем. Я кидаю вам мячик и называю слово. Вы его ловите и возвращаете его мне в другом числе.
Сугроб - сугробы, воробьи – воробей, дорога – дороги, капуста – капусты, лопаты – лопаты, осина- осины, петухи – петух, тетрадь – тетради, снегирь – снегири, ученики – ученик.
У: Выполним упражнение 109, с. 63
У: Прочитаем слова под цифрой 1:
Сосна, трава, дерево, письмо, пчела.
У: Какая орфограмма пропущена в этих словах?
У – ки: Проверяемая безударная гласная в корне слова.
У: Какой буквой обозначить безударный гласный в корне слова?
У – ки: Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
У: Какие два способа мы знаем, как обозначить буквой безударный гласный в корне слова?
У –ки: изменить форму слова или подобрать однокоренное.
У: Нам в упражнении сказано: подберите проверочное, изменив его форму. Когда меняется форма слова?
У – ки: Форма слова меняется, когда изменяем число.
У: Давайте изменим форму слов, чтобы обозначить буквой безударный гласный в корне слова.
У – ки: сосна – сосны, трава – травы, дерево – деревья, письмо – письма, пчела – пчелы.
У: Прочитаем слова под цифрой 2:
дрозды, хлеба, грачи, моря, грибы
У: Изменим форму слов, чтобы обозначить буквой безударный гласный в корне слова.
У – ки: дрозд, хлеб, грач, море, гриб.
У: Запишем это упражнение по вариантам: 1в. под цифрой 1, 2в. – цифра 2. по образцу, который дан в учебнике.
VII . Работа с орфоэпическим словарем.
У: Ребята, а теперь мы поработаем с орфоэпическим словарем. Откройте учебник на с. 133.
У: Скажите, чему учит орфоэпический словарь?
У – ки: С помощью этого словаря мы учимся правильно произносить слова.
У: Поработаем с ними. Найдите пары слов имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе и правильно произнесите их.
У – ки: Арбуз, арбузы; бант, банты; герб, гербы; директор, директора; инженер, инженеры; километр, километры; кран, краны; облако, облака; простыня, простыни; сантиметр, сантиметры; стакан, стаканы; столяр, столяры; туфля, туфли; шарф, шарфы; шофер, шоферы.
- Итог урока.
У: Чему мы учились на уроке?
У – ки : Мы учились изменять имена существительные по числам.
- Обсуждение домашнего задания.
У: Домашнее задание упражнение 108. Вы прочитаете загадки, объясните к ним отгадки и спишите аккуратно в тетрадь. Подчеркните орфограммы и определите число, в которых употреблены имена существительные.
У: Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфографическая минутка
Проверка Р о ссия, гор о д, ул и ца, о тец, к а ртина, учит е ль, я нварь, о б е зьяна, т а релка, М о сква.
Изменение имен существительных по числам
книга – книги облако – облака яблоко – яблоки картина - картины
книга – книги облако – облака яблоко – яблоки картина - картины
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо изменить форму слова (м о ря - м о ре) или подобрать однокоренное слово (тр а ва - тр а вка) так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)
Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...
Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"
Тема: Род имен существительныхКласс: 3Урок рефлексииОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточный материал....
Конспект урока по русскому языку "2 – е склонение имен существительных." (УМК Школа России" 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения.Планируемые результатыПредметные: знать признаки имен существительных 2 – го склонения и уметь их находить....
Конспект урока по русскому языку "Упражнения в склонении имени существительного и распознавание падежей" 3 класс, УМК Школа России
Дата: 12.04.21....
Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...
Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)
Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)...