Русский язык 3 клас.Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Технологическая карта урока.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Представлен урок русского языка 3 класс по теме: «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» и сопровождается презентацией, которая способствует повышению учебной мотивации учащихся, активизации их внимания. Урок направлен на ознакомление с понятием суффикс и развитие восприятия, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz_minchenko_t.r._sho_4.docx | 46.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Деятельностный метод |
Тема урока | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
Цель урока | Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения. |
Планируемый результат | |
Предметные умения Состав слова (морфемика)
Морфология
Синтаксис
| Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. – М. Просвещение, 2013. Технические средства обучения: медиапроектор. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point; Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. ЭОР: |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Оргмомент | Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | - Повторяйте за мной: Я на уроке русского языка. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю | Повторяют предложения за учителем, настраиваются на учебную деятельность. |
3 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | А) Минутка чистописания. На доске: гора, чайка, берега, снегири.. (1 слайд) - Найдите одинаковый звук в этих словах. - Охарактеризуйте звук [ г ]. - Сегодня на уроке мы будем работать над строчной и заглавной буквами Гг. Показать образец на таблице и образец письма на доске. - Спишите с доски продолжив закономерность. Гг // Ггг // Гггг// - Прочитайте пословицу. Нет друга - ищи, а нашёл - береги. (2 слайд) - Объясните ее смысл. Спишите пословицу. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Нет друга - ищи, а нашёл - береги. | Учащиеся определяют, что это звук [ г ]. Согласный, парный, звонкий. Работают в тетрадях. Объясняют ее смысл. Переписывают пословицу в тетрадь. Один ученик комментирует. . Называют однокоренные слова и выписывают их. Учащиеся обобщают по грамматическим признакам. Учащиеся выделяют корень и окончание, суффикс выделить не могут. |
4 | Самоопределение к деятельности. | - Ребята, у вас нас толах лежат карточки. Сложите слово из частей: а, по, к, друж. (Приложение 1) - Какое слово у вас получилось? Подружка (2 слайд) - Объясните значение этого слова. - Если мы обратимся к словарю Ожегова, то узнаем, что так называют девушку, девочку или женщину, состоящую с кем - нибудь в дружеских отношениях с кем - нибудь. (3 слайд) - Обозначим известные части слова.
- Однокоренные слова: друг (чередование звуков [ г // ж ]), дружок, дружить.
- Есть часть, которая присоединилась к корню перед ним?
- Какая часть слова осталась не выделенная? Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня и перед приставкой? - Сформулируйте тему урока. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? - Какие цели урока мы сегодня поставим перед собой? | Работа в парах. Составляют слово из частей. Объясняют значение этого слова. Обозначают известные части слова. Выявляют причину затруднения. Формулируют тему урока. Формулируют задачи урока. (4 слайд)
|
5 | Планирование. | - Для того, чтобы мы смогли успешно достичь наши цели, нам необходимо составить план. А поможет нам в этом наша лесенка. (5 слайд) ПРОВЕРЯЮ ПРИМЕНЯЮ КАК? ЧТО? - Какая ступенька у нас в плане первая? - На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? - Какая ступенька у нас в плане вторая? - На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? - Какая следующая ступенька? - Чему будем учиться на этой ступеньке? - Какая следующая ступенька? - Что будем проверять на этой ступеньке? | Что? Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс? Как? Как найти суффикс? Применяю. Тренироваться находить суффиксы. Проверяю. Как я научился находить суффиксы. |
6 | Реализация плана. | 1. Поиск. (6 слайд) -Рассмотрите группу слов: ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежовый. - Как можно назвать эту группу слов? Какие это слова? - Докажите - Запишите эти слова в тетрадь. Обозначьте корень. - В каких словах остались части слова не выделенные? - Обозначьте эту часть слова знаком ^. Это суффикс. Ответьте на вопросы:
- Как мы можем проверить свои выводы? - Прочитайте определение суффикса. (учебн. с. 89) - На какой ступеньке работали? На все ли вопросы ответили? 2. Построение алгоритма. - На какой вопрос будем искать ответ на второй ступеньке? - Вернемся к нашей группе слов. Легко ли было находить в этих словах суффикс? - Какие знания вам помогли? - Я предлагаю вам поработать в группах и построить алгоритм выделения суффикса. Восстановите алгоритм выделения приставки и дополните еще одним шагом для нахождения суффикса. (Приложение 2) 3. | Анализ предложенных слов. Однокоренные. У них одинаковый корень –еж - и близкое значение. ёжик, ежиха, ежата, ежовый Стоит после корня. Служит для образования новых слов. Называют источники информации. Учащиеся читают определение суффикса. (учебн. с. 89) Учащиеся дают ответы. Как найти суффикс? Учащиеся дают ответы. Алгоритм выделения приставки. Работа в группах |
Алгоритм разбора слова по составу
________________________________________________________ - На какой ступеньке работали? Что узнавали на этой ступеньке? 3. Применение знаний. а) Первичное закрепление. - На какую ступеньку переходим? - Чему будете учиться на этой ступеньке? - Найдите в учебнике упражнение 165 на странице 89. Исследуйте его. - Прочитайте задание. Кто понял задание? Кто может его объяснить?
- Какие знания вам потребуются?
- Чему можно учиться, выполняя это задание? Проверка по окончании выполнения работы. б) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Найдите в учебнике упражнение 167 на странице90. | Проверка по эталону. (слайд 7) Учащиеся дают ответы. Применяю. Тренироваться находить суффиксы. Учащиеся знакомятся с упражнением 165 на странице 89. Списать, выделить в словах все части слова. Ответить на вопрос, какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова? Знать, все части слова корень, суффикс, окончание, находить их Учащиеся дают ответы. У доски 3 ученика выполняют задание. Остальные работают в тетрадях самостоятельно. (1 ряд записывает 1й столбик, 2 ряд - 2 й столбик, 3 й ряд - 3й столбик) | ||
Физкультминутка | - Для чего выполняли это упражнение? - Кому было трудно? Какой вывод сделаете? | Ответить на вопрос, в чем различие слов воробей - воробьишка, лапа - лапка. Списать текст. Выделить в именах существительных суффиксы - к -, - ишк -. Объяснить написание выделенных орфограмм. Выполняют задание самостоятельно и проверяют по эталону. (слайд 8) Надо еще тренироваться находить суффикс. | |
6 | Включение в систему знаний и повторение. | 1. - Прочитайте слова. (Приложение 3) Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт. - Разделите их на 2 группы. - По какому признаку делили слова? 2. Тест по теме «Что такое суффикс?» (Приложение 4) Выбери верный ответ.
б) Суффикс – часть слова. в) Суффикс – слово. 2. а) Суффикс стоит перед корнем. б) Суффикс стоит после корня перед окончанием. 3. а) Суффикс служит для образования новых слов. б) Суффикс служит для красоты. в) Суффикс служит для связи слов в предложении. 4. Укажи слово с суффиксом –к-. а) мак б) лапка в) язык г) картина 5*. Разгадай шараду. Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. __________________ А) Предлагает поработать в группах, ответить на вопросы и создать эталон. Ответьте на вопросы:
Допишите правило. Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов. Б) Предлагает прочитать правило в учебнике (с.89) и определить, что увидели нового. | Работа в парах. Учащиеся работают в группах, делят слова на группы. В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок. Выполняют тест, проверяют по «ключу». |
- Оцените свою работу с помощью знаков: «!» - правильно, без ошибок, отлично; «+» - 1-2 ошибки, хорошо; «-» - 3-5 ошибок, надо лучше работать. | Учащиеся оценивают свою работу. | ||
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Оцените СВОЮ РАБОТУ на уроке. (Приложение 5) - Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) _________________________________ 2. Сегодня на уроке я научился (лась) (ЧЕМУ?) _________________________________________________ 3. Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (ЧТО?) ________________________________________ 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _______________________________________________ 5.Сегодня на уроке я мог(ла) бы лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?). Осталось непонятным (ЧТО?) ______________________________________________ 6.Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?) _______________________________________________ | Рефлексируют свою деятельность на уроке. |
11 | Информация о домашнем задании | Предлагает выбрать любое задание.
| Выбирают вариант домашнего задания, записывают в дневник. |
Приложение 1
друж | друж | друж |
друж | друж | друж |
друж | друж | друж |
друж | друж | друж |
друж | друж | друж |
по | по | по |
по | по | по |
по | по | по |
по | по | по |
по | по | по |
к | к | к | а | а | а |
к | к | к | а | а | а |
к | к | к | а | а | а |
к | к | к | а | а | а |
к | к | к | а | а | а |
Приложение 2
Алгоритм разбора слова по составу
_____________________________________________________
| Алгоритм разбора слова по составу
_________________________________________________ |
Алгоритм разбора слова по составу
________________________________________________________ | Алгоритм разбора слова по составу
_________________________________________________ |
Тест по теме «Что такое суффикс?»
Выбери верный ответ.
- а) Суффикс – часть предложения.
б) Суффикс – часть слова.
в) Суффикс – слово.
2. а) Суффикс стоит перед корнем.
б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.
3. а) Суффикс служит для образования новых слов.
б) Суффикс служит для красоты.
в) Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. Укажи слово с суффиксом –к-.
а) мак
б) лапка
в) язык
г) картина
5*. Разгадай шараду.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
__________________
Приложение 4
Тест по теме «Что такое суффикс?»
Выбери верный ответ.
- а) Суффикс – часть предложения.
б) Суффикс – часть слова.
в) Суффикс – слово.
2. а) Суффикс стоит перед корнем.
б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.
3. а) Суффикс служит для образования новых слов.
б) Суффикс служит для красоты.
в) Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. Укажи слово с суффиксом –к-.
а) мак
б) лапка
в) язык
г) картина
5*. Разгадай шараду.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
__________________
Приложение 5
- Оцените СВОЮ РАБОТУ на уроке.
- Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)
_________________________________
2. Сегодня на уроке я научился (лась) (ЧЕМУ?)
_________________________________________________
3. Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (ЧТО?) ________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_______________________________________________
5.Сегодня на уроке я мог(ла) бы лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?). Осталось непонятным (ЧТО?)
______________________________________________
6.Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
_______________________________________________
- Оцените СВОЮ РАБОТУ на уроке.
- Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)
_________________________________
2. Сегодня на уроке я научился (лась) (ЧЕМУ?)
_________________________________________________
3. Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (ЧТО?) ________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_______________________________________________
5.Сегодня на уроке я мог(ла) бы лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?). Осталось непонятным (ЧТО?)
______________________________________________
6.Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
_______________________________________________
- Оцените СВОЮ РАБОТУ на уроке.
- Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)
_________________________________
2. Сегодня на уроке я научился (лась) (ЧЕМУ?)
_________________________________________________
3. Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (ЧТО?) ________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_______________________________________________
5.Сегодня на уроке я мог(ла) бы лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?). Осталось непонятным (ЧТО?)
______________________________________________
6.Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
_______________________________________________
домик | рыбак |
домик | рыбак |
домик | рыбак |
домик | рыбак |
домик | рыбак |
домик | рыбак |
домик | рыбак |
домик | рыбак |
домик | рыбак |
домик | рыбак |
Приложение 3
пригород | берёзка |
пригород | берёзка |
пригород | берёзка |
пригород | берёзка |
пригород | берёзка |
пригород | берёзка |
пригород | берёзка |
пригород | берёзка |
пригород | берёзка |
пригород | берёзка |
Приложение 3
переход | отлёт |
переход | отлёт |
переход | отлёт |
переход | отлёт |
переход | отлёт |
переход | отлёт |
переход | отлёт |
переход | отлёт |
переход | отлёт |
переход | отлёт |
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...
урок русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"
Урок русского языка в 3-м классе "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?". УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Данный материал представляет технологическую карту урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России". это урок открытия новых знаний....
Урок русского языка в 4 классе Наречие как особая часть речи Технологическая карта урока
Тема урокаНаречие как особая часть речиЦель урокаДать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи урокаОрганизовать деятельность учащихся по:обна...
Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России» Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Цель урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; учить выделять окончание в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....
Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России».Тема урока: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Цель урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова; учить выделять приставки в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...