Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Скачать:
Предварительный просмотр:
К УРОКУ ДОПУЩЕН К УРОКУ ДОПУЩЕН
_____________________ / ____________________ ___________________ / ___________________
подпись ФИО учителя подпись ФИО рук. практики
« ___ » ___________ 202__ г. « ___ » ___________ 202__ г.
Предмет: | Русский язык |
УМК: | Школа России |
Дата: | 09.11.2023 |
Учитель: | Тегерекова Олеся Владимировна |
ФИО рук. практики: | Анышева Марина Юрьевна |
ФИО практиканта: | Кучалу Мызылдай Александровна |
Тема урока: | «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» |
Тип урока: | открытие новых знаний |
Класс: | 3 «г» |
Цель урока: | Создание условий для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы. |
Задачи: | Образовательная: - научить находить суффиксы в словах; познакомить учащихся с ролью суффикса. Развивающая:
Воспитывающая: - создавать условия для формирования внимательного отношения к слову писателя, любви к родной речи, русскому языку |
Планируемые результаты: | Предметные:
Метапредметные: познавательные:
регулятивные:
коммуникативные:
Личностные:
|
Дидактические средства, оборудование: | раздаточный материал, презентация, учебник, тетрадь. |
ОТМЕТКА ЗА УРОК
_______________________ / ______________________
подпись ФИО рук. практики
« ___ » __________ 202 __ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока | Время | Методы и приемы работы Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! - Присаживайтесь! - Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Мызылдай Александровна. - Ребята, на столах у вас лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. С каким настроением вы пришли на урок. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А теперь проверим, готовы ли вы к уроку. -Те, кто готов к уроку, поднимите руки. -Замечательно. | Приветствуют учителя. Присаживаются Улыбаются Проверяют. | Ф | |
2. Актуализация знания и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности | 5 мин | Словесный метод | - Ребята, если вы сегодня на уроке будете активно работать, не кричать с места, не отвечать хором, не шуметь,а будете хорошо себя вести, поднимать руку, то я вам буду за каждый правильный ответ давать такие золотые монеты и в конце урока мы посмотрим, кто сколько монет заработал. У кого будет много монет, тому я поставлю хорошую отметку. - Договорились? -Запишите в тетрадях сегодняшнее число классная работа. -Ребята, перед тем как начать наш урок, мы проведем словарную работу. Сейчас мы повторим словарные слова ,которые вы изучили ранее .Но выполним мы это необычным способом, я буду показывать вам рисунки предметов, а вы будете записывать название этих предметов и подчеркнуть орфограммы.(где вы можете допустить ошибку) - Кто хочет выйти к доске и поработать? Алфавит, альбом, очки, лягушка, лопата,солнце,сирень, гриб. -А теперь проверим правильно ли вы записали слова.СЛАЙД -Молодец, присаживайся. | - Да. Записывают число классная работа - Выполняют словарную работу | |
3. Выявление места и причины затруднения | 5 мин | Беседа | - А сейчас мы с вами посмотрим, кто был самым внимательным на прошлых уроках. - Ребята, какие части слова вы знаете? - А теперь давайте вспомним, что такое корень, приставка и окончание - что же такое корень?СЛАЙД -А как найти корень слова? - Что такое окончание?СЛАЙД - Как найти окончание? - Что такое приставка?СЛАЙД - Как найти приставку? - Молодцы, ребята! Вот мы с вами вспомнили части слова. - А теперь посмотрите на доску.СЛАЙД - Вы должны выделить части слова, которые вы уже знаете. Разобрать слова во составу - А теперь поменяйтесь тетрадями с товарищами по парте и проверьте правильно ли вы разобрали слова по составу.СЛАЙД - Молодцы, ребята! | - корень, приставка, окончание. -Корень- главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов) -Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть -Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении -Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова -это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов с новым значением. Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой. - Прибегу(при-приставка;бег-корень;у-окончание;прибег-основа). -Рассказы(рас-приставка;сказ-корень;ы-окончание;рассказ-основа). -Прилечу( при-приставка; леч-корень; у-окончание; прилеч-основа). - взаимопроверка. | Ф |
4. Построение проекта выхода из затруднения | 5 мин | Словесный метод | - Чтобы узнать о какой части слова мы будем сегодня говорить,я предлагаю вам отгадать загадку. Внимательно слушаем, хором не отвечаем, а поднимаем руки. После корня он стоит Перед окончанием Если я его сменю Другое слово получу Обозначаю уголком Называю «суффиксом» - Молодцы, ребята. - Сформулируйте тему нашего урока. СЛАЙД -Правильно, тема нашего сегодняшнего урока “Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?” - Какую цель вы поставите перед собой?(прикрепляю на доску) - Молодцы! СЛАЙД - Цель нашего сегодняшнего урока:познакомиться с суффиксом, как значимой частью слова, научиться находить в слове суффиксы. Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает «прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова SUFFIXUS с тем же значением. - Сейчас я предлагаю открыть учебник на странице 89 и выполнить упражнение под номером 164. - Кто прочитает стихотворение? - Выпишите из предложения однокоренные слова. Выделите в них корень. - От какого слова и с помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха? Выделите эти части слов острым уголком ^. Где они находятся: перед корнем или после корня? - Ребята, давайте прочитаем правило в желтой рамочке. СЛАЙД(правило) ... прочитай правило вслух. | - отгадывают загадку - Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? - узнать что такое суффикс, как его находить в слове. -Открывают учебники - Читают стихотворение - Выписывают однокоренные слова и выделяют корень(еж, ежиха, ежик. Корень ЕЖ) -с помощью слова еж, выделяют, находиться после корня. - Читают правило. Суффикс- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Лес - лесок, лесной, лесник, лесистый. | Ф |
5. Реализация построенного проекта | 8 мин | Словесный метод | Сейчас давайте выполним упражнение 166 на странице 90. - Прочитайте текст про себя. Кто прочитал, сядьте правильно. - О каком городе в нем говориться? - Кого называют словом тверичи? Чем они славились? -Работа у доски. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень, суффиксы –ич-, -ск- и окончание. - В каких еще словах есть суффикс –ск-? - Давайте прочитаем правило на странице 90 в желтой рамочке. - Так что же нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс? - А теперь давайте выполним физкультминутку. (ВИДЕО) - Все встали! Повторяем вместе со мной. -Молодцы, ребята, садитесь. | - Выполняют упражнения - город Тверь - Людей, которые живут в этом городе - По очереди выходят к доске и выписывают однокоренные слова и выделяют корень и суффикс (Тверь, тверичи, тверские) - Русский, конский - Чтобы найти в слове суффик, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом. Травка (трава, травинка, травушка) - надо найти однокоренное слово без суффикса или с другими суффиксами. Выполняют физкультминутку. | Ф |
6. Первичное закреплением с комментированием во внешней речи | 5 мин | Словесный метод | -А теперь давайте выполним упражнение 167. Прочитайте стихотворение. - Понравилось ли вам описание воробья? Какие сравнения использовал автор? Удачны ли они? - В чем различие слов воробей-воробьишка, лапа-лапка? - Давайте спишем это стихотворение в свои тетради. Выделите в именах сущ. Суффиксы –к-, -ишк-. Объясните написание выделенных орфограмм. | - Выполняют 167 упражнение. - Ответы учеников. - сравнение глазки-бисер. - от слова воробей, с помощью уменьшительно ласкательного -ишк- образовалась слово воробьишка. Лапа уменьшительно ласкательный суффикс -к-, образовалось слово лапка | Ф П |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 5 мин | Практический метод | А теперь я вам предлагаю вам поработать в парах. А для начала давайте повторим правила работы в парахСЛАЙД. У вас на столах лежат карточки. Ваша задача заключается в том, что вы должны разобрать слова по составу обозначить в словах суффикс. Подснежник, хлебница, берёзонька,, синенький,вазочка. - Кто выполнил задание, возмитесь за ручки и постройте крышу шалаша, то есть поднимите руки вверх. СЛАЙД - А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
| - Подснежник( под-приставка; снеж-корень; ник-суффикс; нулевое окончание; подснежник-основа). Хлебница( хлеб-корень; ниц- суффикс; а-окончание;хлебниц-основа) Березонька(берез-корень; оньк-уменьшит.ласкат. суффикс; а-окончание; березоньк-основа). Синенький(син-корень; еньк-уменьшит.ласкат. суффикс; ий-окончание; синеньк-основа) Вазочка(ваз-корень; очк-уменьшит.ласкат. суффикс; а-окончание; вазочк-основа). | Г |
8. Включение в систему знаний и повторение | 5 мин | Практический метод | - Вот и подошел наш урок к концу. - Давайте вспомним, какую тему мы изучали сегодня на уроке? - Достигли ли мы поставленных целей? - Что такое суффикс? - Как найти в слове суффикс? | - Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? - Да, достигли. - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. - надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. | Ф |
9. Рефлексия учебной деятельности | 5 мин | Вывешиваю на доску. - Дополните предложения: Теперь я могу... Я узнал(а)... Я понял(а) что... А теперь посчитайте, сколько монет вы заработали сегодня на уроке. Откройте дневники и запишите домашнюю работу выучить правило на странице 89 и на странице 90, выполнить упражнения 165 на странице 89. - Все встали.Я очень рада, что вам было интересно. Всем спасибо за урок. До новых встреч и хорошего дня!
| - Оценивают свою работу. | И |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Что такое обращение"
Урок усвоения новых знаний по теме "Обращение"....
Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"
Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое корень слова?" 3 класс
Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России") 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое обращение".
Цель: Дать понятие «обращение», правило употребления знаков препинания в предложениях с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обращениями....
Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое корень слова"
Технологическая карта и презентация урока русского на тему "Что такое корень слова" будет полезна учителям 3 классов...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...