Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

К УРОКУ ДОПУЩЕН                                                                                                            К УРОКУ ДОПУЩЕН

_____________________ / ____________________                                                                  ___________________ / ___________________

     подпись                                                ФИО учителя                                                                                                                                         подпись                                                   ФИО рук. практики

« ___ » ___________ 202__ г.                                                                                                     « ___ » ___________ 202__ г.

Предмет:

Русский язык

УМК:

Школа России

Дата:

09.11.2023

Учитель:

Тегерекова Олеся Владимировна

ФИО рук. практики:

Анышева Марина Юрьевна

ФИО практиканта:

Кучалу Мызылдай Александровна

Тема урока:

«Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Тип урока:

открытие новых знаний

Класс:

3 «г»

Цель урока:

Создание условий для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.

Задачи:

Образовательная:

     -    научить находить суффиксы в словах; познакомить учащихся с ролью суффикса.

Развивающая:

  • развивать навык выделять суффикс графически, речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся

Воспитывающая:

      -     создавать условия для формирования внимательного отношения к слову писателя, любви к родной речи, русскому языку

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь находить  суффикс в слове

Метапредметные:

познавательные:

  • развивать умение планировать, контролировать , оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и целью.
  • планировать свою работу по изучению незнакомого материала

регулятивные:

  • самостоятельно формулировать задание: определять его цель;
  • планировать алгоритм его выполнения;
  • корректировать работу по ходу его выполнения;
  • самостоятельно оценивать

коммуникативные:

  • участвовать в диалоге;
  • слушать и понимать других;
  • высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Личностные:

  • понимать необходимость изучения русского языка

Дидактические средства, оборудование:

раздаточный материал, презентация, учебник, тетрадь.

                         ОТМЕТКА ЗА УРОК

_______________________ / ______________________

                            подпись                                           ФИО рук. практики

« ___ » __________ 202 __ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока

Время

Методы и приемы работы

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Присаживайтесь!

- Сегодняшний урок русского  языка у вас проведу я, меня зовут Мызылдай Александровна.

- Ребята, на столах у вас лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. С каким настроением вы пришли на урок.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А теперь проверим,  готовы ли вы к уроку.

-Те,  кто готов к уроку, поднимите руки.

-Замечательно.

Приветствуют учителя.

Присаживаются

Улыбаются

Проверяют.

Ф

2. Актуализация знания и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности

5 мин

Словесный метод

- Ребята, если вы сегодня на уроке будете активно работать, не кричать с места, не отвечать хором, не шуметь,а будете хорошо себя вести, поднимать руку, то я вам буду за каждый правильный ответ давать такие золотые монеты и в конце урока мы посмотрим, кто сколько монет заработал. У кого будет много монет, тому я поставлю хорошую отметку.

- Договорились?

-Запишите в тетрадях сегодняшнее число классная работа.

 -Ребята, перед тем как начать наш урок, мы проведем словарную работу. Сейчас мы повторим словарные слова ,которые вы изучили ранее .Но выполним мы это необычным способом, я буду показывать вам рисунки предметов, а вы будете записывать название этих предметов и подчеркнуть орфограммы.(где вы можете допустить ошибку)

- Кто хочет выйти к доске и поработать?

Алфавит, альбом, очки, лягушка, лопата,солнце,сирень, гриб.

-А теперь проверим правильно ли вы записали слова.СЛАЙД

-Молодец, присаживайся.

- Да.

Записывают число классная работа

- Выполняют словарную работу

3. Выявление места и причины затруднения

5 мин

Беседа

- А сейчас мы с вами посмотрим, кто был самым внимательным на прошлых уроках.

- Ребята, какие части слова вы знаете?

- А теперь давайте вспомним, что такое корень, приставка и окончание

- что же такое корень?СЛАЙД

-А как найти корень слова?

- Что такое окончание?СЛАЙД

- Как найти окончание?

- Что такое приставка?СЛАЙД

- Как найти приставку?

- Молодцы, ребята! Вот мы с вами вспомнили части слова.

- А теперь посмотрите на доску.СЛАЙД

- Вы должны выделить части слова, которые вы уже знаете. Разобрать слова во составу

- А теперь поменяйтесь тетрадями с товарищами по парте и проверьте правильно ли вы разобрали слова по составу.СЛАЙД

- Молодцы, ребята!

- корень, приставка, окончание.

-Корень- главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

-Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть

-Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении

-Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова

-это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов с новым значением.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

- Прибегу(при-приставка;бег-корень;у-окончание;прибег-основа).

-Рассказы(рас-приставка;сказ-корень;ы-окончание;рассказ-основа).

-Прилечу( при-приставка; леч-корень; у-окончание; прилеч-основа).

- взаимопроверка.

Ф

4. Построение проекта выхода из затруднения

5 мин

Словесный метод

- Чтобы узнать о какой части слова мы будем сегодня говорить,я предлагаю вам отгадать загадку.

Внимательно слушаем, хором не отвечаем, а поднимаем руки.

После корня он стоит

Перед окончанием

Если я его сменю

Другое слово получу

Обозначаю уголком

Называю «суффиксом»

 - Молодцы, ребята.

- Сформулируйте тему нашего урока.

СЛАЙД

-Правильно, тема нашего сегодняшнего урока “Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?”

- Какую цель вы поставите перед собой?(прикрепляю на доску)

- Молодцы!

СЛАЙД

- Цель нашего сегодняшнего урока:познакомиться с суффиксом, как значимой частью слова, научиться находить в слове суффиксы.

Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает «прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова SUFFIXUS с тем же значением.

- Сейчас я предлагаю открыть учебник на странице 89 и выполнить упражнение под номером 164.

- Кто прочитает стихотворение?

- Выпишите из предложения однокоренные слова. Выделите в них корень.

- От какого слова и с помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха? Выделите эти части слов острым уголком  ^. Где они находятся: перед корнем или после корня?

 - Ребята, давайте прочитаем правило в желтой рамочке.

СЛАЙД(правило)

... прочитай правило вслух.

- отгадывают загадку

- Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

- узнать что такое суффикс, как его находить в слове.

 -Открывают учебники

- Читают стихотворение

- Выписывают однокоренные слова и выделяют корень(еж, ежиха, ежик. Корень ЕЖ)

-с помощью слова еж, выделяют, находиться после корня.

- Читают правило.

Суффикс- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Лес - лесок, лесной, лесник, лесистый.

Ф

5. Реализация построенного проекта

8 мин

Словесный метод

 Сейчас давайте выполним упражнение 166 на странице 90.

- Прочитайте текст про себя. Кто прочитал, сядьте правильно.

- О каком городе в нем говориться?

- Кого называют словом тверичи? Чем они славились?

-Работа у доски.  Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень, суффиксы –ич-, -ск- и окончание.

-  В каких еще словах есть суффикс –ск-?

- Давайте прочитаем правило на странице 90 в желтой рамочке.

- Так что же нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

- А теперь давайте выполним физкультминутку.

(ВИДЕО)

- Все встали! Повторяем вместе со мной.

-Молодцы, ребята, садитесь.

- Выполняют упражнения

- город Тверь

- Людей, которые живут в этом городе

- По очереди выходят к доске и выписывают однокоренные слова и выделяют корень и суффикс (Тверь, тверичи, тверские)

- Русский, конский

- Чтобы найти в слове суффик, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом. Травка (трава, травинка, травушка)

- надо найти однокоренное слово без суффикса или с другими суффиксами.

Выполняют физкультминутку.

Ф

6. Первичное закреплением с комментированием  во внешней речи

5 мин

Словесный метод

 -А теперь давайте выполним упражнение 167. Прочитайте стихотворение.

- Понравилось ли вам описание воробья? Какие сравнения использовал автор? Удачны ли они?

- В чем различие слов воробей-воробьишка, лапа-лапка?

- Давайте спишем это стихотворение в свои тетради. Выделите в именах сущ. Суффиксы –к-, -ишк-. Объясните написание выделенных орфограмм.

- Выполняют 167 упражнение.

- Ответы учеников.

- сравнение глазки-бисер.

- от слова воробей, с помощью уменьшительно ласкательного -ишк- образовалась слово воробьишка.

Лапа уменьшительно ласкательный суффикс -к-, образовалось слово лапка

Ф

П

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин

Практический метод

 А теперь я вам предлагаю вам поработать в парах. А для начала давайте повторим правила работы в парахСЛАЙД. У вас на столах лежат карточки. Ваша задача заключается в том, что вы должны разобрать слова по составу обозначить в словах суффикс.

Подснежник, хлебница, берёзонька,, синенький,вазочка.

 - Кто выполнил задание, возмитесь за ручки и постройте крышу шалаша, то есть поднимите руки вверх.

СЛАЙД

- А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

 

- Подснежник( под-приставка; снеж-корень; ник-суффикс; нулевое окончание; подснежник-основа).

Хлебница( хлеб-корень; ниц- суффикс; а-окончание;хлебниц-основа)

Березонька(берез-корень; оньк-уменьшит.ласкат. суффикс; а-окончание; березоньк-основа).

Синенький(син-корень; еньк-уменьшит.ласкат. суффикс; ий-окончание; синеньк-основа)

Вазочка(ваз-корень; очк-уменьшит.ласкат. суффикс; а-окончание; вазочк-основа).

Г

8. Включение в систему знаний и повторение

5 мин

Практический метод

- Вот и подошел наш урок к концу.

- Давайте вспомним, какую тему мы изучали сегодня на уроке?

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Что такое суффикс?

- Как найти в слове суффикс?

- Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

- Да, достигли.

- значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

- надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами.

Ф

9. Рефлексия учебной деятельности

5 мин

Вывешиваю на доску.

- Дополните предложения:

Теперь я могу...

Я узнал(а)...

Я понял(а) что...

 А теперь посчитайте, сколько монет вы заработали сегодня на уроке.

Откройте дневники и запишите домашнюю работу выучить правило на странице 89 и на странице 90, выполнить упражнения 165 на странице 89.

- Все встали.Я очень рада, что вам было интересно. Всем спасибо за урок.

До новых встреч и хорошего дня!

 

- Оценивают свою работу.

И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"

Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое корень слова?" 3 класс

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России") 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое обращение".

Цель: Дать  понятие «обращение»,  правило употребления знаков препинания в предложениях с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обращениями....

Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое корень слова"

Технологическая карта и презентация урока русского на тему "Что такое корень слова" будет полезна учителям 3 классов...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...