Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ника Хазбиевна Зангиева

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Однокоренные слова". Закрепление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:

« Однокоренные слова. Закрепление».

Зангиева Ника Хазбиевна      

                                                                       учитель начальных классов

МКОУ СОШ с. Комсомольское

                                                                       

Цели урока:

  1.  Закреплять умение подбирать и различать однокоренные слова, выделять корень слова, составлять предложение и текст, определять главные члены предложения, находить орфограмму в слове.
  2.  Развивать логическое мышление, внимание, память, коммуникативные навыки, самооценку учащихся.
  3.  Воспитывать бережное отношение к родной природе, взаимовыручку и товарищеские отношения между учащимися.

Ход урока:

Орг. момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

Мотивация учебной деятельности:

-Сегодня мы подводим итог нашему знакомству с однокоренными словами, корнями слов. Но перед тем как начать работать я предлагаю вам отгадать загадку:

Есть у радости подруга, в виде полукруга

На лице она живет, то куда-то вдруг уйдёт

То внезапно возвратится, грусть тоска ее боится.

(улыбка)

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Заходя в этот класс на урок.

Голосистою птицей весёлой

Заливается школьный звонок.

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Поделитесь ребята улыбкой,

Чтоб ответную искру зажечь.

-Сегодня солнышко тоже нам улыбается с высоты.

Улыбнемся друг другу и мы.

Орфографическая минутка:

-Открыли свои тетрадки, записываем число, классная работа.

Начнем с минутки чистописания.

К к буквы .

-Что  вы можете сказать о звуке (к).

(Это согласный, глухой, парный)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Чистописание.

(слайд 2)

- А теперь напишите слова, которые вы видите на доске с новой строчки.

-  Что  вы можете сказать об этих словах?

- Что такое корень слова?

Выделите корень в данных словах.

Учащиеся записывают слова в тетради: красота

              красивый

              украсить

             украшение

- Это однокоренные слова, т.к. у них одинаковый корень – крас- и общее значение.

- Корень слова – это общая часть всех однокоренных слов.

Ученики выделяют корень в  словах.

2. Определение темы и целей урока.

(слайд 3)

(слайд 4)

-  Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

-  Что бы вы хотели повторить сегодня на уроке?  

- Мы будем говорить об однокоренных словах. Закреплять наши знания и умения.

-Тема урока: «Однокоренные слова. Закрепление».

-Подбирать однокоренные слова, выделять корень слова, составлять предложение и текст, определять главные члены предложения, находить орфограмму в слове и т.п.

3. Актуализация знаний учащихся.

(слайд 6)

(слайд 7)

(слайд 7)

А сейчас мы с вами отправимся в удивительный сад, но это необычный сад, это сад, в котором растут слова:

 Елена. Измайлова написала об этом саде стихотворение «Как растут слова?», которое нам прочитает……..

Как-то много лет назад

Посадили странный сад

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом,

А вот садовод.

К ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

-  Какие слова выросли из корня – сад-?

- Что мы знаем о таких словах?

Слайд 6 Дерево. Анимация: на ветки дерева прикрепляются  слова: рассада, садовод, садовник, посадки, посадили.

- Как называются эти слова?  Докажите.

-Как пишется корень во всех этих словах?  

-

 

- Теперь вам придется немного потрудиться и   самостоятельно  вырастить слова на дереве с корнем – цвет –

(На доске рисунок дерева с корнем  -цвет-)

 -  Задание такое. Кто больше всех запишет слов с этим корнем в свою тетрадь, тот станет лучшим садоводом.

 -Какие слова вы вырастили?

Учитель прикрепляет слова к веточкам на рисунке.

- Дети называют слова из стихотворения с корнем- сад-рассада, садовод, садовник, посадки, посадили.

- Эти слова называются однокоренными. У этих слов общий корень сад и одинаковое значение.

- Во всех этих словах корень пишется одинаково.

- Зацвёл, цветник, цветок, цветочек, цветик, цветной, цветение и т.п.

5. Применение знаний в нестандартной ситуации. Работа в паре.

( слайды 10 – 12)

- Ребята, скажите пожалуйста, не забыли ли вы, какое сейчас время года? Как вы думаете, что украшает нашу землю весной?

(ответы детей)

- Цветы, без сомнения украшают нашу землю, особенно весной, когда даже деревья в цветах.

   -А какие цветы вы знаете?  Отгадайте, что это за цветок?

- Стоит в поле кудряшка

 Белая рубашка,

 сердечко золотое.

 Что это такое?  

- Сейчас мы поработаем  в парах. На ваших столах лежат белые конверты с заданиями. Каждая пара  соберет свою ромашку. Эта ромашка необычная: ее лепестки должны состоять из родственных слов.

1ряд – Вода, водитель, подводник, водица, водичка, провод.  

2 ряд – Гора, горный, горняк, горе, горка, гористый, огород.

- Какие лепестки оказались лишними? Почему?

-проверка работы детей на доске.

- Мы знаем цветы: василёк, роза, лилия, кактус и т.д.

-Это ромашка.

 Учащиеся собирают в парах ромашку. Одна пара с каждого ряда работает у доски.

1 ряд – водитель и провод

2 ряд – горе и огород

Эти лепестки лишние, потому что эти слова имеют другое значение и не являются однокоренными.

6. Восстановление деформированного текста.

Работа в группах (четвёрках).

(слайды 13 – 14)

ФИЗМИНУТКА

- Мы с вами побывали в саду, а теперь отправляемся  в лес. Поможем девочке Тане, которая немного запуталась.

Для этого нам нужно  сесть в группы. На ваших столах разложены слова: шла, На, рвать, куст, орехи, лес, через, стала, увидела, Девочка, полянке, она, ореховый, Таня.

- Объедините слова по цвету. Составьте предложения из слов каждого цвета.

Что такое предложение?

- А теперь составьте из этих предложений рассказ и запишите его в тетрадь.

- Проверьте свою работу.  

-Найдите и подчеркните в первом предложении подлежащее и сказуемое.

- Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите. Выделите корень.

Ребята с передней парты поворачиваются к следующей парте, образуя четвёрки.

Учащиеся в группах составляют предложения из слов.

Учащиеся в группах составляют из предложений рассказ и записывают его в тетради.

Одна из групп учащихся зачитывает свой рассказ.

   Таня шла через лес. На полянке она увидела ореховый куст. Девочка стала рвать орехи.

Ребята чертят «волшебную линеечку».

 

-

Игровой момент.

9. Разноуровневая проверочная работа.

(слайд 16)

-К нам на урок очень торопились лесные птички,  птички необычные, они принесли нам на своих  крыльях слова. Но они так спешили, что забыли на какие деревья они должны сесть.

-Поможем нашим маленьким друзьям?

Дети приступают к выполнению задания. Их задача, посадить птиц на нужные ветки моделей деревьев, на рабочей доске.

10.    Итог работы. Рефлексия.

(слайды 17 – 18)

- Вот и подошёл к концу наш урок.

:

- Легко ли вам было справляться с заданиями?

- Какие задания были самыми простыми?

- Какие задания были самыми сложными?

- Над чем вы хотели бы ещё поработать на следующих уроках?

-Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за работу!  

- Мы научились находить однокоренные слова, выделять корень слова.

- Не все задания были простыми.

- Проще всего было подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

-Сложнее всего было собирать ромашки.

- Я хотел бы ещё потренироваться выделять корень слова.

11. Домашнее задание

- Нарисовать дерево с однокоренными словами.

- Составить рассказ о весне, используя однокоренные слова.

Ученики выбирают и записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку 2 класс "Корень слова"

Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.Задачи  урока:...

Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс

Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....

Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"

Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Открытый урок по русскому языку 2 класс по программе ПНШ "Родственные слова.Корень слова"

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе ПНШ "Родственные слова.Корень слова"...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...