Открытый урок по русскому языку 2 класс по программе ПНШ "Родственные слова.Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Открытый урок русского языка во 2 классе по программе ПНШ "Родственные слова.Корень слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116.98 КБ |
![]() | 18.23 КБ |
![]() | 15.74 КБ |
![]() | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БЕРЁЗ а , БЕРЁЗ онька , БЕРЕЗ няк , под БЕРЁЗ овик
1. поле, полочка, полевой, полюшко 2. печурка, печь, печка, печатать 3. соринка, сорняк, сорвал, насорил 4. водитель, вода, водичка, водяной 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
Св … тлый , свет, св …тает Н… чевать , н… чной , ночь Правда, опр … вдать , пр … вдивый С… дить , сад, с… довый
Проверим: с вет ночь правд а сад с вет лый ноч ной правд ивый сад овый с вет ает ноч евать о правд ать сад ить
Творческая работа 1. Под осиной растут подосиновики. 2. В лесу работает лесник. 3. Рыбак ловит рыбу. 4. Муравьи живут в муравейнике. 5. Туляк живет в Туле.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 Б классе с элементами Сингапурской системы обучения.
Учитель: Балина Ирина Викторовна.
Тема: Родственные слова (урок-закрепление)
Образовательные задачи:
- Учить детей подбирать родственные слова;
- Уметь выделять в них корень;
- Формировать умение подбирать к слову – названию предмета родственные слова (название признака и название действия) этого предмета;
- Уметь находить нужную информацию в тексте, анализировать ее содержание.
Воспитательные задачи:
- Уметь принимать мнение и точку зрения своего товарища, допускать существование различных точек зрения по изучаемой теме;
- Уметь осознавать свои возможности в учении (успеха или неуспеха), связывая успехи с усилием, трудолюбием.
Развивающие задачи:
- Развивать внимание, восприятие, речь (устную и письменную);
- Развивать память (зрительную, слуховую);
- Развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, умозаключение).
Ход урока.
- Организационный момент.
Посмотрите на партнера по лицу – улыбнитесь, партнеру по плечу – пожмите руку.
- Словарно-орфографическая работа.
Откройте тетрадь, оформите ее (число, Классная работа).
Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слайд № 1)
Какое это слово? (Слайд № 2)
Назовите орфограмму в этом слове.
Что такое береза?
Подберите к слову родовое понятие.
Но ель, сосна – тоже деревья. Чем они отличаются от березы?
Запишите это слово в тетрадь, выделите орфограмму.
Подберите и запишите к этому слову «береза» родственные слова, выделите в них корень.
- Определение темы урока.
Возьмите часики (метод «клок-баддис»).
(У учеников имеется модель часов с распределением времени на 12 ч., назначена встреча с одним из одноклассников. Имена написаны рядом с цифрой на циферблате.)
Посмотрите на часики: с кем назначена встреча на 12 часов? Возьмите тетради и идите на эту встречу. Проверьте правильность этого задания друг у друга.
Займите свои места за партой.
- Хочу послушать пару Аня – Света (отвечают).
- С кем встречался Сергей? (с Глебом)
- Как выполнил задание Глеб? (отвечает)
Проверьте это задание на слайде. (Слайд № 3)
Оцените. (жест «Отлично»)
Что такое «березняк»?
«Подберезовик»?
Предположите, какая тема урока? (повторить и обобщить знания о родственных словах и корне)
- Закрепление пройденного материала.
- Работа в команде (метод «модель фрейер»).
Сейчас будем работать в команде (по 4 человека) и составлять рассказ на тему «Что я знаю о родственных словах и корне слова».
Партнеры № 1, возьмите лист А4, согните его пополам.
Партнеры № 2, согните его еще пополам.
Партнеры № 3, отогните уголок в центре листа.
Партнеры № 4, разогните лист и маркером проведите все линии.
Этот лист передайте партнеру по лицу. Он пишет в центре ромба тему «Родственные слова. Корень слова» и передает его партнеру по плечу.
Партнер по плечу начинает писать по одному предложению все, что знает по этой теме, затем передает следующему партнеру по плечу. Когда все напишут – обсуждаете в своей команде получившийся ответ (рассказ по теме).
Проверим.
Рассказывает партнер № 1 из команды № 3.
Оцените («отличная работа»).
Далее партнер № 1 из команды № 4 и т.д.
Физминутка (метод «микс-фриз-групп»).
Дети двигаются по классу хаотично под музыку. Когда музыка замирает, дети останавливаются и объединяются друг с другом в группу по столько человек, сколько в ответе на следующие вопросы:
- Сколько участников в вашей команде?
- Сколько букв в слове «парта»?
- Сколько звуков обозначает буква «е» в слове «ель»?
2. Работа в команде.
«Найди лишнее слово, выпиши его».
Из ряда слов выпишите только то, которое не является однокоренным ко всем остальным.
- Поле, полочка, полевой, полюшко
- Печурка, печь, печка, печатать
- Соринка, сорняк, сорвал, насорил
- Водить, вода, водичка, водяной
(Слайд № 4)
Проверим.
На столе лежат карточки с числами 1 2 3 4.
Расставьте их в том порядке, в котором вы выписывали лишние слова.
Поднимите первую карточку – 2 (полочка).
Почему это лишнее слово? И т.д.
Сверимся со слайдом. (Слайд № 5) 2 4 3 1
- Работа с партнером по лицу (в парах).
Выпишите в тетрадь однокоренные слова в следующей последовательности:
Слово – предмет
Слово – признак
Слово – действие (Слайд № 6)
Св…тлый, свет, св…тает
Н…чевать, н…чной, ночь (1 – 4 партнер по лицу)
Правда, опр…вдать, пр…вдивый
С…дить, сад, с…довый (3 -2 партнер по лицу) (Слайд № 7)
Выделите корень в словах.
Хочу послушать партнера № 2 из команды № 5 и т.д.
Оцените. («отлично»)
Сверьте свои ответы со слайдом. (Слайд № 8)
- Творческая работа (метод «куиз-куиз-трэйд).
К каждому предложению составьте и запишите в тетрадь подобное предложение с однокоренными словами. В однокоренных словах выделите корень.
- Под осиной растут подосиновики.
- В лесу работает лесник.
- Рыбак ловит рыбу.
- Муравьи живут в муравейниках.
- Туляк живет в Туле.
(Слайд № 9)
Кто выполнил задание – встаньте, поднимите руку и найдите себе пару из тех, кто тоже сделал. Расскажите друг другу, какие предложения вы составили. Ученик А оценивает ученика Б, ученик Б – ученика А. Если ответ правильный – похвали товарища, если нет – подскажи, научи.
- Чья пара готова к защите творческой работы? (выслушать 2 – 3 пары)
V. Домашнее задание: составить и записать мини-рассказ, используя родственные слова.
VI. Итог. Рефлексия.
- Сегодня я узнал… повторил…
- Мне было интересно…
- Было трудно…
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка во 2 Б классе с элементами Сингапурской системы обучения.
Учитель: Балина Ирина Викторовна.
Тема: Родственные слова (урок-закрепление)
Задачи урока.
Образовательные задачи:
- Учить детей подбирать родственные слова;
- Уметь выделять в них корень;
- Формировать умение подбирать к слову – названию предмета родственные слова (название признака и название действия) этого предмета;
- Уметь находить нужную информацию в тексте, анализировать ее содержание.
Воспитательные задачи:
- Уметь принимать мнение и точку зрения своего товарища, допускать существование различных точек зрения по изучаемой теме;
- Уметь осознавать свои возможности в учении (успеха или неуспеха), связывая успехи с усилием, трудолюбием.
Развивающие задачи:
- Развивать внимание, восприятие, речь (устную и письменную);
- Развивать память (зрительную, слуховую);
- Развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, умозаключение).
Тип урока: урок – обобщение полученных знаний.
Реальные учебные возможности учащихся выше среднего; при планировании данного урока учитывала такую особенность, как развитие самостоятельности, тем более, что материал ученикам уже знаком, тема изучена ранее, это урок закрепления полученных знаний.
Данный урок был связан с предыдущими уроками, он опирался на темы: слова – предметы, слова – признаки, слова – действия; корень слова; разные формы слова; слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
Этот урок работает и на последующие уроки - их темы, например: «Правописание безударной гласной в корне слова», «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме», «Родственные слова и формы слова. Их отличие».
Специфика урока состоит в том, что в нем использованы элементы методики Сингапурского обучения. Тип урока – урок обобщения, повторения, закрепления полученных знаний.
Задачи урока.
Образовательные задачи:
- Учить детей подбирать родственные слова;
- Уметь выделять в них корень;
- Формировать умение подбирать к слову – названию предмета родственные слова (название признака и название действия) этого предмета;
- Уметь находить нужную информацию в тексте, анализировать ее содержание.
Воспитательные задачи:
- Уметь принимать мнение и точку зрения своего товарища, допускать существование различных точек зрения по изучаемой теме;
- Уметь осознавать свои возможности в учении (успеха или неуспеха), связывая успехи с усилием, трудолюбием.
Развивающие задачи:
- Развивать внимание, восприятие, речь (устную и письменную);
- Развивать память (зрительную, слуховую);
- Развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, умозаключение).
Мне кажется, удалось решить эти задачи в комплексе, взаимосвязь их прослеживается. Главными, стержневыми, задачами, конечно же, были образовательные задачи и, наверное, развивающие.
Элементы методики сингапурской системы обучения как раз рациональны для решения этих задач. Например, работая в паре, команде, дети учились принимать мнение и точку зрения своего партнера, работать вместе, выслушивать мнение других, предлагать свои идеи, делать общие выводы.
Опрос по этой методике я проводила, используя метод «модель фрейер» (сгибали лист бумаги и на 4-х частях составляли ответ по теме). На упражнения закрепляющего характера (было 5 заданий) отведено больше всего времени на уроке. Все задания были логически связаны между собой, соблюдалась последовательность от простого к сложному. Сложной была творческая работа по составлению предложений с родственными словами.
Главный акцент на уроке делался на том, что родственные слова помимо одинакового корня обязательно должны иметь общий смысл или значение. Дети иногда путают такие слова, как «горе», «горевать» и «гористый».
На уроке использовались методы Сингапурской системы обучения:
- Клок-баддис («часики») – проверяли правильность составления родственных слов к слову «береза»
- Модель фрейер («лист бумаги») – составляли рассказ по теме «Что я знаю о родственных словах и корне слова»
- Микс-фриз-груп – проведение физминутки
- Куиз-куиз-трэйд- творческая работа
- Работа с партнером по лицу и по плечу.
Контроль закрепления знаний, умений и навыков был организован в групповой, парной формах с использованием методов сингапурского обучения, так как эти методы, я считаю, дают возможность детям обмениваться знаниями и идеями, работать в сотрудничестве и продуктивно.
На уроке применялись ТСО (тех. средства обучения).
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен.
Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей второклассников.
Предварительный просмотр:
Доклад
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ№ 64
Балина И.В.
Тюмень 2015г.
« Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»
В.А.Сухомлинский
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.
Школа – это возвышенный дух, мечта, идея,
которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя –
и тут же реализуются.
Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия,
где приходят и уходят по звонку,
зарабатывают – кто деньги, кто оценки
и считают дни до отпуска
и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А.А. Захаренко
Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.
Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.
Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы.
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни школы:
. Во-первых, это заключение трехстороннего договора о предоставлении общего образования между самим общеобразовательным учреждением, его учредителем и родителями (законными представителями) обучающихся;
. Во-вторых, это локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие государственно-общественный характер управления школой;
. И, в-третьих, иные договоры, соглашения и т.д., необходимые для жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов.
Трехуровневая модель взаимодействия с родителями (законными представителями )обучающихся.
1-й уровень – информационно-аналитический.
Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Результат – информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства.
2-й уровень – организационный
. Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания. Результат – объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.
3-й уровень – управленческий.
Важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС НОО в нашем образовательном учреждении является информационное сопровождение и просвещение. Действительно, среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и о их роли в его реализации. При этом основным источником информации о ФГОС НОО для родителей являются педагоги и администрация школы.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. Работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей. Достижение взаимопонимания между мной и родителями – процесс сложный. Общение это выгодно обеим сторонам.
Но... Мы живём в XXΙ веке. Жизнь меняется. В связи с переходом школы на ФГОС , существенно меняется и приоритет родителей в образовании своих детей. Существенно меняется взаимодействие «учитель -дети – родители»
Мы видим, что согласно требованиям ФГОС родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и помогать в организации внеучебной деятельности класса, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима. И поэтому одной из главных и наиболее распространенных форм работы с родителями является родительское собрание.
Соответственно и изменилась методика проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий и т. п.
Провожу родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаем педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций,собрание-консультация,вечер вопросов и ответов, час общения.
Тематика собраний разнообразна. Мы говорим об особенностях развития младшего школьника, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе и агрессии, трудовом и эстетическом воспитании, о помощи своему ребенку в выполнении домашнего задания . Сейчас проводить собрания с родителями мне помогают ИКТ- технологии: презентации –это хороший «помощник» учителю на собрании.
Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.
Отличительной особенностью нового ФГОСа является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность». В мае месяце прошло классное собрание родителей будущих первоклассников, на котором родители познакомились с понятием, целями, структурой и содержанием ФГОС начального общего образования.
Родители были информированы о направлениях внеурочной деятельности. Вместе со своими детьми они осуществляли выбор направлений внеурочной деятельности:
- духовно-нравственное;
- спортивно-оздоровительное;
- социальное;
- художественно-эстетическое;
- общекультурное;
Школа – это не только учеба, а мир общения, игры, творчества. Организация внеурочной деятельности помогает создать условия для социального творчества, позволяет ребенку осознать себя как личность, развить способности и интересы.
При активном участии родителей ведутся портфолио обучающихся.
Родителям мною были предложены образцы портфолио. Вместе с детьми родители выбрали понравившийся образец. Родительский комитет распечатали образцы в цветном варианте для всего класса, закупили папки.
Родители вместе с детьми осуществляют работу над проектами, участвуют в научно-исследовательской деятельности . В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Самые первые проекты,которые выполняли уч-я- . «Тюмень-моя малая Родина». 2. «Вторая жизнь ненужных вещей». 3. «М ой четвероногий друг».
В ФГОС определён «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.
Начальная школа – это самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка. Начинается систематическое обучение в школе, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащихся с внешним миром теперь определяются его новой социальной позицией – ролью ученика. Родители и педагоги обязаны помочь ребёнку чувствовать себя комфортно в новой социальной роли – роли школьника.
Мы делаем первые шаги по введению ФГОС НОО, но уже первый опыт показывает заинтересованность многих родителей и детей в тех изменениях, которые приходят в школе в связи с внедрением новых образовательных стандартов.
необходимо отметить, что заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для организации образовательного процесса ребёнка, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи. Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.
Профессионализм педагога и доверие к нему родителей - МОСТ в создание долгосрочного сотрудничества семьи и школы в условиях реализации стандартов нового поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-6093-1515678054.jpg)
Урок русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.
В данном материале представлен урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова". Конспект урока составлен по технологии деятельностного метода. Для проведения урока использует...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263433-1370549419.jpg)
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263433-1370549419.jpg)
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-488747-1514894436.jpg)
конспект урока русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.
В ходе урока дети обобщают, что слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова следует отличать от форм одно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-539040-1416945396.jpg)
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/04/picture-731774-1451924381.jpg)
Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока:« Состав слова.Корень»
Научить называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335843-1383749445.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова».
Для учитлей начальных классов коррекционной школы...