Конспект урока по русскому языку. 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока по русскому язык в 1 классе. Тема "Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"
"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku-_zhi-shi.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ
Тема: ПРОИЗНОШЕНИЕ И НАПИСАНИЕ СЛОВ
С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Цели: познакомить с правописанием сочетаний жи-ши; способствовать развитию самоконтроля.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Выполнение упражнения 42, с. 86.
– Назовите первый звук в словах.
– Дайте ему характеристику.
Звуки [ж], [ш] – всегда твердые.
II. Формирование новых знаний.
1. Слово учителя.
– Почему же после [ж] и [ш] написана буква и?
! Послушайте грамматическую сказку.
Жили-были на свете шипящие Ж и Ш, а неподалеку жили гласные И и Ы. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Спрятались Ы да И в укромные места. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли веселую и добрую букву И.
Вот только никак не могут найти вредную Ы. Искали-искали, с ног сбились – до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо домика буквы Ы и видят, что она как ни в чем не бывало сидит, телевизор смотрит, пьет чай с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а дружат только с буквой И.
Вот так ЖИ, ШИ!
∙ Заучим правило:
Жи-ши, жи-ши
Только с И всегда пиши!
2. Выполнение упражнения 43 (по заданию).
3. Выполнение упражнения 44.
– Прочитайте стихотворение, вставьте подходящие буквы.
– Какие буквы вы напишете?
– Выполните письменное задание.
Взаимопроверка.
– Подчеркните сочетания: жи, ши.
III. Словарная работа.
? Отгадайте загадку.
Я – черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И что хочу – изображу.
(Карандаш.)
– Что интересного заметили в написании этого слова? (Три раза повторяется буква а.)
– Это слово «дружит» только с буквой А.
Выполнение упражнения 45, с. 87 (по заданию).
– Какое словарное слово встретилось в задании?
IV. Проверь себя!
– В какие слова надо вставить букву Ы?
р..ба, ш..шка, ж..раф, ш..повник, м..ш.. .
V. Итог урока.
– Какое правило отрабатывали на уроке?
– Озвучьте правило.
– Приведите примеры с сочетаниями жи и ши.
формировать навык чтения слов с ь – показателем мягкости согласных звуков; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление; воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание!
Вот прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
II. Вступительное слово учителя.
– На какие две группы делятся все буквы? (Гласные и согласные.)
– Какую работу выполняют гласные буквы? (Обозначают гласный звук, указывают на твёрдость и мягкость согласных.)
– А как вы определяете, твёрдый или мягкий звук обозначает буква? (По гласным буквам, которые стоят после них.)
– Какие гласные указывают на твёрдость согласных? (Гласные ы, у, о, а, э.) Какие гласные указывают на мягкость согласных?(На мягкость согласных указывают ю, и, ё, е, я.)
– Какой буквы, обозначающей мягкость согласных, здесь нет? (Нет мягкого знака.)
– Отгадайте загадку: Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
– Ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока письма? Верно, научиться читать и писать слова с мягким знаком.
– Чем особенна буква мягкий знак? (Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква (знак); она обозначает мягкость согласных звуков на письме, если стоит после согласного.)
III. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику. Чтение рассказа Г. Юдина «Отец и мать».
– Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему. Предположите, о чем будем читать.
– Прочитайте рассказ про себя, подготовьтесь к чтению вслух по ролям.
Чтение рассказа по ролям.
– Найдите в тексте слова, которые помогают услышать птичье пение.
– Чем похожи эти слова? (На конце слов – мягкий знак.)
– Докажите чтением отрывков из текста, что птички – заботливые родители.
2. Работа в прописях.
1) Работа с загадками.
– Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Самостоятельная работа. Проверка работы.
– Какое слово «лишнее»? Сколько букв в слове медведь? Сколько звуков? Почему?
– Спишите одну из загадок.
2) Запись предложений по образцу.
– Найдите слово в слове. (Отступить, врагу, пришлось, рогами, встретил, лось.)
3) Списывание с образца печатного текста.
– Спишите стихотворение, подчеркните слова с мягким знаком. Рядом со словами укажите, сколько в них букв и звуков.
– Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает.
IV. Итог урока.
– Прочитайте слова, записанные на доске: собака, лось, корова, кот.
– Сравните их по значению и найдите лишнее слово. Объясните почему. (Лось – дикое животное.)
– Сравните их по написанию, найдите лишнее слово. Объясните почему. (В слове «лось» есть мягкий согласный звук.)
– Что нового вы узнали на уроке? Какие новые слова узнали? Для чего нужен мягкий знак?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...