Конспект урока по русскому языку. 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Аршанова Татьяна Александровна

Конспект урока по русскому язык в 1 классе. Тема "Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"


"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku-_zhi-shi.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ

Тема: ПРОИЗНОШЕНИЕ И НАПИСАНИЕ СЛОВ
С СОЧЕТАНИЯМИ
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Цели: познакомить с правописанием сочетаний жи-ши; способствовать развитию самоконтроля.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Выполнение упражнения 42, с. 86.

– Назовите первый звук в словах.

– Дайте ему характеристику.

Звуки [ж], [ш] – всегда твердые.

II. Формирование новых знаний.

1. Слово учителя.

– Почему же после [ж] и [ш] написана буква и?

! Послушайте грамматическую сказку.

Жили-были на свете шипящие Ж и Ш, а неподалеку жили гласные И и Ы. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Спрятались Ы да И в укромные места. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли веселую и добрую букву И.

Вот только никак не могут найти вредную Ы. Искали-искали, с ног сбились – до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо домика буквы Ы и видят, что она как ни в чем не бывало сидит, телевизор смотрит, пьет чай с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а дружат только с буквой И.

Вот так ЖИ, ШИ!

 Заучим правило:

                Жи-ши, жи-ши

                Только с И всегда пиши!

2. Выполнение упражнения 43 (по заданию).

3. Выполнение упражнения 44.

– Прочитайте стихотворение, вставьте подходящие буквы.

– Какие буквы вы напишете?

– Выполните письменное задание.

Взаимопроверка.

– Подчеркните сочетания: жи, ши.

III. Словарная работа.

? Отгадайте загадку.

        Я – черный, красный, желтый, синий,

        С начинкой твердой в древесине.

        Я с острым ножиком дружу

        И что хочу – изображу.

                (Карандаш.)

– Что интересного заметили в написании этого слова? (Три раза повторяется буква а.)

– Это слово «дружит» только с буквой А.

Выполнение упражнения 45, с. 87 (по заданию).

– Какое словарное слово встретилось в задании?

IV. Проверь себя!

– В какие слова надо вставить букву Ы?

р..ба, ш..шка, ж..раф, ш..повник, м..ш.. .

V. Итог урока.

– Какое правило отрабатывали на уроке?

– Озвучьте правило.

– Приведите примеры с сочетаниями жи и ши.

формировать навык чтения слов с ь – показателем мягкости согласных звуков; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление; воспитывать интерес к чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание!

Вот прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

II. Вступительное слово учителя.

– На какие две группы делятся все буквы? (Гласные и согласные.)

– Какую работу выполняют гласные буквы? (Обозначают гласный звук, указывают на твёрдость и мягкость согласных.)

– А как вы определяете, твёрдый или мягкий звук обозначает буква? (По гласным буквам, которые стоят после них.)

– Какие гласные указывают на твёрдость согласных? (Гласные ы, у, о, а, э.) Какие гласные указывают на мягкость согласных?(На мягкость согласных указывают ю, и, ё, е, я.)

– Какой буквы, обозначающей мягкость согласных, здесь нет? (Нет мягкого знака.)

– Отгадайте  загадку:        Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.

– Ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока письма? Верно, научиться читать и писать слова с мягким знаком.

– Чем особенна буква мягкий знак? (Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква (знак); она обозначает мягкость согласных звуков на письме, если стоит после согласного.)

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику. Чтение рассказа Г. Юдина «Отец и мать».

– Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему. Предположите, о чем будем читать.

– Прочитайте рассказ про себя, подготовьтесь к чтению вслух по ролям.

Чтение рассказа по ролям.

– Найдите в тексте слова, которые помогают услышать птичье пение.

– Чем похожи эти слова? (На конце слов – мягкий знак.)

– Докажите чтением отрывков из текста, что птички – заботливые родители.

2. Работа в прописях.

1) Работа с загадками.

– Отгадайте загадки, напишите отгадки.      

Самостоятельная работа. Проверка работы.

– Какое слово «лишнее»? Сколько букв в слове медведь? Сколько звуков? Почему?

– Спишите одну из загадок.

2) Запись предложений по образцу.

– Найдите слово в слове. (Отступить, врагу, пришлось, рогами, встретил, лось.)

3) Списывание с образца печатного текста.

– Спишите стихотворение, подчеркните слова с мягким знаком. Рядом со словами укажите, сколько в них букв и звуков.

– Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает.

IV. Итог урока.

– Прочитайте слова, записанные на доске: собака, лось, корова, кот.

– Сравните их по значению и найдите лишнее слово. Объясните почему. (Лось – дикое животное.)

– Сравните их по написанию, найдите лишнее слово. Объясните почему. (В слове «лось» есть мягкий согласный звук.)

– Что нового вы узнали на уроке? Какие новые слова узнали? Для чего нужен мягкий знак?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...