Рабочая программа учебного предмета для 1 класса « Речь и альтернативная коммуникация»
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Энгельман Ирина Федоровна

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета для 1 класса « Речь и альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  КОУ «Излучинская школа-интернат» (протокол ПС № 1 от 27.08.2020 г)

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». 

Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью,  с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа), как правило, понимают, обращенную  к ним речь взрослого,  в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными  в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы.

Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации,  а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа), реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной  к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью (1 группа):

адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,

устойчивый интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым,

потребность в  общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию  при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.

Предметные:

- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,

- использование пишущего предмета по назначению,

- проявление  интереса к чтению взрослым коротких текстов,

- рассматривание иллюстраций.  

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с  множественными нарушениями в развитии(2 группа):

эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,

зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого  в конкретной коммуникативной ситуации,

 интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым.

Предметные:

использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,

проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа):

 - эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия

двигательные  и мимические проявления,

выраженный комплекс «оживления»   в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым

зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого.

Предметные:

проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на  ситуацию с пальчиковыми играми.

 Базовые учебные действия.

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками  в знакомой ситуации взаимодействия :

выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей  и  желаний в разных ситуациях взаимодействия;

выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»  включает четыре направления:

1 направление: «Наш класс»

2 направление: «Учимся вместе»

3 направление: «Диалоги. Развитие речи»

4 направление: «Изучаем звуки и буквы»

  в каждом из которых представлены тематические блоки. Каждый блок содержит определенные задачи по формированию у обучающихся в 1 классе личностно-предметных и базовых умений в коммуникации.

Структурный компонент блоков направлен на развитие у обучающихся понимания и речевой активности, интереса к чтению взрослым коротких произведений  и соотнесение смысла содержания текста с иллюстрациями, потребности к использованию пишущих предметов  в соответствии с функциональным назначением. Сформированные умения обеспечивают коммуникативную активность обучающихся  в  учебном процессе.

Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях. 

Для обучающихся 3 группы реализация программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.

Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,  чтение и письмо. При этом их последовательность на каждом уроке  может варьироваться.

Реализация программы осуществляется путем сочетания практических,  наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к коммуникативным проявлениям  в ситуациях коллективного взаимодействия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Перечень и название тем предмета

Кол-во часов

Наш класс

9

1

Знакомство детей  с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний.

2

2

Воспоминания о лете.

2

3

Мои одноклассники.

2

4

Сказочная страна.

3

Учимся вместе

26

1

Интересные истории.

4

2

Красивые узоры.

4

3

Играем вместе (детское лото, игры с правилами). Любимая игрушка.

3

4

Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки)

3

5

Подарок для друга.

4

6

Любимые считалочки.

4

7

День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня

4

Диалоги. Развитие речи

31

1

Любимые сказки.

5

2

Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове.

4

3

Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.

4

4

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь.

3

5

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Экспрессивная речь.

2

6

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

13

Изучаем звуки и буквы.

33

1

Звук А. Буква Аа.

6

2

Звук У. Буква Уу.

8

3

Звук М. Буква Мм.

6

4

Звук О. Буква Оо.

6

5

Повторение. Звуки А,У,М,О. Звук А. Буквы Аа, Уу, Мм, Оо.

7

Всего:

99

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 четверть

№ урока

Дата план.

Факт

дата

Перечень и название тем предмета

Количество часов

Наш класс (9 ч)

1.

02.09

Знакомство детей  с учителем в классе.

1

2

03.09

Знакомство детей друг с другом.

1

3

07.09.

Воспоминания о лете.

1

4.

09.09.

Воспоминания о лете.

1

5

10.09.

Мои одноклассники.

1

6

14.09.

Мои одноклассники.

1

7

16.09.

Сказочная страна.

1

8

17.09.

Сказочная страна.

1

9

21.09.

Сказочная страна.

1

Учимся вместе (26 ч)

10

23.09.

Интересные истории.

1

11

24.09.

Знакомство  с серией  сюжетных иллюстраций.

1

12

28.09.

Иллюстрации для составления интересной истории.

1

13

30.09.

Иллюстрации и узнавание персонажа истории по трафарету.

1

14

01.10.

Красивые узоры.

1

15

05.10.

Составление орнамента из природного материала (из сухих листьев).

1

16.

07.10.

Составление орнамента из природного материала (из сухих листьев).

1

17.

08.10.

Составление орнамента из природного материала (из сухих листьев).

1

18.

12.10.

Играем вместе. Детское лото.

1

19.

14.10.

Играем вместе. Игра«Угадай, чья игрушка?»

1

20.

15.10.

Любимая игрушка.

1

21.

19.10.

Любимые мультфильмы.

1

22.

21.10.

Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки).

1

23.

22.10.

Игры в мяч с речевым сопровождением (рифмовки).

1

24.

26.10.

Подарок для друга.

1

25

28.10.

Подарок для друга.

1

26

29.10.

Подарок для друга.

1

2 четверть

27

09.11.

Подарок для друга.

1

28

11.11.

Любимые считалочки.

1

29

12.11.

Любимые считалочки.

1

30

16.11.

Любимые считалочки.

1

31

18.11.

Любимые считалочки.

1

32

19.11.

День рождения (угощение, хоровод, каравай).

1

33

23.11.

День рождения (угощение, хоровод, каравай).

1

34.

25.11.

Любимая песня.

1

35.

26.11.

Любимая песня.

1

Диалоги. Развитие речи (31 ч)

36.

30.11.

Любимые сказки «Кто сказал мяу?»

1

37.

02.12.

Любимые сказки «Кто сказал мяу?»

1

38.

03.12.

Любимые сказки «Под грибом» (автор С. Сутеев).

1

39.

07.12.

Любимые сказки «Под грибом» (автор С. Сутеев).

1

40.

09.12.

Любимые сказки «Под грибом» (автор С. Сутеев).

1

41.

10.12.

Считалочки.

1

42.

14.12.

Игры с правилами.

1

43.

16.12.

Дидактическая игра «Найди клад на острове».

1

44.

17.12.

Дидактическая игра «Найди клад на острове».

1

45.

21.12.

Вопросы-ответы.

1

46.

23.12.

Вопросы-ответы.

1

47.

24.12.

Загадки - отгадай и нарисуй.

1

48.

28.12.

Загадки - отгадай и нарисуй.

1

3 четверть

49

11.01.

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

1

50

13.01.

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из).

1

51

14.01.

Понимание простых инструкций.

1

52

18.01.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

1

53

20.01.

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа)

1

54

21.01.

Использование изображения для обозначения предметов (игрушки, школьные принадлежности, транспорт).

1

55

25.01.

Использование изображения для обозначения предметов (посуда, мебель, одежда и обувь).

1

56

27.01.

Использование изображения для обозначения предметов (овощи, фрукты, продукты).

1

57

28.01.

Использование изображения для обозначения действия предмета (пить, есть).

1

58

01.02.

Использование изображения для обозначения действия предмета (сидеть, стоять, бегать, спать).

1

59

03.02.

Использование изображения для обозначения действия предмета (рисовать, играть, гулять.).

1

60

04.02.

Использование изображения для обозначения признака предмета (цвет).

1

61

08.02.

Использование изображения для обозначения признака предмета (величина).

1

62

10.02.

Использование изображения для обозначения признака предмета (форма).

1

63

11.02.

Использование изображения для обозначения состояния (громко, тихо).

1

64.

15.02.

Использование изображения для обозначения состояния (быстро, медленно).

1

65.

17.02.

Использование изображения для обозначения состояния (весело, грустно).

1

66.

18.02.

Использование изображения для обозначения состояния (хорошо - плохо).

1

Изучаем звуки и буквы (33 ч)

67.

01.03.

Звук А.Знакомство со звуком и буквой Аа.

1

68.

03.03.

Звук А. Обводка буквы А.

1

69.

04.03.

Звук А.Штриховка буквы А.

1

70.

10.03.

Звук А.Печатание буквы А.

1

71.

11.03.

Звук А. Узнавание (различение) буквы Аа среди других букв.

1

72.

15.03.

Звук А. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

1

73.

17.03.

Звук А.Соотнесение   звука   с   буквой.

1

74.

18.03.

Звук У. Знакомство со звуком и буквой Уу.

1

75

22.03.

Звук У.Штриховка буквы У.

1

76

24.03.

Звук У. Печатание буквы У.

1

77

25.03.

Звук У. Узнавание (различение) буквы Уу среди других букв.

1

4 четверть

78

05.04.

Звук У. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

1

79

07.04.

Звук У. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

1

80

08.04.

Звук У. Соотнесение   звука   с   буквой.

1

81

12.04.

Звук М. Знакомство со звуком и буквой Мм.

1

82

14.04.

Звук М. Обводка буквы М.

1

83

15.04.

Звук М.Штриховка буквы М.

1

84

19.04.

Звук М.Печатание буквы М.

1

85

21.04.

Звук М. Узнавание (различение) буквы Мм среди других букв.

1

86

22.04.

Звук М. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

1

87

26.04.

Звук М. Соотнесение   звука   с   буквой.

1

88

28.04.

Звук О. Знакомство со звуком и буквой Оо.

1

89

29.04.

Звук О. Обводка буквы О.

1

90

03.05.

Звук О.Штриховка буквы О.

1

91

05.05.

Звук О.Печатание буквы О.

1

92

06.05.

Звук О. Узнавание (различение) буквы Оо среди других букв.

1

93

10.05.

Звук О. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

1

94

12.05.

Звук О. Соотнесение   звука   с   буквой.

1

95

13.05.

Звуки А,У,М,О. Повторение.

1

96

17.05.

Звуки А,У,М,О. Обводка букв. Штриховка букв.

1

97

19.05.

Звуки А,У,М,О. Печатание букв.

1

98

20.05.

Звуки А,У,М,О. Печатание букв.

1

99

24.05.

Звуки А,У,М,О. Печатание букв.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Альтернативное чтение».

Рабочая программа учебнго предмета "Альтернативное чтение", для учащихся 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....

Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР)

Рабочая программа 7 классдля обучающихся с глубокой умственной отсталостью (СИПР)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для освоения начального общего образования (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Речь и альтернативная  коммуникация»для  освоения начального общего образования(дополнительный первый класс ― 1I) ...

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класса 8.2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класса для обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к адаптированной основной общео...

Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использовани...