Рабочая программа учебного предмета для 1 класса « Речь и альтернативная коммуникация»
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета для 1 класса « Речь и альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Излучинская школа-интернат» (протокол ПС № 1 от 27.08.2020 г)
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа), как правило, понимают, обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа), реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью (1 группа):
адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,
устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,
потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.
Предметные:
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,
- использование пишущего предмета по назначению,
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,
- рассматривание иллюстраций.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с множественными нарушениями в развитии(2 группа):
эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,
зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,
интерес к взаимодействию со знакомым взрослым.
Предметные:
использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,
проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа):
- эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия
двигательные и мимические проявления,
выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым
зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого.
Предметные:
проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.
Базовые учебные действия.
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия :
выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает четыре направления:
1 направление: «Наш класс»
2 направление: «Учимся вместе»
3 направление: «Диалоги. Развитие речи»
4 направление: «Изучаем звуки и буквы»
в каждом из которых представлены тематические блоки. Каждый блок содержит определенные задачи по формированию у обучающихся в 1 классе личностно-предметных и базовых умений в коммуникации.
Структурный компонент блоков направлен на развитие у обучающихся понимания и речевой активности, интереса к чтению взрослым коротких произведений и соотнесение смысла содержания текста с иллюстрациями, потребности к использованию пишущих предметов в соответствии с функциональным назначением. Сформированные умения обеспечивают коммуникативную активность обучающихся в учебном процессе.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях.
Для обучающихся 3 группы реализация программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.
Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. При этом их последовательность на каждом уроке может варьироваться.
Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к коммуникативным проявлениям в ситуациях коллективного взаимодействия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Перечень и название тем предмета | Кол-во часов |
Наш класс | 9 | |
1 | Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний. | 2 |
2 | Воспоминания о лете. | 2 |
3 | Мои одноклассники. | 2 |
4 | Сказочная страна. | 3 |
Учимся вместе | 26 | |
1 | Интересные истории. | 4 |
2 | Красивые узоры. | 4 |
3 | Играем вместе (детское лото, игры с правилами). Любимая игрушка. | 3 |
4 | Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки) | 3 |
5 | Подарок для друга. | 4 |
6 | Любимые считалочки. | 4 |
7 | День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня | 4 |
Диалоги. Развитие речи | 31 | |
1 | Любимые сказки. | 5 |
2 | Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове. | 4 |
3 | Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй. | 4 |
4 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь. | 3 |
5 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Экспрессивная речь. | 2 |
6 | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. | 13 |
Изучаем звуки и буквы. | 33 | |
1 | Звук А. Буква Аа. | 6 |
2 | Звук У. Буква Уу. | 8 |
3 | Звук М. Буква Мм. | 6 |
4 | Звук О. Буква Оо. | 6 |
5 | Повторение. Звуки А,У,М,О. Звук А. Буквы Аа, Уу, Мм, Оо. | 7 |
Всего: | 99 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 четверть | ||||
№ урока | Дата план. | Факт дата | Перечень и название тем предмета | Количество часов |
Наш класс (9 ч) | ||||
1. | 02.09 | Знакомство детей с учителем в классе. | 1 | |
2 | 03.09 | Знакомство детей друг с другом. | 1 | |
3 | 07.09. | Воспоминания о лете. | 1 | |
4. | 09.09. | Воспоминания о лете. | 1 | |
5 | 10.09. | Мои одноклассники. | 1 | |
6 | 14.09. | Мои одноклассники. | 1 | |
7 | 16.09. | Сказочная страна. | 1 | |
8 | 17.09. | Сказочная страна. | 1 | |
9 | 21.09. | Сказочная страна. | 1 | |
Учимся вместе (26 ч) | ||||
10 | 23.09. | Интересные истории. | 1 | |
11 | 24.09. | Знакомство с серией сюжетных иллюстраций. | 1 | |
12 | 28.09. | Иллюстрации для составления интересной истории. | 1 | |
13 | 30.09. | Иллюстрации и узнавание персонажа истории по трафарету. | 1 | |
14 | 01.10. | Красивые узоры. | 1 | |
15 | 05.10. | Составление орнамента из природного материала (из сухих листьев). | 1 | |
16. | 07.10. | Составление орнамента из природного материала (из сухих листьев). | 1 | |
17. | 08.10. | Составление орнамента из природного материала (из сухих листьев). | 1 | |
18. | 12.10. | Играем вместе. Детское лото. | 1 | |
19. | 14.10. | Играем вместе. Игра«Угадай, чья игрушка?» | 1 | |
20. | 15.10. | Любимая игрушка. | 1 | |
21. | 19.10. | Любимые мультфильмы. | 1 | |
22. | 21.10. | Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки). | 1 | |
23. | 22.10. | Игры в мяч с речевым сопровождением (рифмовки). | 1 | |
24. | 26.10. | Подарок для друга. | 1 | |
25 | 28.10. | Подарок для друга. | 1 | |
26 | 29.10. | Подарок для друга. | 1 | |
2 четверть | ||||
27 | 09.11. | Подарок для друга. | 1 | |
28 | 11.11. | Любимые считалочки. | 1 | |
29 | 12.11. | Любимые считалочки. | 1 | |
30 | 16.11. | Любимые считалочки. | 1 | |
31 | 18.11. | Любимые считалочки. | 1 | |
32 | 19.11. | День рождения (угощение, хоровод, каравай). | 1 | |
33 | 23.11. | День рождения (угощение, хоровод, каравай). | 1 | |
34. | 25.11. | Любимая песня. | 1 | |
35. | 26.11. | Любимая песня. | 1 | |
Диалоги. Развитие речи (31 ч) | ||||
36. | 30.11. | Любимые сказки «Кто сказал мяу?» | 1 | |
37. | 02.12. | Любимые сказки «Кто сказал мяу?» | 1 | |
38. | 03.12. | Любимые сказки «Под грибом» (автор С. Сутеев). | 1 | |
39. | 07.12. | Любимые сказки «Под грибом» (автор С. Сутеев). | 1 | |
40. | 09.12. | Любимые сказки «Под грибом» (автор С. Сутеев). | 1 | |
41. | 10.12. | Считалочки. | 1 | |
42. | 14.12. | Игры с правилами. | 1 | |
43. | 16.12. | Дидактическая игра «Найди клад на острове». | 1 | |
44. | 17.12. | Дидактическая игра «Найди клад на острове». | 1 | |
45. | 21.12. | Вопросы-ответы. | 1 | |
46. | 23.12. | Вопросы-ответы. | 1 | |
47. | 24.12. | Загадки - отгадай и нарисуй. | 1 | |
48. | 28.12. | Загадки - отгадай и нарисуй. | 1 |
3 четверть | ||||
49 | 11.01. | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). | 1 | |
50 | 13.01. | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из). | 1 | |
51 | 14.01. | Понимание простых инструкций. | 1 | |
52 | 18.01. | Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. | 1 | |
53 | 20.01. | Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа) | 1 | |
54 | 21.01. | Использование изображения для обозначения предметов (игрушки, школьные принадлежности, транспорт). | 1 | |
55 | 25.01. | Использование изображения для обозначения предметов (посуда, мебель, одежда и обувь). | 1 | |
56 | 27.01. | Использование изображения для обозначения предметов (овощи, фрукты, продукты). | 1 | |
57 | 28.01. | Использование изображения для обозначения действия предмета (пить, есть). | 1 | |
58 | 01.02. | Использование изображения для обозначения действия предмета (сидеть, стоять, бегать, спать). | 1 | |
59 | 03.02. | Использование изображения для обозначения действия предмета (рисовать, играть, гулять.). | 1 | |
60 | 04.02. | Использование изображения для обозначения признака предмета (цвет). | 1 | |
61 | 08.02. | Использование изображения для обозначения признака предмета (величина). | 1 | |
62 | 10.02. | Использование изображения для обозначения признака предмета (форма). | 1 | |
63 | 11.02. | Использование изображения для обозначения состояния (громко, тихо). | 1 | |
64. | 15.02. | Использование изображения для обозначения состояния (быстро, медленно). | 1 | |
65. | 17.02. | Использование изображения для обозначения состояния (весело, грустно). | 1 | |
66. | 18.02. | Использование изображения для обозначения состояния (хорошо - плохо). | 1 | |
Изучаем звуки и буквы (33 ч) | ||||
67. | 01.03. | Звук А.Знакомство со звуком и буквой Аа. | 1 | |
68. | 03.03. | Звук А. Обводка буквы А. | 1 | |
69. | 04.03. | Звук А.Штриховка буквы А. | 1 | |
70. | 10.03. | Звук А.Печатание буквы А. | 1 | |
71. | 11.03. | Звук А. Узнавание (различение) буквы Аа среди других букв. | 1 | |
72. | 15.03. | Звук А. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). | 1 | |
73. | 17.03. | Звук А.Соотнесение звука с буквой. | 1 | |
74. | 18.03. | Звук У. Знакомство со звуком и буквой Уу. | 1 | |
75 | 22.03. | Звук У.Штриховка буквы У. | 1 | |
76 | 24.03. | Звук У. Печатание буквы У. | 1 | |
77 | 25.03. | Звук У. Узнавание (различение) буквы Уу среди других букв. | 1 |
4 четверть | ||||
78 | 05.04. | Звук У. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). | 1 | |
79 | 07.04. | Звук У. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). | 1 | |
80 | 08.04. | Звук У. Соотнесение звука с буквой. | 1 | |
81 | 12.04. | Звук М. Знакомство со звуком и буквой Мм. | 1 | |
82 | 14.04. | Звук М. Обводка буквы М. | 1 | |
83 | 15.04. | Звук М.Штриховка буквы М. | 1 | |
84 | 19.04. | Звук М.Печатание буквы М. | 1 | |
85 | 21.04. | Звук М. Узнавание (различение) буквы Мм среди других букв. | 1 | |
86 | 22.04. | Звук М. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). | 1 | |
87 | 26.04. | Звук М. Соотнесение звука с буквой. | 1 | |
88 | 28.04. | Звук О. Знакомство со звуком и буквой Оо. | 1 | |
89 | 29.04. | Звук О. Обводка буквы О. | 1 | |
90 | 03.05. | Звук О.Штриховка буквы О. | 1 | |
91 | 05.05. | Звук О.Печатание буквы О. | 1 | |
92 | 06.05. | Звук О. Узнавание (различение) буквы Оо среди других букв. | 1 | |
93 | 10.05. | Звук О. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). | 1 | |
94 | 12.05. | Звук О. Соотнесение звука с буквой. | 1 | |
95 | 13.05. | Звуки А,У,М,О. Повторение. | 1 | |
96 | 17.05. | Звуки А,У,М,О. Обводка букв. Штриховка букв. | 1 | |
97 | 19.05. | Звуки А,У,М,О. Печатание букв. | 1 | |
98 | 20.05. | Звуки А,У,М,О. Печатание букв. | 1 | |
99 | 24.05. | Звуки А,У,М,О. Печатание букв. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности", 4 класс
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа учебного предмета « Альтернативное чтение».
Рабочая программа учебнго предмета "Альтернативное чтение", для учащихся 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Обучение устной речи» в соответствии с ФГОС НОО для глухих обучающихся 1 дополнительный класс
Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)...
Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР)
Рабочая программа 7 классдля обучающихся с глубокой умственной отсталостью (СИПР)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для освоения начального общего образования (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»для освоения начального общего образования(дополнительный первый класс ― 1I) ...
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класса 8.2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класса для обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к адаптированной основной общео...
Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использовани...