Русский язык 2 класс «Значение суффиксов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гусарёва Екатерина Евгеньевна

Русский язык 2 класс «Значение суффиксов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass_znachenie_suffiksov.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Значение суффиксов» 

Цель: создание условий для расширения знаний о значении суффиксов, совершенствовать навыки словообразования с помощью суффиксов.

Задачи:

Дидактические: формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, углублять представления о значении суффикса в слове;

Развивающие: развивать у учащихся память, мышление, орфографическую зоркость

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: будут знать алгоритм нахождения суффикса в слове; способ образования новых слов с помощью суффикса.

Метапредметные:

Регулятивные: будут проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать свои достижения;

Познавательные: научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: научатся формулировать собственное мнение; слушать и понимать речь других;

Личностные: будут осуществлять самооценку результатов своей учебной деятельности

Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык» 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК «Начальная школа ХХ1 века»); карточки, мультимедийный проектор, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мобилизующая часть урока.

-Я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

-Девизом нашего урока будут слова:

Всегда, везде и всюду

Хочу, могу и буду

-Как вы понимаете смысл этих слов? (Я хочу узнать новое, могу это сделать и буду применять новые знания в жизни).  

Приветствуют учителя. Отвечают на вопрос.

  1. Актуализация знаний

Орфоэпическая разминка

Чистописание

Словарный диктант

- Проведем небольшую разминку, внимание на слайд.

Прочитаем. (читают вместе со мной)    

Вы должны правильно произнести слова.    

алфавИт, кОмпас, докумЕнт, киломЕтр, библиотЕка, свЁкла, звонИт.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, сегодня 16 ноября.

А сейчас проведём минутку чистописания.

Записываем соединение букв уш

-Обратите внимание на соединительную линию, буква у верхнего соединения. При выполнении верхнего соединения, линию от буквы нужно довести до верхней линейки рабочей строки и после этого писать следующую букву.

- Проверим положение тетради, свою посадку, красиво и аккуратно пишем до конца строки.

Запишем слова с этим соединением букв: бабушка, коровушка, игрушка, погремушка.

Выделите в словах суффиксы. Подчеркните слово, которое имеет уменьшительно-ласкательное значение.

Запишем предложение.

Бабушка приготовила вкусный торт.

Обозначь в словах части речи.

-Проведём словарный диктант.

Ученик, собака, земляника, медведь, корзина.

Задание: Поставить в словах ударение.

Выполняют орфоэпическую разминку

Записывают в тетрадях число, классная работа.

Записывают соединение

Записывают слова выполняют задание

Записывают слова, выполняют задание

  1. Постановка проблемной учебной задачи.

- Наш сегодняшний урок будет посвящен одной из частей слова. Давайте вспомним, какие вы знаете части слова. (корень, суффикс, окончание)

- Какую работу выполняют эти части слова?

Что такое корень? Корень- общая часть родственных слов, в которой заключено их значение.

Суффикс- значимая часть слова, служит для образования новых слов

Окончание- изменяемая часть слова, служит для образования формы слова.

- Посмотрите на картинку. (Слайд) Кто это? (кот). Он пришёл к вам в гости.

- Если мы посмотрим на него через увеличительное стекло, то он уже не кот, а …

- Какая часть слова помогла образовать новое слово?

- А теперь посмотрим в другое стекло, уменьшительное, и теперь он …

- Какая часть слова помогла образовать это слово?

Догадались чему будет посвящена наша тема урока?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с суффиксом и узнаем о том, какие значения могут быть у суффиксов.

- Какие цели мы поставим перед собой?

Вспоминают части слова

Отвечают на вопросы

Формулируют тему и цель урока

  1. Открытие нового знания
  1. Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков

  1. Обобщение признаков

  1. Уточнение формулировки

Откройте учебники и найдите урок №48 стр.110

Найдите упражнение №1. Прочитайте задание.

-Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня.

Басня – небольшое произведение, поучительного характера.

-Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.

-Чему учит эта басня?

-Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова)

-Выпишите эти слова в столбик.

- Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

-Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?

- Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.

- Ребята, как вы определили суффикс?

-Давайте составим алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове.

1. Найти окончание (изменить слово).

2. Найти корень (подобрать родственные слова).

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием).

Обратимся к научному источнику. Обратите внимание на страницу 111.

Правильный алгоритм нахождения суффикса в слове мы составили?

Выполняют упражнение 1.

Отвечают на вопросы учителя

Совместно с учителем составляют алгоритм нахождения суффикса в слове.

  1. Первичное закрепление
  1. Игра «Найди ошибку»
  2. Физкультминутка

  1. Комментированное письмо

- Пользуясь алгоритмом, проверь правильно ли выделены суффиксы в словах. (Слайд)

Голосок, лисёнок, домик, водица, миленький, водный, рябинушка, россияне.

-Проверим, внимание на доску.

-А сейчас выполним физкультминутку.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Выполним упражнение 3. Задание: образовать ласковые формы имён и обозначить суффиксы.

Света - Светочка, Наташа - Наташенька, Таня - Танечка, Люда - Людочка, Катя - Катенька, Сеня - Сенечка, Лида - Лидочка, Федя - Феденька, Рая - Раечка, Марина - Мариночка, Алёша - Алёшенька, Валя - Валечка.

Ребята, прочитайте текст с 113.

Серёжа написал: «Людачка» и обозначил суффикс -чк-, так как слово образовано от слова Люда; «Наташинька», потому что сочетания жи—ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

-Почему учитель назвал такие ответы ошибочными?

В имени Люда корень люд-, к нему нужно добавить суффикс -очк-;

Наташенька, суффикса -иньк- не бывает.

Выполняют задание

Выполняют физкультминутку

Выполняют упражнение 3.

Отвечают на вопрос

  1. 6) Включение нового знания в систему
  1. Самостоятельная работа

  1. Парная работа по карточкам

Упражнение 4.

Рассмотри схему. Какие суффиксы образуют отчества?

Образуй отчества от данных имён.

Николай — Николаевич, Николаевна.

Андрей — Андреевич, Андреевна.

Фёдор — Фёдорович, Фёдоровна.

Иван — Иванович, Ивановна.

Максим — Максимович, Максимовна

Виктор — Викторович, Викторовна.

Григорий — Григорьевич, Григорьевна.

Роман — Романович, Романовна.

-Какое у вас отчество? Запишите и обозначьте суффикс.

-Ребята, у каждого из вас на столах лежат карточки. Я предлагаю вам выполнить задания в парах.

Задания:

  1. Вам нужно соединить слова с суффиксами. Для каждого слова подбираем один суффикс, повторяться суффиксы не должны.

Ветер         ик

Шар           ец

Суп            ок

Мороз        чик

  1. Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?

П..тнистый, кр..чать, ..довитый, сл..дить, м..довый, ш..рокий, цв..тной.

  1. Вставь нужную букву, подбирая проверочное слово.

Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …,  зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - … мя... кий -....

Самостоятельно выполняют упражнение 4.

Выполняют задание в парах

  1. Информация о домашнем задании.

Итак, ребята, запишите домашнее задание. Домашним заданием вам будет упражнение 2.

Задание: Списать слова и выделить суффиксы. Подчеркнуть слова с чередующимися согласными к//ч.

Записывают домашнее задание

  1. Итог урока. Рефлексия

Итак, вот наш урок подошёл к концу.

Какая была тема урока?

Что такое суффикс?

Какие суффиксы образуют отчества?

Какие трудности у вас сегодня были?

Ребята, мне очень приятно было с вами работать. До свидания!

Отвечают на вопросы учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку. Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс "Школа 2100"

Технологическая карта по теме: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Для 2 класса.Технологическая карта развернутая, написана по всем требованиям ФГОС НОО....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Значение суффикса"

Технологическая карта урока построена в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе "Значение суффиксов"

Урок-закрепление по теме "Значение суффиксов" проводится в игровой форме. Дети работаютв группах....

Разработка урока русского языка во 2 классе "Значение суффиксов"

Разработка урока русского языка во 2 классе "Значение суффиксов"...

Открытый урок русского языка по теме "Суффикс.Значение суффиксов в речи"

Технологическая карта к уроку русского языка По теме "Суффикс"...

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...

Презентация к уроку русского языка "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" 3 класс

Презентация к уроку «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...