Разработка урока русского языка во 2 классе "Значение суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Разработка урока русского языка во 2 классе "Значение суффиксов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_suffiksov.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 «Д» классе
подготовила учитель начальных классов
Кузнецова Инна Викторовна
Тема урока: Значение суффиксов (Урок 56)
Технология: проблемно – диалогическое обучение
Цель: формирование умения сотрудничать со сверстниками в процессе анализа языкового материала для применения при нахождении суффиксов в словах и выявления их значений.
Задачи урока
Личностный результат: развивать умение работать в группе, чувство товарищества, взаимопомощи, умение задавать вопросы и стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Метапредметный результат : учиться использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебной задачи; на основе анализа объектов делать выводы и представлять информацию в виде таблицы; прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Предметный результат:
Знать: алгоритм разбора слов по составу;
Уметь: выделять суффикс в доступных словах, приводить доказательства правильности разбора слов по составу; характеризовать роль суффикса в слове; находить новые суффиксы в словах, определять их значение, объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов; обогащать активный словарный запас на основе понимания значений суффиксов.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор, карточки для фронтальной и групповой работы, учебник «Русский язык» для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Графф, 2012, 1 часть и рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 часть системы учебников «Начальная школа 21 века» программа под редакцией Н.Ф.Виноградовой;
Тип урока: комбинированный урок.
Этапы урока | Ход урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
I. Организационный момент | Устное сообщение учителя, психологический настрой на позитивное отношение к одноклассникам в ходе работы на уроке. | Подготовка к уроку, настрой на позитивное отношение к одноклассникам в ходе работы на уроке. | Личностные результаты 1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 2. Развивать умение выказывать своё мнение и задавать вопросы, стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции. Познавательные УУД 1. Развивать умение извлекать информацию из таблиц и текстов. 2. Представлять информацию в виде таблицы. 3. Выявлять особенности, характеристики объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. |
ΙI. Актуализация знаний. | Запишите число в тетради. Что объединяет слова в одном столбике? На доске записаны слова: Медведица львёнок собачка Волчица галчонок лапка Что такое суффикс? Какую роль играет? Как найти в этих словах суффикс? Отметьте суффиксы в данных словах. | Комментированная запись числа. Анализируют, выявляют особенности, делают выводы. Отвечают на вопросы, вспоминают алгоритм разбора слова по составу, алгоритм нахождения суффикса в словах. | |
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | – Запишите все суффиксы, которые вы помните. Обменяйтесь тетрадями и сравните, все ли суффиксы есть у вас. – Сравните с записью на доске. Открыть запись на доске: -ок-, -ёк-, -к-, чик-, -ищ-, -ик- -,ек-, -онок-, -ёнок-, -их-, - иц-, -ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Раздать такие же таблички для работы в парах. - Распределите эти суффиксы на группы. Сколько групп получилось? Почему именно на такие группы разделили суффиксы? - Как вы считаете, это все суффиксы или есть и другие? - Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Составим план урока.
– Что мы сейчас делали? | Записывают суффиксы, проводят взаимопроверку, сверяя запись с образцом на доске. Классифицируют суффиксы, распределяют по группам. Планируют свою деятельность. | Регулятивные УУД 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия свои и одноклассников в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Обобщение и классификация полученных ранее знаний | Посмотрите на таблицу (на доске таблица из учебника: стр. 129-130), давайте дополним её суффиксами, которые записаны на доске. Определите их значение. (Приложение 1) | Дополняют таблицу из учебника суффиксами, определяют их значение. Вспоминают и называют суффиксы, которые уже изучили. Приводят примеры слов с суффиксами и записывают их в таблицу. | Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре, в группе, в коллективе. |
V. Открытие нового знания. | Работа по учебнику. Упражнение 3, стр. 128: развитие умений находить новые суффиксы в словах и определять их значение. - Какой можно сделать вывод? Если суффиксы звучат и пишутся одинаково, обязательно ли они имеют одинаковое значение? | Ученики самостоятельно читают текст, записывают слова с суффиксами и выделяют суффиксы в этих словах. Определяют значение суффиксов и дополняют ими таблицу (Приложение 2). Делают вывод, о том, что суффиксы могут иметь разное значение, даже если звучат и пишутся одинаково. | |
VI. Развитие умений – применение знания. | Упражнение 2, стр. 128. Все ли суффиксы мы вспомнили? Можно ли дополнить таблицу в учебнике? Как можно определить значение суффикса -иц- в словах медведица, волчица? (Самка животного, значение женского пола.) Как можно определить значение суффикса –онок-, ёнок- в словах львёнок, галчонок? (Детёныш животного) Как можно определить значение суффиксов -н-, -ов- в словах морозный, сосновый? (Признак предмета, суффикс имен прилагательных). Как можно определить значение суффиксов -оват-, -еват- в словах синеватый, грязноватый? (Признак предмета в малой степени). | Ученики выполняют задание (работа в группах). Проводят самопроверку. Записывают выделенные суффиксы в таблицу. (Приложение 3) | |
VII. Итог урока. | – Какие новые суффиксы узнали? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Вспоминают, что нового узнали на уроке, анализируют свою деятельность, выявляют затруднения. | |
VII. Домашнее задание. | Упражнение 5, стр. (по выбору ). |
Суффиксы | Значение суффиксов | Примеры |
-ан-, -ян-, -анин-, -янин-. | Житель какой-либо страны, города. | Россиянин, южанин, северяне, горожане |
-ок-, -ёк-, -к-, чик-, -ек-, -еньк-, -ушк-, -юшк- | Уменьшительно-ласкательное | Дубок, стебелёк лапка, стульчик, цветочек, маленький, избушка |
-чик- | Уменьшительно-ласкательное | Барабанчик, карманчик |
-ик- | Уменьшительно-ласкательное | Котик, ротик |
-ик- -чик- -ель- -ист- -арь- -ник- | Профессия или род занятий | Химик, умник, переводчик, лётчик, строитель, писатель, футболист, пекарь, вратарь, дворник, школьник |
-ник- | Ёмкость | Чайник, цветник |
-арь- | Сборник слов, текстов | Словарь, букварь |
-евн-, -евич-, -ич-, -инична-, -овн-, -ович- | Отчества | Алексеевна, Алексеевич, Кузьмич, Кузьминична, Владимировна, Владимирович |
-их-, - иц- | Самка животного, значение женского пола | Тигрица, лосиха |
-онок-, -ёнок-, | Детёныш животного | Галчонок, лисёнок, волчонок, страусёнок |
-н-, -ов- | Признак предмета (имена прилагательные) | Морозный, сосновый |
-оват-, -еват- | Признак предмета в малой степени | Синеватый, грязноватый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек» во 2 классе.
Цели: Ознакомить учащихся:с суффиксами –ек, -ик;со способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;повторить и закрепить знания о сотаве слова.Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс;рисунки для ...
Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"
Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове"
Целью данной методической разработки является уточнение знаний учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. В ней используется презентация, флеш-анимации, что ...
Методическая разработка урока русского языка на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)
Тема: Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-. ...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Значение суффиксов".
Урок соответствует требованиям ФГОС по программе "Школа России"....
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"
Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...
разработка урока русского языка 4 класс по теме: Правописание суффиксов -ек, -ик.
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....