Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Значение суффикса"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока построена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_suffiksov_2_klass.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Суффикс. Образование новых слов.
Цели: 1) образовательные: создать условия для знакомства обучающихсяся с суффиксальным способом образования новых слов, закрепления знания о правописании изученных суффиксов и их значении;
2)развивающие: способствовать формированию умения делать умозаключения, находить выход из затруднения;
3)воспитательные: способствовать воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку; создавать условия для повышения познавательной активности на уроках русского языка.
Планируемые результаты :
(личностные результаты) дети будут учиться способности к самооценке на основе наблюдений над собственной речью.
(метапредметные результаты) дети научатся адекватно оценивать результаты своей деятельности, активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
(предметные результаты) овладение обучающимися умения правильно выделять корень, суффикс, окончание в словах, образовывать новые слова суффиксальным способом, находить орфограммы, применять правила правописания;
Формируемые УУД.
- Познавательные: Об-ся учатся строить свои высказывания, формулировать проблему;
- Регулятивные: определить цели, планировать свою деятельность, уметь оценивать;
- Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество;
- Личностные: уметь оценивать себя и своих товарищей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
I. Организа-ционный этап. Самоопределе-ние к деятель-ности | Приветствие Что видите на слайде? Назовите значение слов? Найдите общий корень слов. Найдите различия между слова школа и школьник Как вы думаете, как мы обозначим эту часть слова? (на доске схема ) Сформулируйте тему рока. | Взаимное приветствие. Школа и школьник. Школа – место где учатся, школьник – тот, кто учится в школе Часть слова -ник- Понять, что такое суффикс, научиться находить и выделять его в словах | Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу. Регулятивные: целеполагание. Личностные: проявлять интерес к познанию, формировать мотивацию учения |
II Каллиграфи-ческая минут-ка | - Ребята, отгадайте загадку. -Какой шипящий звук вы слышите и какой буквой он обозначается? -Охарактеризуйте данный звук? - Пропишите заглавную и твердую буквы «Ш,ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. | -Кошка «Ш» Согласный, твердый, глухой, парный Прописывают 5 букв, подчеркивают «лучшую» букву и дописывают до конца строки, стараясь следовать своему эталону | Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения |
III. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Запишите слова «школа» и «школьник» _Что мы можем сказать об этих словах? Выделите известные вам части слов (работа в парах) -Какие возникли затруднения? Вопросы? (обсуждение в парах, затем фронтально) | Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник» -Они однокоренные, т.к. есть общая часть (школ-) –корень. В слове «школа» окончание а, в слове «школьник» нулевое окончание В слове «школьник» есть часть (-ник-), которую мы не обозначили. | |
IV. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. | - Почему вы её никак не обозначили? - сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения | - Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием. Она находится между ними. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели. |
V. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема. Работа с учебником | - Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь. - Посмотрите на экран, выделите в услышанном материале роль суффикса в слове. | Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь. Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
VI. Первичное закрепление.. упр. 2 на стр. 108 учебника | - Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов. - Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения. - В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова? - Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили? Проверка усвоения знаний о значении суффиксов: - какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва? Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму? | Фронтально письменно в раб. тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений. - Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе. - У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-. | Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Физминутка, снятие утомления с глаз и рук | -Встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка. | Выполняют задания, стараясь повторить повадки названых животных. | |
Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания алгоритма нахождения суффикса. | - Разделитесь на группы (по 6 человек). На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111. | Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения. Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм. | Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; |
VII.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (дифференцированная по уровню сложности, На слайде 4 слова по вариантам) | - Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс. - Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-; -ушк-, -юшк-, -к-; -онок-, -ёнок-. | Самостоятельная работа. Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. - Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. - Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение. - Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству |
Словарная работа Работа в парах | - Одна из групп в предыдущем задании работала со словом «собачка», от какого слова оно образовано? - на ваших партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение из данных слов. - Какое предложение у вас получилось? - Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слову «кот» слово. - В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс? - разрежьте слово «котом» так, чтобы между корнем и окончанием можно было вставить суффикс. Где будет проходить линия разреза? -образуйте новое слово. Какое предложение у вас теперь получилось? -Запишите это предложение в тетрадь. Выделите в слове «котёнком» известные вам части слова. В слове «собака» подчеркнём «опасное» место, постараемся выучить написание этого слова. | - от слова «собака» с помощью суффикса -к- – Собака играет с котом. - Суффикс –ёнок- поможет образовать слово котёнок - Между корнем и окончанием. - Между корнем кот- и окончанием -ом. - Собака играет с котёнком. Работают самостоятельно в тетради. «Собака» – безударная непроверяемая гласная в корне. | Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
VIII. Рекомен-дации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера. | - Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное? - Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д.з. | Рассматривают упражнения, изучают задание. – в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 4 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике «гирей» - «трудное задание». | Регулятивные: контроль , коррекция; Личностные: самоопределение. |
IX. Рефлексия деятельности. Итог урока. 2-3 мин. | - Чем понравился урок? - Что нового узнали? - Что осталось не понятным, или что ещё хотелось бы узнать? Выставление и аргументация отметок за урок | Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя. | Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-»
Урок отработки умений и рефлексии....
Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Суффикс" 2 класс...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Суффикс", УМК "Перспектива".
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия «суффикс» как части слова; умения определять суффикс в слове.Задачи урока:Дидактические:1) Познакомить с по...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Суффикс» - 3 класс
Тема урока «Суффикс» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о суффиксе и его словообразовательной роли, умение находить суффикс в словах...
Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс
laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова....
Технологическая карта урока русского языка: "Учимся писать суффикс -ок в именах существительных" 3 класс УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Учимся писать суффикс -ок в именах существительных» ...