Интегрированный урок по русскому языку и литературе "Роль имён прилагательных в речи. С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев"
план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс)

Бритова Татьяна Викторовна

Цель урока: обобщить и систематизировать изученные признаки прилагательного, закрепить знания литературных произведений и их авторов. Данный урок развивает умение подбирать по смыслу имена прилагательные в тексте, развивает лексический запас на основе умений составлять тематические группы имён прилагательных, развивает логическое мышление, коммуникативные качества; воспитывает познавательный интерес к урокам русского языка и литературы, доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие. На уроке используются разнообразные методы и приёмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роль имён прилагательных в речи.

       С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

             Интегрированный урок по русскому языку и литературе.

Цель: обобщить и систематизировать изученные признаки прилагательного;

           закрепить знания литературных произведений и их авторов.

Задачи урока:

         Обучающие: обобщить и систематизировать усвоенные учащимися знания об имени прилагательном, как части речи;

закрепить понятие жанра «пьеса», основные знания по сказке-пьесе «Двенадцать месяцев».

        Развивающие: развивать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных;

развивать умения подбирать по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в речи;

расширять лексический запас на основе умений составлять тематические группы имён прилагательных;

развивать логическое мышление, точную, правильную, грамотную устную и письменную речь;

развивать коммуникативные качества (умение слушать и слышать, общаться со сверстниками, терпимость).

 

       Воспитывающие: воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка и литературы;

прививать любовь к книге;

воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие; способствовать воспитанию положительной мотивации к процессу обучения.

Оборудование: презентация, портрет С. Я. Маршака, толковые словари, сказка-пьеса С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», раздаточный дидактический материал с разноуровневыми заданиями, листы для составления кластера и синквейна, фломастеры, звукозапись П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник», корзинка, рисунки подснежников, детские сказки о прилагательном, мяч, светофорики.

                                           Ход урока:

I. Оргмомент. Психологический настрой.

 - Добрый день, ребята, гости! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбками. Подарим им своё хорошее настроение. И настроимся на продуктивный урок.

 II. Целепологание. Актуализация знаний.

- А сегодня у нас будет необычный урок русского языка, в нём будут присутствовать наши любимые литературные герои.

        Тройка, тройка прилетела.

        Скакуны в той тройке белы.         

        А в санях сидит царица –

        Белокоса, белолица.

        Как махнула рукавом,

        Всё покрыла серебром.

        Что это за царица?

                                (зима)

- А вы догадались, что за скакуны прилетели? (месяцы)

- Давайте вспомним, какой раздел в Литературном чтении мы прошли?

- С какими произведениями вы познакомились в данном разделе?

- Какие же песни поёт зима?

-Зиме посвящается, много рассказов, стихов, сказок.

- Любите ли вы зиму?

- Да мы любим зиму. Нигде нет такой зимы, как у нас в России. Русская зима воспета в народных песнях, музыке русских композиторов, на полотнах живописцев.

- Какой самый любимый зимний праздник?

- Почему?

(На новый год люди загадывают желания и ждут свершения чуда – исполнения желания)

- В произведениях какого жанра могут происходить чудеса? (в сказках)

- Как названа зима в сказках? (волшебница, матушка, гостья, чародейка, зимушка)

III. Проблема урока.

- Вам бы на уроке хотелось увидеть какое-нибудь чудо?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

                                Л. Шкатова

- Какая часть речи может о себе так сказать?

- Как вы думаете, почему имена прилагательные украшают речь?

- Вот это наш сегодня предстоит доказать.

- Сегодня...

                Имя прилагательное.

                Будем знать…

Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

                Будем уметь…

Подбирать и употреблять имена прилагательные в речи.

- А произведение какого автора нам в этом помочь? (С. Я. Маршак)

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится зерно доброты.

- Произведения С. Маршака интересны и незабываемы.

- Как называется произведение, которое вы самостоятельно прочитали к уроку? («12 месяцев»)

IV. Чистописание.

- Найдите в названии имя существительное.

- Назовите его морфологические признаки.

месяцев – н. ф. (что?) месяц – сущ., неодуш., м. р., мн. ч.

        - Назовите орфограмму в слове месяц.

месяц – На что указывает буква я?

        - Эта буква и будет хозяйкой чистописания.

        -  Поможем зимушке нарисовать узоры на стёклах наших домов.

        - Выглядеть они будут вот так.

        - Обратите внимание на соединение.

- Про какой месяц так говорят?

 Старому году конец, новому начало.

- Запишите слово январь.

- Объясни орфограмму.

- Что вы можете сказать о букве я в данном слове?

- В каких ещё случаях буква я обозначает два звука?

- Образуйте и запишите однокоренное слово январский.

- Определите часть речи. (какой? январский – имя прилагательное)

- От чего и с помощью чего образовалось слово январский? (от основы существительного январь, с помощью ск)

- Как называется такой способ образования имени прилагательного?

-Вспомните с каким существительным употребляется слово январский в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?

- Запишите словосочетание, определите главное слово, поставьте вопрос.

- Какое слово главное в словосочетании?

- Почему? (Потому что имя существительное (мороз) обозначает предмет, а имя прилагательное (январский) его признак)

- Определите их род и число.

- Как вы определили род и число имени прилагательного? (по имени существительному)

V. Закрепление изученного материала.

1. В первую очередь нам необходимо вспомнить, что мы уже знаем о прилагательном.

 - Составьте кластер к части речи – имя прилагательное. (работа в парах)

(Две пары работают у доски)

- Оцените работу первой пары. (светофорики)

- Почему?

- Оцените свою работу. (2 пара)

(Цель достигнута, ошибок не было)

(Вспомнили с помощью класса)

- Какие умения формировали?

(Умение определять признаки имени прилагательного)

2. Словарная работа.

- Почему Маршак, назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой-пьесой?

(Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления)

- Как вы думаете, почему сказка называется «Двенадцать месяцев»?

- Назовите главных действующих лиц пьесы.

- Как вы понимаете значение слова мачеха?

- Каково значение слова падчерица?

Что мы сейчас делали? (работали с информацией)

3. Игра «Угадай героя».

а) капризная, избалованная, высокомерная, грубая – картинка Королева.

- Как вы думаете, может такая Королева управлять государством? Почему?

(Она не понимает свей ответственности, важности каждого решения, не хочет учиться, собирается переделать законы природы, не знала, что такое благодарность)

- Но почему же Падчерица её жалеет?

б) послушная,  добрая,  трудолюбивая, скромная – Падчерица

- Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения?

(Хорошая она девочка. Такие качества, как у неё нам в жизни тоже будут полезны.)

в) «Четвёртый лишний»

- Назовите  «лишнее слово». Объясните свой выбор.

жестокая, глупая, жадная, скромная – Мачеха

- Какую самую трудную работу Мачеха приказала выполнить Падчерице?

- Зачем Мачехе понадобились подснежники?

 

г) Синквейн  составить по схеме (работа в группах)

                                Профессор.

1 строка – имя существительное

2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих тему

3 строка – 3 глагола, описывающих действия, относящихся к теме.

4 строка – предложение, состоящее из 4 слов, с помощью которых высказывается своё отношение к теме.

5 строка – слово-синоним.

- Оцените работу каждой группы.

- Удаётся ли учителю объяснить Королеве, что в мире есть и не только королевская воля, но и объективные законы?

- Почему? (Потому что она эгоистичная, самолюбивая, избалованная)

- Для чего используются имена прилагательные в художественных произведениях?

(Прилагательные широко  используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний)

точность

ясность

имя прилагательное

4.

Очень занимательное

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

- В предложении пропало прилагательное.

- Подберите подходящее прилагательное и запишите предложение.

… хозяин в такую погоду собаки не выгонит.

- Прочитайте предложение без прилагательного.

- А теперь причитайте с прилагательным.

- Как изменилось предложение?

(Стало понятнее, точнее)

- А кто другое прилагательное записал?

- Разберите записанное прилагательное как часть речи.

(Два ученика работают у доски)


Хороший – хозяин (какой?) хороший, н. ф. – хороший, прилаг., м. р.,

ед. ч.

Добрый – хозяин (какой7) добрый, н. ф. – добрый, прилаг., м. р., ед. ч.

- Чем являются записанные прилагательные?

5. Игра «лови мяч».

- Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а в ответ вы должны придумать слово, близкое по смыслу прилагательному, т. е. слова-синонимы.

прелестная – красивая, прекрасная, пригожая

вежливый – любезный, учтивый, деликатный

весёлая – радостная, жизнерадостная

дремучий – густой, частый, глухой

добрая – человечная, отзывчивая

ласковая – нежная, приветливая

морозный – суровый, холодный

старый – пожилой
молодой – юный

душевный – ароматный

умный – мудрый, смекалистый

кроткая – смирная

жестокая – бессердечная, злая, свирепая

- А как вы думаете, для чего используются синонимы в речи?

(Речь становится богатой, яркой, выразительной без повторов)

       точность                        яркость

        ясность

                   имя прилагательное

6. – Заглянем в зимний лес.

- Перед вами текст на карточках.

Лес. На землю падают мохнатые хлопья снега. Пышные сумерки.

Падчерица пробирается через острые сугробы. Кутаются в оренбургский платок.

- Что вы можете сказать про данный тест?

- Почему вы смеялись?

- К чему ведёт неуместное употребление имён прилагательных?

- Какой можно сделать вывод?

(Прилагательные, употреблённые неуместно, не служат точному выражению мысли и не являются средством выразительности.)

- Давайте внесём поправки в текст, выполним редактирование текста. Вам предстоит самостоятельная работа с использованием дифференцированного задания трёх уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами, записанный на обратной стороне карточки.

1-й уровень: найти в сказке описание леса и записать нужные прилагательные.

2-й уровень: выбрать подходящие прилагательные из предлагаемых (крупные, сильные; старые, густые; глубокие, волнистые; рваный, пуховый)

3-й уровень: вспомнить описание леса в сказке и дополнить предложения.

- Проверка (1-2 ученика)

Самооценка

- Какую работу мы сейчас выполняли?

- Чему научились?

- Кто с ней справился легко?

- Кому пока было трудновато?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен своей работой?

- Какие умения формировали?

- Запишите на карточке рядом с текстом номер уровня, который вы выбрали при работе с текстом и оцените свою работу в виде шкалы.

- Вот  такой лес отправляется наша героиня.

- Какие чувства вы испытывали, когда читали, об этом?

- Какие слова помогают передать авторскую оценку предмета, более точно и выразительно нарисовать картину? (имена прилагательные)

- Значит…

точность                яркость

ясность

имя прилагательное

выразительность

- В таком лесу и замёрзнуть недолго.

- Давайте погреемся.

                Физминутка

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали,

В стороны развели, вперёд хлопок, назад хлопок,

Повернулись вправо, влево, вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

7. Творческая работа.

- Зима принесла вам подарок.

- Я буду называть признаки этого предмета по одному.

- Кто угадает с первого слова?

нежный, тонкий, ранний, душистый, первый – подснежник

- Почему его так называют?

Легенда о подснежнике.

Русская легенда утверждает, что однажды старуха – Зима со своими спутниками – Морозом и Ветром решила не пускать на Землю Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил  защиту у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю и открыло дорогу Весне. Поэтому подснежник считают вестником Весны.

- Объясните значение слова вестник.

- Где можно узнать

- Прочитайте толкование слова вестник в словаре.

- Что мы сейчас делали? (Работали с информацией)

- Прочитайте отрывок, где описал в сказке подснежник.  А как описала найденные подснежники падчерица.

( - Произошёл весьма редкий и замечательный случай. Апрель месяц не наступил, а подснежники уже расцвели.)

- Как вы считаете, что же произошло? (чудо, исполнение желания)

- Когда могут исполняться желания? И кто их может исполнить? (волшебники, люди получают награду по справедливости)

- А как о подснежнике рассказали бы вы?

- Составьте самое красивое предложение о подснежнике. Запишите, подчеркните прилагательные.

 (Музыка. Чайковский. Времена года. Весна. Апрель. Подснежник.)

- Зачитывание нескольких предложений.

- У кого получилось самое красивое предложение

- А что помогло сделать его красивым?

- Какое настроение создают прилагательные в ваших предложениях? (приятное, радостное, тёплое)

точность                яркость

ясность

имя прилагательное

выразительность           красота

Творческая работа «Сказка о прилагательном».

8. Подведение итогов.

- Итак, на уроке мы называли много прилагательных, которые пополняли наш словарный запас, благодаря сказке-пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев».

- Какие имена прилагательные вы запомнили?

- Какие вам понравились?

- Ответим на главный вопрос урока.

- Какую роль в языке выполняли имена прилагательные?

- Скажите, для чего великий писатель Самуил Маршак написал эту сказку?

- Кого мы осуждаем?

- Кому сочувствуем?

- Над чем смеёмся? (жадностью, ложью, глупостью)

- Во что верим?

- Маршак учит нас добру и состраданию.

- Я хочу, чтобы вы были добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми. Нет ничего не возможного.

Главное – это чистота души и помыслов, к которым разными путями приходят герои этой замечательной сказки.

…Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…

                                                                Г. Алигер

9. Выставление оценок. Самооценка.

«Три М»

ДЗ:         1) Сделать афишу к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».

        2) Составить «Словарик синонимов» (6-7 прилагательных)

- Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока.

- Как бы вы оценили свою работу на уроке? (светофорики)

10. Рефлексия.

- Сегодня у меня в руках тоже корзина, а на парте у вас – цветок-подснежник.

- Кому понравился урок, прикрепите цветок к корзине на доске.

- Ребята, я вам благодарна за продуктивную работу! Вам, гости, за то, что Вы нашли время посетить наш урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Родовые окончания имён прилагательных".

Конспект урока по русскому языку " Родовые окончания имён прилагательных"....

Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Урок русского языка в 4 классеТема: Правописание падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Число имён прилагательных. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Число имён прилагательныхЦели деятельности учителя: формирование умении определять число имён прилагательных; развитие умении составлять словосочетания «имя...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Число имён прилагательных. 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Число имён прилагательныхЦели деятельности учителя: закрепление знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развитие умений ...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имён прилагательных" 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Множественное число имён прилагательных. Составление текста - описания о животном по личным наблюдениямЦели: совершенствование умений изменять имена прилага...

Конспект урока по русскому языку Тема: Склонение имён прилагательных женского рода

Конспект урока по русскому языкуТема: Склонение имён прилагательных женского рода...