Конспект урока во 2 классе "Слова-антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскоиу языку во втором классе на тему "Слова-антонимы" и презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Слова-антонимы" | 19.58 КБ |
Презентация к уроку "Слова-антонимы" | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа XXI века»
Русский язык
2 класс
Тема урока: «Слова-антонимы»
Задачи урока:
наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
ввести термин «антонимы»;
находить, подбирать антонимы;
наблюдать за ролью антонимов в речи.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с текстом, карточки-помощницы, карточки с пословицами.
Этапы урока | Содержание урока | Презентация (№ слайдов) |
1 | Организационный момент. | |
2 | Чистописание. | |
3 | Постановка проблемного вопроса. - К нам на урок пришёл гость – карандаш. Сегодня он поможет мне провести урок. - Карандаш хочет рассказать о том, какая беда случилась с одним героем, которого он нарисовал. Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки». - Что же случилось? Почему Одуванчик так разволновался?
| 2 3 |
4 | Открытие нового. Тема урока. Задачи урока. Карандаш задает вопросы: - Сравните пары слов: толстый – тонкий спокойный – тревожный веселится – огорчается. - Что объединяет эти пары слов? (противоположные по значению) - На прошлых уроках мы изучали слова, близкие по значению. – синонимы. Сегодня мы выяснили, что есть слова, противоположные по значению, их называют антонимы. - Назовите тему сегодняшнего урока. Если это будет урок изучения нового материала. Тема урока: «Слова-антонимы». (записать в тетрадь) - Что бы вы хотели узнать об этих словах? (признаки антонимов, для чего они нужны) - Чему будем учиться на уроке? (находить антонимы, правильно употреблять их в речи) | 4 5 6 |
5 | Определение признаков слов-антонимов. -Определение слов-антонимов, которое мы вывели в начале урока, - неполное. Что нужно узнать, кроме значения слов (по аналогии с синонимами)? (на какой вопрос отвечают) Вывод: слова-антонимы отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение. - Что значит слово «антоним»? Сравните его со словом «синоним»: чем похожи, в чем различие? («онима» - (с древнегреческого) имя, «синоним» – одноименный) - Слово «анти» тоже пришло к нам из древнегреческого языка. Значение его назовете, если вспомните известные вам слова: антимоль, антигриппин, антивирус. Какое значение имеет приставка анти- в этих словах? -Проверим себя по учебнику. Урок 107. с.60. Обратимся к рубрикам «Путешествие в прошлое» и «Тайны русского языка» | 7 8 9 |
6 | Упражнение в подборе антонимов. Задание: подобрать к выделенному слову антоним, который завершит пословицу. Работа в группах. Знай больше, а говори … (меньше). Мир строит, а война … (разрушает). Думай медленно, работай … (быстро). Ласточка день начинает, а соловей … (кончает). Не дорого начало, похвален … (конец). - Выпишите любые три пары антонимов.
Упражнение №2. - Поработайте сначала в парах. Проверка с последующей записью: белый – чёрный далеко – близко брать – отдавать друг – враг - Вернемся к вопросам, которые ставили перед собой на урок. На какой вопрос ответили? | 10 11 |
7 | Физкультминутка. Игра «Делай все наоборот» | |
8 | Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте. - Прочитайте первый текст. - Замените, выделенные слова антонимами. Сравните тексты. (предлагаются карточки-помощницы: весна, вернулись, растаял, последний) Текст № 1. Пришла осень. Выпал первый снег. В южные страны улетели перелётные птицы. Текст № 2. Пришла весна. Растаял последний снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы. - Что общего у текстов? Чем различаются? Какие слова помогли изменить текст? - Какую роль играют антонимы в русском языке? - На какой вопрос нашли ответ? - Смогли мы выполнить практическую задачу урока: находить, подбирать антонимы? | 12-13 14 15 16 |
9 | Работа со словарем антонимов. - Всегда ли вам было просто подбирать антонимы? - Что же делать в случае затруднения? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре) Работа в группах. Знакомство со словарем антонимов. - Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре? Сможете воспользоваться его подсказками? | |
10 | Рефлексия. - Продолжите предложения. На уроке я узнал(а) … . Могу рассказать другим … . Было трудно … Было интересно … . | 17 |
11 | - А что же Одуванчик, дождался ли он помощи? Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки». - Какой важный закон жизни узнал Одуванчик? А вы когда-нибудь смеялись над собой? А ка вы себя чувствуете, если кто-то над вами смеется? Какое правило общения надо помнить? | 18 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания
Здравствуйте, ребята! Я хочу Вам кое-что показать .
Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка. Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки – Он гоняет их метлой. Вася – добрый, Жора – злой!
Тема урока «Слова-антонимы» день ночь большой маленький
Слова антонимы-это слова противоположные по значению.
Знай больше , а говори … . Мир строит , а война … . Думай медленно , работай … . Ласточка день начинает , а соловей … . Не дорого начало , похвален … . Ученье – свет , а неучение - … .
Знай больше, а говори меньше . Мир строит, а война разрушает . Думай медленно, работай быстро . Ласточка день начинает, а соловей кончает . Не дорого начало, похвален конец . Ученье – свет, а неученье – тьма .
Упражнение 3, стр. 65 н ежный-ласковый, нежный-грубый, злой-жестокий, радость-восхищение, тихий-бесшумный, тихий-громкий.
Слова-синонимы Слова-антонимы нежный-ласковый злой-жестокий радость-восхищение тихий-бесшумный нежный-грубый тихий-громкий
Пальчиковая гимнастика
Упражнение 2, стр. 65 Верное решение - … Верный друг - … Старый человек - … Старый учебник - … Сырые дрова - … Сырое мясо - …
Верное решение – неправильное решение Верный друг – ненадежный друг Старый человек – молодой человек Старый учебник – новый учебник Сырые дрова – сухие дрова Сырое мясо – жареное мясо
Физкультминутка
Подберите и запишите антонимы к словам . День; война; плакать; радость; белый.
Допиши антонимы в пословицы, подходящие по смыслу . Доброе слово лечит, а ....... калечит. Платье хорошо новое, а друг .......
Сравни и запиши предложения, используя слова - антонимы. Перец и мёд. Огурец и помидор. Зиму и лето.
Что на вас произвело наибольшее впечатления? Пригодятся ли вам полученные знания на будущих уроках? Работа над какими заданиями вам показалась трудной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...