Конспект урока во 2 классе "Слова-антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ширшина Анастасия Александровна

Конспект урока по русскоиу языку во втором классе на тему "Слова-антонимы" и презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа XXI века»

Русский язык

2 класс

Тема урока: «Слова-антонимы»

Задачи урока: 

наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;

ввести термин «антонимы»;

находить, подбирать антонимы;

наблюдать за ролью антонимов в речи.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с текстом, карточки-помощницы, карточки с пословицами.

Этапы урока

Содержание урока

Презентация (№ слайдов)

1

Организационный момент.

2

Чистописание.

3

Постановка проблемного вопроса.

- К нам на урок пришёл гость – карандаш. Сегодня он поможет мне провести урок.

 - Карандаш хочет рассказать о том, какая беда случилась с одним героем, которого он нарисовал.

Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки».

- Что же случилось? Почему Одуванчик так разволновался?

 

2

3

4

Открытие нового. Тема урока. Задачи урока.

Карандаш задает вопросы:

- Сравните пары слов:     толстый – тонкий

                                           спокойный – тревожный

                                           веселится – огорчается.

- Что объединяет эти пары слов? (противоположные по значению)

- На прошлых уроках мы изучали слова, близкие по значению. – синонимы. Сегодня мы выяснили, что есть слова, противоположные по значению, их называют антонимы.

- Назовите тему сегодняшнего урока. Если это будет урок изучения нового материала.

Тема урока: «Слова-антонимы». (записать в тетрадь)

- Что бы вы хотели узнать об этих словах? (признаки антонимов, для чего они нужны)

- Чему будем учиться на уроке? (находить антонимы, правильно употреблять их в речи)

4

5

6

5

Определение признаков слов-антонимов.

-Определение слов-антонимов, которое мы вывели в начале урока, - неполное. Что нужно узнать, кроме значения слов (по аналогии с синонимами)? (на какой вопрос отвечают)

Вывод: слова-антонимы отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.

- Что значит слово «антоним»? Сравните его со словом «синоним»: чем похожи, в чем различие? («онима» - (с древнегреческого) имя, «синоним» – одноименный)

- Слово «анти» тоже пришло к нам из древнегреческого языка. Значение его назовете, если вспомните известные вам слова: антимоль, антигриппин, антивирус. Какое значение имеет приставка анти- в этих словах?

-Проверим себя по учебнику. Урок 107. с.60.

Обратимся к рубрикам «Путешествие в прошлое» и «Тайны русского языка»

7

8

9

6

Упражнение в подборе антонимов.

Задание: подобрать к выделенному слову антоним, который завершит пословицу. Работа в группах.

Знай больше, а говори … (меньше).

Мир строит, а война … (разрушает).

Думай медленно, работай … (быстро).

Ласточка день начинает, а соловей … (кончает).

Не дорого начало, похвален … (конец).

- Выпишите любые три пары антонимов.

 

Упражнение №2.

- Поработайте сначала в парах.

Проверка с последующей записью:

                      белый – чёрный

                      далеко – близко

                      брать – отдавать

                      друг – враг  

- Вернемся к вопросам, которые ставили перед собой на урок. На какой вопрос ответили?

10

11

7

Физкультминутка. Игра «Делай все наоборот»

8

Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте.

-  Прочитайте первый текст.

- Замените, выделенные слова антонимами. Сравните тексты. (предлагаются карточки-помощницы: весна, вернулись, растаял, последний)

Текст № 1.

Пришла осень. Выпал первый снег. В южные страны улетели перелётные птицы.

Текст № 2.

Пришла весна. Растаял последний снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы.

- Что общего у текстов? Чем различаются? Какие слова помогли изменить текст?

- Какую роль играют антонимы в русском языке?

- На какой вопрос нашли ответ?

- Смогли мы выполнить практическую задачу урока: находить, подбирать  антонимы?

12-13

14

15

16

9

Работа со словарем антонимов.

- Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?

- Что же делать в случае затруднения?  (спросить у

взрослых, посмотреть в словаре)

Работа в группах. Знакомство со словарем антонимов.

- Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре? Сможете воспользоваться его подсказками?

10

 Рефлексия.

- Продолжите предложения.

На уроке я узнал(а) … .

Могу рассказать другим … .

Было трудно …

Было интересно … .

17

11

- А что же Одуванчик, дождался ли он помощи?

Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки».

- Какой важный закон жизни узнал Одуванчик? А вы когда-нибудь смеялись над собой? А ка вы себя чувствуете, если кто-то над вами смеется? Какое правило общения  надо помнить?

18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

18 апреля Классная работа

Слайд 2

Минутка чистописания

Слайд 3

Здравствуйте, ребята! Я хочу Вам кое-что показать .

Слайд 4

Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка. Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки – Он гоняет их метлой. Вася – добрый, Жора – злой!

Слайд 5

Тема урока «Слова-антонимы» день ночь большой маленький

Слайд 6

Слова антонимы-это слова противоположные по значению.

Слайд 7

Знай больше , а говори … . Мир строит , а война … . Думай медленно , работай … . Ласточка день начинает , а соловей … . Не дорого начало , похвален … . Ученье – свет , а неучение - … .

Слайд 8

Знай больше, а говори меньше . Мир строит, а война разрушает . Думай медленно, работай быстро . Ласточка день начинает, а соловей кончает . Не дорого начало, похвален конец . Ученье – свет, а неученье – тьма .

Слайд 9

Упражнение 3, стр. 65 н ежный-ласковый, нежный-грубый, злой-жестокий, радость-восхищение, тихий-бесшумный, тихий-громкий.

Слайд 10

Слова-синонимы Слова-антонимы нежный-ласковый злой-жестокий радость-восхищение тихий-бесшумный нежный-грубый тихий-громкий

Слайд 11

Пальчиковая гимнастика

Слайд 12

Упражнение 2, стр. 65 Верное решение - … Верный друг - … Старый человек - … Старый учебник - … Сырые дрова - … Сырое мясо - …

Слайд 13

Верное решение – неправильное решение Верный друг – ненадежный друг Старый человек – молодой человек Старый учебник – новый учебник Сырые дрова – сухие дрова Сырое мясо – жареное мясо

Слайд 14

Физкультминутка

Слайд 15

Подберите и запишите антонимы к словам . День; война; плакать; радость; белый.

Слайд 16

Допиши антонимы в пословицы, подходящие по смыслу . Доброе слово лечит, а ....... калечит. Платье хорошо новое, а друг .......

Слайд 17

Сравни и запиши предложения, используя слова - антонимы. Перец и мёд. Огурец и помидор. Зиму и лето.

Слайд 18

Что на вас произвело наибольшее впечатления? Пригодятся ли вам полученные знания на будущих уроках? Работа над какими заданиями вам показалась трудной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...