Проектная задача "Иллюстрированное пособие "Способы проверки орфограмм слабой позиции в корне"
проект по русскому языку (2 класс)

Белёва Вера Петровна

В ходе работы учащиеся должны сделать для себя пособие - помощник, в котором должны отразить название орфограммы, способ проверки, смоделировать способ, подобрать "примеры" слов. Дано описание хода проектной задачи с указаним заданий для групп, раздаточным материалом. Экспертный лист для оценки работы групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей № 1»

Проведена во 2 а классе

Учитель  Белёва В.П.

Проектная задача по русскому языку во 2-м классе

Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм»

Тип задачи

Одновозрастная предметная проектная.

С точки зрения предмета рефлексивная,  в педагогическом плане обучающая.

Цель

и педагогические задачи

Создать условия для систематизации знания и умения по теме: «Способ проверки орфограммы слабой позиции путём изменения слова» через изготовление пособия.

  1. Дать возможность учащимся

- продемонстрировать умение находить и проверять орфограммы способом -изменить слово;

- подготовить и предъявить результат работы группы;

-  дать оценку работы группы;

- дать самооценку освоения темы.

  1. Формирование коммуникативных, личностных,  регулятивных УУД:

- формирование умений взаимодействия учеников в малой группе;

-  формирование  действий контроля и оценки;

Знания, умения, на которые опирается задача

Второклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы:

1) с помощью орфографического словаря;

2) с помощью изменения слова;

3) по правилу.

Предметный результат

Иллюстрированное пособие с прописанными способами проверки орфограмм слабых позиций.

Планируемый педагогический результат

  • Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год.
  • Часть учащихся сможет восстановить пробелы в знаниях.
  • Учащиеся опробуют способы распределения обязанностей в группе.

Способ и формат оценивания резу-льтатов работы

  • Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист).
  • Публичное выступление групп.

Форма организации

Групповая (по 4-5 чел.) В каждой группе эксперты – педагоги. У каждого экспертный лист и материалы, как у уч-ся.

Оборудование

На стенде лист 1/2ватмана с общим заголовком «Способ проверки орфограммы» и выделением цветом места для записи «напоминаек» и конвертов для карточек.  У каждой группы перечень заданий, набор материалов, заготовки для пособия.

Замысел проектной задачи

Второклассникам предлагается изготовить пособие, которое поможет им в проверке орфограмм. Для выполнения работы учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание.

  1. прочитать и обсудить задания;
  2. рассмотреть материалы и определить способ проверки орфограмм;
  3. составить рассказ о способе проверки;
  4. проиллюстрировать конкретными примерами способ проверки орфограмм.

План занятия.

  1. Настрой на работу. Определение общей задачи класса.
  2. Предположение результата работы (фронтально).
  3. Установка на работу в группах.
  4. Работа в группах.
  5. Предъявление результатов групп.
  6. Рефлексия  выполнения задачи.

Краткое описание хода работы.

1.  Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать пособие по русскому языку, которое поможет вам работать над грамотностью. Пособие называется «Способ проверки орфограммы». Оно будет состоять из «напоминайки» и карточек для самостоятельной работы по отработке способа.

2.  Как Вы думаете, как нам предстоит работать? …

      3. Установка на работу в группах.

           У вас на партах лежат два конверта: один - с заданием для вас, другой для эксперта-педагога. Конверт распечатать необходимо после моего сигнала. Вам предстоит ознакомиться с планом работы и организовать работу в соответствии с планом. На работу в группах дается  30 (40) минут. Результатом должно быть пособие. Все необходимые материалы лежат у вас на партах. Есть стол подсказок и дополнительных материалов. Конверт для педагога вскрывает только взрослый.

  1. Работа в группах.
  2. Предъявление результатов групп.
  3. Рефлексия  выполнения задачи.

Далее  задание для групп.

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ

Задача группе:  сделать пособие (подсказку – «напоминайку» и карточки) по русскому языку для работы на уроке.  Условие: задание выполняется коллективно. Не забывайте распределять роли.

Задание 1.  Ознакомьтесь с заданиями, с планом работы.

План работы.

  1. Работа с текстом и ответы на вопросы.
  2. Подбор заданий.
  3. Подготовка пособия.
  4. Подготовка выступления: предъявление пособия и оценка работы группы (обсуждение, выбор выступающих).
  5. Предъявление пособия классу.
  6. Оценка работы группы перед всеми присутствующими.

Задание 2. Прочитайте текст, обсудите ответы на вопросы и запишите их.

Рассказ об одной ошибке

        Дима написал своему дружку Пете записку:

- Приходи с мечом вечером, сыграем.

    Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.

-  Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

-  Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

- Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку. Он обещал.

        Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования – длинный деревянный меч.

Вопросы:

  1. Почему так получилось?
  2. Какого закона письма не знает Дима? ___________________________

____________________________________________________________

  1. Выпиши слово, в котором ошибся Дима. ________________________
  2. Как называется эта орфограмма? Запишите.

__________________________________________________________

  1. Какой нужно применить способ проверки  орфограммы?  Запишите.

_________________________________________________________

Задание 3. Смоделируйте способ:

Задание 4.  Работа по подбору слов на данную орфограмму (по листам 3,4)   (Ознакомьтесь с заданием, распределите роли)

  1. Рассмотрите пары слов. Во всех ли парах применён данный способ?

Ненужные пары зачеркните.

  1. На какие группы можно разделить пары слов.  Подчеркните их разным цветом.
  2. С учётом этих групп составьте 2 карточки для ребят, не усвоивших способ проверки: с пропуском орфограммы и без проверочного слова.  Выпишите слова на маленькую карточку  (разлиновка тетради), чтоб вложить в зелёные конверты.  

Задание 5.   Сделайте пособие. Запишите:

  • название орфограммы (на зелёном поле);
  • название способа проверки и один пример слова с проверкой (на жёлтом поле)
  • модель способа (на белом поле)
  • маленькие карточки приклеить  на место конвертиков

Задание 6.

1 ученик: Подготовьтесь к предъявлению работы. Определите, кто будет предъявлять пособие. Необходимо сказать:

  1. Как называется орфограмма.
  2. Какой применяется для этой орфограммы способ проверки.
  3. Как распределили примеры слов по карточкам.

2-й ученик: (о работе группы могут говорить все члены команды) сообщение о работе группы

  1. Как вы считаете, выполнена ли задача группы? Почему вы так считаете.
  2. Все ли ребята в группе работали?
  3. Были ли распределены роли. Как вы это сделали?
  4. Помогали ли вы друг другу?
  5. Все ли вежливо ли разговаривали друг с другом?
  6. Получили ли вы удовлетворение от работы?  Если бы работа группы оценивалась в 10 баллов, сколько баллов вы бы себе поставили.

Оформите наглядное  пособие.

        

Далее:

  1. Экспертный лист
  2. Листы со словами-заданиями на каждую группу

Экспертный лист   оценки работы группы           группа № ___

Эксперт : _________________________

Наличие критерия +

Отсутствие     -

частичное

1

Распределение обязанностей

2

Понимание задачи  (принятие задачи всеми)

3

Вклад в решение задачи каждого

(каждый в чём-либо проявил себя)

4

Совместное обсуждение шагов, ответов.

5

Слаженность в работе, взаимопонимание.

6

Ссоры

7

Взаимопомощь

8

Работоспособность группы (до конца )

9

Осуществление взаимоконтроля

Оценка работы каждого в группе

Умение работать в группе

Умение сформулировать мысль

Умение слушать других

Проявление уважительного отношения к одноклассникам

(спокойный тон, эмоции не переходят в недовольство)

Внесён вклад в общее дело

Умение контролировать свои действия

Умение  говорить публично

Умение адекватно оценить

Неумение работать в группе

Отказ от работы

Проявление обиды через эмоции и высказывания, тон

Некорректное отношение, оскорбление

Баловство

Отвлекается, не удерживает задачу,

сосна- сосны    дарить – дарю

лампа – лампы

замок-замка

поля-поле

пою – пой смотреть-смотрит

семья – с семьёй

качусь – катит

плачут – заплакал

рыбка – рыба

окно – у окна

стекло – стёкла

смешной – смешно

ведро – вёдра

мячи –мяч

земля - земли

сугроб - сугробы

снег - снега

дом - домик

глаза - глаз

кормлю - кормит

летит - полёт

дела - дело

несёт - нёс

варить - варит

шубка - шуба

лебедь - лебеди

школа - школы

тетрадь - тетради

вода - воды

ножки – ножек

возить – возит

моря – море

ручка – ручки

сказка – сказок

круг – круги

леса – лес

гряда – гряды

флажок - флаг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

«Проверка орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов».

Данный план-конспект урока можно использовать на уроках русского языка....

Тест по русскому языку 2 класс. Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова.

Тестовые задания по русскому языку для 2 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"...

Конспект урока по русскому языку "Упражнения для проверки орфограмм слабой позиции в корне слов" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: усвоение  учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова Планируемые результаты:Предметные: систематизировать и обобщить знания обучающи...