Конспект урока по русскому языку "Упражнения для проверки орфограмм слабой позиции в корне слов" (УМК "Школа России", 2 класс)
материал по русскому языку (2 класс)

Цели деятельности учителя: усвоение  учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова

 

Планируемые результаты:

Предметные: систематизировать и обобщить знания обучающихся о правописании слов с орфограммами в корне; упражнять в применении способа орфографического действия; воспитывать культуру речи.

Личностные: расширить познавательный интерес, осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; формировать внутреннюю позицию школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям рус­ским языком.

 

Оборудование: учебник УМК «Школа России», часть первая (Горецкий В.Г., Канакина В.П.), рабочая тетрадь, тетрадь для записей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

Проверьте готовность к уроку.

Я говорю, а вы повторяйте.

Мы внимательные,

Мы старательные

Мы отлично учимся

Всё у нас получится.

Добрый день, ребята. Присаживайтесь.

Проверяют готовность.

Повторяют за учителем.

Коммуникативные

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите слова пословицы, но они разбежались. Теперь их нужно собрать воедино и узнать, какая пословица рассыпалась. Помогите мне.

БЕЗ ВЫТЯНЕШЬ И ПРУДА РЫБКУ ИЗ НЕ ТРУДА

        

Итак, кто готов собрать пословицу воедино? Поднимите руку. Пожалуйста, начинай.

Правильно, молодец. Ребята, как вы думаете, как мы можем применить эту пословицу? Какой её смысл?

А как мы можем применить эту пословицу на нашем уроке?

Верно, ребята, молодцы.

Смотрят на интерактивную доску.

Поднимающий руку ученик собирает слова пословицы воедино: БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТЯНЕШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

Смысл в том, что только трудом можно добиться своей цели.

На нашем уроке можем применить её, когда изучаем новый материал. То есть только своим трудом и усилием мы сможем узнать что-то новое и применить его где-нибудь.

Регулятивные

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

Ребята, предлагаю вам так сразу поработать в группах по 6 человек. Каждая группа сейчас получит задание в карточках.

З А Д А Н И Е  В  К А Р Т О Ч К А Х:

В каждой карточке даны по три слова с различными орфограммами, но не указано, с какими. Задача детей найти орфограмму, понять, в какой части слова она находится, выделить её и исправить на верный вариант.

Р[и]ка, с[а]сна, св[и]тло

Гри[п]ки, зу[п]ки, ло[ш]ка

Ст[а]лы, м[и]чи, п[а]ля

Гла[с]ки, сапо[к], ша[п]ка.

Ребята, кто может напомнить мне правила работы в группах?

Молодцы. Всё, можете приступать к работе. В конце работы выберете, кто будет отвечающим от каждой команды.

Итак, давайте проверим правильность выполнения задания. По одному представителю от команды к доске, пожалуйста. Проверяем.

Ребята, а в какой части слова встречаются орфограммы?

Это новая информация для вас, или вы уже знакомы с этой орфограммой?

Да, верно, с этими орфограммами мы познакомились на прошлых занятиях. А сможем ли мы переделать то, что мы знаем, в то, что мы можем научиться делать, чтобы получилась тема нашего урока? Мы уже умеем определять эту орфограмму. Может быть мы будем закреплять полученные знания при помощи выполнения упражнений? Как тогда сформулируем тему?

Правильно, молодцы, это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Какую цель мы можем поставить на урок исходя из темы?

Получают карточки с заданиями.

Не перебивать, уметь слушать и работать в команде, не шуметь.

Выполняют работу.

Проверка выполнения задания. Сравнение с эталоном.

В корне с гласным и согласным в слабой позиции.

Знакомы.

Тема урока: «упражнения для проверки орфограмм слабой позиции в корне слов».

Отработать навык проверки орфограмм слабой позиции в корне слов.

Коммуникативные

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

Итак, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Сегодня у нас 3 октября.

Ребятки, а давайте запишем с вами в тетрадь ту пословицу, с которой начали урок. Кто желает записать её у доски?

Подчеркните орфограммы.

А теперь отметьте корень только в словах-предметах.

Найдите те слова, где в корне встречается орфограмма слабой позиции.

На какую орфограмму встретилась слабая позиция?

По какой позиции проверяем правильность написания? Каким образом?

Давайте вспомним основной закон письма. Кто сможет его рассказать?

Молодцы, ребятки.

Желающий выходит к доске и записывает пословицу.

Рыбку.

На парный согласный.

По сильной позиции. Нужно подобрать подходящее по смыслу однокоренное слово.

Буквой обозначается звук по его сильной позиции в той же значимой части слова.

Регулятивные

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

А теперь давайте проведём физминутку.

Давайте, кто желает провести её у доски? Два человека.

Начинаем.

Хома, хома, хомячок

Полосатенький бочок

Хома рано встаёт

Щёчки моет, лапки трёт.

Заправляет всю кроватку,

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хома сильным хочет стать.

Всё, тихонечко сели на свои места. Сейчас я хочу предложить вам ещё одно задание. Смотрите.

На слайде вы видите слова с орфограммами. Ваша задача подобрать правильное проверочное слово, чтобы мы могли верно написать нужную букву.

Н А  Д О С К Е:

Сл[и]пой, нена[сн]ый, тр[а]ва, кру[ш]ка, л[и]нивый, бу[т]ка.

Кто желает написать и исправить слова у доски? Пожалуйста.

Так. Теперь выделите корни в словах. Для чего я попросила вас выделить корень? Какую орфограмму мы встретили? Кто сможет ответить? Правильно ли выделил(а) корень тот, кто у доски? Стоит ли исправить?

Всё, молодец, присаживайся на место.

Ребята, откройте учебник на странице 56. Найдите упражнение 41. Что вы заметили в тексте упражнения?

Предлагаю вам выписать те слова, которые написаны с транскрипцией. Позже я соберу тетради и поставлю вам оценки.

Записываем в тетради «упражнение 41» и начинаем выполнять. Сразу же выделяем орфограмму слабой позиции. Пишем быстро, но аккуратно, спинку держим ровно, как я вас учила.

Итак, пока часть ребят дописывает, давайте начнём проверку. Какая орфограмма в слабой позиции встретилась?

Теперь потрите ручки, чтобы они у вас расслабились.

Теперь давайте в общем повторим орфограммы. Какие мы изучили орфограммы?

Проводят физминутку.

Желающий выходит к доске, записывает и исправляет слова.

Выделяют корень.

Потому что именно в корне есть орфограмма слабой позиции.

В отдельных словах есть транскрипция.

Познавательные

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

Так, дорогие мои, а теперь хочу предложить вам следующее задание. Сейчас я каждому раздам карточки со словами. Ваша задача вставить в слово правильную букву.

С Л О В А  В  К А Р Т О Ч К Е:

Доро_ка    Опас_ный

Голу_ка     Д_леко

Чес_ный    Посм_треть

Подпишите свою карточку и начинайте выполнять.

Итак, давайте поменяемся карточками с соседом по парте, и вы проверите друг друга. Проверяем.

На слайде вы видите критерии оценивания ваших работ.

Если у вашего соседа нет ошибок, ставим ему 5.

Если 1-2 ошибки, то ставим 4.

Если 3 и более, то ставим 3.

Так, хорошо. А теперь передаём все карточки мне, чтобы я выставила оценки в журнал.

Вставляют пропущенные буквы в слова.

Меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку, сравнивая с эталоном.

Выставляют оценку.

Передают карточки.

Познавательные

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

Личностные

VIII. Рефлексия деятельности            (по продукту)

2-3 мин

Ну вот мы с вами и заканчиваем урок. Но сначала по традиции выполним небольшое задание.

На полях в своей тетрадочке нарисуйте нашу любимую лестницу успеха с тремя ступенями.

Теперь оцените свои знания и работу на уроке.

Если вам было сложно, то поставьте кружок на нижней ступени.

Если было сложно, но вы в целом понимаете, то на средней ступени.

Если было легко, и вы можете помочь своим одноклассникам понять тему, то на верхней ступеньке. Только оценивайте себя объективно, чтобы я тоже знала, кому трудновато и нужна помощь.

Подведём итог урока.

Какая была тема урока?

Что делали на уроке? Для чего?

Урок окончен, все сдаём свои тетрадки. Всего доброго.

Рисуют лестницу успеха.

Ставят кружок на подходящей ступени.

Тема урока: упражнения для проверки орфограмм слабой позиции в корне слова.

На уроке мы писали слова, вставляли пропущенные буквы. Для того, чтобы усвоить правильное написание букв и выделение орфограмм.

личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков"

Тема «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»Триединая цель урока:...

Тест по русскому языку 2 класс. Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова.

Тестовые задания по русскому языку для 2 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"...

Урок русского языка «Способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных»

Определение способов проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях  существительных;обучение применению знаний на практике; развитие познавательного интереса  к изучению родного языка; восп...

Проектная задача "Иллюстрированное пособие "Способы проверки орфограмм слабой позиции в корне"

В ходе работы учащиеся должны сделать для себя пособие - помощник, в котором должны отразить название орфограммы, способ проверки, смоделировать способ, подобрать "примеры" слов. Дано описан...