Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку

Шакирова Зульфия Хайдаровна

Конспекты уроков  для начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шакирова Зульфия Хайдаровна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        учитель начальных классов                                                                                                                                                                         МБОУ Девятернинская ООШ  

                                                                                                                     им. Л.Айтуганова Агрызского

                                                                                                          муниципального района РТ

                                                                                                                                                                                                       

Предмет: Русский язык

2 класс

Тема урока «Изменение имён  существительных по числам».

Цель урока: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по изменению имён существительных по числам.

Задачи урока:

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

- организовать деятельность учащихся по изменению имён существительных по числам.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание практической важности определения морфологических признаков имени существительного;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личной значимости результатов каждого этапа урока.

Предметные:

- знание о постоянных признаках имён существительных;

- умения применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять число и изменять по числам имена существительные

Формировать УУД:

- осуществлять постановку учебной задачи; делать оценку( определять  уровень усвоения учебного материала)(Регулятивные УУД)

- поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование (Познавательные УУД)

Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык», карточки с заданиями для парной работы, для индивидуальной работы, приложение 1,2

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности

Знаю я теперь отныне- 
Есть одно такое имя - 
Назовет любой предмет, 
И на все нам даст ответ. 
Это главная часть речи, 
Обозначает все на свете, 
Без нее никак нельзя. 

- Догадались, с какой частью речи будем работать сегодня на уроке?

- С именами существительными.

Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что мы уже знаем об этой части речи.

- Для начала предлагаю оценить себя, используя данную таблицу (Приложение 1).

- Поднимите руки, кто может сказать, что обозначают имена существительные.

- Поднимите руки, кто может назвать вопросы, на которые отвечают имена существительные..

- Поднимите руки, кто может назвать часть речи, с которой связаны имена существительные. 

Просит одного ученика вслух дать ответ.

Самостоятельно оценивают себя

(2 мин).

Называть отличительные признаки имени существительного.

Осуществлять оценку (Регулятивные УУД).

Выявление места и причины затруднения

Составление кластера

- Назовите постоянные признаки имени существительного.

- Можно ли сказать, что число имени существительного – постоянный или непостоянный признак? Почему?

- Назовите тему: Число имён существительных.- Воспользуйтесь правилом трёх П сформулируйте цели урока

- Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.

- Цель урока:

- Познакомиться с новым признаком имени существительного .

-Понять число имён существительных – это постоянный или непостоянный признак.

-Применять знания в устной и письменной речи

Называть основание для классификации (Познавательные УУД).

Формулировать проблемный вопрос с помощью учителя (Познавательные УУД).

Построение проекта выхода из затруднения

На доске: воробьи, лесник, мороз, березы

- На какие группы разделите слова?

- Назовите существительные в единственном числе.

- Сколько предметов они обозначают?

- Могут ли они употребляться во множественном числе?

- Что нужно для этого сделать?

- Измените.

- Назовите существительные во множественном числе.

- Сколько предметов они обозначают?

- Могут ли они употребляться в единственном числе?

- Что для этого нужно сделать? (Изменить).

- Измените.

- Сделайте вывод о числе имён существительных.

- Скорректируйте тему урока. (Изменение имён существительных по числам.)

- Откройте учебник стр. 121, прочитайте про себя правило.

- Что Вы можете сказать?

- Число имён существительных – это постоянный или непостоянный признак имён существительных? Почему?

- Единственное число: лесник, мороз; множественное число: воробьи, березы.

- Изменить.

- Лесник – лесники, мороз – морозы.

- Воробьи - воробей, березы – береза.

- Имена существительные изменяются по числам

(Вывод сделали правильно) Пробуют сделать вывод с помощью учителя.

Определять число имён существительных.

Доказывать (Познавательные УУД).

Формулирование темы урока, постановка

- Что нового узнали об именах существительных?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Что будем учиться делать на уроке?

Дополняет:

- определять число имён существительных.

- Имена существительные изменяются по числам.

- Изменение имён существительных по числам (формулируют с помощью учителя).

- Будем учиться изменять имена существительные по числам.

Формулировать познавательную цель с помощью учителя (Познавательные УУД).

Применение нового знания

  1. Самостоятельная работа по учебнику – упр. 232,

Самостоятельно на листочках выполняют работу (5 мин).

Изменять имена  существительные по числам.

Осуществлять контроль, коррекцию (Регулятивные УУД).

2 .Парная работа.

 - На парте 2 конверта. Один конверт для 1 варианта, другой – для 2 варианта.

Задание. Образуйте пары имёна существительных.

1 конверт: сорока, лебедь, аист, сало, мука, пшено

2 конверт: сороки, лебеди, аисты, сани, пони, ворота

- Почему вы образовали такие пары?

- Какие слова остались без пары? Почему?

- Сделайте вывод..)

- Запомните имена существительные, которые употребляются только в единственном числе и только во множественном.

ед. ч мн. ч.

сало сани

мука пони

пшено ворота

Оценивают результат работы по алгоритму. (приложение 2)

Называют пары:

сорока - сороки

лебедь – лебеди

аист – аисты

Не все имена существительные изменяются по числам

Познакомить со словами которые не изменяются по числам

Осуществлять оценку (Регулятивные УУД).

Умение определять число и изменять п о числам имена существительные

  1. 3. Синтаксический разбор предложения

Отгадайте загадку.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. - Как называется это птица?

- Что вы о ней знаете?

4. Работа с деформированным предложением 
Выполните задание.
ели около сорока длиннохвостая пролетела 

- Измените слово сорока по числам.

Сорока 

Всеядная, длинный хвост, сорока – воровка, может издавать много звуков, с помощью которых она общается, обитает в нашем городе

Проверка друг-друга

Сорок – сороки.

Умение применить знания в жизненных ситуациях. (Познавательные УУД)

4. Творческая работа. - Вставьте в текст имена существительные в единственном и множественном числе.

Вот и пришла ________. Дует холодный___________. Стоят сильные __________. Трудно теперь __________. Целый день ищут они ___________.

- Прочитайте текст. Назовите имена существительные в единственном и множественном числе. Измените их по числам.

- Почему птицам зимой трудно?

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей). 
В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. 
Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)

Что за стол среди берёз 
Под открытым небом? 
Угощает он в мороз 
Птиц зерном и хлебом 

- Не оставайтесь равнодушными к братьям нашим меньшим. Спешите делать добро!

Дети списывают текст вставляя пропущенные . слова

- Холодно, нет пищи, насекомых нет, растений нет, семян не осталось на деревьях, только рябина да семена клена кое -где остались.

- В нашей школе традиционно проходит акция «Помоги птицам». Ребята вместе с родителями делают кормушки, развешивают их , подкармливают птиц.

Строить осознанное речевое высказывание

Умение применить знания в жизненных ситуациях.(Коммуникативные УУД)

Рефлексия учебной деятельности

- Какая тема урока была?

- Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения (Приложения 3).

Имена существительные изменяются по числам. Некоторые имена употребляются только в форме единственного, только в форме множественного числа

Желающие ученики проговаривают предложения (5 и больше).

Осуществлять оценку (Регулятивные УУД).

Приложение 1.

УТВЕРЖДЕНИЯ

САМ

МОГУ

МОГУ

С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКОВ

ПОКА

НЕ МОГУ

1

Я могу сказать, что обозначают имена  существительные.

2

Я могу назвать вопросы, на которые отвечают имена существительные.

3

Я могу назвать часть речи, с которой связаны имена существительные.

Приложение2.

Алгоритм самооценки

  1. Какое было задание?
  2. Смог выполнить?
  3. правильно или с ошибкой?
  4. сам или с чей то помощью?

Критерий оценки:

  - выполнил сам

 - выполнил с помощью учителя или  друзей

 - не смог справиться

Приложение 3.

Сегодня на уроке я узнал …. .

Теперь я умею …. .



Предварительный просмотр:

Анкета

1.Фамилия, имя ,отчество: Шакирова Зульфия Хайдаровна.

2.Место    работы,    должность:    учитель    начальных    классов Девятернинской средней общеобразовательной школы имени Л. Айтуганова Агрызского района Республики Татарстан.

З.Образование: высшее, Удмуртский государственный педагогический университет, специальность" История".

4.Трудовой и педагогический стаж: 11 лет. В данном учреждении : 11,в данной    должности:  11

                План- конспект урока по русскому языку с применением ИКТ в 1- ом классе по теме: "Согласные буквы Д, д. Звуки [д], [д*] ".

Пояснительная записка.

Этот урок проводится в первом классе по предмету «Русский язык».17-ый урок в букварном периоде.

На уроке используется учебник А. Ш. Асадуллина, Р X. Ягафаровой « Азбука -2», издательство Казань,« Магариф»,2001. Тетради « Пропись»  в 2-х частях .

        В предлагаемой работе представлен опыт применения компьютера на уроке русского языка в первом классе. Материал компьютерной программы подается в игровой, занимательной форме в виде цветного мультфильма со звуковым сопровождением.  Если навести курсор мыши на рисунок, то начинается подсказка. Применение компьютера позволяет активизировать самостоятельную практическую деятельность школьников. Учитель же в значительной мере освобождается от необходимости многократно повторять один и тот же материал.

        Применение компьютерной технологик в начальных классах вызывает интерес к учебе, к русскому языку. Развивает мышление, улучшает память. Предупреждает усталость, воспитывает усидчивость. Дети с желанием участвует на уроке и охотно отвечают на вопросы, быстро и дружно выполняют задания.

Тема:        Согласные буквы Д, д. Звуки [д ], [ д* ].

Цель:        1. Познакомить с согласными звуками[д], [д*] и

буквами Д, д. Показать различие между звуками[ д] ,

[д*] и [т], [т*].

2.Отрабатывать навык плавного, слогового чтения; развивать фонематический слух, развивать устную  речь, творческое воображение.

3. Воспитывать любовь к птицам.

Оборудование:   компьютер,   проектор,   учебник   «Азбука-2», к/диск серия " Веселые Картинки"«Азбука -2. Как мышонок читать учился» (" Баюн"), предметные картинки, человечки, тетрадь «Пропись-1».

                                Ход урока.

1.Организационный момент. Скороговорка.

Дядя Тихон ходит тихо,

тихо ходит дядя Тихон. 2.Актуализация.

- Ребята, мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв.

-Сегодня я хотела бы спросить вас: какое качество в человеке, по вашему мнению, можно считать главным, основным по отношению к птицам? Давайте поставим себе этот вопрос на весь урок, а в конце постараемся ответить на него. А помочь в этом решил нам гость урока ....Мышонок ( рисунок на компьютере).

        1)-Он  зовет нас  на огород собрать семена букв.  Посмотрите на рисунок. Что это? Посмотри на экран проектора , произнеси первый звук и определи , какой он?

( абрикос, барабан, сумка, пальто)

        2)На доске написаны буквы:   СОМУСАНИАЛСУ

-Какие тут слова спрятаны?(сом, Муса, сани, Нина, Алсу)

З.Изучение нового материала.

        1) Знакомство с новой буквой.Беседа с учащимися по следующим  вопросам:

-Какие предметы изображены на картинке? (сорока, дятел, ворона)

-Что объединяет эти предметы? (птицы)

-Но один из этих слов лишний, какое слово? (дятел)

- Почему вы так думаете?( дя-тел- только 2 слога)

-Почему его называют лесным доктором?( Беседа о птицах, об их жизни зимой)

-Составьте предложение о птицах по данной схеме.__ __ __ .

-Составьте схему к слову дятел, дом.

-Выделите первые звуки ([д*], [д]).

-Что помогает нам произносить эти звуки? Как выходит воздух?

- Чем они похожи? В чем отличие?

-Придумайте слова , в которых есть звуки [д], [д*]. (Соревнование «Кто больше?»)

-С какими звуками дружат звуки [д], [д*]?  Почему?( Примеры: Дима и Тима, дом и том, Рита и Лида)

-Что нам нужно для того, чтобы обозначить на письме эти звуки?

-Встречаем дружно.( Обращаем внимание на экран проектора).   К нам пришли несколько букв. Где же буква Д? Она самая красивая, нарядная.  (Буква   Д   выделяется   среди   других   букв   необычным    оформлением.)

СПДЛ

-На что похожа буква Д?   ( Дети предлагают свои варианты).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

        2) Работа с прописями.                                                                     1 - строчка-письмо букв   Д д.                                                                                 2-строчка-  да   ду   ди                                                                              3 -строчка -  Даша

        3) Чтение слов и текста из учебника " Азбука -2", с.46. Ответы на вопросы учителя по тексту.

-Что подарила мама Алсу и Тимуру?

-Куда идут Тимур и Алсу?

-Кто их встречает?

-Что взяли с собой Лида и Дима ?

4 Закрепление ведется с попутным проецированием   на экран.

        1)-Мышонок упал в яму. Давайте ему поможем   составить лестницу из слогов. ( Чтение слогов).

        2)- Мышонок вылез из ямы и залез в свою нору. Предлагает   нам слова, а мы должны делить их на слоги.

( На экране выходят слова, если правильно их делить на слоги , то рисунок изменяется).

        3) Из кочки выходит мышонок и показывает буквы. Мы должны читать их и придумать слова, которые начинаются с данной буквы.

5. Итог үрока.

        - Что нового узнали на уроке?( Сегодня я узнал...)

        - Давайте ответим на наш вопрос, который мы ставили в начале урока. (Какое качество в человеке, по вашему мнению,можно считать главным, основным по отношению к птицам?)

        -  На доске изображены три человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.

Кому   было   все   понятно,   со   всеми   заданиями   справлялись уверенно, то рисуйте на сигнальных досках веселого человечка.

Если  вы  затруднялись  при  выполнении  заданий,  то  рисуйте второго человечка.

Кому на уроке было трудно, то рисуйте грустного человека

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...