Конспект урока по русскому языку в 1 классе "О работе букв Е,Ё,Ю,Я , как способ обозначения звука "й"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок проведен с целью: создать условия для развития умения обозначать два звука буквами Ю,Я,Е,Ё в определённых позициях; формирования умения обозначать звук [й] двумя способами; развития фонетических умений, мышления и познавательного интереса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луначарская средняя общеобразовательная школа № 8
Тема: О работе букв Е, Ё, Ю, Я. Буквы Ю,Ё,Е,Я как способ обозначения звука [й].
Автор: учитель начальных классов Федорченко Галина Александровна
Цель: создать условия для развития умения обозначать два звука буквами Ю,Я,Е,Ё в определённых позициях; формирования умения обозначать звук [й] двумя способами; развития фонетических умений, мышления и познавательного интереса.
Развитие УУД:
-Личностные: положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, умение слушать и слышать собеседника
-Метапредметные:
-Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои действия.
-Познавательные : осознавать познавательную задачу; читать, слушать, извлекать нужную информацию; понимать информацию представленную в различных формах; проводить анализ, сравнивать, устанавливать следственные связи.
-Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, допускать возможность различных точек зрения, высказывать свою.
Ход урока:
I. Мобилизация внимания.
Прозвенел для нас звонок, начинается урок!
К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы сейчас пришли учиться!
II. Мотивация учебной деятельности.
-Прочитайте слова.
День, пень, лось, конь.
-Чем похожи все слова? ( ь )
-Какую работу он выполняет? (Обозначает мягкость предшествующего согласного)
-Какие буквы выполняют такую же работу? (Ё, Е,Ю,Я,И)
-Что ещё вы можете сказать о работе этих букв, если они стоят после согласного? (Обозначают свой звук я-[а] ,ё-[о], е-[э], ю-[у]; мяч; пёс; пенал; крюк )
III .Целеполагание.
-Прочитайте тему урока.
-Какую работу ещё могут выполнять эти буквы?
-Определите тему нашего урока ,о чём будем говорить на уроке ?
IV. Актуализация опорных знаний.
-Игра «Доскажи словечко».
1. Что в стакане? Угадай?
Сладкий …….(чай)
2.Что мы ели ? Угадай?
Кара….(вай).
3.Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай
Отправляется….(трамвай).
-Произнесите ещё раз эти слова ,что их объединяет?
На какой звук оканчиваются все слова? ([й])
-Дайте характеристику этом звуку. (Согласный, всегда мягкий, звонкий.)
V. Работа по теме.
1.Введение в тему.
-Прочитайте слова , записанные на доске.
Воробей, пей, рой.
-Какую букву вы видите на конце слова?(Й)
-Какой звук она обозначает?
-В некоторых словах эта буква пытается спрятаться.
-Прочитайте слова. (На доске открывается запись)
Ползают. плавают, летает (--- стриж, ерши, ужи )
-Здесь хорошо слышен звук [й]?(Да)
-А почему же нет буквы Й?(Звук « спрятался»)
-В какие буквы?(Е,Ю)
Соедините слова: ползают. плавают, летает запишите предложения о том, кто как передвигается(--- стриж, ерши, ужи )
Ползают ужи. Плавают ерши. Летает стриж
2.Наблюдение за «работой» букв гласных.
-Упр.127.
-Назовите все слова того столбика, которых выделенные буквы обозначают гласные звуки и обозначаю мягкость согласных.(1ст.)
-С этими же гласными запишите слова на тоже правило.(самостоятельная работа )
-Взаимопроверка.
-А какую « работу» эти буквы выполняют во 2 и 3 ст.(Обозначают два звука)
-Проверим свои ответы прочитав сведения на стр.81.
VI. Физминутка
.VII. Работа над новым материалом.
1.Работа со сведениями «Наша помощь» стр.82.
-Сколько способов обозначения звук[й] показано в схеме?(2).
-Какие?
-В каких положениях й обозначаем буквой Й, а в каких буквами Ю,Ё,Е,Я?(Буквой Й если звук на конце слова или перед согласным. Буквами ё, е, я, ю если в начале слова или после гласных)
2. Работа в группе.
-Упр.128
-Помогите Майклу, исправьте ошибки. Но сначала расскажите как будете действовать, чтобы не ошибиться при обозначении буквами звука [й]. (Работа со сведениями стр.82-83).
-Фронтальная проверка
3. Работа в паре
Упр131.
-Запишите слова буквами . Рассуждай и подчеркивай те буквы за которыми прячется звук [ й].
-Взаимопроверка в группах.
-Каким способом обозначили звук[ й].
-Докажите.
VIII. Первичное закрепление изученного.
1.-Упр.132 (самостоятельная работа).
-Взаимопроверка.
2.Дополнительное задание .
-Какие слова называют действия?
-В каком слове не столько слогов, сколько в других?
-Какие слова нельзя перенести?
-Почему?
X. Рефлексия.
1.-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я выполнял задания…
-я понял(а), что…
-теперь я могу…
2.А теперь оцените свою работу на уроке, выберите листик
- зелёного цвета если вы довольны своей работой на уроке, вам было всё понятно;
-жёлтого-если вы не очень довольны своей работой, что-то было непонятно ;
-красного цвета –если вы недовольны своей работой, все было не понятно.
-Прикрепите его к клену.
Используемая литература:
1.Журнал «Начальная школа»,№8, 2011г.
2.Поурочное планирование. Русский язык. Автор-составитель Г.П.Попова. Издательство «Учитель» .Волгоград.
3.Учебник «Русский язык» .М.С. Соловейчик.
4.ТПО «К тайнам русского языка» М.С. Соловейчик.
Конспект урока по русскому языку в 1кл. по программе УМК «Гармония». Автор М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко
Тема урока. Обозначение мягкости согласных звуков.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 1класс. УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С .Кузьменко; ТПО русский язык «К тайнам нашего языка» 1касс
Цель: Создать условия для совершенствования знаний о звуках и буквах русского языка, сопоставления двух способах обозначения мягкости согласных: с помощью букв гласных и Ь; способствовать развитию орфографической зоркости, фонетических умений, развитию каллиграфических навыков
Формирование УУД.
-Личностные: положительное отношение к учению, интерес к русскому языку, эстетические чувства, стремление к аккуратному, красивому письму.
Метапредметные:
-Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы, адекватно оценивать свои действия.
-Познавательные: читать, слушать, извлекать нужную информацию ,соотносить с имеющимися знаниями; понимать информацию представленную в различных формах, проводить анализ, классификацию.
-Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Допускать возможность различных точек зрения, выказывать и аргументировать свою.
Ход:
I.Мобилизация внимания.
Эмоциональный настрой.
-Урок русского языка для вас трудный или лёгкий?
-Почему?
-Зачем нужно изучать русский язык?
-Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руку, кто уверен ,что справится со всеми трудностями?
Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением ,с хорошими мыслями.
А давайте послушаем сами себя, какое у вас настроение сейчас.
Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке ?
У вас на парте лежат картинки, на них изображены солнышко и тучка.
Посмотрите, какая из них отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
II. Целепологание
Введение в тему.
- Работа со словами. Самодиктант.
-Запишите только последнее слово.
_Это не кошка, смотри берегись,
Идёт на охоту
Коварная…..(рысь).
--Апрель, апрель.
На дворе
Звенит ….(капель).
С.Маршак.
- Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет ….(спать).
- Солнце греет целый день,
От жары я прячусь в …(тень).
А. Барто.
-Что объединяет все записанные слова?
-Какую роль выполняет Ь в этих словах?
-Что вы можете рассказать о Ь?
-Эту букву каждый знает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как нам букву прочитать.
2.-Прочитайте слова записанные на доске.
Миша, белка, Лёня, плюшка, письмо ,коньки.
-Что объединяет эти слова? (Во всех словах обозначена мягкость согласного).
-Как обозначена мягкость согласного? (Буквами И,Е.Ё,Ю,Я,Ь.)
- В каком слове встретились оба способа обозначения?
3.-Кто догадался, какая тема нашего урока? (Обозначение мягкости согласного)
-Какую цель поставим? Чему будем учиться? (Определять и выбирать способ обозначения мягкости согласных звуков)
III. Осознанное выполнение различных действий.
1.Работа над новым материалом.
-Упр.№119.
-Прочитай слова. Что обозначает слово мель, мальки?
- Знаешь ли их значение?
-Где вы можете узнать о значении этих слов?(В толковом словаре с.133 учеб. Или в толковом словаре Ожегова.)-
-Какими буквами обозначите мягкость в слове мель? Мальки?
-Самостоятельно запишите эти слова и подчеркните буквы ,которыми показана мягкость согласных.
-Взаимопроверка.
-Переверните станицу и проверьте, как вы выполнили задание.
-На полях поставьте « +»,если задание выполнено правильно. Поставьте « - » ,если задание выполнено не верно.
2.Работа со сведениями.(Стр.76-77)
-Какими двумя способами обозначается мягкость согласных звуков в русском языке.
(ответы уч-ся)
-А теперь прочитайте в рамке «Сообщаем важные сведения». Совпадает ли ваше мнение с ответом, который дают авторы учебника.
-Какой ответ вы дадите Майклу?
3.Коллективная работа .Упр121.
-Рассмотрите схемы стр.77.
Озвучим хором все этапы, договаривая слова.
1.-Для того чтобы узнать, как обозначать мягкость согласного, слушаю слово и узнаю, где слышится мягкий согласный.
2.-Слышу мягкий согласный перед гласным –мягкость обозначаю буквами Ю,Я,Ё,Е,И.
-Слышу мягкий согласный на конце слова или перед согласным – мягкость показываю буквой Ь.
4.Работа в группе.
- Расскажите друг другу, как вы будете обозначать мягкость согласных звуков буквами.
IV Физминутка.
V.Закрепление изученного материала.
1. Упр.122.(работа в парах).
-Запишите слова буквами.
2. Фронтальная проверка.
-Объясните Майклу как вы обозначали мягкость согласных звуков.
Проконтролируйте.
-Поднимите кружок зелёного цвета если ответ верный, красного цвета если - не верный.
-На полях поставьте « +»,если задание выполнено правильно. Поставьте « -« ,если задание выполнено не верно.
3.Самостоятельная работа упр.123.
-Запишите слова буквами.
-Взаимопроверка(уч-ся обмениваются тетрадями, отмечают если есть ошибки)
-На полях поставьте « +»,если задание выполнено правильно. Поставьте «- » ,если задание выполнено не верно.
4.Работа в ТПО.
-Посмотрите, как эти слова записал Майкл. Проверьте, если есть ошибка, исправьте.
-Фронтальная проверка.
Проконтролируйте.
-Поднимите кружок зелёного цвета если ответ верный, красного цвета если - не верный.
-На полях поставьте « +»,если задание выполнено правильно. Поставьте « - « ,если задание выполнено не верно.
VI.Минутка чистописания.
-Посмотрите на буквы, которые вы написали.
-Подчеркните одной чертой ту, которая ,по вашему мнению у вас получилась лучше всех.
-Подчеркните двумя чертами те буквы, которые у вас получились не очень хорошо.
-Напишите их по три раза.
VI I.Итог урока.
-Чему учились сегодня на уроке? ( Обозначать мягкость согласного буквами)
-Какие способы обозначения вам известны?
-Какие действия будете выполнять, чтобы не ошибиться в выборе способа?
VIII.Рефлексия деятельности.
1.-сегодня я узнал(а)…
-было интересно…
-было трудно…
-я выполнял(а) задания…
-я понял(а), что…
-теперь я могу…
2.А теперь посмотрите на знаки, которые вы ставили на полях. Оцените свою работу.
-Перед вами «Дерево успеха».Выберите листочек который соответствует оценки
-зелёный- всё понятно, урок понравился;
-жёлтый- урок понравился, но не всё понятно;
-красный- ничего не понятно, урок не понравился.
Литература:
1.Методическое пособие «Приглашаем на урок» 2007г. Издательство «Учитель» «Волгоград»
Конспект урока «Слова, отвечающие на вопрос «Кто?»или «Что?» Е.А.Гайт
2.Поурочное планирование «Русский язык».1кл.Система уроков по учебнику М.С.Соловейчик, Н С. Кузьменко. Автор-составитель Г.П.Попова. Издательство «Учитель», Волгоград 2013г.
3.Поурочные планы 1кл.по учебнику Н.Г.Агарковой, Ю.А.Агаркова «Азбука» .Издательство «Учитель», Волгоград,2009г.Автор –составитель Н.В.Лободина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку на тему: Большая буква в кличках животных.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА....
Развёрнутый конспект урока по русскому языку на тему «Строчная буква э » В 1 классе
Цели урока: Образовательные: 1. Создать условия для формирования понятия «Письмо строчной буквы э» 2. Совершенствовать технику письма. 3.Отрабатывать навык письма слов с изученными...
Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков
Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать об...
Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков
Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по русскому языку «Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков» - 3 класс - ПНШ
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 2 урок
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхЦель урока: Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Е после ...
Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять твёрдость и мягкость согласных звуков, развитие умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха....