Конспект урока по русскому языку в 1 классе "О работе букв Е,Ё,Ю,Я , как способ обозначения звука "й"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Федорченко Галина Александровна

Урок проведен с целью: создать условия для развития  умения обозначать два звука буквами Ю,Я,Е,Ё в определённых позициях; формирования умения обозначать звук [й] двумя способами; развития фонетических умений, мышления и познавательного интереса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луначарская   средняя общеобразовательная школа № 8

Тема: О   работе букв Е, Ё, Ю, Я. Буквы Ю,Ё,Е,Я как способ обозначения звука [й].

Автор: учитель начальных классов Федорченко Галина Александровна

 

 Цель: создать условия для развития  умения обозначать два звука буквами Ю,Я,Е,Ё в определённых позициях; формирования умения обозначать звук [й] двумя способами; развития фонетических умений, мышления и познавательного интереса.

Развитие УУД:

-Личностные: положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, умение слушать и слышать собеседника 

-Метапредметные:

-Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои действия.

-Познавательные  : осознавать  познавательную задачу; читать, слушать, извлекать нужную информацию; понимать информацию представленную в различных формах; проводить анализ, сравнивать, устанавливать следственные связи.

-Коммуникативные: вступать  в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, допускать возможность различных точек зрения, высказывать свою.

Ход урока:

I. Мобилизация внимания.

Прозвенел для нас звонок, начинается урок!

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы сейчас пришли учиться!

II. Мотивация учебной деятельности.

 -Прочитайте слова.

День, пень, лось, конь.

-Чем похожи все слова? ( ь )

-Какую работу он выполняет? (Обозначает мягкость предшествующего согласного)

-Какие буквы выполняют такую же работу? (Ё, Е,Ю,Я,И)

-Что ещё вы можете сказать о работе этих букв, если они стоят после согласного? (Обозначают свой звук я-[а] ,ё-[о], е-[э], ю-[у]; мяч; пёс; пенал; крюк )

III .Целеполагание.

-Прочитайте тему урока.

-Какую работу ещё могут выполнять эти буквы?

-Определите тему нашего урока ,о чём будем говорить на уроке ?

IV. Актуализация опорных знаний.

-Игра «Доскажи словечко».

1. Что в стакане? Угадай?

Сладкий …….(чай)

2.Что мы ели ? Угадай?

Кара….(вай).

3.Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай

Отправляется….(трамвай).

-Произнесите ещё раз эти слова ,что их объединяет?

На какой звук оканчиваются все слова? ([й])

-Дайте характеристику этом звуку. (Согласный, всегда мягкий, звонкий.)

V. Работа по теме.

1.Введение в тему.

-Прочитайте слова , записанные на доске.

Воробей, пей, рой.

-Какую букву вы видите на конце слова?(Й)

-Какой звук она обозначает?

-В некоторых словах эта буква пытается спрятаться.

-Прочитайте слова. (На доске открывается запись)

Ползают. плавают, летает  (--- стриж, ерши, ужи  )

-Здесь хорошо слышен звук [й]?(Да)

-А почему же нет буквы Й?(Звук « спрятался»)

-В какие буквы?(Е,Ю)

Соедините слова: ползают. плавают, летает  запишите предложения о том, кто как передвигается(--- стриж, ерши, ужи  )

Ползают ужи. Плавают ерши. Летает стриж

2.Наблюдение за «работой» букв гласных.

-Упр.127.

-Назовите все слова того столбика,  которых выделенные буквы обозначают гласные звуки и обозначаю мягкость согласных.(1ст.)

-С этими же гласными запишите слова на тоже правило.(самостоятельная работа )

-Взаимопроверка.

-А какую « работу»  эти буквы выполняют во 2 и 3 ст.(Обозначают два звука)

-Проверим свои ответы прочитав сведения на стр.81.

VI. Физминутка

.VII. Работа над новым материалом.

1.Работа со сведениями «Наша помощь» стр.82.

-Сколько способов обозначения звук[й] показано в схеме?(2).

-Какие?

-В каких положениях й обозначаем буквой Й, а в каких буквами Ю,Ё,Е,Я?(Буквой Й если звук на конце слова или перед согласным. Буквами ё, е, я, ю если в начале слова или после гласных)

2. Работа в группе.

-Упр.128

-Помогите Майклу, исправьте ошибки. Но сначала расскажите как будете действовать, чтобы не ошибиться при обозначении буквами звука [й]. (Работа со сведениями стр.82-83).

-Фронтальная проверка

3. Работа в паре 

Упр131.

-Запишите слова буквами . Рассуждай и подчеркивай те буквы за которыми прячется звук [ й].

-Взаимопроверка в группах.

-Каким способом обозначили звук[ й].

-Докажите.

VIII. Первичное закрепление изученного.

1.-Упр.132 (самостоятельная работа).

-Взаимопроверка.

2.Дополнительное задание .

-Какие слова называют действия?

-В каком слове не столько слогов, сколько в других?

-Какие слова нельзя перенести?

-Почему?

X. Рефлексия.

1.-сегодня я узнал…

-было интересно…

-было трудно…

-я выполнял задания…

-я понял(а), что…

-теперь я могу…

2.А теперь оцените свою работу на уроке, выберите листик

- зелёного цвета если вы довольны своей работой на уроке, вам было всё понятно;

-жёлтого-если вы не очень довольны своей работой, что-то было непонятно ;

-красного цвета –если вы недовольны своей работой, все было не понятно.

-Прикрепите его к клену.

Используемая литература:

1.Журнал «Начальная школа»,№8, 2011г.

2.Поурочное планирование. Русский язык. Автор-составитель Г.П.Попова. Издательство «Учитель» .Волгоград.

3.Учебник «Русский язык» .М.С. Соловейчик.

4.ТПО «К тайнам русского языка» М.С. Соловейчик.

Конспект урока по русскому языку в 1кл. по программе УМК  «Гармония». Автор М.С.  Соловейчик ,  Н.С.Кузьменко

Тема урока. Обозначение мягкости согласных звуков.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 1класс. УМК «Гармония»  М.С. Соловейчик, Н.С .Кузьменко; ТПО русский язык «К тайнам нашего языка» 1касс

Цель: Создать условия для совершенствования знаний о звуках и буквах русского языка, сопоставления двух способах обозначения мягкости согласных: с помощью букв гласных и Ь; способствовать  развитию орфографической зоркости, фонетических умений, развитию каллиграфических навыков

Формирование УУД.

-Личностные: положительное отношение к учению, интерес к русскому языку, эстетические чувства, стремление к аккуратному, красивому письму.

Метапредметные:

-Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы, адекватно оценивать свои действия.

-Познавательные: читать, слушать, извлекать нужную информацию ,соотносить  с имеющимися знаниями; понимать  информацию представленную в различных формах, проводить анализ, классификацию.

-Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Допускать  возможность различных точек зрения, выказывать и аргументировать свою.

Ход:

I.Мобилизация внимания.

Эмоциональный настрой.

-Урок русского языка для вас трудный или лёгкий?

-Почему?

-Зачем нужно изучать русский язык?

-Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руку, кто уверен ,что справится со всеми трудностями?

       Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением ,с хорошими мыслями.

        А давайте послушаем сами себя, какое у вас настроение сейчас.

         Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке ?

          У вас на парте лежат картинки, на них изображены солнышко и тучка.

Посмотрите, какая из них отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

II. Целепологание

Введение в тему.

  1. Работа со словами. Самодиктант.

-Запишите только последнее слово.

_Это не кошка, смотри берегись,

   Идёт на охоту

Коварная…..(рысь).

--Апрель, апрель.

   На дворе

   Звенит ….(капель).
                                    С.Маршак.

  -  Сонный мишка лёг в кровать,

    Только слон не хочет ….(спать).

  - Солнце греет целый день,

     От жары я прячусь в …(тень).

                                            А. Барто.

-Что объединяет все записанные слова?

-Какую роль  выполняет Ь в этих словах?

-Что вы можете рассказать о Ь?

-Эту букву каждый знает:

  Звука не обозначает,

   Может только показать,

    Как нам букву прочитать.

2.-Прочитайте слова записанные на доске.

Миша, белка, Лёня, плюшка, письмо ,коньки.

-Что объединяет эти слова? (Во всех словах обозначена мягкость согласного).

-Как  обозначена мягкость согласного? (Буквами И,Е.Ё,Ю,Я,Ь.)

- В каком слове встретились оба способа обозначения?

3.-Кто  догадался, какая тема нашего урока? (Обозначение мягкости согласного)

   -Какую цель поставим? Чему будем учиться? (Определять и выбирать способ обозначения мягкости согласных звуков)

III. Осознанное выполнение  различных действий.

1.Работа над новым материалом.

-Упр.№119.

-Прочитай слова. Что обозначает слово мель, мальки?

- Знаешь ли их значение?

-Где вы можете  узнать о значении этих слов?(В толковом словаре с.133 учеб. Или в толковом словаре Ожегова.)-

-Какими буквами обозначите мягкость в слове мель? Мальки?

-Самостоятельно  запишите эти слова и подчеркните буквы ,которыми показана мягкость согласных.

-Взаимопроверка.

-Переверните станицу и проверьте, как вы выполнили задание.

-На полях поставьте « +»,если задание выполнено правильно. Поставьте « - »  ,если задание выполнено не верно.

2.Работа со сведениями.(Стр.76-77)

-Какими двумя способами обозначается мягкость согласных звуков в русском языке.

(ответы уч-ся)

-А теперь прочитайте  в рамке «Сообщаем важные сведения». Совпадает ли ваше мнение с ответом, который дают авторы учебника.

-Какой ответ вы дадите Майклу?

3.Коллективная работа .Упр121.

-Рассмотрите схемы стр.77.

Озвучим хором  все этапы, договаривая  слова.

1.-Для того чтобы узнать, как обозначать мягкость согласного, слушаю слово и узнаю, где слышится мягкий согласный.

2.-Слышу мягкий согласный перед гласным –мягкость обозначаю буквами Ю,Я,Ё,Е,И.

  -Слышу мягкий согласный на конце слова или перед согласным – мягкость показываю буквой Ь.

4.Работа в группе.

- Расскажите друг другу, как вы будете  обозначать мягкость согласных звуков буквами.

IV Физминутка.

V.Закрепление изученного материала.

  1.  Упр.122.(работа в парах).

-Запишите слова буквами.

  2. Фронтальная проверка.

-Объясните Майклу как вы обозначали мягкость согласных звуков.

Проконтролируйте.

-Поднимите кружок зелёного цвета если  ответ верный, красного цвета если - не верный.

 -На полях поставьте « +»,если задание выполнено правильно. Поставьте « -«   ,если задание выполнено не верно.

3.Самостоятельная работа упр.123.

-Запишите слова буквами.

-Взаимопроверка(уч-ся обмениваются тетрадями, отмечают если есть ошибки)

-На полях поставьте « +»,если задание выполнено правильно. Поставьте «- »  ,если задание выполнено не верно.

4.Работа в ТПО.

-Посмотрите, как эти слова записал Майкл. Проверьте, если есть ошибка, исправьте.

-Фронтальная проверка.

Проконтролируйте.

-Поднимите кружок зелёного цвета если  ответ верный, красного цвета если - не верный.

-На полях поставьте « +»,если задание выполнено правильно. Поставьте « - «  ,если задание выполнено не верно.

VI.Минутка чистописания.

-Посмотрите на буквы, которые вы написали.

-Подчеркните одной чертой ту, которая ,по вашему мнению у вас получилась лучше всех.

-Подчеркните двумя чертами те буквы, которые у вас получились не очень хорошо.

-Напишите их по три раза.

VI I.Итог урока.

-Чему учились сегодня на уроке? ( Обозначать мягкость согласного буквами)

-Какие способы обозначения вам известны?

-Какие действия будете выполнять, чтобы не ошибиться  в выборе способа?

VIII.Рефлексия деятельности.

1.-сегодня я узнал(а)…

-было интересно…

-было трудно…

-я выполнял(а) задания…

-я понял(а), что…

-теперь я могу…

2.А теперь посмотрите на знаки, которые вы ставили на полях. Оцените свою работу.

-Перед вами «Дерево успеха».Выберите листочек который соответствует оценки

-зелёный- всё понятно, урок понравился;

-жёлтый- урок понравился, но не всё понятно;

-красный- ничего не понятно, урок не понравился.  

Литература:

1.Методическое пособие «Приглашаем на урок» 2007г. Издательство «Учитель» «Волгоград»

Конспект урока «Слова, отвечающие на вопрос «Кто?»или «Что?» Е.А.Гайт

2.Поурочное планирование «Русский язык».1кл.Система уроков по учебнику М.С.Соловейчик, Н С. Кузьменко. Автор-составитель Г.П.Попова. Издательство «Учитель», Волгоград 2013г.

3.Поурочные планы 1кл.по учебнику Н.Г.Агарковой, Ю.А.Агаркова «Азбука» .Издательство «Учитель», Волгоград,2009г.Автор –составитель Н.В.Лободина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутый конспект урока по русскому языку на тему «Строчная буква э » В 1 классе

Цели урока: Образовательные: 1. Создать условия для формирования понятия «Письмо строчной буквы э» 2. Совершенствовать технику письма. 3.Отрабатывать навык письма слов с изученными...

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать об...

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхЦель урока: Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после ...

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять  твёрдость и мягкость согласных звуков, развитие умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха....