Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Фанина Эльвина Равилевна

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять  твёрдость и мягкость согласных звуков, развитие умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1_klass.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять  твёрдость и мягкость согласных звуков, развитие умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать парные и непарные по твёрдости-мягкости согласных звуках; знать, как определяется твёрдость и мягкость согласных звуков; уметь различать твердые и мягкие звуки, уметь выполнять звуковые схемы слов.

  • Личностные: осуществлять самоанализ своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи между звуками и буквами, схемами и словами.

Тип урока: общеметодологической направленности

Оборудование:  учебник «Русский язык» 1 класс УМК «ПНШ» Н.А. Чуракова; презентация; тетрадь  для самостоятельной работы «Русский язык», 1 класс УМК «ПНШ».

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Рифмованное начало урока

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Я попрошу вас встать. Садитесь. Перед тем как начать урок, проверьте, правильно ли вы сидите!

Руки на месте?

Ноги на месте?

Локти у  края?

Спина прямая?

Если вы правильно сидите, то мы готовы начать урок!

Слушают учителя, выполняют указанные действия и настраиваются на урок.

Подготавливаются к уроку

К: планирование сотрудничества с учителем

Л: включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический

Минутка чистописания

Словесный:

Беседа

Создание проблемной ситуации

5 мин

- Начнем наш урок с минутки чистописания, угадайте букву, которую мы будем прописывать:

-Разомнём ручки.

Как на пишущей машинке

Две веселенькие свинки

И постукивают, и похрюкивают

Туки-туки, туки-тук

Хрюки-хрюки, хрюки-хрюк.

Записать число, классная работа.

 -На доске у меня написаны элементы букв, какие буквы можно записать с помощью этих элементов (В,в), 

пропишите эти буквы всю строчку.

- Выделите самую красивую. Поставьте над ней коронку.

-Молодцы, сейчас проведем словарный диктант.

- Пишите слова в строчку, через запятую.

-Портфель, линейка, карандаш, квадрат, картофель, пенал.

-Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне, разделите слова для переноса (вертикальной чертой).

-Молодцы.

-Ребята, найдите среди этих слова, в которых букв больше чем звуков.

-Молодцы, почему так получается?

-Молодцы, а теперь сами придумайте слова, в которых звуков больше чем букв.

- Давайте тогда посмотрим на слова, которые подготовила вам я.

ЁЖ

ЮЛА

- Скажите, в этих словах звуков больше, чем букв? Почему?

- Молодцы

-Посмотрите на слайд, как вы думаете, чем сегодня на уроке мы с вами займемся?

Выполняют пальчиковую гимнастику

- В, в

Пишут буквы.

Пишут словарный диктант.

Выполняют задание.

-Портфель, картофель.

- ь знак не даёт звук, обозначает мягкость согласного.

Возникает затруднение.

-Да, потому что они стоят в начале слова и дают нам два звука.

П(л):анализ объектов с целью выделения признаков

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

III. Постановка учебной задачи

Беседа

2 мин

-Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Сегодня тема урока звучит так «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»

Попробуйте определить цели урока

Верно, молодцы, цели урока вы видите на слайде.

- Согласные мягкие и твердые звуки

- Повторим, как определять мягкость и твёрдость согласных звуков.

П: самостоятельно выделение и формулирование познавательно цели

Р: целеполагание

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный

Беседа

Практический

Упражнение

Физминутка

Метод аналогии

10

1 мин

- Откройте учебники на странице 54, давайте прочитаем упражнение.

-Прочитайте названия животных, четко произнося каждый звук.

Читаем слова по цепочке.

- Скажите, а на какие две группы можно разделить этих животных?

-Какие домашние? Дикие? Назовите их.

-Молодцы. Обратите ваше внимание, некоторые буквы подчёркнуты.

-найдите слова, в которых буквы подчеркнуты одной чертой.

- Как вы думаете, эти буквы обозначают один звук или два?

-Верно, ь не даёт звука, а только лишь смягчает стоящий перед ним согласный звук.

СЛАЙД со словами.

-Хорошо, а теперь найдите слова, где буквы подчеркнуты двумя чертами. Прочитайте их. Они обозначают два звука или один?

-Почему?

- Молодцы, запишите все эти слова себе в тетрадь, над каждым словом укажите количество букв и звуков в каждом слове.

- Давайте выполним проверку. Обменяйтесь тетрадями, посмотрите на слайд, проверьте правильность выполнения работы вашим соседом. СЛАЙД (слова животные)

-Поставьте плюс на полях, если всё верно.

Давайте отдохнем, повторяйте за крабом. Учитель включает видео- разминку.

Один учащийся читает упражнение.

- Белка, волк, гусь, енот, ёж, жук, зебра, кит, конь, кот, лось, мышь, утка, ястреб.

-Домашние и дикие животные.

Называют животных.

- Гусь, конь, лось

-Один, потому что ь не даёт звука, он только смягчает согласный.

- Енот, ёж, ястреб.

-Два, так как стоят в начале слова.

Записывают слова в тетрадь.

Выполняют взаимопроверку.

Повторяют движения.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: волевая саморегуляция

VII.Включение в систему знаний

Практический

упражнение

5 мин

- Откройте учебники на странице 54, выполняем упражнение 24, прочитайте его.

- Давайте прочитаем слова из первого столбика.

-Второй столбик

-Третий

-Молодцы, скажите, что объединяет все эти слова?

-Верно, все эти слова, это названия птиц.

-Вспомните, какие буквы показывают мягкость согласных звуков .СЛАЙД

-Какие буквы показывают твёрдость согласного перед ними?

-Найдите столбик слов, где все согласные звуки- твёрдые.

-Верно, молодцы, что вы можете сказать про первый столбик?

-Давайте запишем слово синица, поставьте ударение, выделите слоги, выделите гласные.

Составим звуковую схему этого слова. СЛАЙД

[с’ин’и ца]

-Напишите количество слогов, букв и звуков в данном слове.

- Что у вас получилось?

-Посмотрите на слово «дятел». Будут ли нам давать два звука Я и Е ?

- Запишите слово дятел себе в тетрадь на следующей строке, выполните такую же работу, как и со словом синица.

-Что у вас получилось?

-Самостоятельно выполните разбор слова снегирь.

Учитель проходит и проверяет правильность выполнения работы.

Проверим, что у вас получилось.

Сколько слогов, звуков и букв в слове снегирь?

 СЛАЙД

-Молодцы.

А теперь попишем под диктовку.

Поставьте ручку на красную строку.

Слушаем внимательно.

- Купила мама сливы и дала их своим детям.

Выделите слоги, поставьте ударение. Выделите гласные.

-Посмотрите на слайд. Спишите данное предложение.

- В саду вырос мак. СЛАЙД

- Выделите зеленым цветом все звонкие звуки, голубым-глухие.

-Молодцы, сдаём тетради на проверку.

Читает один учащийся.

- Синица, дятел, снегирь

- Сорока, ворона, галка

- Соловей, воробей, гусь

- Это названия птиц

- е, ё, и, ю, я, ь

- а, о, у, э, ы, ъ

- Второй, так как там все звуки твердые.

- В этих словах мягких звуков больше чем твёрдых.

Выполняют упражнение

- 3 сл., 6б., 6зв.

-Нет, так как я стоит не в начале слова, и е не ударный.

- дятел [д’а т’ил]- 2 сл., 5 букв, 5 звуков.

Снегирь [сн’и г’ир’]  -2 сл., 7 б., 6 зв.

Выполняют задание

П: выведение следствий

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

VIII. Рефлексия учебной деятельности

(по продукту)

Аналитический

2 мин

Итак, ребята наш урок подошел к концу.

- Вспомните, о чем мы с вами говорили.

-Какие цели ставили? Достигли ли мы их?

-Какие гласные делают согласный мягким/ твердым?

Назовите их.

Какие из гласных могут обозначать два звука?

У вас на партах лежат смайлики разных цветов, закрасьте зеленым цветом, если всё было понятно, желтым, если остались вопросы, и красным, если ничего не понял, и нужно время для того, чтобы разобраться.

Покажите готовые смайлики, если у кого-то вопросы, подходите, я отвечу на них.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют рефлексию деятельности.

Р:самоанализ, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку по программе УМК "Гармония" по теме "Буква на месте звука, которого нет." 2 кл.

Познакомить уч-ся с новой орфографической задачей "Непроизносимые согласные в корне слова"...

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс...

Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме».

Цель: сформировать у учащихся умение обозначать мягкость и твёрдость согласных гласными буквами, развить умение сooтносить звуковую графическую форму слова, слышать звучащее слово, соотносить звуковой...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...