Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять твёрдость и мягкость согласных звуков, развитие умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_1_klass.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять твёрдость и мягкость согласных звуков, развитие умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха.
Планируемые результаты:
- Предметные: знать парные и непарные по твёрдости-мягкости согласных звуках; знать, как определяется твёрдость и мягкость согласных звуков; уметь различать твердые и мягкие звуки, уметь выполнять звуковые схемы слов.
- Личностные: осуществлять самоанализ своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи между звуками и буквами, схемами и словами.
Тип урока: общеметодологической направленности
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс УМК «ПНШ» Н.А. Чуракова; презентация; тетрадь для самостоятельной работы «Русский язык», 1 класс УМК «ПНШ».
Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
I.Этап самоопределения к деятельности Рифмованное начало урока | 1 мин | -Здравствуйте, ребята. Я попрошу вас встать. Садитесь. Перед тем как начать урок, проверьте, правильно ли вы сидите! Руки на месте? Ноги на месте? Локти у края? Спина прямая? Если вы правильно сидите, то мы готовы начать урок! Слушают учителя, выполняют указанные действия и настраиваются на урок. | Подготавливаются к уроку | К: планирование сотрудничества с учителем Л: включение в учебную деятельность | |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический Минутка чистописания Словесный: Беседа Создание проблемной ситуации | 5 мин | - Начнем наш урок с минутки чистописания, угадайте букву, которую мы будем прописывать: -Разомнём ручки. Как на пишущей машинке Две веселенькие свинки И постукивают, и похрюкивают Туки-туки, туки-тук Хрюки-хрюки, хрюки-хрюк. Записать число, классная работа. -На доске у меня написаны элементы букв, какие буквы можно записать с помощью этих элементов (В,в), пропишите эти буквы всю строчку. - Выделите самую красивую. Поставьте над ней коронку. -Молодцы, сейчас проведем словарный диктант. - Пишите слова в строчку, через запятую. -Портфель, линейка, карандаш, квадрат, картофель, пенал. -Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне, разделите слова для переноса (вертикальной чертой). -Молодцы. -Ребята, найдите среди этих слова, в которых букв больше чем звуков. -Молодцы, почему так получается? -Молодцы, а теперь сами придумайте слова, в которых звуков больше чем букв. - Давайте тогда посмотрим на слова, которые подготовила вам я. ЁЖ ЮЛА - Скажите, в этих словах звуков больше, чем букв? Почему? - Молодцы -Посмотрите на слайд, как вы думаете, чем сегодня на уроке мы с вами займемся? | Выполняют пальчиковую гимнастику - В, в Пишут буквы. Пишут словарный диктант. Выполняют задание. -Портфель, картофель. - ь знак не даёт звук, обозначает мягкость согласного. Возникает затруднение. -Да, потому что они стоят в начале слова и дают нам два звука. | П(л):анализ объектов с целью выделения признаков К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | |
III. Постановка учебной задачи Беседа | 2 мин | -Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? Сегодня тема урока звучит так «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков» Попробуйте определить цели урока Верно, молодцы, цели урока вы видите на слайде. | - Согласные мягкие и твердые звуки - Повторим, как определять мягкость и твёрдость согласных звуков. | П: самостоятельно выделение и формулирование познавательно цели Р: целеполагание | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный Беседа Практический Упражнение Физминутка Метод аналогии | 10 1 мин | - Откройте учебники на странице 54, давайте прочитаем упражнение. -Прочитайте названия животных, четко произнося каждый звук. Читаем слова по цепочке. - Скажите, а на какие две группы можно разделить этих животных? -Какие домашние? Дикие? Назовите их. -Молодцы. Обратите ваше внимание, некоторые буквы подчёркнуты. -найдите слова, в которых буквы подчеркнуты одной чертой. - Как вы думаете, эти буквы обозначают один звук или два? -Верно, ь не даёт звука, а только лишь смягчает стоящий перед ним согласный звук. СЛАЙД со словами. -Хорошо, а теперь найдите слова, где буквы подчеркнуты двумя чертами. Прочитайте их. Они обозначают два звука или один? -Почему? - Молодцы, запишите все эти слова себе в тетрадь, над каждым словом укажите количество букв и звуков в каждом слове. - Давайте выполним проверку. Обменяйтесь тетрадями, посмотрите на слайд, проверьте правильность выполнения работы вашим соседом. СЛАЙД (слова животные) -Поставьте плюс на полях, если всё верно. Давайте отдохнем, повторяйте за крабом. Учитель включает видео- разминку. | Один учащийся читает упражнение. - Белка, волк, гусь, енот, ёж, жук, зебра, кит, конь, кот, лось, мышь, утка, ястреб. -Домашние и дикие животные. Называют животных. - Гусь, конь, лось -Один, потому что ь не даёт звука, он только смягчает согласный. - Енот, ёж, ястреб. -Два, так как стоят в начале слова. Записывают слова в тетрадь. Выполняют взаимопроверку. Повторяют движения. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Р: волевая саморегуляция | |
VII.Включение в систему знаний Практический упражнение | 5 мин | - Откройте учебники на странице 54, выполняем упражнение 24, прочитайте его. - Давайте прочитаем слова из первого столбика. -Второй столбик -Третий -Молодцы, скажите, что объединяет все эти слова? -Верно, все эти слова, это названия птиц. -Вспомните, какие буквы показывают мягкость согласных звуков .СЛАЙД -Какие буквы показывают твёрдость согласного перед ними? -Найдите столбик слов, где все согласные звуки- твёрдые. -Верно, молодцы, что вы можете сказать про первый столбик? -Давайте запишем слово синица, поставьте ударение, выделите слоги, выделите гласные. Составим звуковую схему этого слова. СЛАЙД [с’ин’и ца] -Напишите количество слогов, букв и звуков в данном слове. - Что у вас получилось? -Посмотрите на слово «дятел». Будут ли нам давать два звука Я и Е ? - Запишите слово дятел себе в тетрадь на следующей строке, выполните такую же работу, как и со словом синица. -Что у вас получилось? -Самостоятельно выполните разбор слова снегирь. Учитель проходит и проверяет правильность выполнения работы. Проверим, что у вас получилось. Сколько слогов, звуков и букв в слове снегирь? СЛАЙД -Молодцы. А теперь попишем под диктовку. Поставьте ручку на красную строку. Слушаем внимательно. - Купила мама сливы и дала их своим детям. Выделите слоги, поставьте ударение. Выделите гласные. -Посмотрите на слайд. Спишите данное предложение. - В саду вырос мак. СЛАЙД - Выделите зеленым цветом все звонкие звуки, голубым-глухие. -Молодцы, сдаём тетради на проверку. | Читает один учащийся. - Синица, дятел, снегирь - Сорока, ворона, галка - Соловей, воробей, гусь - Это названия птиц - е, ё, и, ю, я, ь - а, о, у, э, ы, ъ - Второй, так как там все звуки твердые. - В этих словах мягких звуков больше чем твёрдых. Выполняют упражнение - 3 сл., 6б., 6зв. -Нет, так как я стоит не в начале слова, и е не ударный. - дятел [д’а т’ил]- 2 сл., 5 букв, 5 звуков. Снегирь [сн’и г’ир’] -2 сл., 7 б., 6 зв. Выполняют задание | П: выведение следствий К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности (по продукту) Аналитический | 2 мин | Итак, ребята наш урок подошел к концу. - Вспомните, о чем мы с вами говорили. -Какие цели ставили? Достигли ли мы их? -Какие гласные делают согласный мягким/ твердым? Назовите их. Какие из гласных могут обозначать два звука? У вас на партах лежат смайлики разных цветов, закрасьте зеленым цветом, если всё было понятно, желтым, если остались вопросы, и красным, если ничего не понял, и нужно время для того, чтобы разобраться. Покажите готовые смайлики, если у кого-то вопросы, подходите, я отвечу на них. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют рефлексию деятельности. | Р:самоанализ, самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Конспект урока по русскому языку по программе УМК "Гармония" по теме "Буква на месте звука, которого нет." 2 кл.
Познакомить уч-ся с новой орфографической задачей "Непроизносимые согласные в корне слова"...
План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс
План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме».
Цель: сформировать у учащихся умение обозначать мягкость и твёрдость согласных гласными буквами, развить умение сooтносить звуковую графическую форму слова, слышать звучащее слово, соотносить звуковой...
Конспект урока по русскому языку на тему "Признаки предметов. Определение предметов по цвету, вкусу и форме". (3 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида...
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...