Конспект урока. Буква ь. Соединение буквы в ь в словах. Списывание с печатного текста.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Буква ь. Соединение буквы в ь в словах. Списывание с печатного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Орг.момент (1 минута)

Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

Дети проверяют готовность к уроку.

Постановка темы (5 минут)

 Сегодня мы научимся писать новую букву. Но давайте вспомним, какие буквы вы уже умеете писать? (отвечают)

Чтобы узнать букву, мы прочитаем буквосочетания на доске:  

Ль,  бь,  зь,  мь,  вь,  сь, пь,  дь,  нь,  ть
- Как  произносится звук в этих буквосочетаниях?

Что за буква ? Кто узнает?

Звука не обозначает, может только показать

Как согласный прочитать

Мягкий голос,
Мягкий шаг 
Это буква … (мягкий знак). (картина с буквой)

 Эта  буква  мягкий знак обозначает  мягкость согласного звук.

 Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется …..

 Цель нашего урока?

 Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.

 Посмотрите на схему №1 (схема слова мел)

 Послушайте загадку и отгадайте слово.

Загадка:                    Белый камушек растаял

на доске следы оставил

Ребята, затем по схеме расскажите о слове.
Молодцы.

Ребята, как называется возвышение дна в море? Вот схема слова, расскажите по схеме о слове мель.

Чем похожи слова и чем отличаются схемы? Произнесите еще раз последние звуки в словах.

Как обозначается мягкость согласного звука на письме? (буквы и, е, ё, ю, я)

Посмотрите, как пишутся слова мел и мель.

Как обозначена мягкость звука [л’] в слове мель?

Мел                  

                     

Мель

 

                                                                                                                                 

- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).

- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука?

Отвечают на вопросы, слушают

Мягко

Мягко

Мягкий знак

Познакомиться с буквой ь

мел 3б,3зв.,а в слове мель 4б, 3 зв.

Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

Отвечают на вопросы учителя

Аналитическое конструирование (3 минуты)

На доске представлены буквы. Где же наша буква Ь?  Посмотрите на нее. Из каких элементов она состоит?

(наклонная и овал)

Отвечают на вопросы. Конструируют букву.

Объяснение буквы учителем (2 минуты)

Сейчас я буду объяснять написание буквы ь, а вы внимательно слушайте. Ставим ручку на верхнюю линейку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, задерживаемся, на строке поднимаемся вверх до середины и закрываем овал.

Слушают объяснение.

Письмо в воздухе (2 минуты)

Теперь давайте попробуем написать букву я в воздухе. Берем ручки в руки. Не забываем, как правильно нужно держать ручку. (клювик) И под моё объяснение, вместе со мной пишем букву Ь, не торопимся и вдумываемся в каждое движение. Ставим ручку на верхнюю линейку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, задерживаемся, на строке поднимаемся вверх до середины и закрываем овал.

Пишут букву я в воздухе.

Работа в прописи (25 минут)

Перед тем, как начать работать в прописях, разомнем наши пальчики. Сильно сжимаем и разжимаем пальчики, а теперь потёрли ладони, чтобы разогреть пальцы. Приступим. Открываем прописи на странице 9. Посмотрите, какое слово у нас там написано.

Все мы знаем, что такое коньки?

А кто знает, как давно они появились?

У А. С. Пушкина мы читаем: мальчишек радостный народ, коньками звучно режет лёд. Значит, коньки были уже в 19 веке. А век это сколько лет? А какой век сейчас?

Почти 200 лет назад ребята уже очень любили кататься на коньках.

Зачем люди катаются на коньках? (здоровье) А вы любите кататься на коньках?

Составьте предложение с этим словом (устно)

Обведите новую для нас букву в слове коньки

Какую роль в этом слове играет «Ь»? Чтобы ответить на этот вопрос раскрасьте схему слогов-слияний этого слова. (буква «Ь» обозначает мягкость предшествующего согласного звука -Н-)

На мягкость какого звука указывает ь? Сколько букв в слове? (6) Сколько звуков в слове? (5) («Ь» - не обозначает звука)

Раскрасьте схему цветными карандашами.

Посмотрите на доску. Какие знакомые элементы увидели?

Теперь попробуйте написать эту букву «Ь» в прописи.

Сначала по точкам, а потом самостоятельно.

С помощью какого соединения «Ь» соединяется с другими буквами (нижние, средние и верхние).

Обратите внимание, что при верхнем соединении буква «Ь» - не закрывается.

Все соединения нужно показать на доске

Пропишите эти соединения сначала по точкам, потом самостоятельно.

Посмотрите на следующую рабочую строку. На ней буква «Ь» - соединена с буквами. Пропишите по одному разу эти соединения у себя в прописях рядом с уже напечатанными.

Переходим к следующему заданию. Кто уже догадался, что нам нужно в нём сделать? (изменить эти слова)

А по какому признаку мы будем их менять? (признак: много – один (кони – конь, звери – зверь, лоси – лось, окуни – окунь)

Допишите на следующей пустой рабочей строке ещё две пары слов: гуси – гусь, олени – олень. Даша, Вы с детьми записываете эти слова на доске и объясняете все соединения.

Обратите внимание на следующее задание, предположите, что нам нужно сделать? (нужно проверить опасные места в слове)

Обратите внимание на слова -запивать- и -запевать- чем они отличаются? (буквами «И» и «Е»)

А одинаковое ли у них значение? (нет, значения разные, объясняют значения этих слов)

Верно, значения этих слов разные, хоть и произносятся они одинаково, но на письме отличаются одной буквой.

Подберите проверочные слова по аналогии с первым примером. Запишите проверяемое слово и проверочное слово в прописи, подчеркните в проверяемом слове орфограмму зеленой ручкой, поставьте в словах ударение, проверочное слово подчеркните простым карандашом.

Ребята, обратите внимание, у нас в прописи есть пустые строки, нужно их чем-то заполнить. Я приготовила вам для этого непростое задание, посмотрите на доску. На доске. бук, ведь, тет, варь, радь, мед.

На доске записаны слоги. Что мы можем сделать с этими слогами? (составить слова) (учащиеся составляют слова, учитель записывает их на доске, дети дублируют их в пропись. (учитель анализирует соединения, проговаривает буквы-орфограммы) Каждое слово на новой строке.) (слова: букварь, тетрадь, медведь.)

Что общего у этих слов? Для чего служит мягкий знак?

Ребята, прочитайте записанное на следующих строках предложение. Докажите, что это предложение.

Как называются такие предложения? (пословицы)

О чём эта пословица?

В каких словах встречается новая буква? (лень, только)

Где может стоять мягкий знак в слове?

Обведите по точкам эту пословицу у себя в прописях. Нужно проговорить соединения в словах. Зелёной ручкой подчеркните орфограммы. Какие орфограммы должны обозначить дети?

Работают в прописях.

Коньки

Даааа

Подведение итогов (2 минуты)

О какой букве мы говорили сегодня?

Чем мы занимались на уроке?

Звук она обозначает?

Какова роль ь?

Что было на уроке интересно?

В чем испытали трудность?

Отвечают на вопросы.

Рефлексия (2 минуты)

У вас у каждого на столе есть буква Ь. Раскрасьте её зелёным цветом, если вы справились со всеми заданиями и красным цветом, если у вас возникли какие- то трудности.

Физминутка (1 минута)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

«Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»

Цели урока:1. Предметные:·         познакомить детей со звуком –а– и буквой а;·         называть звуки, из которых состо...

«Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами»

Цель:– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;– формируем умение находить слова с заданным звуком;– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;– форм...

Конспект урока графики и письма "Буква "О".Письмо букв.

Цель: Формирование навыка написания буквЗадачи:Образовательные:-познакомить детей с новой буквой «О»,-формировать умение работать по опорным линиям,-формировать графические навыки.Коррекци...

Урок русского языка 1 класс . Обучение грамоте. Письмо.УМК Перспективная начальная школа. *.4. Списывание с печатного текста

Цель: научиться списывать с печатного  текса, находить в нём опасные места.    Задачи: — закреплять умение списывать с печатного текста; — развивать рече...

Технологическая карта урока по обучению письму "Списывание слов и предложений с изученными буквами. Списывание с печатного текста" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для формирования навыков у обучающихся списывания с печатного текста письменными буквами.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания у обучающихся о звуках и буквах в ру...