Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Обучение грамоте
Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Цели:
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения.
Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Оргмомент II. Актуализация знаний. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики. - Умницы! - Молодцы! Повторение Повторение изученных букв.. 5 1)– Какие буквы согласных звуков изучили? Сколько их? – Назовите только глухие твёрдые согласные звуки. – Назовите глухие мягкие согласные звуки. – Назовите звонкие согласные звуки. – Какие гласные указывают на твёрдость согласного? На мягкость? 2)Дополните до слова следующие слоги: ти( тишина, тина), на ( начало, та( танк, такси), но( ноги, нора, нос) , ги( гитара,.гиря) | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
IΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания |
- Ребята, угадайте, кто поможет нам познакомиться с новым звуком. Это известный герой мультфильма. Он полосатый. Живет на чердаке, умеет разговаривать. Дает советы, как правильно есть бутерброды. Больше всего любит молоко и поэтому завел корову. Никто из его родственников не имел фамилии, а у него она была. Кто же это? ( Кот Матроскин из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот») – Посмотрите в «Букварь» на с. 52. Найдите на ней изображение кота. – А кто нарисован рядом с котом? – Как вы думаете, что общего между ними? (Это – звери. Кит, хоть и живёт в воде, вовсе не рыба.) 1) Выделение звуков [к], [к’]. Составление схемы слов. 5 – Послушайте слово кот. – Сколько в слове гласных? – Значит, сколько в слове слогов? – Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук? – Определим, какой это звук. (Согласный.) Почему? – Что ещё можно рассказать об этом звуке? (Глухой, твёрдый.) – Каким кружком обозначим на схеме слова этот звук? – Послушайте и произнесите сами слово кит. – Сколько в слове гласных? – Значит, сколько в слове слогов? – Произнесите слово ещё раз, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук? – Какой это звук? (Согласный.) Почему? – Что ещё можно рассказать об этом звуке? (Глухой, мягкий.) Почему? – Каким кружком обозначим на схеме слова этот звук? – Что нового сейчас узнали? 2) Обозначение звука буквой. – Послушайте и произнесите звуки [к] и [к’]. – Посмотрите на букву. Какие звуки она обозначает? Схема-«человечек»: учитель дорисовывает колпачок-звоночек, раскрашивают один ботиночек синим, другой – зелёным цветом. – На какие уже изученные буквы она похожа? Чем? – Сравните печатную и письменную буквы К. Что напоминает буква К? – Составьте букву К из счётных палочек (карандашей). Физминутка 3. Работа в тетради для печатания. – Давайте найдём букву К в тетради для печатания. – Найдите и обведите каждую букву К внизу на с. 14 в кружок. – Сколько получилось зелёных кружков? (6.) 4. – Вернёмся на страницу «Букваря» и посмотрим на схему-«человечка». Сравнение звуков [к], [к’] со звуками [г], [г’]. – Что можно рассказать про «человечка»? – Какая буква рядом? А какие звуки обозначает эта буква? – Послушайте и произнесите парами: [к – г], [к’ – г’]. – Что заметили? – Какой звук звонче? Почему? – Как бы вы назвали звуки, у которых есть пара? (Если дети испытывают затруднения: «В русском языке есть парные согласные звуки. В паре один звук звонкий, а другой – глухой, и иногда они заменяют друг друга в словах при произношении».) – Какие пары согласных вы узнали? ([г] – [к], [г’] – [к’].) – Почему буквы взялись за руки? (Они дружат. Обозначают парные согласные звуки.) – Что нового узнали о звуках? 3, 4 (Что они бывают парными по глухости-звонкости.) 5. Работа в прописи. 2 1 1) – Посмотрим в прописи. Работа по рисунку. – Рассмотрите рисунки на с. 20. Какие предметы похожи на букву К? – Что случилось у повара? – Каша или тесто у повара в кастрюле? Почему? – В какой части слова слышим новый звук: в начале, в середине или в конце, который встретился в названии предметов на картинке (кастрюля, каша, банка, ручка, фартук, крупа, консервы…) – Заштрихуйте предметы, в названии которых есть звуки [к], [к’]: в начале слова– вертикальной штриховкой; Тетрадь с наклоном положу Ручку правильно держу Сяду прямо, не согнусь- За работу я примусь. – Придумайте имя, отчество и фамилию повара, начинающиеся со звуков [к], [к’]. (Кукушкин Константин Кириллович.) – Какая буква понадобится в этом случае? (Заглавная.) Почему?
а) Анализ элементов, составляющих букву К.
– Начинаем писать с середины рабочей строки, ведём наклонную линию до нижней линии рабочей строки, затем, не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины линии, плавно уводим в сторону и закругляем вправо и вниз. Затем отрываем руку и начинаем писать элемент, похожий на букву Г. Он должен быть, как «стульчик». б) Письмо в воздухе. Упражнение в написании наклонной линии и элемента буквы К. в) Обведение по элементам строчной буквы К цветными ручками. г) Письмо под счёт. д) Письмо буквы на первой строке. – Обведите все наклонные линии синим цветом. – Обведите элемент буквы К зелёным цветом. – На следующей строке обведите все наклонные линии синим цветом. –Обведите эту букву зелёным цветом (5.) Физкультминутка. -Отложите-ка тетрадки, -Раз-два! -становитесь на зарядку. -Раз-два. Сладко – сладко потянулись, и прогнулись и пригнулись.. -Распрямились , разогнулись.. -Ваши мышцы все проснулись? -Ваши лица улыбнулись? -Да! -Пальчики к письму готовы? -Да! -Мы работать будем снова? -Да! | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙV. Применение нового знания | 1. Работа в «Букваре». 2 3 6 3 – Мы познакомились с печатной буквой, прописали письменную. Как вы думаете, какая работа нас ждёт? 1) Чтение слогов. – Посмотрите на доску – Что общего в паре слогов? – Прочитаем слоги, где буквы А, О, И стоят на втором месте (спросить нескольких учеников). – Сравните произношение звуков в каждом слоге. – Прочитаем слоги, которые начинаются с гласных. – Мы научились читать слоги, давайте попробуем их написать. 2. Работа в прописи. 3 2 1) Письмо соединений букв и слогов. – Какие буквы написаны на следующей строке? Как соединили их? – Что поможет держать высоту букв? (Вспомогательная линия.) – Прочитайте следующие слоги и соединения. Как присоединяется буква К? (Верхним соединением.) –– Допишите сами до конца строки. 2) – Что произошло с буквами на следующей строке? – Как соединяются буквы? – Сколько соединений обвели? – Допишите сами до конца строки. Сколько написали сами? Что ещё осталось сделать? 3. Работа в «Букваре». 6 – Откройте «Букварь» на с. 52. Чтение слов. Работа над лексическим значением слова. 1-й столбик: – Прочитайте слова шёпотом. – Прочитайте вслух слово, которое обозначает огромное животное. – Найдите и прочитайте слово, обозначающее домашнее животное. – Прочитайте слово, обозначающее промежуток игры. (Кон.) – Какое слово осталось прочитать? – Слова кон и кони похожи? Чем? А чем отличаются? (Смыслом.) Чтение всего столбика целиком. 2-й столбик: – Это слово имеет много значений: может иметь географическое значение, для обозначения географических объектов; может быть предметом игры. – Площадка для игры в большой теннис. – Ласковое, нежное, пушистое (второе значение – название морского животного). – Все слова прочитали? Что обозначает слово кортик? (Кортик – оружие моряков, наградное оружие, висит на поясе у офицеров морского флота.) – Прочитаем все слова. – Поменяйте в первом слове буквы местами. (Крот.) Что означает это слово? – Подготовьтесь к чтению следующего столбика. 3-й столбик: – Что вы заметили? – Прочитайте первую пару: значение первого слова, второго, вторая пара… (Пора – определённый отрезок времени... Пора в школу – значит, время идти. Порка – многозначное слово, процесс при шитье, наказание.) – Какие пары слов можно поменять местами? – По какому принципу будут составлены пары слов? (Кора – корка; гора –горка.) – А по какому принципу составили первоначально? Работа над многозначностью слов: норка, корка (корка хлеба и кора дерева). 1) – Найдите запись после столбиков слов. – Что это? – А почему вы решили, что это предложение? Как пишется любое начало предложение? Первое слово в любом предложении С буквы заглавной надо писать Это нам нужно запомнить И очень важно понять! – Какую мысль хотели выразить авторы? – А что означает слово Кира? – Если бы это слово не было первым, с какой буквы мы бы его написали? 2) – Прочитайте следующую мысль. – Кто же кок? (Повар на корабле.) А какого кока нарисовали бы вы? – Можно ли назвать коком повара, которого мы видели в прописи? – Читаем следующий вопрос: кто кит? Выделите голосом первое слово в предложении: кто. – Кто крот? (Ответ: животное.) 3) – Какое слово прячется в слове окорок? (Око.) – Что можете рассказать о слове? – Подготовьтесь к самостоятельному чтению второго столбика. – Какое слово у вас вызывает неприязнь, раздражение? (Нытик.) – Какое слово необходимо в каждом доме? (Нитки.) – А для чего необходимо корыто? (Вытянутый таз, глубокий, раньше его использовали вместо ванны.) | |
V. Итог | – Давайте вспомним, что можем рассказать о букве К. – Молодцы! Отметьте своё настроение на доске.. | ТООУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте. Тема:Согласные звуки [х], [х’], буква х. Слова-междометия
. Образовательная система "Школа 2100"...

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема.Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок -попытка организации урока в рамках данных требов...

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок -попытка организации урока в рамках данных требов...

Урок 33. Обучение грамоте. Тема. Согласные звуки [л],[л\'], буква Лл.
Учащийся вычленяет звуки [л], [л′] из слов, запоминает букву Лл; читает слова и тексты с изученными буквами; тренируется в написании изученных букв, слогов и слов с ними по образцам....

«Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»
Цели урока:1. Предметные:· познакомить детей со звуком –а– и буквой а;· называть звуки, из которых состо...
«Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами»
Цель:– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;– формируем умение находить слова с заданным звуком;– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;– форм...
Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.
Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф....