«Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Цель:

– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;

– формируем умение находить слова с заданным звуком;

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв и их соединениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа №3»

Конспект урока русского языка

на тему:

«Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами»

в 1 классе

УМК «Школа 2100»

 

                                                                                                                                                            Автор: Куприна Галина Вячеславовна

                                                                                                         Место работы: МОУ СШ №3, город Богородицк, Тульская область

                                                                                       Должность: учитель начальных классов первой квалификационной категории

2011 г.


Тема: Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами

Цель:

– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;

– формируем умение находить слова с заданным звуком;

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв и их соединениями.

Оборудование: карточки со схемами слов; картинки с изображением астры и аиста; красные кружочки, обозначающие гласные звуки; синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные звуки; схемы-«человечки».

Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

- На уроке чтения мы познакомились с гласным звуком [а], буквой А. Как вы думаете, какая работа предстоит на уроке письма?

– Откройте свои прописи на с. 11. Посмотрите на строчную букву а.

1. Анализ строчной буквы а, сравнение с изученными письменными буквами (на доске), сопоставление письменной и печатной букв.

– Есть ли у буквы а знакомые элементы, элементы других букв? (Да, буквы о, и.)

– Что взяли у знакомых вам букв, чтобы получить строчную а? (Овал – это буква о, один элемент у буквы и.)

– Назовем все элементы, из которых состоит буква а.

2. Показ написания буквы а на доске с комментарием.

– Начинаем писать овал. Ведём вверх влево округлую линию, затем вниз до нижней линии, теперь наклонную через точку начала письма буквы, от неё чуть выше. Без отрыва ведём вниз второй элемент буквы – это линия с закруглением внизу вправо.

3. Подготовка к письму образца буквы а по элементам.

– Найдите точку, с которой начинаем писать овал.

– Что подсказывает стрелочка? (Движение в левую сторону.) 

– Обведите овал.

– Посмотрите второй элемент буквы а. Найдите точку, с которой начинаем писать его.

– Что подсказывает стрелочка? (Направление движения вниз и в правую сторону вверх.)

– Напишем букву а в воздухе, рука стоит на локотке на парте. – Обведите букву а зелёной ручкой, поменяйте цвет ручки на синий в рамке.

4. Упражнение в написании буквы а.

– Рассмотрите первую строчку после рамки. Что написано на строке? (Буква а и наклонная прямая линия.) 

– Обведите синим цветом все наклонные линии на строке. (Письмо под счёт: и-раз-и-два-и.)

Обведите букву а другим концом ручки на строке.

Обведи три буквы а зелёным цветом – на строке по «бледному образцу».

5. Анализ ошибок при письме.

– Посмотрите на буквы, которые написаны на доске. Какие ошибки вы заметили?

Учитель пишет на доске буквы с ошибками: большой овал, далеко отстающий элемент с закруглением внизу, длинный элемент и т.д. Дети рассматривают и находят ошибки. Учитель стирает буквы с ошибками!

6. Упражнение в написании буквы. Письмо буквы а пальцем на ладошке.

– Обведите четыре буквы а по бледному образцу в прописях. Считайте себе.

– Проведите самоанализ. Найдите лучшую букву на строке.

7. Сравнение букв о и а, самостоятельное написание нижней строки: все буквы о – синие, буквы а – зелёные.

Посмотрите на следующую сточку, какие буквы написаны?

– Что общего у этих букв?

– Чем отличаются?

– Выберите цвет ручки, напишите все буквы о, затем другим цветом напишите буквы а.

– Подчеркните самые красивые буквы. Чем они вам нравятся?

Пальчиковая гимнастика

Работа в прописи

– Что мы сейчас с вами делали в «Букваре»? (Читали слоги, слова.)

– Чему теперь должны научиться? (Вариант.) А надо ли нам научиться писать прописными буквами эти слоги и слова? Давайте попробуем. Что нам поможет овладеть этим навыком? (Прописи)

– Откройте прописи на с. 11. Посмотрите на схему-«человечка».

1. Анализ схемы-«человечка» в прописи.

– Что можете рассказать про букву а?

– Заполните схему самостоятельно.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

2. Написание соединений с буквой а.

Дети читают, обращают внимание на соединение букв. Учитель называет слово, дети выбирают и пишут соответствующее соединение: аппетит (ап), артист (ар), агроном (аг), атом (ат). 

Читают, проговаривают, проверяют.

3. Написание слов.

– Прочитайте слова на следующей строке. Есть ли в них наши соединения? Какие? (Пар, пара – ар.)

– Какие соединения с буквой а есть в словах игра и рота? (Ра, та.)

Учитель даёт образец этих соединений.

– Обведите слова этой строчки. Диктуйте себе шёпотом и обводите.

4. Списывание слов с печатного образца.

– Прочитайте первые три слова.

– Какие слова непонятны?

– Что такое пора? Употребите это слово в предложении. (Осень – чудесная пора. Мне пора домой.) 

– Что общего в этих словах? (Они из двух слогов.) 

– Чем различаются? (Ударение падает на разные слоги, в первых двух словах – по 4 буквы, а в последнем – 5 букв.)

– А чем похожи слова? (Одинаковыми буквами.)

– Прочитайте слова и обозначьте звуки цветными точками.

– Запишите слова рядом на строке, отметьте гласные звуки красными точками в записанных словах.

– Прочитайте слова на следующей строчке.

– Что общего в написании слов трата, трап, игра? (Во всех этих словах встречается ра.)

Записывается это соединение и выбирается для списывания только одно слово – трап. Проводится лексическая работа с этим словом.

– Чем отличаются слова пирог и порог?

– В каком слове есть слог с буквой а? (Рога.)

– Прочитайте его по слогам. (Обращаем внимание на расхождение звучания и написания первого гласного.)

– Запишите слово рога.

– Выберите из следующих слов то, в котором две буквы а. (Папа.)

– Скажите его по слогам. 

 – Запишите только это слово, отметьте в нём гласные звуки красной точкой.

– Сколько слогов в словах следующей строчки? (Три слога.)

– Почему? (Три гласных звука.) Докажите.

Отмечают красной точкой гласные в словах «гитара» и «пирога» и называют их.

– Запишите слово, которое обозначает музыкальный инструмент, докажите, что в этом слове три гласных и три согласных звука. Диктуйте себе вслух.

Упражнение в написании изученных букв

– Найдите на странице строчку, на которой написаны все изученные буквы гласных звуков (О, а, и.)

– Что общего у этих букв? (Они маленькие, строчные, обозначают гласные звуки, которые бывают ударные и безударные, образуют слог.).

– Прочитайте буквы этой строчки.

– Обведите сначала все буквы а зелёным цветом.

– Затем все буквы о синим цветом.

– Все буквы и красным цветом.

– Подсчитайте, сколько схем-«человечков» у нас гостях на страничке.

– Назовите звуки, которые они обозначают.

Итог урока

– Мы выполнили с вами очень сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём?

– А что у вас хорошо получилось?

– Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....

«Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»

Цели урока:1. Предметные:·         познакомить детей со звуком –а– и буквой а;·         называть звуки, из которых состо...

Внеклассное занятие "Гласный звук [о], буква о. Строчная буква о" (с использованием ЭОР)

Цель: познакомить детей со звуком (о), строчной буквой о, с использованием мультимедийной системы и технологии игровой деятельности. Задачи: • Образовательные: упражняться в чтении слогов и слов с и...

Гласный звук [y], заглавная и строчная буквы Уу

Цель: познакомить с гласным звуком [у];          развитие фонематического слуха;          умение правильно пис...