«Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Цели урока:
1. Предметные:
· познакомить детей со звуком –а– и буквой а;
· называть звуки, из которых состоит слово;
· не смешивать понятия «звук» и «буква»;
· обозначать звуки на схеме;
· учить читать слоги и слова с изученными буквами;
2. Метапредметные:
· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
· ориентироваться в учебнике;
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· слушать и понимать речь других;
· учиться работать в паре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/urok_obuch.gramote_.glasnyy_zvuk_a.docx | 22.18 КБ |
urok_obuch.gramote_.glasnyy_zvuk_a.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»
Цели урока:
1. Предметные:
- познакомить детей со звуком –а– и буквой а;
- называть звуки, из которых состоит слово;
- не смешивать понятия «звук» и «буква»;
- обозначать звуки на схеме;
- учить читать слоги и слова с изученными буквами;
2. Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Оборудование: Учебник «Букварь», прописи часть 2 «Мои волшебные пальчики», тетради для печатания, сигнальные карточки, карточки-оценивание, плакаты-иллюстрации, презентация (у автора).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | Приветствует уч-ся ( стих.) |
|
2. Повторение. а) Фонетическая разминка | – Сейчас повторим буквы. Что записано на доске? Какой слог лишний? Прочит. Слоги, в которых согласный звук мягкий. Что указывает на мягкость согласного. Прочит. Только гласные звуки. Каким цветом их отметите. Прочит. Согл., которые отметите синим цветом. – Поработаем в парах. Подберите слово, чтоб оно начиналось на любой из этих слогов. (Уч-ль убирает слоги по порядку) | – Слоги – -Ор- – Ги-ти-ри – Звук -и- – И-о-и-о-о-о-и-о – Красным Читают твёрдые согл. в слогах Дети работают в парах |
б) Работа в прописи (с.10) ч.2
| – Рассмотрите с.10 внизу. Прочит. Какие слоги получились на строчке под картинками. Как получили эти слоги. Обведите эти слоги. | – Ги-пи-ти-ри – К каждой букве согласного звука добавляли букву –и- |
| – Прочит. Соединения на нижней строке. Что общего у слогов на нижней строчке. Как соединяем на письме букву –о– с другой буквой. Уч-ль показывает на доске соединение. | – ог-оп-от-ор – гласная буква –о- Дети обводят соединения в прописях |
| – Какие картинки нарисованы? Давайте подпишем. (уч-ль на доске) Какие подписаны. Можно ли использовать подпись «пирог» для картинки, где нарисованы два пирога. Как тогда подписать эту картинку. А как быть с записью «пирог». | – рог, пироги Дети подписывают под картинкой «рог» – нет – пироги – нарисовать один пирог |
3. Знакомство со звуком [а] а) Слого-звуковой анализ | – Посмотрите на картинку. (Уч-ль читает четверост. на картинке) – Произнесите слова: астра-аист-азбука-ананас-арбуз-абрикос. Что общего у всех слов. – Какой звук слышите первым в этих словах. |
Дети произносят слова Начинаются на –а- Звук -а- |
4. Открытие нового знания. Формулирование темы урока | – Предположите, о чём сегодня будем говорить на уроке? Что нового узнаем, с чем познакомимся? Посовещайтесь в парах. |
Дети совещаются в парах |
5. Физкультминутка
| «Ах, как долго мы писали» |
|
а) Обозначение звука буквой | – Звук –а– на письме обозначается буквой а – Посмотрите, как выглядит печатная и письменная буква а на стр.4.2. в Букваре. Уч-ль читает: «Шагает гордо буква а. А – алфавита голова.» – Что значит «алфавита голова»? – Да, первая буква, именно она начинает алфавит. |
– Первая буква в алфавите |
6. Показ презентации | Уч-ль ведёт объяснения по слайдам | Дети смотрят, слушают, рассуждают |
7. Работа в прописях ( с.1.1.)
| Уч-ль пишет на доске – Есть ли у буквы а знакомые элементы, элементы других букв. – Что взяли у знакомых вам букв, чтоб получить строчную а. – Назовём все элементы, из которых состоит буква а. Показ написания буквы а – Каким цветом раскрасите башмачки? Почему? – Рассмотрите первую строчку после рамки. Что написано. – Обведите синей ручкой все наклонные линии на строке – Обведите букву а другим концом ручки на строке – Обведите 3 буквы а простым карандашом – Обведите 4 буквы а синей ручкой – Найдите лучшую букву на строке и подчеркните простым карандашом |
– да, буквы о, и – овал у буквы о и один элемент у буквы и
Дети прописывают в воздухе, затем в рамке – красным, он гласный – Буква а и наклонная прямая линия |
8. Физкультминутка | Глазки видят всё вокруг,
|
|
| – обведите буквы о синей ручкой, а буквы а простым карандашом | Дети пишут самостоятельно |
9. Работа с букварём (с.4.2.)
| – Прочитайте слоги, где буква а стоит на первом месте. – Где а стоит на втором месте – Какой согласный в этих слогах – Значит буква а указывает на…что? (обсудите в паре) – Прочитаем сверху вниз оба столбика, как будто на лифте спустимся вниз. – А теперь снизу вверх |
– твёрдый – на твёрдость согласного |
| – Прочитайте слова про себя, приготовьтесь к чтению вслух. – Прочитайте слова, в которых есть две одинаковые буквы. Назовите какие. – Предположите, какое слово носит олень. – Как называется то, во что упаковывают товары – Какую картинку можно нарисовать к слову «пирога» – Какие слова непонятные? |
Дети называют – Рога – Тара – Узкую длин.лодку и индейцев – отара (> стадо овец) |
| – Откройте тетради для печатания на с.10 . Прочитайте слоги в левом столбике. Работайте в паре. А теперь в правом. – На с.4.2. Букваря внизу картинки. Какими словами можно заменить эти рисунки. – Отступите 1 клеточку вниз, поставьте точку. Начертим схему слова «мак», «краски» Уч-ль чертит маркером на доске. |
Мак-краски-карандаш-палитра Дети чертят схемы в тетрадях |
10. Физкультминутка «Послушайте слова» | – Если есть в слове звук а, вы приседаете, если нет– остаётесь на месте ( арка-август-зверёк-аквариум-дети-радость-розы-зайцы) |
|
11. Работа в прописях
| Уч-ль называет слово, дети выбирают и пишут соответствующее соединение (аппетит-ап, артист-ар, агроном-аг, атом-ат,) |
|
| – Прочитайте слова на следующей строке. Есть ли в них наши соединения. Какие? Обведите соединение –ар простым карандашом. – Какое соединение с буквой а в словах «игра», «рота» Уч-ль даёт образец этих соединений. – Диктуйте про себя и обводите вместе со мной. | – Пар-пара, ар
– Ра, та |
12. Итог урока. Рефлексия. | – Что нового сегодня узнали на уроке? С какой буквой познакомились? – С каким звуком? – Звук а какой? – Что научились писать? Что понравилось на уроке больше всего? – Ребята, вы сегодня все молодцы. Все получаете смайлик. – А теперь каждый оценит себя сам. Нарисуйте смайлик наверху слева на с.1.1. в прописи. – Прозвенел опять звонок и закончился урок! | – С буквой а строчной печатной и письменной – Со звуком –а- – гласный |
Предварительный просмотр:
«Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»
Цели урока:
1. Предметные:
- познакомить детей со звуком –а– и буквой а;
- называть звуки, из которых состоит слово;
- не смешивать понятия «звук» и «буква»;
- обозначать звуки на схеме;
- учить читать слоги и слова с изученными буквами;
2. Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Оборудование: Учебник «Букварь», прописи часть 2 «Мои волшебные пальчики», тетради для печатания, сигнальные карточки, карточки-оценивание, плакаты-иллюстрации, презентация (у автора).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | Приветствует уч-ся ( стих.) |
|
2. Повторение. а) Фонетическая разминка | – Сейчас повторим буквы. Что записано на доске? Какой слог лишний? Прочит. Слоги, в которых согласный звук мягкий. Что указывает на мягкость согласного. Прочит. Только гласные звуки. Каким цветом их отметите. Прочит. Согл., которые отметите синим цветом. – Поработаем в парах. Подберите слово, чтоб оно начиналось на любой из этих слогов. (Уч-ль убирает слоги по порядку) | – Слоги – -Ор- – Ги-ти-ри – Звук -и- – И-о-и-о-о-о-и-о – Красным Читают твёрдые согл. в слогах Дети работают в парах |
б) Работа в прописи (с.10) ч.2
| – Рассмотрите с.10 внизу. Прочит. Какие слоги получились на строчке под картинками. Как получили эти слоги. Обведите эти слоги. | – Ги-пи-ти-ри – К каждой букве согласного звука добавляли букву –и- |
| – Прочит. Соединения на нижней строке. Что общего у слогов на нижней строчке. Как соединяем на письме букву –о– с другой буквой. Уч-ль показывает на доске соединение. | – ог-оп-от-ор – гласная буква –о- Дети обводят соединения в прописях |
| – Какие картинки нарисованы? Давайте подпишем. (уч-ль на доске) Какие подписаны. Можно ли использовать подпись «пирог» для картинки, где нарисованы два пирога. Как тогда подписать эту картинку. А как быть с записью «пирог». | – рог, пироги Дети подписывают под картинкой «рог» – нет – пироги – нарисовать один пирог |
3. Знакомство со звуком [а] а) Слого-звуковой анализ | – Посмотрите на картинку. (Уч-ль читает четверост. на картинке) – Произнесите слова: астра-аист-азбука-ананас-арбуз-абрикос. Что общего у всех слов. – Какой звук слышите первым в этих словах. |
Дети произносят слова Начинаются на –а- Звук -а- |
4. Открытие нового знания. Формулирование темы урока | – Предположите, о чём сегодня будем говорить на уроке? Что нового узнаем, с чем познакомимся? Посовещайтесь в парах. |
Дети совещаются в парах |
5. Физкультминутка
| «Ах, как долго мы писали» |
|
а) Обозначение звука буквой | – Звук –а– на письме обозначается буквой а – Посмотрите, как выглядит печатная и письменная буква а на стр.4.2. в Букваре. Уч-ль читает: «Шагает гордо буква а. А – алфавита голова.» – Что значит «алфавита голова»? – Да, первая буква, именно она начинает алфавит. |
– Первая буква в алфавите |
6. Показ презентации | Уч-ль ведёт объяснения по слайдам | Дети смотрят, слушают, рассуждают |
7. Работа в прописях ( с.1.1.)
| Уч-ль пишет на доске – Есть ли у буквы а знакомые элементы, элементы других букв. – Что взяли у знакомых вам букв, чтоб получить строчную а. – Назовём все элементы, из которых состоит буква а. Показ написания буквы а – Каким цветом раскрасите башмачки? Почему? – Рассмотрите первую строчку после рамки. Что написано. – Обведите синей ручкой все наклонные линии на строке – Обведите букву а другим концом ручки на строке – Обведите 3 буквы а простым карандашом – Обведите 4 буквы а синей ручкой – Найдите лучшую букву на строке и подчеркните простым карандашом |
– да, буквы о, и – овал у буквы о и один элемент у буквы и
Дети прописывают в воздухе, затем в рамке – красным, он гласный – Буква а и наклонная прямая линия |
8. Физкультминутка | Глазки видят всё вокруг,
|
|
| – обведите буквы о синей ручкой, а буквы а простым карандашом | Дети пишут самостоятельно |
9. Работа с букварём (с.4.2.)
| – Прочитайте слоги, где буква а стоит на первом месте. – Где а стоит на втором месте – Какой согласный в этих слогах – Значит буква а указывает на…что? (обсудите в паре) – Прочитаем сверху вниз оба столбика, как будто на лифте спустимся вниз. – А теперь снизу вверх |
– твёрдый – на твёрдость согласного |
| – Прочитайте слова про себя, приготовьтесь к чтению вслух. – Прочитайте слова, в которых есть две одинаковые буквы. Назовите какие. – Предположите, какое слово носит олень. – Как называется то, во что упаковывают товары – Какую картинку можно нарисовать к слову «пирога» – Какие слова непонятные? |
Дети называют – Рога – Тара – Узкую длин.лодку и индейцев – отара (> стадо овец) |
| – Откройте тетради для печатания на с.10 . Прочитайте слоги в левом столбике. Работайте в паре. А теперь в правом. – На с.4.2. Букваря внизу картинки. Какими словами можно заменить эти рисунки. – Отступите 1 клеточку вниз, поставьте точку. Начертим схему слова «мак», «краски» Уч-ль чертит маркером на доске. |
Мак-краски-карандаш-палитра Дети чертят схемы в тетрадях |
10. Физкультминутка «Послушайте слова» | – Если есть в слове звук а, вы приседаете, если нет– остаётесь на месте ( арка-август-зверёк-аквариум-дети-радость-розы-зайцы) |
|
11. Работа в прописях
| Уч-ль называет слово, дети выбирают и пишут соответствующее соединение (аппетит-ап, артист-ар, агроном-аг, атом-ат,) |
|
| – Прочитайте слова на следующей строке. Есть ли в них наши соединения. Какие? Обведите соединение –ар простым карандашом. – Какое соединение с буквой а в словах «игра», «рота» Уч-ль даёт образец этих соединений. – Диктуйте про себя и обводите вместе со мной. | – Пар-пара, ар
– Ра, та |
12. Итог урока. Рефлексия. | – Что нового сегодня узнали на уроке? С какой буквой познакомились? – С каким звуком? – Звук а какой? – Что научились писать? Что понравилось на уроке больше всего? – Ребята, вы сегодня все молодцы. Все получаете смайлик. – А теперь каждый оценит себя сам. Нарисуйте смайлик наверху слева на с.1.1. в прописи. – Прозвенел опять звонок и закончился урок! | – С буквой а строчной печатной и письменной – Со звуком –а- – гласный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".
Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...
Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."
Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Презентация по теме "«Гласный звук [а]. Буквы А, а. Строчная буква а.»
Это комбинированный урок (чтение+письмо) для 1 класса....
«Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами»
Цель:– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;– формируем умение находить слова с заданным звуком;– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;– форм...