«Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Маурина Ольга Анатольевна

Цели урока:

1. Предметные:

·         познакомить детей со звуком –а– и буквой а;

·         называть звуки, из которых состоит слово;

·         не смешивать понятия «звук» и «буква»;

·         обозначать звуки на схеме;

·         учить читать слоги и слова с изученными буквами;

2. Метапредметные:

·         определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·         учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

·         ориентироваться в учебнике;

·         находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·         слушать и понимать речь других;

·         учиться работать в паре.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»

Цели урока:

1. Предметные:

  • познакомить детей со звуком –а– и буквой а;
  • называть звуки, из которых состоит слово;
  • не смешивать понятия «звук» и «буква»;
  • обозначать звуки на схеме;
  • учить читать слоги и слова с изученными буквами;

2. Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • ориентироваться в учебнике;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре.

Оборудование: Учебник «Букварь», прописи часть 2 «Мои волшебные пальчики», тетради для печатания, сигнальные карточки, карточки-оценивание, плакаты-иллюстрации, презентация (у автора). 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Приветствует уч-ся ( стих.)

 

2. Повторение.

а) Фонетическая разминка

– Сейчас повторим буквы. Что записано на доске?

Какой слог лишний?

Прочит. Слоги, в которых согласный звук мягкий.

Что указывает на мягкость согласного.

Прочит. Только гласные звуки.

Каким цветом их отметите.

Прочит. Согл., которые отметите синим цветом.

– Поработаем в парах. Подберите слово, чтоб оно начиналось на любой из этих слогов. (Уч-ль убирает слоги по порядку)

– Слоги

– -Ор-

– Ги-ти-ри

– Звук -и-

– И-о-и-о-о-о-и-о

– Красным

Читают твёрдые согл. в слогах

Дети работают в парах

б) Работа в прописи (с.10) ч.2

  • Игра «Преврати букву в слог»

– Рассмотрите с.10 внизу. Прочит. Какие слоги получились на строчке под картинками. Как получили эти слоги. Обведите эти слоги.

– Ги-пи-ти-ри

– К каждой букве согласного звука добавляли букву –и-

  • Игра «Что общего»

– Прочит. Соединения на нижней строке.

Что общего у слогов на нижней строчке.

Как соединяем на письме букву –о– с другой буквой. Уч-ль показывает на доске соединение.

– ог-оп-от-ор

– гласная буква –о-

Дети обводят соединения в прописях

  • Игра «Нарисованные картинки»

– Какие картинки нарисованы?

Давайте подпишем. (уч-ль на доске) Какие подписаны.

Можно ли использовать подпись «пирог» для картинки, где нарисованы два пирога.

Как тогда подписать эту картинку.

А как быть с записью «пирог».

– рог, пироги

Дети подписывают под картинкой «рог»

– нет

– пироги

– нарисовать один пирог

3. Знакомство со звуком [а]

а) Слого-звуковой анализ

– Посмотрите на картинку.

(Уч-ль читает четверост. на картинке)

– Произнесите слова: астра-аист-азбука-ананас-арбуз-абрикос.

Что общего у всех слов.

– Какой звук слышите первым в этих словах.

 

 

Дети произносят слова

Начинаются на –а-

Звук -а-

4. Открытие нового знания.

Формулирование темы урока

– Предположите, о чём сегодня будем говорить на уроке? Что нового узнаем, с чем познакомимся?

Посовещайтесь в парах.

 

Дети совещаются в парах

5. Физкультминутка

 

«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. 
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево — вправо)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, 
(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

 

а) Обозначение звука буквой

– Звук –а– на письме обозначается буквой а

– Посмотрите, как выглядит печатная и письменная буква а на стр.4.2. в Букваре.

Уч-ль читает: «Шагает гордо буква а. А – алфавита голова.»

– Что значит «алфавита голова»?

– Да, первая буква, именно она начинает алфавит.

 

 

 

– Первая буква в алфавите

6. Показ презентации

Уч-ль ведёт объяснения по слайдам

Дети смотрят, слушают, рассуждают

7. Работа в прописях ( с.1.1.)

  • анализ строчной буквы а, сравнение с изученными письменными буквами
  • сопоставление письм. и печатной буквы
  • образец и комментарий учителя
  • схема-«человечек»
  • упражнения в написании буквы а
  • Самоанализ

Уч-ль пишет на доске

– Есть ли у буквы а знакомые элементы, элементы других букв.

– Что взяли у знакомых вам букв, чтоб получить строчную а.

– Назовём все элементы, из которых состоит буква а.

Показ написания буквы а

– Каким цветом раскрасите башмачки? Почему?

– Рассмотрите первую строчку после рамки. Что написано.

– Обведите синей ручкой все наклонные линии на строке

– Обведите букву а другим концом ручки на строке

– Обведите 3 буквы а простым карандашом

– Обведите 4 буквы а синей ручкой

– Найдите лучшую букву на строке и подчеркните простым карандашом

 

– да, буквы о, и

– овал у буквы о и один элемент у буквы и

 

Дети прописывают в воздухе, затем в рамке

– красным, он гласный

– Буква а и наклонная прямая линия

8. Физкультминутка

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

 

  • сравнение букв– о – и -а-

– обведите буквы о синей ручкой, а буквы а простым карандашом

Дети пишут самостоятельно

9. Работа с букварём (с.4.2.)

  • чтение слогов

– Прочитайте слоги, где буква а стоит на первом месте.

– Где а стоит на втором месте

– Какой согласный в этих слогах

– Значит буква а указывает на…что? (обсудите в паре)

– Прочитаем сверху вниз оба столбика, как будто на лифте спустимся вниз.

– А теперь снизу вверх

 

 

– твёрдый

– на твёрдость согласного

  • чтение слов и определение лексического значения

– Прочитайте слова про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

– Прочитайте слова, в которых есть две одинаковые буквы. Назовите какие.

– Предположите, какое слово носит олень.

– Как называется то, во что упаковывают товары

– Какую картинку можно нарисовать к слову «пирога»

– Какие слова непонятные?

 

Дети называют

– Рога

– Тара

– Узкую длин.лодку и индейцев

– отара (> стадо овец)

  • составление схем-слов

– Откройте тетради для печатания на с.10 . Прочитайте слоги в левом столбике. Работайте в паре. А теперь в правом.

– На с.4.2. Букваря внизу картинки. Какими словами можно заменить эти рисунки.

– Отступите 1 клеточку вниз, поставьте точку. Начертим схему слова «мак», «краски»

Уч-ль чертит маркером на доске.

 

 

Мак-краски-карандаш-палитра

Дети чертят схемы в тетрадях

10. Физкультминутка «Послушайте слова»

– Если есть в слове звук а, вы приседаете, если нет– остаётесь на месте ( арка-август-зверёк-аквариум-дети-радость-розы-зайцы)

 

11. Работа в прописях

  • написание соединений с буквой а

Уч-ль называет слово, дети выбирают и пишут соответствующее соединение (аппетит-ап, артист-ар, агроном-аг, атом-ат,)

 

  • написание слов

– Прочитайте слова на следующей строке. Есть ли в них наши соединения. Какие? Обведите соединение –ар простым карандашом.

– Какое соединение с буквой а в словах «игра», «рота»

Уч-ль даёт образец этих соединений.

– Диктуйте про себя и обводите вместе со мной.

– Пар-пара, ар

 

 

– Ра, та

12. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового сегодня узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

– С каким звуком?

– Звук а какой?

– Что научились писать? Что понравилось на уроке больше всего?

– Ребята, вы сегодня все молодцы. Все получаете смайлик.

– А теперь каждый оценит себя сам. Нарисуйте смайлик наверху слева на с.1.1. в прописи.

– Прозвенел опять звонок и закончился урок!

– С буквой а строчной печатной и письменной

– Со звуком –а-

– гласный



Предварительный просмотр:

«Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»

Цели урока:

1. Предметные:

  • познакомить детей со звуком –а– и буквой а;
  • называть звуки, из которых состоит слово;
  • не смешивать понятия «звук» и «буква»;
  • обозначать звуки на схеме;
  • учить читать слоги и слова с изученными буквами;

2. Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • ориентироваться в учебнике;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре.

Оборудование: Учебник «Букварь», прописи часть 2 «Мои волшебные пальчики», тетради для печатания, сигнальные карточки, карточки-оценивание, плакаты-иллюстрации, презентация (у автора). 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Приветствует уч-ся ( стих.)

 

2. Повторение.

а) Фонетическая разминка

– Сейчас повторим буквы. Что записано на доске?

Какой слог лишний?

Прочит. Слоги, в которых согласный звук мягкий.

Что указывает на мягкость согласного.

Прочит. Только гласные звуки.

Каким цветом их отметите.

Прочит. Согл., которые отметите синим цветом.

– Поработаем в парах. Подберите слово, чтоб оно начиналось на любой из этих слогов. (Уч-ль убирает слоги по порядку)

– Слоги

– -Ор-

– Ги-ти-ри

– Звук -и-

– И-о-и-о-о-о-и-о

– Красным

Читают твёрдые согл. в слогах

Дети работают в парах

б) Работа в прописи (с.10) ч.2

  • Игра «Преврати букву в слог»

– Рассмотрите с.10 внизу. Прочит. Какие слоги получились на строчке под картинками. Как получили эти слоги. Обведите эти слоги.

– Ги-пи-ти-ри

– К каждой букве согласного звука добавляли букву –и-

  • Игра «Что общего»

– Прочит. Соединения на нижней строке.

Что общего у слогов на нижней строчке.

Как соединяем на письме букву –о– с другой буквой. Уч-ль показывает на доске соединение.

– ог-оп-от-ор

– гласная буква –о-

Дети обводят соединения в прописях

  • Игра «Нарисованные картинки»

– Какие картинки нарисованы?

Давайте подпишем. (уч-ль на доске) Какие подписаны.

Можно ли использовать подпись «пирог» для картинки, где нарисованы два пирога.

Как тогда подписать эту картинку.

А как быть с записью «пирог».

– рог, пироги

Дети подписывают под картинкой «рог»

– нет

– пироги

– нарисовать один пирог

3. Знакомство со звуком [а]

а) Слого-звуковой анализ

– Посмотрите на картинку.

(Уч-ль читает четверост. на картинке)

– Произнесите слова: астра-аист-азбука-ананас-арбуз-абрикос.

Что общего у всех слов.

– Какой звук слышите первым в этих словах.

 

 

Дети произносят слова

Начинаются на –а-

Звук -а-

4. Открытие нового знания.

Формулирование темы урока

– Предположите, о чём сегодня будем говорить на уроке? Что нового узнаем, с чем познакомимся?

Посовещайтесь в парах.

 

Дети совещаются в парах

5. Физкультминутка

 

«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. 
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево — вправо)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, 
(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

 

а) Обозначение звука буквой

– Звук –а– на письме обозначается буквой а

– Посмотрите, как выглядит печатная и письменная буква а на стр.4.2. в Букваре.

Уч-ль читает: «Шагает гордо буква а. А – алфавита голова.»

– Что значит «алфавита голова»?

– Да, первая буква, именно она начинает алфавит.

 

 

 

– Первая буква в алфавите

6. Показ презентации

Уч-ль ведёт объяснения по слайдам

Дети смотрят, слушают, рассуждают

7. Работа в прописях ( с.1.1.)

  • анализ строчной буквы а, сравнение с изученными письменными буквами
  • сопоставление письм. и печатной буквы
  • образец и комментарий учителя
  • схема-«человечек»
  • упражнения в написании буквы а
  • Самоанализ

Уч-ль пишет на доске

– Есть ли у буквы а знакомые элементы, элементы других букв.

– Что взяли у знакомых вам букв, чтоб получить строчную а.

– Назовём все элементы, из которых состоит буква а.

Показ написания буквы а

– Каким цветом раскрасите башмачки? Почему?

– Рассмотрите первую строчку после рамки. Что написано.

– Обведите синей ручкой все наклонные линии на строке

– Обведите букву а другим концом ручки на строке

– Обведите 3 буквы а простым карандашом

– Обведите 4 буквы а синей ручкой

– Найдите лучшую букву на строке и подчеркните простым карандашом

 

– да, буквы о, и

– овал у буквы о и один элемент у буквы и

 

Дети прописывают в воздухе, затем в рамке

– красным, он гласный

– Буква а и наклонная прямая линия

8. Физкультминутка

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

 

  • сравнение букв– о – и -а-

– обведите буквы о синей ручкой, а буквы а простым карандашом

Дети пишут самостоятельно

9. Работа с букварём (с.4.2.)

  • чтение слогов

– Прочитайте слоги, где буква а стоит на первом месте.

– Где а стоит на втором месте

– Какой согласный в этих слогах

– Значит буква а указывает на…что? (обсудите в паре)

– Прочитаем сверху вниз оба столбика, как будто на лифте спустимся вниз.

– А теперь снизу вверх

 

 

– твёрдый

– на твёрдость согласного

  • чтение слов и определение лексического значения

– Прочитайте слова про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

– Прочитайте слова, в которых есть две одинаковые буквы. Назовите какие.

– Предположите, какое слово носит олень.

– Как называется то, во что упаковывают товары

– Какую картинку можно нарисовать к слову «пирога»

– Какие слова непонятные?

 

Дети называют

– Рога

– Тара

– Узкую длин.лодку и индейцев

– отара (> стадо овец)

  • составление схем-слов

– Откройте тетради для печатания на с.10 . Прочитайте слоги в левом столбике. Работайте в паре. А теперь в правом.

– На с.4.2. Букваря внизу картинки. Какими словами можно заменить эти рисунки.

– Отступите 1 клеточку вниз, поставьте точку. Начертим схему слова «мак», «краски»

Уч-ль чертит маркером на доске.

 

 

Мак-краски-карандаш-палитра

Дети чертят схемы в тетрадях

10. Физкультминутка «Послушайте слова»

– Если есть в слове звук а, вы приседаете, если нет– остаётесь на месте ( арка-август-зверёк-аквариум-дети-радость-розы-зайцы)

 

11. Работа в прописях

  • написание соединений с буквой а

Уч-ль называет слово, дети выбирают и пишут соответствующее соединение (аппетит-ап, артист-ар, агроном-аг, атом-ат,)

 

  • написание слов

– Прочитайте слова на следующей строке. Есть ли в них наши соединения. Какие? Обведите соединение –ар простым карандашом.

– Какое соединение с буквой а в словах «игра», «рота»

Уч-ль даёт образец этих соединений.

– Диктуйте про себя и обводите вместе со мной.

– Пар-пара, ар

 

 

– Ра, та

12. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового сегодня узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

– С каким звуком?

– Звук а какой?

– Что научились писать? Что понравилось на уроке больше всего?

– Ребята, вы сегодня все молодцы. Все получаете смайлик.

– А теперь каждый оценит себя сам. Нарисуйте смайлик наверху слева на с.1.1. в прописи.

– Прозвенел опять звонок и закончился урок!

– С буквой а строчной печатной и письменной

– Со звуком –а-

– гласный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....

Презентация по теме "«Гласный звук [а]. Буквы А, а. Строчная буква а.»

Это комбинированный урок (чтение+письмо) для 1 класса....

«Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами»

Цель:– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;– формируем умение находить слова с заданным звуком;– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;– форм...