Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему «Чем различаются звуки [И] и [Й]»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл y.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.2022

Класс: 1«Б»

Тема: «Чем различаются звуки [И] и [Й]»

Цель: совершенствование знаний о различии звуков  [И] и [Й].

Задачи:

- формировать отличительные признаки букв «И», «Й» и правила их написания,

- научить отличать согласный звук [й] и гласный звук [и];

- способствовать воспитанию аккуратности при работе в тетрадях.

Личностные: способствовать освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: способствовать овладению способностью определять тему урока, ставить и сохранять цель учебной деятельности; способствовать развитию умения с помощью учителя составлять алгоритм деятельности и следовать ему; формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность и её результат.

Познавательные УУД: способствовать овладению действиями поискового характера, развитие умения работать со словарём.

Коммуникативные УУД: способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения, принимать существование разных точек зрения и умение доказывать свою точку зрения.

Предметные: научить определять слова с буквами «И» и «Й», продолжать формировать знания о гласных и согласных звуках; развивать фонематический слух и внимание;

Оборудование:

- учебник «Русский язык» 1 класс 2 часть;

- карточки для работы.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

1.Приветствие

-Здравствуйте, ребята!

- Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Сергеевна.

2.Психологический настрой

Я очень хочу, чтобы вы улыбались

Работаю нашей довольны остались

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

- Как нужно работать на уроке, чтобы работа была успешной?

3. Мотивация к учебной деятельности

-Ребята предлагаю начать наш урок с такого девиза.

«Вместе возьмемся, всего добьемся.»

-В чем смысл данного высказывания?

4. Проверка домашней работы

-С какой темой на прошлом уроке познакомились?

- Как можно объяснить согласный звук?

- На доске ряд букв, произнесем только согласные звуки:

З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б

- сколько согласных букв? (21)

- сколько согласных звуков (36)

- назовем парные согласные звуки

- назовем только твердые согласные звуки

 5. Самоопределение к деятельности

а) Наблюдение над языковым материалом

- Обратите внимание на доску.

- Что общего между данными словами? (чайки, лайки, лейки, майки)

- Что знаете о согласном звуке [Й’]?

-Дайте характеристику звуку на доске, а вы в тетради записывайте букву в транскрипции и давайте характеристику звуку.

б) Чтение сказки

- Давайте немного узнаем о скромной букве Й, прочитаю вам сказку:

У буквы И есть тоже сестра-близняшка. И ей как-то тоже захотелось отличаться.

Очень ее это беспокоило и хотелось поскорее решить вопрос. Поэтому она придумала носить над собой точку. Вот откуда и появилось такое известное выражение: «расставить все точки над «и». Значит окончательно что-то решить.

Й – удивительная буква. Чаще всего она находится либо в середине слова: чайник, район, тайга, либо вовсе в конце –край, попугай, герой. Но слов, где она стоит вначале, очень-очень мало. Но они все же есть.

Это йог, который может сидеть на гвоздях, и лекарственный йод, который не понадобится йогу, и вкусный и полезный йогурт, питающий его организм. А еще есть название греческой буквы – йота. Вот какая скромная, но необходимая буква Й.

- Как вы думаете, какая тема урока?

6.  Определение задач урока

-Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

-Сформулировать задачи нам помогут опорные слова.

-Какую задачу мы будем решать вначале, а какую потом?

Приветствуют учителя

- Нужно внимательно слушать учителя, правильно отвечать на вопросы.

- Если мы все вместе возьмемся за какое-то дело, то оно будет даваться нам легче.

-«Согласные звуки. Как отличить согласный звук от гласного звука?»

-Во рту встречает преграду, образует слог только вместе с согласным

-21

-36

-[з], [к], [в], [б]

- [ц], [ш], [ж]

- Во всех словах есть согласные буквы «Й» и «И».

Дают характеристику

[Й’] - согласный, звонкий, мягкий, непарный.

Слушают учителя

-«Чем различаются звуки [И] и [Й]»

- Узнаем, чем различаются звуки [И] и [Й].

- Научимся

- Сначала узнаем, потом научимся.  

-[и] может составить слог, [й’] – не может

  1. Поисковый этап

1. Деление слов на слоги

- Что может звук [И], чего не может звук [Й’]?

- Запишите в тетради пары слов:

Рой – рои

Попугай – попугаи

- Выделите ударение во всех словах и разделите карандашом слова на слоги.

- Одинаковое ли количество слогов в словах каждой пары?

- Почему в словах с буквой И слогов больше?

- Подчеркните слог с буквой «Й».

2. Чтение теоретического материала учебника

- Откройте учебник на странице 78. Найдите рубрику «Обрати внимание».

-Прочитайте эту рубрику про себя.

3.Беседа по содержанию теоретического материала

- Теперь расскажите то, о чем вы прочитали в слух.

- Какую задачу мы с вами решили?

Записывают пары слов

Выделяют ударение, делят слова на слоги

-Нет

- Сколько гласных, столько и слогов.

Читают рубрику

-Узнали, чем различаются звуки [И] и [Й].

  1. Практический этап

1. Конструирование слов из слогов

-Откройте страницу 79 и прочитайте задание к упражнению № 3.

- Читаем слово по кругу (часовой стрелки), это как? (обведите пальчиком по учебнику).

- Соберите слова из слогов. Начнем со слога –зай- и по цепочке.

- Читая слово объясните его значение.

- Какое из данных слов является многозначным: тройка или майка?

- Запишите в тетрадь любые три слова, которые вы составили.

2. Физкультминутка

-  Я вижу, что вы очень устали, давайте выйдем из-за парт и немного отдохнем.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

3. Словарно-орфографическая работа

- Откройте словарь и запишите новое слово, которое спряталось в этих буквах, кто догадался, что за слово?

НЫЙ ЖУР ДЕ

-Объяснит его написание?

-Сколько в нем слогов?

-Поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Что нужно сделать с этим словом?

4. Групповая работа. Конструирование слов

- Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помоги гостей собрать.

-У вас на партах слова, разбитые на слоги. Ваше задание: в парах собрать слова. (Змей, воробей)

- Не забывайте про девиз, о котором мы говорили в начале урока.

- Прочитайте, какие гости были на дне рождения у слона.

(зме, во, й, бей, ро)

-Запишите эти слова в один столбик.

-Что их объединяет?

-Во второй столбик запишите эти же слова, но во множественном числе. (Воробьи, змеи)

-Давайте посмотрим, а что произошло с количеством слогов, когда мы изменили слово?

- Как вы думаете, какую задачу мы с вами решили?

5. Составление предложений

- Откройте учебник на странице 80 и прочитайте задание к упражнению 6.

- Соотнесите рисунки и слова.

-О ком и о чем можно сказать колючий? Пушистый?

- Составьте предложение с любым словом.

-Слева направо.

Собирают слова из слогов

- Тройка

Записывают слова в тетрадь

Выполняют физкультминутку

-Дежурный

-3 слога

- Запомнить

Собирают слова

-Змей, воробей

-Буква Й, один предмет

Записывают слова

 -Оно увеличилось, т.к. добавился гласный звук

- Колючий- ежик, пушистый- кот.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

1.Подведение итога урока

- В заключении мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы, что»

-Если высказывание истинное – встаем, ложное – садимся на место.

- согласных звуков (36) меньше, чем букв (21) их обозначающих?(нет)

- Й – это согласный звук? (да)

- Й – всегда твердая (нет)

- без согласного «Й» слога не составляет (да)

- согласные бывают ударными (нет)ударные только гласные

-в слове рой 2 гласных(нет)–гласный [О]

- делю на слоги так – сколько гласных в слове – столько и слогов (да)

- Ребята, что за тема урока была?

- Что нового вы узнали?

-Давайте вспомним задачи, которые мы ставили в начале урока.

- Как вы думаете, мы решили их?

- Что нам помогало на протяжении всего урока?

2. Рефлексия

-Наш урок подошел к концу. У вас на партах лежат рисунки с буквами «И» и «Й». Между ними смайлик. Если нарисуете ему «дужку» как у буквы «Й», то получится улыбка, значит вам урок понравился. Если вам урок не понравился, переверните «дужку» и смайлик будет грустным.

-Я очень довольна вашими результатами, спасибо вам за работу!

3.Домашнее задание

- Запишите в дневник домашнее задание: стр. 79, упр. 4.

Играют в игру

-«Чем различаются звуки [И] и [Й]»

- Узнали, чем различаются звуки [И] и [Й].

- Узнаем, чем различаются звуки [И] и [Й].

- Научимся

-Да

-Девиз

Дорисовывают смайлик

Технологическая карта урока

русского языка, данного в 1 «Б» классе

МБОУ СОШ №3 г. Болхова

студенткой 3 курса группы «Б»

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Болховского педагогического колледжа

Борисенко Екатериной Сергеевной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"

Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "разбор слова по составу"

Предмет: Русский зыкТема урока: разбор слова по составуЦели урока: повторить темы «состав слова» и «словообразование»Планируемые результаты: ·        Предметные:...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "понятие о местоимениях. Личные местоимения"

Предмет: Русский зыкТема урока: понятие о местоимениях. Личные местоименияЦели урока: познакомить с новой частью речи – местоимение, его ролью в речи.Планируемые результаты: ·...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "Роль личных местоимений в речи"

Предмет: Русский зыкТема урока: Роль личных местоимений в речи.Цели урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; знакомство с понятием личные местоименияПланируемые результат...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "

Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть  грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...