Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему «Чем различаются звуки [И] и [Й]»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 12.04.2022
Класс: 1«Б»
Тема: «Чем различаются звуки [И] и [Й]»
Цель: совершенствование знаний о различии звуков [И] и [Й].
Задачи:
- формировать отличительные признаки букв «И», «Й» и правила их написания,
- научить отличать согласный звук [й] и гласный звук [и];
- способствовать воспитанию аккуратности при работе в тетрадях.
Личностные: способствовать освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: способствовать овладению способностью определять тему урока, ставить и сохранять цель учебной деятельности; способствовать развитию умения с помощью учителя составлять алгоритм деятельности и следовать ему; формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность и её результат.
Познавательные УУД: способствовать овладению действиями поискового характера, развитие умения работать со словарём.
Коммуникативные УУД: способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения, принимать существование разных точек зрения и умение доказывать свою точку зрения.
Предметные: научить определять слова с буквами «И» и «Й», продолжать формировать знания о гласных и согласных звуках; развивать фонематический слух и внимание;
Оборудование:
- учебник «Русский язык» 1 класс 2 часть;
- карточки для работы.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| 1.Приветствие -Здравствуйте, ребята! - Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Сергеевна. 2.Психологический настрой Я очень хочу, чтобы вы улыбались Работаю нашей довольны остались Пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. - Как нужно работать на уроке, чтобы работа была успешной? 3. Мотивация к учебной деятельности -Ребята предлагаю начать наш урок с такого девиза. «Вместе возьмемся, всего добьемся.» -В чем смысл данного высказывания? 4. Проверка домашней работы -С какой темой на прошлом уроке познакомились? - Как можно объяснить согласный звук? - На доске ряд букв, произнесем только согласные звуки: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б - сколько согласных букв? (21) - сколько согласных звуков (36) - назовем парные согласные звуки - назовем только твердые согласные звуки 5. Самоопределение к деятельности а) Наблюдение над языковым материалом - Обратите внимание на доску. - Что общего между данными словами? (чайки, лайки, лейки, майки) - Что знаете о согласном звуке [Й’]? -Дайте характеристику звуку на доске, а вы в тетради записывайте букву в транскрипции и давайте характеристику звуку. б) Чтение сказки - Давайте немного узнаем о скромной букве Й, прочитаю вам сказку: У буквы И есть тоже сестра-близняшка. И ей как-то тоже захотелось отличаться. Очень ее это беспокоило и хотелось поскорее решить вопрос. Поэтому она придумала носить над собой точку. Вот откуда и появилось такое известное выражение: «расставить все точки над «и». Значит окончательно что-то решить. Й – удивительная буква. Чаще всего она находится либо в середине слова: чайник, район, тайга, либо вовсе в конце –край, попугай, герой. Но слов, где она стоит вначале, очень-очень мало. Но они все же есть. Это йог, который может сидеть на гвоздях, и лекарственный йод, который не понадобится йогу, и вкусный и полезный йогурт, питающий его организм. А еще есть название греческой буквы – йота. Вот какая скромная, но необходимая буква Й. - Как вы думаете, какая тема урока? 6. Определение задач урока -Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? -Сформулировать задачи нам помогут опорные слова. -Какую задачу мы будем решать вначале, а какую потом? | Приветствуют учителя - Нужно внимательно слушать учителя, правильно отвечать на вопросы. - Если мы все вместе возьмемся за какое-то дело, то оно будет даваться нам легче. -«Согласные звуки. Как отличить согласный звук от гласного звука?» -Во рту встречает преграду, образует слог только вместе с согласным -21 -36 -[з], [к], [в], [б] - [ц], [ш], [ж] - Во всех словах есть согласные буквы «Й» и «И». Дают характеристику [Й’] - согласный, звонкий, мягкий, непарный. Слушают учителя -«Чем различаются звуки [И] и [Й]» - Узнаем, чем различаются звуки [И] и [Й]. - Научимся - Сначала узнаем, потом научимся. -[и] может составить слог, [й’] – не может |
| 1. Деление слов на слоги - Что может звук [И], чего не может звук [Й’]? - Запишите в тетради пары слов: Рой – рои Попугай – попугаи - Выделите ударение во всех словах и разделите карандашом слова на слоги. - Одинаковое ли количество слогов в словах каждой пары? - Почему в словах с буквой И слогов больше? - Подчеркните слог с буквой «Й». 2. Чтение теоретического материала учебника - Откройте учебник на странице 78. Найдите рубрику «Обрати внимание». -Прочитайте эту рубрику про себя. 3.Беседа по содержанию теоретического материала - Теперь расскажите то, о чем вы прочитали в слух. - Какую задачу мы с вами решили? | Записывают пары слов Выделяют ударение, делят слова на слоги -Нет - Сколько гласных, столько и слогов. Читают рубрику -Узнали, чем различаются звуки [И] и [Й]. |
| 1. Конструирование слов из слогов -Откройте страницу 79 и прочитайте задание к упражнению № 3. - Читаем слово по кругу (часовой стрелки), это как? (обведите пальчиком по учебнику). - Соберите слова из слогов. Начнем со слога –зай- и по цепочке. - Читая слово объясните его значение. - Какое из данных слов является многозначным: тройка или майка? - Запишите в тетрадь любые три слова, которые вы составили. 2. Физкультминутка - Я вижу, что вы очень устали, давайте выйдем из-за парт и немного отдохнем. Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И немножко все устали! 3. Словарно-орфографическая работа - Откройте словарь и запишите новое слово, которое спряталось в этих буквах, кто догадался, что за слово? НЫЙ ЖУР ДЕ -Объяснит его написание? -Сколько в нем слогов? -Поставьте ударение и подчеркните орфограмму. - Что нужно сделать с этим словом? 4. Групповая работа. Конструирование слов - Это было в воскресенье У слона на дне рожденья. Гости пели, веселились, В хороводе так кружились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять. Помоги гостей собрать. -У вас на партах слова, разбитые на слоги. Ваше задание: в парах собрать слова. (Змей, воробей) - Не забывайте про девиз, о котором мы говорили в начале урока. - Прочитайте, какие гости были на дне рождения у слона. (зме, во, й, бей, ро) -Запишите эти слова в один столбик. -Что их объединяет? -Во второй столбик запишите эти же слова, но во множественном числе. (Воробьи, змеи) -Давайте посмотрим, а что произошло с количеством слогов, когда мы изменили слово? - Как вы думаете, какую задачу мы с вами решили? 5. Составление предложений - Откройте учебник на странице 80 и прочитайте задание к упражнению 6. - Соотнесите рисунки и слова. -О ком и о чем можно сказать колючий? Пушистый? - Составьте предложение с любым словом. | -Слева направо. Собирают слова из слогов - Тройка Записывают слова в тетрадь Выполняют физкультминутку -Дежурный -3 слога - Запомнить Собирают слова -Змей, воробей -Буква Й, один предмет Записывают слова -Оно увеличилось, т.к. добавился гласный звук - Колючий- ежик, пушистый- кот. |
| 1.Подведение итога урока - В заключении мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы, что» -Если высказывание истинное – встаем, ложное – садимся на место. - согласных звуков (36) меньше, чем букв (21) их обозначающих?(нет) - Й – это согласный звук? (да) - Й – всегда твердая (нет) - без согласного «Й» слога не составляет (да) - согласные бывают ударными (нет)ударные только гласные -в слове рой 2 гласных(нет)–гласный [О] - делю на слоги так – сколько гласных в слове – столько и слогов (да) - Ребята, что за тема урока была? - Что нового вы узнали? -Давайте вспомним задачи, которые мы ставили в начале урока. - Как вы думаете, мы решили их? - Что нам помогало на протяжении всего урока? 2. Рефлексия -Наш урок подошел к концу. У вас на партах лежат рисунки с буквами «И» и «Й». Между ними смайлик. Если нарисуете ему «дужку» как у буквы «Й», то получится улыбка, значит вам урок понравился. Если вам урок не понравился, переверните «дужку» и смайлик будет грустным. -Я очень довольна вашими результатами, спасибо вам за работу! 3.Домашнее задание - Запишите в дневник домашнее задание: стр. 79, упр. 4. | Играют в игру -«Чем различаются звуки [И] и [Й]» - Узнали, чем различаются звуки [И] и [Й]. - Узнаем, чем различаются звуки [И] и [Й]. - Научимся -Да -Девиз Дорисовывают смайлик |
Технологическая карта урока
русского языка, данного в 1 «Б» классе
МБОУ СОШ №3 г. Болхова
студенткой 3 курса группы «Б»
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Болховского педагогического колледжа
Борисенко Екатериной Сергеевной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"
технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"
Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "разбор слова по составу"
Предмет: Русский зыкТема урока: разбор слова по составуЦели урока: повторить темы «состав слова» и «словообразование»Планируемые результаты: · Предметные:...
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "понятие о местоимениях. Личные местоимения"
Предмет: Русский зыкТема урока: понятие о местоимениях. Личные местоименияЦели урока: познакомить с новой частью речи – местоимение, его ролью в речи.Планируемые результаты: ·...
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "Роль личных местоимений в речи"
Предмет: Русский зыкТема урока: Роль личных местоимений в речи.Цели урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; знакомство с понятием личные местоименияПланируемые результат...
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "
Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...
- Мне нравится (1)