ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ВСЕ ПАДЕЖИ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: ВСЕ ПАДЕЖИ

 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_padezhi_1_urok.docx43.04 КБ
Файл vse_padezhi.pptx43.3 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И. студента:

Школа:

Ф.И.О. учителя:

Класс:3в

Ф.И.О. методиста:

Кабинет:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: ВСЕ ПАДЕЖИ

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель деятельности учителя: введение новых понятий и закрепление умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу

Планируемые результаты:

  • Предметные: 

- познакомить с понятиями «начальная форма имени существительного», «косвенные падежи»;

- познакомить с порядком разбора имени существительного;

- отработать навык определения падежа у имен существительных.

  • Личностные:

- создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;

- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Оборудование: карточка со словарным словом, презентация

ПЛАН УРОКА

Этап урока

Хронометраж

  1. Организация начала занятия

1 минута

  1. Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний

7 минут

  1. Первичное усвоение (открытие) новых знаний и способов деятельности  (правил, понятий, алгоритмов)

10 минут

  1. Физминутка

1 минута

  1. Первичное проверка понимания и первичное закрепление

7 минут

  1. Закрепление знаний и способов действий: пробное, в знакомой ситуации и в изменённой  ситуации

7 минут

  1. Контроль усвоения и самопроверка знаний

3 минуты

  1. Подведение итогов занятия

1 минута

  1. Рефлексия

3 минуты

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Цели и задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организация начала занятия

Цель и образовательные задачи этапа: приветст-вие, проверка готовности, организация внимания, раскрытие общей цели урока.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Витальевна и я рада приветствовать вас на нашем уроке. Я уверена, что сегодня мы сделаем для себя много новых открытий и нам обязательно все удастся, если мы будем внимательными, активными и старательными.

– Проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

– Все на месте?

- Отлично! Давайте начинать.

Приветствуют учителя, садятся, проверяют готовность к уроку.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л:самоопределение

Средства: слово учителя

Формы работы: фронтальная

  1. Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний

Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить мотивацию, принятие целей урока, актуализировать опорные знания.

- Откройте свою тетрадь. Отступите от предыдущей работы 2 строчки. Посередине напишите сегодняшнее число, двадцать шестое февраля, и «Классная работа».

-С новой строки, с красной строчки пишем сочетания букв  «Па», «пу», «по», «пи», «пы».

Запишите это к себе и пропишите до конца строки.

- Теперь с новой строки давайте запишем слово «падеж».

Поставим ударение.

«паде́ж»

Подчеркнем у этого слова орфограмму

«падеж»

Пропишите это слово до конца строки.

- Вы сейчас написали сочетания букв, слово. Предположите, какая наша тема?

- Верно! Наша сегодняшняя тема – «Все падежи».

- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать? Что научимся делать?

- Ответьте на мои вопросы.   Эти знания нам сегодня пригодятся на уроке. Ответы должны быть полными.

1. Сколько падежей в русском языке?

2. Перечислите их.

4.Какие падежи имеют одинаковые вопросы к неодушевлённым существительным?

5.Как их различить?

6.Какие падежи имеют одинаковые вопросы к одушевлённым существительным?

7. Как их различить?

- Молодцы. Все сказанное верно!

(Записывают в тетрадь)

(Записывают в тетрадь)

- Все падежи

- Научимся определять безошибочно  падежи существительных, распознавать имена существительные в разных падежных формах, обобщить знания о падежах

- В русском языке 6 падежей

- Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

- Именительный и винительный

- Существительные именительного падежа отвечают на вопросы «Кто? Что?», а существительные винительного падежа на вопросы «Кого? Что?». Существительные И.п. в предложении является подлежащим, а в В.п. – второстепенный член.

- Родительный и винительный

- Надо подставить слово лиса. Если окончание Ы, то существительное родительного падежа. Если У, то винительного.

П: анализ, сравнение, классификация, опре-деление основной и второстепенной ин-формации.

Средства: показ написаний на доске

Формы работы: учебный диалог, чистописание

  1. Первичное усвоение (открытие) новых знаний и способов деятельности  (правил, понятий, алгоритмов)

Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить восприятие, осмысление существенных признаков понятия, содействовать усвоению способов действия.

- Итак, ребята, откройте свои учебники на странице 57, найдите упражнение 102.

- Прочитайте задание

План:

  1. На какие вопросы отвечает имя существительное в этом падеже?
  2. С какими предлогами употребляется?
  3. Каким членом предложения является?
  4. Приведите пример предложения с именем существительным в данном падеже и объясните, по каким признакам можно определить падеж имени существительного в предложении.

- Рассмотрите таблицу.

- Скажите, какой падеж с предлогами никогда не употребляется?  

- На какие вопросы отвечает имя существительные в именительном падеже?

- Приведите примеры предложений с именем существительным в именительном падеже.

- Каким членом предложения является?

- На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже?

- Назовите предлоги, которые употребляются в родительном падеже.

- Приведите примеры.

- Каким членом предложения является?

- На какие вопросы отвечает имя существительное в дательном падеже?

- Назовите предлоги, которые употребляются в дательном падеже.

- Приведите примеры.

- Каким членом предложения является?

- На какие вопросы отвечает имя существительное в винительном падеже?

- Назовите предлоги, которые употребляются в винительном падеже.

- Приведите примеры.

- Каким членом предложения является?

- На какие вопросы отвечает имя существительное в творительном падеже?

- Назовите предлоги, которые употребляются в творительном падеже.

- Приведите примеры.

- Каким членом предложения является?

- На какие вопросы отвечает имя существительное в предложном падеже?

- Назовите предлоги, которые употребляются в предложном падеже.

- Приведите примеры.

- Каким членом предложения является?

- Как же определить падеж существительного? По каким признакам можно определить падеж существительного в предложении?

- Откройте страницу 58. Найдите наверху правило.

- Сейчас прочтите его про себя

-Прочитайте.

«Именительный падеж единственного числа – это начальная форма имени существительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами»

- Что такое начальная форма имени существительного?

- Какие падежи называются косвенными?

- Расскажите по таблице «Признаки падежей» об одном из падежей по плану.

(2-3 ученика рассказывают по плану)

- Именительный

- Кто? Что?

- Мой брат учится в шестом классе.

Девочка делает уроки

Метель замела двор

Солнце осветило поляну

- Подлежащим

- Кого? Чего?

- Без, у, от, до, из, около, для, с, возле, вокруг

- Он пришел из школы

Моя книга у друга

На полке нет вазы

- Второстепенным

- Кому? Чему?

- К, по

- Я купила конфеты подруге

Девочке весело

Мы идем по снегу

- Второстепенным

- Кого? Что?

- через, про, в, во, на, за, под

- Ученик читает книгу

Мы играем в хоккей

Я иду в школу

- Второстепенным

- Кем? Чем?

- над, за, под, перед, с, со, между

Над диваном висит картина

Под стулом спит кот

Кафе находится рядом с магазином

- Второстепенным

- О ком? О чем?

- при, о, об, на, в, во

- Она заботится о цветах

Дети играют на улице

Я лечу на самолете

- Второстепенным

- По предлогу, по вопросам

- Читают правило.

- Именительный падеж единственного числа

- Все падежи, кроме именительного.

П: анализ, сравнение, классификация, опре-деление основной и второстепенной ин-формации.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

К: осознанное по-строение речевого высказывания.

Средства: упражнение учебника

Формы работы: учебный диалог

  1. Физминутка

Цель и образовательные задачи этапа: осущест-вить отдых, сопряжён-ный с учебным материалом.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  1. Первичное проверка пони-мания и первич-ное закрепление

Цель и образовательные задачи этапа: установить правильность и осознан-ность изученного мате-риала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию.

- Объясните, как определить падеж имен существительных?

- Смотрим на №103 под правилом.

- Читаем первую пару словосочетаний. Запишем

- Давайте определим падеж у существительного из первого словосочетания «жил в деревне»

- Зададим вопрос

- Для какого падежа характерны такие вопросы?

- Верно. Теперь давайте определим падеж у второго словосочетания: «приехал в деревню»

-Зададим вопрос

- Какой падеж?

- Верно!

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос.

- Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос.

- Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос.

- Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос.

- Какой падеж?

- Закончили. Заметили что-то интересное в этом упражнении.

- Посмотрите ниже на правило. Прочитайте

- Да, вы все верно сказали. В этом упражнении у словосочетаний одинаковые предлоги, но относятся они к разным падежам.

- Задать падежный вопрос.

- Жил в деревне – приехал в деревню

- Жил (в ком? В чем?) в деревне

- Предложный

- Приехал (в кого? Что?) в деревню

- Винительный

- Вышел на берег.

- Вышел (на кого? Что?) на берег

- Винительный

- Отдыхал на берегу

- Отдыхал (на ком? На чем?) на берегу

- Предложный

- Ударился о камень.

- Ударился ( о кого? Что?) о камень

- Винительный

- Рассказал о камне

- Рассказал (о ком? О чем?) о камне

- Предложный

- Одинаковые предлоги, но разные падежи

- Обратите внимание! Некоторые предлоги употребляются с несколькими падежами, например предлоги: в, на, о - с винительным и предложным падежами.

К:  осознанное построение речевого высказывания.

Р: при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Средства: упражнение из учебника

Формы работы: фронтальная, учебный диалог

  1. Закрепление знаний и спосо-бов действий: пробное, в зна-комой ситуации и в изменённой  ситуации

Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания и применения в разнообразных ситуациях;

- Давайте теперь найдем №104. Что нужно сделать, прочтите задание.

- Давайте посмотрим на 1 предложение. Прочтите слова. Какое предложение можно составить? Отвечаем по поднятой руке.

- Следующее предложение. Прочтите слова.  Какое предложение можно составить?

- Следующее предложение. Прочтите слова.  Какое предложение можно составить?

- Следующее предложение. Прочтите слова.  Какое предложение можно составить?

- Следующее предложение. Прочтите слова.  Какое предложение можно составить?

- Давайте расположим эти предложения так, чтобы получился текст.

- Какой заголовок придумаем?

- Напишите у себя в тетради посередине новой строки «Упражнение 104»

-И запишите заголовок, который больше всего понравился.

-Запишите текст, который мы сейчас составили к себе в тетрадь

- Прочитайте. Составьте предложения

- Пчелы почуяли мед и стали жужжать над столом

- Из миски осу мы чайной ложкой спасали.

- Она села на мед и сразу прилипла всеми лапками.

- Потом прилетела оса.

- Вечером на террасе мы пили час с медом.

- Вечером на террасе мы пили чай с медом. Пчелы почуяли мед и стали жужжать над столом. Потом прилетела оса. Она села на мед и сразу прилипла всеми лапками. Из миски осу мы спасали чайной ложкой.

Ответы детей

(Записывают в тетради)

(Записывают в тетради)

Р: при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Контроль, коррекция, оценка.

Средства: упражнение из учебника, карточки со словарным словом

Формы работы: учебный диалог, работа в тетрадях

  1. Контроль усвоения и самопроверка знаний

Цель и образовательные задачи этапа: выявить качество и уровень усвоения уч-ся знаний и способов действий, выявить недостатки в знаниях и способах действий, установить их причины; обеспечить развитие способности к оценочным действиям.

- Давайте вместе укажем падеж выделенных существительных.

По цепочке

Ответ: Вечером на террасе мы пили чай (В.п) с медом (Т.п.). Пчелы почуяли мед и стали жужжать над столом (Т.п.). Потом прилетела оса (И.п.). Она села на мед (В.п.) и сразу прилипла всеми лапками (Т.п.). Из миски(Р.п.) осу мы спасали чайной ложкой (Т.п.).

- Посмотрите на слово «Пчёлы» в учебнике. Над ним стоит 1. Что это значит?

Разбор:

Пчёлы

Пчё-лы (2 слога) - [пч’о́лы]

П [п] – согл., глух. Парный, тв. Пар.;

Ч [ч] – согл., глух. Непарн., мягкий непарный;

Ё [о] – гласн., ударный;

Л [л] – согл., зв. Неп., тв. Парн.;

Ы [ы] – гл. безуд.

5б., 5зв.

(Проговаривают, задают падежные вопросы по цепочке.)

- Что нужно выполнить звуко-буквенный разбор

(Один ученик пойдет к доске.

Остальные у себя в тетради.)

(Делают разбор)

Р: контроль, кор-рекция, оценка.

Средства: упражнение учебника

Формы работы: работа у доски, самостоятельная работа

  1. Подведение итогов занятия

Цель и образовательные задачи этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

- Давайте вспомним, какая у нас была тема?

- Что такое начальная форма имени сущ.?

- Какие падежи называются косвенными?

- Все падежи

- Именительный падеж единственного числа

- Все падежи, кроме именительного.

П: строят речевое высказывание.

Р: осуществляют ито-говый контроль

Средства: вопросы учителя

Формы работы: фронтальная

  1. Рефлексия

Цель и образовательные задачи этапа: иницииро-вать и интенсифициро-вать рефлексию уч-ся по поводу своего психолого-эмоционального состоя-ния, мотивации своей деятельности и вза-имодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

  • -Был ли урок для вас трудным?
  • Всё ли вы поняли по этой теме?

Д/З с.58 учить правило, с.   упр.  

-Нет

 -Да

Л:  оценивание усваи-ваемого содержания, исходя из социальных и личностных цен-ностей;

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Средства: индивидуальные карточки

Формы работы: фронтальная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Па пу по пи пы Падеж

Слайд 2

1 вариант Б рат уехал от сестры . Собака побежала по тропинке . Мы в гостях с мамой пили чай с молоком. Определи падежи всех существительных 2 вариант На кухне пахнет дыней. Миша отдыхал у бабушки. Папа купил машину у дяди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема. Изменение имён прилагательных по падежам.

Урок рсского языка в 4 классе. ОС "Школа 2100..." +презентация к уроку....

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Винительный падеж

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Винительный падеж...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Дательный падеж

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Дательный падеж...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Предложный падеж». 3 класс

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Предложный падеж». 3 класс....