ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Дательный падеж
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА: Дательный падеж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_datelnyy_padezh.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И. студента: | |
Школа: | Ф.И.О. учителя: |
Класс:3в | Ф.И.О. методиста: |
Кабинет: |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА: Дательный падеж
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: знакомство с особенностями имён существительных в дательном падеже.
Планируемые результаты:
- предметные: устанавливать особенность имён существительных в дательном падеже;
- метапредметные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в учебном тексте; использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи;
- личностные: расширять познавательные интересы, учебные мотивы; умение сотрудничать на уроке.
Оборудование: доска, учебник стр. 46-47 (3кл, 2ч. Горецкий), презентация
ПЛАН УРОКА
Этап урока | Хронометраж |
| 1 |
| 5 |
| 17 |
| 1 |
| 7 |
| 4 |
| 2 |
| 2 |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока Цели и задачи этапа | Деятельнось учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель и образовательные задачи этапа: приветствие, проверка готовности, организация внимания, раскрытие общей цели урока. | - Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. Я уверена, что сегодня мы сделаем для себя много новых открытий и нам обязательно все удастся, если мы будем внимательными, активными и старательными. | Приветствуют учителя, садятся, проверяют готовность к уроку. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу. Л: самоопределение |
Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить мотивацию, принятие целей урока, актуализировать опорные знания. | -Откройте тетради запишите число и классная работа. - Посмотрите на доску. Вы видите буквосочетания: во ка со ро ба на - Давайте хором их прочтём. - Какой элемент повторяется в этих буквосочетаниях? - Верно. Овал должен быть вытянутый, но округлый. - Пропишите эти буквосочетания до конца строки, чередуя их. - Теперь подчеркните простым карандашом то слияние, которое, по вашему мнению, получилось лучше всего. - Хорошо, а какие слова мы можем составить из данных буквосочетаний? - Верно, слово: ворона, сорока, собака. - Как называются такие слова в русском языке? -Почему? -О чём мы говорили на прошлом уроке? -Давайте послушаем правило про Р.п. - А какие падежи вы еще знаете? По цепочке перечислите падежи с вопросами -Ещё раз скажите, какие предлоги используются в Р.п. -Ребята, посмотрите внимательно на доску, прочитайте эти слова и подумайте, что их объединяет? (Слова: по берегу, к маме, по бумаге, по горке, к товарищу) -Как вы узнали, что эти слова стоят в Д.п.? -Давайте зададим к каждому слову вопрос - Почему к некоторым словам задавали вопрос кому?, а к некоторым чему? -Перечислите предлоги, которые употребляются. в данных словах - Из всего, что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока. Тема урока: Дательный падеж -Сегодня мы с вами будем изучать Д.п. | (Читают) - Овал
(Пишут буквосочетания)
(Проводят самоанализ)
- Ворона сорока собака
- Словарные слова - Нельзя проверить -О Р.п. (Слушаем 2-3 человек) (Перечисляют падежи вопросы к ним) -у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после -Данные слова объединяет то, что они являются 1) именами существительными, 2) у них есть предлоги и 3) они находятся в дательном падеже, 4) находятся в ед. ч. -Эти слова отвечают на вопросы чему? Кому? -(По чему?) по берегу; (к кому?) к маме; (по чему?) по бумаге; по чему? по горке; (к кому?) к товарищу. - Вопрос кому? мы задаём к одушевлённым именам существительным, а вопрос чему? – задаём к неодушевлённым именам существительным. -к, по -Дательный падеж | П: анализ, сравнение, классификация, определение основной и второстепенной информации. |
Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить восприятие, осмысление существенных признаков понятия, содействовать усвоению способов действия. | -Откройте с.46. Прочитайте словосочетания в упражнение 82. -Итак, давайте определим падеж имён существительных в данных словосочетаниях. -Скажите, какие вопросы даны в словосочетаниях? -Какой падеж отвечает на эти вопросы? -Верно. А с какими предлогами употребляются имена существительные в Д.п.? -Запишите эти словосочетания, но только без вопросов. -Теперь подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных | (Читают) -Кому? Чему? -Д.п. -к, по (Записывают) (Подчёркивают предлоги к, по и выделяют окончания имён существительных с комментированием) | П: анализ, сравнение, классификация, определение основной и второстепенной информации. Р: принимают и сохраняют учебную задачу К: осознанное построение речевого высказывания. |
Цель и образовательные задачи этапа: осуществить отдых, | Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире – развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | Выполняют действия вместе с учителем. | |
Цель и образовательные задачи этапа: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию. | -Теперь посмотрите на упражнение 83. Прочитайте задание. - Что вам надо сделать? - Верно, прочесть и назвать басни. Но перед этим посмотрите, у вас под предложениями написана фамилия автора – Крылов Иван Андреевич. -Посмотрите на слайд, вот так он выглядит. - Как вы думаете почему его называют баснописцем? Произведения какого жанра он писал? - Кто знает, из какой басни первое предложение? (слайд с названием басни и иллюстрацией) - А второе предложение из какой басни? - Верно, третье предложение из какой басни? - И осталось последнее предложение, из какой оно басни? - Молодцы! А теперь найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже и поставьте к ним вопрос от выделенного слова. Сначала найдём в первом предложении имена существительные в дательном падеже -Во втором предложении
-В третьем предложении
- А кто нашел в последнем?
- Хорошо, молодцы. Теперь надо списать данные предложения, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте к ним проверочные слова, а затем запишем. - Объяснит первое предложение?
- Как узнать, что пишется суффикс ек: при изменение слова буква гласного выпадает: есть (что?) кусочек нет (чего?) кусочка - Выпадает буква гласного, значит пишем суффикс – ек. - Хорошо, а теперь найди в этом предложении имена существительные в дательном падеже и докажи. -Подпишите над словом вороне Д.п. и выделите окончания. - Объясни пропущенные орфограммы во втором предложении? - А теперь в этом предложении найди имена существительные в дательном падеже и докажи.
- Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания. - Верно, теперь объясните пропущенные орфограммы в третьем предложении.
- В этом предложении кто найдет имена существительные в дательном падеже?
- Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания. - И кто объяснит пропущенные орфограммы в последнем предложении?
- И в этом предложении давайте найдём имена существительные в дательном падеже. Кто нашёл?
- Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания. Вывод: - По каким признакам мы определяем дательный падеж имён существительных? - Верно. Прочитайте правило на с.47.
-Скажите, на какой вопрос отвечает Д.п.? -Какие предлоги используются в Д.п.? | (Читают) -Прочитать. Назвать басни.
- Его называют баснописцем потому, что он писал басни. - Ворона и лисица.
- Ворона и лисица - Слон и Моська - Стрекоза и Муравей
- Вороне – имя сущ. в дательном падеже. Вопрос можно задать от глагола «послал». Послал (кому?) вороне. - К дереву – имя сущ, в дательном падеже. Вопрос можно задать от глагола «подходит». Подходит (куда?) К дереву. - По улицам – имя сущ., в Д. п. Вопрос задаётся от слова водили. Водили (по чему?) по улице. - К Муравью – имя сущ,. Д. п. Вопрос задаём от глагола ползёт. Ползёт (к кому?) к муравью.
- «Вороне» в корне: непроверяемый безударный гласный звук. Словарное слово. - кусочек – в суффиксе. Непроверяемый безударный.
- Задаем вопрос от выделенного глагола «послал» к имени существительному: послал (кому?) вороне, значит имя существительное – вороне стоит в дательном падеже
- «(к) дереву» -в корне слова, проверить можно словом «дерево». Мы слышим букву «е». - Задаем вопрос от выделенного глагола «подходит» к имени существительному: подходит (к чему?) к дереву, значит имя существительное – (к) дереву стоит в дательном падеже. (Выполняют с комментарием)
- «(по) улицам» - орфограмма пропущена в корне слова. Пропущена буква «и». Улица - это словарное слово, надо запомнить. - В слове «водили» орфограмма пропущена в корне слова. Чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать слово, в котором ударение будет падать на гласную «о» - водит. - Задаем вопрос от выделенного глагола «водили» к имени существительному: водили (по чему?) по улицам, значит имя существительное – (по) улицам стоит в дательном падеже (Выполняют с комментарием)
- В слове «Муравью» - пропущен «ь» разделительный знак в корне слова. - в слове «ползёт» пропущена буква «о». Орфограмма пропущена в корне слова. Проверим словом – ползать. - Задаем вопрос от выделенного глагола «ползёт» к имени существительному: ползёт (к кому?) к Муравью, значит имя существительное – (к) Муравью стоит в дательном падеже
- Дательный падеж имён существительных мы определяли по вопросу, предлогу, окончанию. (Сначала читают самостоятельно. Затем читают с классом) -Кому? Чему? -По, к | К: осознанное построение речевого высказывания. Р: при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий. | -Давайте выполним упражнение 85. Прочитаем стихотворение. -У нас есть пропущенные слова. И чтобы вставить слова в стих у нас есть справочник ниже стихотворения. Давайте вставим в стихотворения пропущенные слова из этого справочника. -Спишите последнее предложение, вставляя пропущенные имена существительные. -Теперь давайте определим падеж этим имён существительных. | (Читают) Лисий след ведёт к норе, След собачий к конуре, Белкин след ведёт к дуплу, Мышкин- к дырочке в полу. (Записывают) Ведёт(к чему?) к норке, к конуре, к дуплу, к дырочке- Д.п. | Р: при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Контроль, коррекция, оценка. |
Цель и образовательные задачи этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | -О каком падеже мы сегодня разговаривали? - На какие вопросы отвечает Д.п. -Какие предлоги есть у Д.п. | -О Д.п. -Кому? Чему? -По, к | П: строят речевое высказывание. Р: осуществляют итоговый контроль |
Цель и образовательные задачи этапа: инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
Д/З с. 47 уч. Правило, с 47 упр.84 | -Нет -Да | Л: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; К: умение слушать и вступать в диалог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс
УМК "Школа России" Планируемые результаты УУД Предметные, метапредметные, личностные...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ВСЕ ПАДЕЖИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ВСЕ ПАДЕЖИ 3 класс...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Винительный падеж
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Винительный падеж...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Падежи имён существительных
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Падежи имён существительных...
Технологическая карта урока русского языка «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных в женском роде единственного числа» УМК "Школа России"4 класс
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формировать понятие о склонении прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах; умение правильно употреблять и п...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Предложный падеж». 3 класс
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Предложный падеж». 3 класс....