ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Дательный падеж
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: Дательный падеж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_datelnyy_padezh.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И. студента:

Школа:

Ф.И.О. учителя:

Класс:3в

Ф.И.О. методиста:

Кабинет:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: Дательный падеж

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: знакомство с особенностями имён существительных в дательном падеже.

Планируемые результаты:

  • предметные: устанавливать особенность имён существительных в дательном падеже;
  • метапредметные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в учебном тексте; использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи;
  • личностные: расширять познавательные интересы, учебные мотивы; умение сотрудничать на уроке.

Оборудование: доска, учебник стр. 46-47 (3кл, 2ч. Горецкий), презентация

ПЛАН УРОКА

Этап урока

Хронометраж

  1. Организация начала занятия

1

  1. Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний

5

  1. Первичное усвоение (открытие) новых знаний

17

  1. Физминутка

1

  1. Проверка понимания

7

  1. Закрепление знаний

4

  1. Подведение итогов занятия

2

  1. Рефлексия

2

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Цели и задачи этапа

Деятельнось учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организация начала занятия

Цель и образовательные задачи этапа: приветствие, проверка готовности, организация внимания, раскрытие общей цели урока.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Я уверена, что сегодня мы сделаем для себя много новых открытий и нам обязательно все удастся, если мы будем внимательными, активными и старательными.

Приветствуют учителя, садятся, проверяют готовность к уроку.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: самоопределение

  1. Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний

Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить мотивацию, принятие целей урока, актуализировать опорные знания.

-Откройте тетради запишите число и классная работа.

- Посмотрите на доску. Вы видите буквосочетания:

во ка со ро ба на

- Давайте хором их прочтём.

- Какой элемент повторяется в этих буквосочетаниях?

- Верно. Овал должен быть вытянутый, но округлый.

- Пропишите эти буквосочетания до конца строки, чередуя их.

- Теперь подчеркните простым карандашом то слияние, которое, по вашему мнению, получилось лучше всего.

- Хорошо, а какие слова мы можем составить из данных буквосочетаний?

- Верно, слово: ворона, сорока, собака.

- Как называются такие слова в русском языке?

-Почему?

-О чём мы говорили на прошлом уроке?

-Давайте послушаем правило про Р.п.

- А какие падежи вы еще знаете? По цепочке перечислите падежи с вопросами

-Ещё раз скажите, какие предлоги используются в Р.п.

-Ребята, посмотрите внимательно на доску, прочитайте эти слова и подумайте, что их объединяет?

(Слова: по берегу, к маме, по бумаге, по горке, к товарищу)

-Как вы узнали, что эти слова стоят в Д.п.?

-Давайте зададим к каждому слову вопрос

- Почему к некоторым словам задавали вопрос кому?, а к некоторым чему?

-Перечислите предлоги, которые употребляются. в данных словах

- Из всего, что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока.

Тема урока: Дательный падеж

-Сегодня мы с вами будем изучать Д.п.

(Читают)

- Овал

 

(Пишут буквосочетания)

 

(Проводят самоанализ)

 

 

- Ворона сорока собака

 

 

- Словарные слова

- Нельзя проверить

 -О Р.п.

(Слушаем 2-3 человек)

(Перечисляют падежи вопросы к ним)

-у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после

-Данные слова объединяет то, что они являются

1) именами существительными,

2) у них есть предлоги и

3) они находятся в дательном падеже,

4) находятся в ед. ч.

-Эти слова отвечают на вопросы чему? Кому?

-(По чему?) по берегу; (к кому?) к маме; (по чему?) по бумаге; по чему? по горке; (к кому?) к товарищу. 

- Вопрос кому? мы задаём к одушевлённым именам существительным, а вопрос чему? – задаём к неодушевлённым именам существительным.

-к, по

-Дательный падеж

П: анализ, сравнение, классификация, определение основной и второстепенной информации.

  1. Первичное усвоение (открытие) новых знаний)

Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить восприятие, осмысление существенных признаков понятия, содействовать усвоению способов действия.

-Откройте с.46. Прочитайте словосочетания в упражнение 82.

-Итак, давайте определим падеж имён существительных в данных словосочетаниях.

-Скажите, какие вопросы даны в словосочетаниях?

-Какой падеж отвечает на эти вопросы?

-Верно. А с какими предлогами употребляются имена существительные в Д.п.?

-Запишите эти словосочетания, но только без вопросов.

-Теперь подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных

(Читают)

-Кому? Чему?

-Д.п.

-к, по

(Записывают)

(Подчёркивают предлоги к, по и выделяют окончания имён существительных с комментированием)

П: анализ, сравнение, классификация, определение основной и второстепенной информации.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

К: осознанное построение речевого высказывания.

  1. Физминутка

Цель и образовательные задачи этапа: осуществить отдых,

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире – развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Выполняют действия вместе с учителем.

  1. Проверка понимания

Цель и образовательные задачи этапа: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию.

-Теперь посмотрите на упражнение 83. Прочитайте задание.

- Что вам надо сделать?

- Верно, прочесть и назвать басни. Но перед этим посмотрите, у вас под предложениями написана фамилия автора – Крылов Иван Андреевич. -Посмотрите на слайд, вот так он выглядит.

- Как вы думаете почему его называют баснописцем? Произведения какого жанра он писал?

- Кто знает, из какой басни первое предложение? (слайд с названием басни и иллюстрацией)

- А второе предложение из какой басни?

- Верно, третье предложение из какой басни?

- И осталось последнее предложение, из какой оно басни?

- Молодцы! А теперь найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже и поставьте к ним вопрос от выделенного слова. Сначала найдём в первом предложении имена существительные в дательном падеже

-Во втором предложении

 

 

-В третьем предложении 

 

- А кто нашел в последнем?

 

- Хорошо, молодцы. Теперь надо списать данные предложения, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте к ним проверочные слова, а затем запишем.

- Объяснит первое предложение?

 

 

 

- Как узнать, что пишется суффикс ек: при изменение слова буква гласного выпадает: есть (что?) кусочек

нет (чего?) кусочка

- Выпадает буква гласного, значит пишем суффикс – ек.

- Хорошо, а теперь найди в этом предложении имена существительные в дательном падеже и докажи.

 -Подпишите над словом вороне Д.п. и выделите окончания.

- Объясни пропущенные орфограммы во втором предложении?

- А теперь в этом предложении найди имена существительные в дательном падеже и докажи.

 

 

- Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания. 

- Верно, теперь объясните пропущенные орфограммы в третьем предложении.

 

 

 

 

 

- В этом предложении кто найдет имена существительные в дательном падеже?

 

 

- Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания.

- И кто объяснит пропущенные орфограммы в последнем предложении?

 

 

 

- И в этом предложении давайте найдём имена существительные в дательном падеже. Кто нашёл?

 

 

- Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания.

Вывод:

- По каким признакам мы определяем дательный падеж имён существительных?

- Верно. Прочитайте правило на с.47.

 

-Скажите, на какой вопрос отвечает Д.п.?

-Какие предлоги используются в Д.п.?

(Читают)

-Прочитать. Назвать басни.

 

 

 

 

- Его называют баснописцем потому, что он писал басни.

- Ворона и лисица.

 

 

- Ворона и лисица

- Слон и Моська

- Стрекоза и Муравей

 

 

 

- Вороне – имя сущ. в дательном падеже. Вопрос можно задать от глагола «послал». Послал (кому?) вороне.

- К дереву – имя сущ, в дательном падеже. Вопрос можно задать от глагола «подходит». Подходит (куда?) К дереву.

- По улицам – имя сущ., в Д. п. Вопрос задаётся от слова водили. Водили (по чему?) по улице.

- К Муравью – имя сущ,. Д. п. Вопрос задаём от глагола ползёт. Ползёт (к кому?) к муравью.

 

- «Вороне» в корне: непроверяемый безударный гласный звук. Словарное слово.

- кусочек – в суффиксе. Непроверяемый безударный.

 

 

 

 

 

- Задаем вопрос от выделенного глагола «послал» к имени существительному: послал (кому?)  вороне, значит имя существительное – вороне стоит в дательном падеже

 

 

- «(к) дереву» -в корне слова, проверить можно словом «дерево». Мы слышим букву «е».

- Задаем вопрос от выделенного глагола «подходит» к имени существительному: подходит (к чему?)  к дереву, значит имя существительное – (к) дереву стоит в дательном падеже.

 (Выполняют с комментарием)

 

- «(по) улицам» - орфограмма  пропущена в корне слова. Пропущена буква «и». Улица - это словарное слово, надо запомнить.

-  В слове «водили» орфограмма пропущена в корне слова. Чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать слово, в котором ударение будет падать на гласную «о» - водит.

- Задаем вопрос от выделенного глагола «водили» к имени существительному: водили (по чему?)  по улицам, значит имя существительное – (по) улицам стоит в дательном падеже

 (Выполняют с комментарием)

 

- В слове «Муравью» - пропущен «ь» разделительный знак в корне слова.

- в слове «ползёт» пропущена буква «о». Орфограмма пропущена в  корне слова. Проверим словом – ползать.

- Задаем вопрос от выделенного глагола «ползёт» к имени существительному: ползёт (к кому?)  к Муравью, значит имя существительное – (к) Муравью стоит в дательном падеже

 

 

 

- Дательный падеж имён существительных мы определяли по вопросу, предлогу, окончанию.

(Сначала читают самостоятельно. Затем читают с классом)

-Кому? Чему?

-По, к

К: осознанное построение речевого высказывания.

Р: при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

  1. Закрепление знаний и способов действий: пробное, в знакомой ситуации и в изменённой ситуации

Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий.

-Давайте выполним упражнение 85. Прочитаем стихотворение.

-У нас есть пропущенные слова. И чтобы вставить слова в стих у нас есть справочник ниже стихотворения. Давайте вставим в стихотворения пропущенные слова из этого справочника.

-Спишите последнее предложение, вставляя пропущенные имена существительные.

-Теперь давайте определим падеж этим имён существительных.

(Читают)

Лисий след ведёт к норе,

След собачий к конуре,

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин- к дырочке в полу.

(Записывают)

Ведёт(к чему?) к норке, к конуре, к дуплу, к дырочке- Д.п.

Р: при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Контроль, коррекция, оценка.

  1. Подведение итогов занятия

Цель и образовательные задачи этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

-О каком падеже мы сегодня разговаривали?

- На какие вопросы отвечает Д.п.

-Какие предлоги есть у Д.п.

-О Д.п.

-Кому? Чему?

-По, к

П: строят речевое высказывание.

Р: осуществляют итоговый контроль

  1. Рефлексия

Цель и образовательные задачи этапа: инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  • -Был ли урок для вас трудным?
  • Всё ли вы поняли по этой теме?

Д/З с. 47 уч. Правило, с 47 упр.84

-Нет

 -Да

Л: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

К: умение слушать и вступать в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ВСЕ ПАДЕЖИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ВСЕ ПАДЕЖИ 3 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Винительный падеж

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Винительный падеж...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Падежи имён существительных

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Падежи имён существительных...

Технологическая карта урока русского языка «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных в женском роде единственного числа» УМК "Школа России"4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формировать понятие о склонении прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах; умение правильно употреблять и п...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Предложный падеж». 3 класс

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Предложный падеж». 3 класс....