Тема: «Мягкий знак на конце слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель: отработка умения обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком
Задачи: 1. образовательные
- способствовать формированию умения обозначать на письме мягкость согласного звука мягким знаком, объяснять орфограмму
- способствовать формированию умения проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова (по произношению, написанию, смыслу)
2. коррекционно – развивающие
-содействовать развитию фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия путём выполнения специальных упражнений
3.воспитательные
- прививать интерес к предмету и процессу обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_myagkiy_znak_na_kontse_slova.docx | 45.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мягкий знак на конце слова»
Цель: отработка умения обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком
Задачи: 1. образовательные
- способствовать формированию умения обозначать на письме мягкость согласного звука мягким знаком, объяснять орфограмму
- способствовать формированию умения проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова (по произношению, написанию, смыслу)
2. коррекционно – развивающие
-содействовать развитию фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия путём выполнения специальных упражнений
3.воспитательные
- прививать интерес к предмету и процессу обучения
Оборудование: компьютер, проектор, карточки учащимся 3 группы, карточка со словарным словом, схема звукобуквенного анализа.
Ход урока:
I. Оргмомент.
- Сядет тот, кто повторит произнесённый мною звук и определит твёрдый он или мягкий: ЛЬ, М, РЬ, К, НЬ, Г,ТЬ, С
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Они посмотрят, как вы работаете на уроке, что знаете, чему научились.
II. Минутка чистописания.
-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила посадки при письме. (Спина прямая, касается спинки стула, ноги вместе, касаются пола, расстояние между учеником и партой – кулачок)
-Сели все правильно, в течение урока следим за посадкой.
-Открываем тетради, хором говорим:
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
- Запишем дату:
4 декабря. Классная работа. СЛАЙД №1
-Посмотрите на доску.
-Что вы здесь видите? (буквы). СЛАЙД №2
- Какую букву вы бы убрали из этой строчки? (Ь) СЛАЙД №2
- А почему? (Ь знак не обозначает звука) с анимацией
-Значит, какая буква лишняя? (Ь)
-Вот сейчас мы напишем Ь. СЛАЙД №3
-Смотрим, как её писать.
- Пишем в тетрадях Ь знак до конца строки. (Аделина пишет до середины строки)
III. Актуализация ранее усвоенных знаний.
- Мы не зря вспомнили написание Ь, он ещё не раз нам будет встречаться на уроке.
- А что же обозначает Ь знак? ( Ь знак обозначает мягкость согласного)
- С какими согласными дружит Ь знак? (с мягкими согласными)
IV.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться определять твёрдый и мягкий согласный и обозначать мягкость согласного на письме Ь знаком.
V.Словарная работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. А какое это слово вы догадаетесь сами, если найдёте его среди цифр и прочитаете.
СЛАЙД № 4
- Что получилось? (мебель) СЛАЙД № 4
с анимацией
СЛАЙД № 5
- Прочитаем хором (мебель)
-Что мы относим к мебели? (шкаф, стул, кровать и т.д.)
-Произнесём это слово по слогам (ме-бель)
-Вам нужно запомнить, что после буквы Б пишется гласная Е?
- А почему после Л написан Ь знак? (потому что звук ЛЬ мягкий)
-Пишем в тетрадь: мебель.
- Сделаем звукобуквенный анализ этого слова по схеме. СЛАЙД № 6
-Ставим ударение. с анимацией
-Отмечаем гласные.
-Отмечаем согласные.
-Делим слово на слоги: ме-бель
- Сколько в слове слогов? (два)
- Пишем рядом: ме-бель
- Определим, сколько букв в слове. Что мы делаем с буквами? (видим и пишем)
- Сколько букв вы видите?(6 букв)
- Пишем: 6 б.,
- Определим количество звуков. Что мы делаем со звуками? (слышим и произносим)
- Произнёсём звуки. Сколько звуков мы сказали? (5 звуков)
- Пишем: 5 зв..
- Почему букв больше, а звуков меньше? ( Ь знак – это не звук, мы его не произносим)
-С каким словарным словом мы познакомились? (мебель)
-Почему это слово называется словарным? (его нельзя проверить, правописание этого слова нужно запомнить)
VI. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с больших,
на обеих руках.
Много мебели в квартире. Сжимают а разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики,
А в буфет поставим чашку. начиная с больших, на обеих руках
На кровати полежим,
За столом мы посидим.
Стол У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. |
Стул Ножки, спинка и сиденье - Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). |
VII. Закрепление правописания словарного слова. Работа над предложением.
-Посмотрите внимательно на доску.
- Это предложение прочитает…(Рубин ) СЛАЙД № 7
-Прочитаем предложение хором.
- Какие слова выделены? (шкаф, диван, стол)
- Как эти слова можно заменить одним словом? (мебель)
- Вам нужно будет записать предложение, заменив выделенные слова, словом мебель.
- Какое предложение получится? (На машину погрузили … мебель.)
-Прежде чем записать предложение в тетрадь, скажите какое правило написания предложения нужно помнить? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).
-Пишем предложение в тетрадь, вставляя последнее недостающее слово. (Помогаю слабым учащимся).
- Проверяем написанное. СЛАЙД № 8
VIII.Физминутка.
БУКВОЙ Л РАССТАВИМ НОГИ,
СЛОВНО В ПЛЯСКЕ РУКИ В БОКИ,
МЫ ПОТОПАЕМ НОГАМИ,
МЫ ПОХЛОПАЕМ РУКАМИ,
ПОКИВАЕМ ГОЛОВОЙ
И ТИХОНЬКО СКАЖЕМ: «ОЙ!»
А ТЕПЕРЬ МЫ ДРУЖНО СЯДЕМ
И В УЧЕБНИК ВСЕ ЗАГЛЯНЕМ.
IХ.Работа с учебником.
-Откроем учебники стр.96 упр. 23
-Читает…(хорошо читающий ученик).
- Читаем хором.
-Как вы поняли задание, что нужно сделать?
-1.Прочитать загадки. К каждой загадке подобрать отгадку.
- 2.Записать отгадки.
-3.Подчеркнуть мягкие согласные.
Учащимся III группы даётся задание по карточкам: списать слова, подчеркнуть мягкие согласные с Ь знаком двумя чертами.
1 загадка: Никого не обижает, а все её толкают. (Дверь)
- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слов с Ь знаком. ( После Р пишу Ь, потому что звук РЬ мягкий)
-Подчеркнём согласную вместе с ь знаком двумя чертами.
2 загадка: Ей бродить ничуть не лень, рядом с вами целый день. (Тень)
- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слов с Ь знаком. ( После Т пишу Ь, потому что звук ТЬ мягкий)
-Подчеркнём согласную вместе с ь знаком двумя чертами.
3 загадка: В воде купался, сухим остался. (Гусь)
- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слов с Ь знаком. ( После С пишу Ь, потому что звук СЬ мягкий)
-Подчеркнём согласную вместе с ь знаком двумя чертами.
- А следующие 2 загадки я загадаю вам сама, не из учебника
4 загадка: Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)
- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слова. ( Звук Л твёрдый, поэтому Ь знак не пишем)
5 загадка: Не зверь, не птица, а нос как спица. Летит- пищит, сядет - молчит. Случай не упустит: сядет и укусит. (Комар)
- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слова. ( Звук Р твёрдый, поэтому Ь знак не пишем)
Х. Работа с тренажёром.
1.Выбери Т или ТЬ и вставь их в слова. СЛАЙД № 9
2. Выбери Р или РЬ и вставь их в слова. СЛАЙД № 10
Х.Домашнее задание. (стр.89 упр. 6)
-Прочитать вопросы и записать ответы. Аделина отвечает только на 3 вопроса.
ХI.Итог. Оценки.
-Что мы учились делать на уроке? (писать твёрдые и мягкие согласные на конце слова).
- Какой буквой обозначаем мягкость согласного на конце слова? (ь знаком)
-Что было трудно?
-«5» ставлю …Они сегодня очень хорошо работали.
-«4»… Вам нужно немного подтянуться.
-А кто работал по карточкам, я оценю вас после проверки ваших работ.
Резервное задание. Игра “Хлопни в ладоши”.
- Хлопнуть в ладоши, если в слове на конце слышен согласный мягкий.
ПЕНАЛ, СУХАРЬ, УГОЛЬ, КОВЁР, МЕЛ, ПЕНЬ, ЛЕНЬ, ГОЛОС, ДЕНЬ, ТЕНЬ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.
Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...
Конспект урока по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"
Конспект урока по русскому языку для 4 класса по программе "школа 21век"...
Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных"
Предлагаю разработку урока письма и развития речи (с презентацией) в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 3 класса по теме «Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости соглас...
Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
Планируемые результаты: Личностные УУД:- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;- формировать навыки контроля и самоконтроля. Метапредметные УУД:Коммуникативные:- развива...
Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)
Цели:Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.Назо...
Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.
Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. ...
Урок русского языка по теме мягкий знак в конце слова 2 класс
Цель урока: обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова....