Тема: «Мягкий знак на конце слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Талдыкина Татьяна Андреевна

Цель:   отработка умения обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком

 

      Задачи: 1. образовательные

                   - способствовать формированию умения обозначать на письме мягкость согласного звука мягким знаком, объяснять орфограмму

                   - способствовать формированию умения проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова (по произношению, написанию, смыслу)

 

                     2. коррекционно – развивающие

                     -содействовать развитию фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия путём выполнения специальных упражнений

 

                    3.воспитательные

                   - прививать интерес к предмету и процессу обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_myagkiy_znak_na_kontse_slova.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема:   «Мягкий знак на конце слова»

      Цель:   отработка умения обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком

      Задачи: 1. образовательные

                   - способствовать формированию умения обозначать на письме мягкость согласного звука мягким знаком, объяснять орфограмму

                   - способствовать формированию умения проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова (по произношению, написанию, смыслу)

                     2. коррекционно – развивающие

                     -содействовать развитию фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия путём выполнения специальных упражнений

                    3.воспитательные

                   - прививать интерес к предмету и процессу обучения

     Оборудование: компьютер, проектор, карточки учащимся 3 группы, карточка со словарным словом, схема звукобуквенного анализа.

      Ход урока:

     I. Оргмомент.

- Сядет тот, кто повторит произнесённый мною звук и определит твёрдый он или мягкий: ЛЬ, М, РЬ, К, НЬ, Г,ТЬ, С

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Они посмотрят, как вы работаете на уроке, что знаете, чему научились.

     II. Минутка чистописания.

-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила посадки при письме. (Спина прямая, касается спинки стула, ноги вместе, касаются пола, расстояние между учеником и  партой – кулачок)

-Сели все правильно, в течение урока следим за посадкой.

-Открываем тетради, хором говорим:

         Я тетрадочку открою,

         Уголочком положу,

         Я, друзья, от вас не скрою,    

         Ручку я вот так держу.

- Запишем дату:

 4 декабря. Классная работа.                                                        СЛАЙД №1

-Посмотрите на доску.                                                                        

-Что вы здесь видите? (буквы).                                                        СЛАЙД №2

 

- Какую букву вы бы убрали из этой строчки? (Ь)                          СЛАЙД №2  

- А почему? (Ь знак не обозначает звука)                                        с анимацией

-Значит, какая буква лишняя? (Ь)                                                       

-Вот сейчас мы напишем Ь.                                                              СЛАЙД №3

-Смотрим, как её писать.                                                                      

- Пишем в тетрадях Ь знак  до конца строки. (Аделина пишет до середины строки)

   III. Актуализация ранее усвоенных знаний. 

- Мы не зря вспомнили написание Ь, он ещё не раз нам будет встречаться на уроке.

 - А что  же обозначает Ь знак? ( Ь знак обозначает мягкость согласного)

- С какими согласными дружит Ь знак? (с мягкими согласными)   

   IV.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться определять твёрдый и мягкий согласный и обозначать мягкость согласного на письме Ь знаком.

V.Словарная работа.

 - Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. А какое это слово вы догадаетесь сами, если найдёте его среди цифр и прочитаете.

                                                                                                        СЛАЙД № 4

- Что получилось? (мебель)                                                               СЛАЙД № 4

                                                                                                             с анимацией

                                                                                                             СЛАЙД № 5

- Прочитаем хором (мебель)

-Что мы относим к мебели? (шкаф, стул, кровать и т.д.)

 

-Произнесём это слово по слогам (ме-бель)

-Вам нужно запомнить, что после буквы Б пишется гласная  Е?

- А почему после Л написан Ь знак? (потому что звук ЛЬ мягкий)

-Пишем в тетрадь: мебель.

- Сделаем звукобуквенный анализ этого слова по схеме.                 СЛАЙД № 6

-Ставим ударение.                                                                                с анимацией

-Отмечаем гласные.

-Отмечаем согласные.

-Делим слово на слоги: ме-бель

- Сколько в слове слогов? (два)

- Пишем рядом: ме-бель

- Определим, сколько букв  в слове. Что мы делаем с буквами? (видим и пишем)

- Сколько букв вы видите?(6 букв)

- Пишем: 6 б.,

- Определим количество звуков. Что мы делаем со звуками? (слышим и произносим)

- Произнёсём звуки. Сколько звуков мы сказали? (5 звуков)

- Пишем: 5 зв..

- Почему букв больше, а звуков меньше? ( Ь знак – это не звук, мы его не произносим)

-С каким словарным словом мы познакомились? (мебель)

-Почему это слово называется словарным? (его нельзя проверить, правописание этого слова нужно запомнить)

VI. Пальчиковая  гимнастика

Раз, два, три, четыре,                      Загибают  пальчики, начиная с больших,

                                                          на обеих руках.
Много мебели в квартире.             Сжимают а разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,      Загибают пальчики,

А в буфет поставим чашку.            начиная с больших, на обеих руках

На кровати полежим,

За столом мы посидим.

 

Пальчиковая гимнастика Стол

Стол

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет р

Пальчиковая гимнастика Стул

Стул

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

 

VII. Закрепление правописания словарного слова. Работа над предложением.

-Посмотрите внимательно на доску.

- Это предложение прочитает…(Рубин )                                                 СЛАЙД № 7

-Прочитаем предложение хором.

- Какие слова выделены? (шкаф, диван, стол)

- Как эти слова можно заменить одним словом? (мебель)

- Вам нужно будет записать предложение, заменив  выделенные слова, словом мебель.

- Какое предложение получится? (На машину погрузили … мебель.)

-Прежде чем записать предложение в тетрадь, скажите какое правило написания     предложения нужно помнить? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

-Пишем предложение в тетрадь, вставляя последнее недостающее слово. (Помогаю слабым учащимся).

- Проверяем написанное.                                                                            СЛАЙД № 8

VIII.Физминутка.

 БУКВОЙ Л РАССТАВИМ НОГИ,

    СЛОВНО В ПЛЯСКЕ РУКИ В БОКИ,

                                         МЫ ПОТОПАЕМ НОГАМИ,

                                        МЫ ПОХЛОПАЕМ РУКАМИ,

                                       ПОКИВАЕМ ГОЛОВОЙ

                                       И ТИХОНЬКО СКАЖЕМ: «ОЙ!»

                                       А ТЕПЕРЬ МЫ ДРУЖНО СЯДЕМ

                                      И В УЧЕБНИК  ВСЕ ЗАГЛЯНЕМ.

IХ.Работа с учебником.

-Откроем учебники стр.96 упр. 23

-Читает…(хорошо читающий ученик).

- Читаем хором.

-Как вы поняли задание, что нужно сделать?

     -1.Прочитать загадки.  К каждой загадке подобрать отгадку.

    - 2.Записать отгадки.

     -3.Подчеркнуть мягкие согласные.

Учащимся III группы даётся задание по карточкам: списать слова, подчеркнуть мягкие согласные с Ь знаком двумя чертами.

1 загадка: Никого не обижает, а все её толкают. (Дверь)

- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слов с Ь знаком. ( После Р пишу Ь, потому что звук РЬ мягкий)

-Подчеркнём согласную вместе с ь знаком двумя чертами.

2 загадка: Ей бродить ничуть не лень, рядом с вами целый день. (Тень)

- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слов с Ь знаком. ( После Т пишу Ь, потому что звук ТЬ мягкий)

-Подчеркнём согласную вместе с ь знаком двумя чертами.

3 загадка: В воде купался, сухим остался. (Гусь)

- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слов с Ь знаком. ( После С пишу Ь, потому что звук СЬ мягкий)

-Подчеркнём согласную вместе с ь знаком двумя чертами.

- А следующие 2 загадки я загадаю вам сама, не из учебника

4 загадка: Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слова. (  Звук Л твёрдый, поэтому Ь знак не пишем)

5 загадка: Не зверь, не птица, а нос как спица. Летит- пищит, сядет - молчит. Случай не упустит: сядет и укусит. (Комар)

- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слова. (  Звук Р твёрдый, поэтому Ь знак не пишем)

Х.  Работа с тренажёром.

1.Выбери  Т   или  ТЬ и вставь их в слова. СЛАЙД № 9

2. Выбери  Р  или  РЬ и вставь их в слова. СЛАЙД № 10

Х.Домашнее задание. (стр.89 упр. 6)

-Прочитать вопросы и записать ответы. Аделина отвечает только на 3 вопроса.

ХI.Итог. Оценки.

-Что мы учились делать на уроке? (писать твёрдые и мягкие согласные на конце слова).

- Какой буквой обозначаем мягкость согласного на конце слова? (ь знаком)

-Что было трудно?

-«5» ставлю …Они сегодня очень хорошо работали.

-«4»… Вам нужно немного подтянуться.

-А кто работал по карточкам, я оценю вас после проверки ваших работ.

             

    Резервное задание.      Игра “Хлопни в ладоши”.

- Хлопнуть в ладоши, если в слове на конце слышен согласный мягкий.

ПЕНАЛ, СУХАРЬ, УГОЛЬ, КОВЁР, МЕЛ, ПЕНЬ, ЛЕНЬ, ГОЛОС, ДЕНЬ, ТЕНЬ.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Конспект урока по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Конспект урока по русскому языку  для 4 класса по программе "школа 21век"...

Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных"

Предлагаю разработку урока письма и развития речи (с презентацией) в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 3 класса по теме «Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости соглас...

Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

Планируемые результаты: Личностные УУД:- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;- формировать навыки контроля и самоконтроля. Метапредметные УУД:Коммуникативные:- развива...

Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)

Цели:Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.Назо...

Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. ...

Урок русского языка по теме мягкий знак в конце слова 2 класс

Цель урока: обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова....