Урок русского языка по теме мягкий знак в конце слова 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цель урока: обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yazyk_-_myagkiy_znak_v_kontse_slova_2_klass.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования РФ
Конспект урока
по русскому языку
(2 класс)
Учитель начальных классов
Бутылина Нина Александровна
Школа №5
Курчатов
2005
Тема: «Мягкий знак в конце слова.»
Цель. Обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова.
Развивать беглость мышления, гибкость ума, любознательность, аналитико-синтетические способности, связную аргументированную речь.
Создать на уроке атмосферу взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения.
Наша научная экспедиция по стране знаков продолжается (показ карты знаков).
Найдите лишнюю букву в данном ряду.
- Мягкий знак.
- Почему?
П Сообщение задачи урока.
Узнать, что обозначает ь знак - главная задача нашей сегодняшней научной экспедиции. Нам предстоит выполнить много заданий на станции мягкий знак, чтобы собрать новые сведения об этой удивительной букве, узнать, научиться красиво и правильно писать новые слова с ней.
Мы узнаем также какое общее свойство есть у букв данного ряда.
III. А пока на станции мягкий знак
- Минутка чистописания.
- Определите порядок написания элементов шрифта и букв в данной цепочке
- Напишите цепочку в указанном порядке до конца строки.
1У. Изучение нового материала.
- Что обозначает слово шест?
- Что обозначает слово шесть?
- Назовите и сосчитайте звуки и буквы в слове шест (4/4).
- Назовите и сосчитайте звуки и буквы в слове шесть (4/5).
- Что вы можете сказать о числе звуков и букв в этих словах?
- Почему в словах шесть букв больше, чем в слове шест? (Дети высказывают свою точку зрения.)
- Охарактеризуйте последний звук в слове шест.
- Как на письме обозначен твердый согласный [т] - буквой т.
- Охарактеризуйте последний звук в слове шесть.
- Мягкий согласный [т'].
- Как обозначен мягкий согласный [т'] на конце слова? (буквой ь)
- Почему же букв в слове шесть больше, чем в слове шест?
- А теперь прочитаем, что сообщается о ь в учебнике.
- Откройте стр. 54.
- Прочитаем научные сведения о букве ь.
- А теперь прочитаем только ту часть, в которой объясняется, что показывает ь.
- Прочитайте, когда пишется ь.
V Первичное закрепление.
- Я думаю, теперь вы готовы выполнить новые задания:
Луг брат сеть
3/3 4/4 ?
- Вместо вопросительного знака нужно поставить подходящие цифры. Ответ доказать.
- Почему букв больше, чем звуков? (Потому что мягкий звук [т'] на письме обозначается двумя буквами -тэ и «ь»),
VI Закрепление нового материала.
1) Игра «Называй-вызывай».
- А теперь пришло время нашей любимой игры «Называй-вызывай».
- Я надеюсь, вы сумеете назвать много новых слов, в которых один звук обозначается двумя буквами. Самые интересные из них мы запишем.
Пять, Тверь, Моль (повторение орфографических правил)
2) - Молодцы! Моя радость не знает границ. И я с удовольствием предлагаю вам новое задание, которое вы найдете на стр.55 в упр.114.
- Прочитайте, что предстоит сделать увлеченным следопытам.
- Это задание вы выполните самостоятельно (По степени трудности)
Команды А - 1,3
Б - 2,4
В - 5,6.
Проверка:
- Назовите слова, в которых вы написали ь знак. (Выставляю карточки).
Лось, декабрь, искать, сталь, январь, февраль.
Почему в этих словах вы употребили ь знак?
Назовите по порядку все согласные, мягкость которых на письме обозначена ь.
- А где находится в этих словах ь?
- А как вы думаете, есть ли в русском языке слова, в которых ь стоит в середине? (ответы детей).
- Таких слов в русском языке очень много. С некоторыми из них мы познакомимся завтра.
- И еще один весьма интересный вопрос возник у меня, когда я готовилась к экспедиции.
- Есть ли в русском языке слова, в которых ь стоит в середине слова и в конце одновременно? Этот вопрос я хочу задать и вам.(ответы детей).
- Пока я нашла только два слова
- А теперь вернемся к словам, записанным на карточках.
(из упр.114).
-Назовите лишнее слово. Почему?
- - Я довольна вашими ответами. Я люблю наблюдать, как ваши лица озаряет радость маленьких открытий. Я радуюсь и стараюсь придумать для вас новые интересные задания.
- А теперь предлагаю рассказать что вы любите делать. Для этого вам необходимо дополнить одно из этих предложений по выбору нужными словами и записать его в тетрадь.
Проверка.
(Прослушивание предложений к каждой схеме).
В каких словах вам пришлось написать ь ?
- - Позвольте мне сказать предложение вот к этой схеме.
Я люблю загадывать загадки.
В каком слове необходим ь?
А теперь в награду вам интересные загадки.
а) Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает.
б) Белый камень в воде тает.
(Отгадки детей).
А сейчас я еще раз прочитаю эти загадки, а вы постарайтесь запомнить все слова, в которых надо писать ь. Эти слова мы пригласим на парад. (Читаю все загадки. Дети называют слова, выходят к доске, я выдаю таблички.)
Читает один ученик эти слова по слогам так, как они написаны, затем читаем вместе.
5 ). Физкультминутка.
Встаньте, пожалуйста! Сейчас зазвучит музыка, мы будем не только маршировать, как на параде, но и постараемся запомнить, как пишутся эти слова.
Звучит музыка. (Марш. Песня о Москве. Сл. и музыка О.Газманова).
Дети маршируют и одновременно фотографируют глазками данные слова.
6).Письмо по памяти. (Класс).
Дети, маршировавшие у доски, выполняют задание на доске
по карточкам с самопроверкой.
рыс_ топол_
- Где нужно, вместо точек поставь ь, подчеркни лишнее слово.
Проверка письма по памяти.
7). - А теперь я отправляю вас навстречу с трудностями. Связь со мной будете держать по сигнальному видеотелефону. (Дети готовят индивидуальные видеотелефоны. На доске видеотелефон учителя).
На экране записаны нижние слова с ь, а верхние без ь.
а). Чтение по очереди.
б). Чтение коллективно вразброс по указке учителя.
Приготовьтесь записать эти слова в тетрадь в порядке указанных мною значений. Где необходимо пишите ь.
1. хрусталь
2. ливень
З. зритель
1. хрусталь - стекло высокого сорта с красивым блеском, звоном.
2. Ливень - сильный дождь.
З. Зритель - тот, кто смотрит представление, фильм, спортивные состязания.
4.Метель- сильный ветер со снегом.
5.Лекарь-тот, кто лечит.
Проверка.
- Скажите кратко в каких словах написали ь знак? Почему?
- Проверьте порядок слов. Я буду открывать слова, а вы просигнализируете желтым экраном, если у вас также и красным - если по-другому. Итак...
8). - И еще одно интересное задание. Смотрите на экран, слушайте и выполняйте. Из указанных мною слов выписать заданный мною звук.
- Из 4 слова выписать 1 звук.
- Из 5 слова - 2 звук.
- Из 1 слова - последний.
(Дети произносят записанные звуки. Если правильно, хлопают в ладоши, затем записывают на доске.).
Назовите слово, которое получилось.
- Что обозначает это слово?
- А теперь запишите это слово буквами.
- Как обозначили мягкость согласного [м]? (Буквой е).
- Как обозначили мягкость согласного [л]? (Буквой ь).
- Какими еще буквами наряду с ь, е обозначают мягкость согласных, если стоят после них? (Ответы детей).
- Подумайте, в какое из этих 2 предложений можно дописать слово мель?
Прочитайте, что получилось. Назовите главные члены предложения.
Как изменить это слово, чтобы его можно было написать во 2 предложение?
9). Работа у доски.
Я приглашаю к доске ....
Мы начинаем игру «Много-один.»
Я буду показывать вам рисунки, на которых изображено много предметов, а вы будете записывать слово, которое обозначает один предмет:
в 1 столбик-слова с ь, во 2 столбик- слова без ь.
- Что вы можете сказать о работе ...? (Ответы детей).
УП. Итог.
- Спасибо всем, кто принял активное участие в нашей экспедиции. Мы собрали солидный научный багаж.
- О чем же вы дома расскажете родителям, возвратясь из научной экспедиции? (Ответы детей. Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме.).
УШ. Домашнее задание - «Исполнение желаний.»
- Придумать односложные слова с ь на конце. (А)
- Двусложные слова с ь на конце (Б).
- Трехсложные слова с ь на конце. (В)
- Кто желает, может выполнить все три задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.
Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных"
Цель и задачи:1. познакомить с ролью мягкого знака как показателя грамматической формы; формировать навык правописания Ь после шипящих у имен существительных женского рода; закрепить навыки правописан...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...