проект
проект по русскому языку (3 класс)

Научно-исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_npk_frazeologizmy.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Джидинский район

МБОУ «Булыкская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция «Первые шаги»

                                   

                                     Номинация:     Русский язык

Тема  работы: «Фразеологизмы в нашей речи»

                                                                                                 Выполнила: Попова Алина

                                                                                                 ученица 3 «б» класса

                                                                                    МБОУ «Булыкская СОШ»

                                                                                Научный руководитель:

                                                                                                 Тугаринова Татьяна Анатольевна

                                                                      Тел. 89516323330

2019 г.

I . Введение

      На уроках русского языка учитель познакомил нас с фразеологическими оборотами. Я поняла, что фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её яркой, образной, красочной.

      Работа с фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Фразеологизмы в русском  языке в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы  даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения - насколько они привычны и удобны. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык и более сознательно им пользоваться.

Можно произнести целую тираду, что-нибудь вроде «За тридевять земель», «У разбитого корыта», «Легка на помине», «Утащить из-под носа», «Работать спустя рукава», «Сгорать от стыда», «Перед носом», «Бить баклуши», «Считать ворон», «Носа не показывать, «Водить за нос». Такие  обороты речи  я стала находить  в рассказах, стихах, баснях. Особый интерес у меня вызвали выражения со словом «нос».

Я поставила себе цель: подробнее познакомиться с понятием «фразеологизмы»; найти как можно больше фразеологизмов со словом «нос» (так как на мой взгляд они интересные и смешные) и раскрыть их значение.

Задача моего исследования – познакомиться с правилами пользования выражений о «носе»; создать картинный словарь фразеологизмов со словом «нос».

Методы  работы:

  1. Анализ литературы
  2. Изучение фразеологизмов о «носе»
  3. Анкетирование одноклассников и других учащихся

Объект исследования:

Фразеологические обороты.

Я обратилась в школьную библиотеку, где библиотекарь предложила мне различные книги и словари фразеологизмов. Из них я почерпнула много нового и интересного по интересующей меня теме.

II Основная часть

  1. Знакомство с понятием «Фразеологизмы»

Фразеологизмы (от греч. слова Фразис – «выражение») это устойчивые сочетания слов. Использование фразеологизмов обогащает речь человека, так как позволяет ярко и образно выразить свои мысли.

Например говорят:  Он ещё маленький… или «Нос не дорос» (О человеке, который слишком молод для какого-либо дела).

Фразеологизмы часто звучат в нашей речи и все они могут быть понятны. А чтобы понять смысл некоторых, нужно обращаться к словарю фразеологизмов, в котором разъясняется их значение.

  1. Раскрытие значений фразеологизмов со словом «нос»

У каждого из нас есть начальная часть дыхательных путей, именуемая словом «нос». Это очень важная часть, важный орган. Недаром мы так часто вспоминаем о ней. Даже во фразеологическом словаре можно найти более 30 выражений  со словом «нос». Сейчас я раскрою   значения некоторых, наиболее  понравившихся мне фразеологизмов, со словом «нос». Для более интересного восприятия и запоминания я подготовила картинный словарик выражений.

  1. Анкетирование

По ходу своего исследования я решила провести опрос среди одноклассников. Хорошо ли они понимают, что такое фразеологизмы?

Уверенно и четко ответили на вопрос 9 человек.

Затруднились с ответом – 4 человека

Употребляют ли они их в речи? Ответили на вопрос «да»  - 9 человек

Какие знают фразеологизмы со словом «нос»?

Привели примеры – 5 человек.

После анкетирования мы с учителем запланировали провести внеклассное мероприятие по этой теме.

А еще попросили объяснить значение следующих фразеологизмов со словом «нос» учеников 3 и 4 классов. Всего опрошено 20 учащихся.

Фразеологизмы

Слышал

Употребляю в речи

Могу объяснить смысл

Зарубить себе на носу

18 учеников

12 учеников

15 учеников

Клевать носом

15 учеников

9 учеников

11 учеников

Остаться с носом

10 учеников

6 учеников

13 учеников

Повесить нос

17 ученик

5 учеников

8 учеников

Водить за нос

19 учеников

11 учеников

19 учеников

Совать свой нос

16 учеников

13 учеников

  1. учеников

  1. Правила пользования выражениями «о носе»

- Если Вы повесили нос, т.е. очень огорчились, то хоть кровь из носу выполняйте первое правило: Выше нос!

- Если кто-то сует нос в ваши дела и пытается водить Вас за нос и даже оставить Вас с носом, т.е. обмануть, то встретившись с ним нос к носу, скажите ему, что мне это просто по ноздре, и он поймёт, что Вам это не нравиться и сразу перестанет крутить носом и задирать нос;

- Только тот, кто не видит дальше своего носа, может держать нос по ветру, т.е. изменять своим принципам, пользы ему от этого будет с гулькин нос, а все порядочные люди будут воротить нос от такого человека. Ваш нос – это ваша гордость.

- Не стоит клевать носом, лежать уткнувши нос в подушку и не казать носа на улицу;

- А если скажут, что у Вас нос не дорос, то постарайтесь доказать - Вы можете утереть нос любому! Но только так, чтобы комар носа не подточил!

III Заключение

   В результате своей работы я узнала много интересных фактов, пополнила свою речь интересными выражениями. Ведь в начальной школе на изучение фразеологизмов уделяется мало внимания.

   В своей работе я попыталась как можно больше исследовать выражения со словом «нос». Я часто слышу их в разговоре взрослых, встречаю в художественных произведениях, словарях. И хоть пока я проделала работу «с гулькин нос», она доставила мне большое удовольствие. Теперь в своей речи я буду использовать такие выражения. И «кровь из носу» буду продолжать своё исследование. «Зарублю себе на носу»!

Рецензия

на научно-исследовательскую работу

«Фразеологизмы в нашей речи»

   Содержание работы соответствует данной теме. Работа включает в себя следующие разделы: введение, основную часть, работу поискового характера, заключение.

   Данная ученица активно, с большим интересом, целенаправленно вела работу по данной теме. Автор ставила перед собой цели и задачи, которые реализовала. В ходе работы над докладом, ученица узнала много нового и интересного. Дополнительно она прочитала много различной литературы. Ведь на тему «Фразеологизмы» в третьем классе уделяется всего один час.

   Выполненная работа стала источником самообразования автора. Работа развивает познавательные компетенции, речь, творчество, обогащает словарный запас.

                                                                          Научный руководитель: __________________

                                                                          Тугаринова Т. А., учитель начальных классов.

                                                                           Директор школы:__________(Тугаринов А.С.)

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………….1
  2. Основная часть…………………………………………………………………….2
  1.  Знакомство с понятием «Фразеологизмы»…………………………………………...2
  2. Раскрытие значений фразеологизмов со словом «нос»………………………………2
  3. Анкетирование……………………………………….……………………………….…2
  4. Правила пользования выражениями «о носе»………………………………………...3
  1. Заключение………………………………………………………………………....4
  2. Литература………………………………………………………………………….5
  3. Приложение………………………………………………………………………...6

IV. Литература

  1. Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка» - М., 2013.
  2. Волина В. В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык – М.: Издательство АСТ, 2012.
  3. Фразеологический словарь русского языка под редакцией

 А. И.      Молотова – М.: Русский язык, 2014.

  1. Т.В.Зуева Русский фольклор Издательство  Просвещение, 2011 г.
  2. Интернет - ресурсы

V.   Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....