проект
проект по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Джидинский район
МБОУ «Булыкская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция «Первые шаги»
Номинация: Русский язык
Тема работы: «Фразеологизмы в нашей речи»
Выполнила: Попова Алина
ученица 3 «б» класса
МБОУ «Булыкская СОШ»
Научный руководитель:
Тугаринова Татьяна Анатольевна
Тел. 89516323330
2019 г.
I . Введение
На уроках русского языка учитель познакомил нас с фразеологическими оборотами. Я поняла, что фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её яркой, образной, красочной.
Работа с фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Фразеологизмы в русском языке в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения - насколько они привычны и удобны. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык и более сознательно им пользоваться.
Можно произнести целую тираду, что-нибудь вроде «За тридевять земель», «У разбитого корыта», «Легка на помине», «Утащить из-под носа», «Работать спустя рукава», «Сгорать от стыда», «Перед носом», «Бить баклуши», «Считать ворон», «Носа не показывать, «Водить за нос». Такие обороты речи я стала находить в рассказах, стихах, баснях. Особый интерес у меня вызвали выражения со словом «нос».
Я поставила себе цель: подробнее познакомиться с понятием «фразеологизмы»; найти как можно больше фразеологизмов со словом «нос» (так как на мой взгляд они интересные и смешные) и раскрыть их значение.
Задача моего исследования – познакомиться с правилами пользования выражений о «носе»; создать картинный словарь фразеологизмов со словом «нос».
Методы работы:
- Анализ литературы
- Изучение фразеологизмов о «носе»
- Анкетирование одноклассников и других учащихся
Объект исследования:
Фразеологические обороты.
Я обратилась в школьную библиотеку, где библиотекарь предложила мне различные книги и словари фразеологизмов. Из них я почерпнула много нового и интересного по интересующей меня теме.
II Основная часть
- Знакомство с понятием «Фразеологизмы»
Фразеологизмы (от греч. слова Фразис – «выражение») это устойчивые сочетания слов. Использование фразеологизмов обогащает речь человека, так как позволяет ярко и образно выразить свои мысли.
Например говорят: Он ещё маленький… или «Нос не дорос» (О человеке, который слишком молод для какого-либо дела).
Фразеологизмы часто звучат в нашей речи и все они могут быть понятны. А чтобы понять смысл некоторых, нужно обращаться к словарю фразеологизмов, в котором разъясняется их значение.
- Раскрытие значений фразеологизмов со словом «нос»
У каждого из нас есть начальная часть дыхательных путей, именуемая словом «нос». Это очень важная часть, важный орган. Недаром мы так часто вспоминаем о ней. Даже во фразеологическом словаре можно найти более 30 выражений со словом «нос». Сейчас я раскрою значения некоторых, наиболее понравившихся мне фразеологизмов, со словом «нос». Для более интересного восприятия и запоминания я подготовила картинный словарик выражений.
- Анкетирование
По ходу своего исследования я решила провести опрос среди одноклассников. Хорошо ли они понимают, что такое фразеологизмы?
Уверенно и четко ответили на вопрос 9 человек.
Затруднились с ответом – 4 человека
Употребляют ли они их в речи? Ответили на вопрос «да» - 9 человек
Какие знают фразеологизмы со словом «нос»?
Привели примеры – 5 человек.
После анкетирования мы с учителем запланировали провести внеклассное мероприятие по этой теме.
А еще попросили объяснить значение следующих фразеологизмов со словом «нос» учеников 3 и 4 классов. Всего опрошено 20 учащихся.
Фразеологизмы | Слышал | Употребляю в речи | Могу объяснить смысл |
Зарубить себе на носу | 18 учеников | 12 учеников | 15 учеников |
Клевать носом | 15 учеников | 9 учеников | 11 учеников |
Остаться с носом | 10 учеников | 6 учеников | 13 учеников |
Повесить нос | 17 ученик | 5 учеников | 8 учеников |
Водить за нос | 19 учеников | 11 учеников | 19 учеников |
Совать свой нос | 16 учеников | 13 учеников |
|
- Правила пользования выражениями «о носе»
- Если Вы повесили нос, т.е. очень огорчились, то хоть кровь из носу выполняйте первое правило: Выше нос!
- Если кто-то сует нос в ваши дела и пытается водить Вас за нос и даже оставить Вас с носом, т.е. обмануть, то встретившись с ним нос к носу, скажите ему, что мне это просто по ноздре, и он поймёт, что Вам это не нравиться и сразу перестанет крутить носом и задирать нос;
- Только тот, кто не видит дальше своего носа, может держать нос по ветру, т.е. изменять своим принципам, пользы ему от этого будет с гулькин нос, а все порядочные люди будут воротить нос от такого человека. Ваш нос – это ваша гордость.
- Не стоит клевать носом, лежать уткнувши нос в подушку и не казать носа на улицу;
- А если скажут, что у Вас нос не дорос, то постарайтесь доказать - Вы можете утереть нос любому! Но только так, чтобы комар носа не подточил!
III Заключение
В результате своей работы я узнала много интересных фактов, пополнила свою речь интересными выражениями. Ведь в начальной школе на изучение фразеологизмов уделяется мало внимания.
В своей работе я попыталась как можно больше исследовать выражения со словом «нос». Я часто слышу их в разговоре взрослых, встречаю в художественных произведениях, словарях. И хоть пока я проделала работу «с гулькин нос», она доставила мне большое удовольствие. Теперь в своей речи я буду использовать такие выражения. И «кровь из носу» буду продолжать своё исследование. «Зарублю себе на носу»!
Рецензия
на научно-исследовательскую работу
«Фразеологизмы в нашей речи»
Содержание работы соответствует данной теме. Работа включает в себя следующие разделы: введение, основную часть, работу поискового характера, заключение.
Данная ученица активно, с большим интересом, целенаправленно вела работу по данной теме. Автор ставила перед собой цели и задачи, которые реализовала. В ходе работы над докладом, ученица узнала много нового и интересного. Дополнительно она прочитала много различной литературы. Ведь на тему «Фразеологизмы» в третьем классе уделяется всего один час.
Выполненная работа стала источником самообразования автора. Работа развивает познавательные компетенции, речь, творчество, обогащает словарный запас.
Научный руководитель: __________________
Тугаринова Т. А., учитель начальных классов.
Директор школы:__________(Тугаринов А.С.)
Оглавление
- Введение…………………………………………………………………………….1
- Основная часть…………………………………………………………………….2
- Знакомство с понятием «Фразеологизмы»…………………………………………...2
- Раскрытие значений фразеологизмов со словом «нос»………………………………2
- Анкетирование……………………………………….……………………………….…2
- Правила пользования выражениями «о носе»………………………………………...3
- Заключение………………………………………………………………………....4
- Литература………………………………………………………………………….5
- Приложение………………………………………………………………………...6
IV. Литература
- Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка» - М., 2013.
- Волина В. В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык – М.: Издательство АСТ, 2012.
- Фразеологический словарь русского языка под редакцией
А. И. Молотова – М.: Русский язык, 2014.
- Т.В.Зуева Русский фольклор Издательство Просвещение, 2011 г.
- Интернет - ресурсы
V. Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!
Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить 1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....