рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Актуальность программы заключена в реализации ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия. Программа обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Значимость в том, что она отражает все современные подходы к обучению третьеклассников связной речи.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_po_russ_yaz_3_klass.docx | 97.83 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- Уставом МБОУ «Баянгольская СОШ»;
-Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ "Баянгольская СОШ",
- Положением МБОУ "Баянгольская СОШ"о рабочей программе педагога, в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- примерной программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс (2009).
Актуальность программы заключена в реализации ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия. Программа обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Значимость в том, что она отражает все современные подходы к обучению третьеклассников связной речи.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Основные принципы отбора материала.
В основе построения программы лежат следующие принципы:
Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста; принцип творчества, принцип психологической комфортности);
Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
Краткое пояснение логики структуры программы.
Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню усвоения предмета; критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков; содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем; тематическое планирование; список литературы.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Предполагаемые результаты.
Выпускник научится:
понимать
- названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
- частей речи (имя существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
- членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
уметь
- без ошибок писать текст (55 – 65 слов), включающий изученные орфограммы
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звуко – буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог;
Выпускник сможет научиться:
- определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, берёзонька, пришкольный. Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам;
- изменять имена прилагательные по родам в единственном числе; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;
- интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложений;
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части; составлять план, устанавливать связь предложений, связь частей текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- писать изложение и сочинение (60 – 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Выпускник получит возможность решать следующие жизненно-практические задачи:
использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей;
• работы со словарем;
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Система оценки планируемых результатов.
а) Формы и виды контроля.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5»
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Текущий контроль усвоения материала по русскому языку осуществляется в различных формах (словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование, зачет), по результатам, которых учителем делаются выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков.
Текущий контроль является одним из этапов урока и проводится учителем по необходимости для проверки усвоения материала по теме урока либо по комплексу уроков.
Для текущего контроля в учебниках предусмотрены разделы «Проверочные работы», которые включают в себя набор заданий для самостоятельной работы учащихся, по результатам которых учитель оценивает уровень овладения системой опорных знаний по теме. В данных разделах выполняются задания для применения теоретических знаний, практических умений, а также для проверки овладения навыком письма под диктовку, списывания с печатного текста.
Для проведения тематического контроля учитель подбирает вопросы самостоятельно по системе «1 задание - 1 навык (умение)». Вопросы должны соответствовать темам, изученным в данном крупном разделе, и проверять уровень усвоения опорных знаний, умений и навыков по разделу. Каждое задание оценивается отдельно в соответствии с предусмотренными критериями по 5-балльной накопительной системе (1 критерий - 1 балл). Отметка за всю проверочную работу выставляется приведением к среднеарифметическому баллу. Тематический контроль осуществлен в разных формах: тестирование (для проверки теоретических знаний и умений), затем диктант (для проверки умений и навыков по разделу).
Любая положительная отметка за задание означает учебный успех учащегося по системе «зачет-незачет» и является доказательством усвоения необходимого минимума системы опорных знаний.
С целью создания ситуации успеха для ученика с любым уровнем учебных возможностей целесообразно ведется лист достижений (требований) с перечислением требуемых результатов, которые ученик обязан достигнуть в концу учебного года. В этом листе отмечаются учебные достижения ребенка без строгого ограничения времени их появления. Т.е. ученик может освоить данное умение чуть позже, чем основная масса учащихся, главное, чтобы он его освоил, когда у него появится возможность для этого, но в течение четверти (учебного года).
Для отслеживания уровня освоения универсальных учебных действий и метапредметных умений используется проектная деятельность. С этой целью рекомендуются специально предназначенные страницы учебника, а также комплексную контрольную работу, отдельные задания которой направлены на умение работать с текстом, проверку уровня овладения письменной речью.
Уровень личностных достижений отслеживается через портфолио учащегося (папка достижений), туда же помещаются заполненные листы требований, материалы проектной деятельности, творческие работы учащихся, позволяющие оценить уровень индивидуальных предметных и надпредметных достижений учащихся в комплексе.
Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются диктанты, контрольное списывание.
Контрольный диктант дается после изучения большой орфографической темы (для выявления уровня сформирования орфографических навыков), в конце четверти для подведения итогов учебного периода. Объем контрольных диктантов 45-55 слов.
Словарный диктант позволяет проверить усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами, «слов из словаря». Тренировочный словарный диктант проводится 1-2 раза в месяц, выделяется небольшую часть урока под первичную проверку усвоения изученных ранее словарных слов.
Контрольный словарный диктант включает в себя 15 словарных слов по выбору учителя из изученных на данный момент и проводится 3 раза в год: в начале учебного года для проверки остаточных знаний слов с непроверяемыми написаниями, изученными во втором классе (10-15 слов). Также в конце каждого полугодия для проверки усвоения обязательных слов к изучению в третьем классе.
Критерии оценки письменных работ учащихся по русскому языку
В соответствии с требованиями ФОГС введено также критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.)
Проверочная работа
Основная часть — выполнена на 50%—65% — достигнут базовый уровень (отметка — 3), более 65% —100% — достигнут повышенный уровень (отметка — 4 или 5).
Дополнительная часть — выполнена на 50% и более — достигнут повышенный уровень обучения (отметка — 5).
Письмо текста под диктовку
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Оценки за грамматические задания.
• «5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
- «4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
- «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
- «2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
- «1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
- «5» – всё верно;
- «4» – не менее 3/4 верно;
- «3» – не менее 1/2 верно;
- «2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
- «1» – не выполнено ни одно задание.
Объём письменных работ в 3 классе
Орфографические пятиминутки и словарные диктанты
1 полугодие -10 -15 слов
2 полугодие – 12 – 15слов
Контрольные диктанты
1 полугодие – 45 – 55 слов
2 полугодие – 55 -60 слов
Письмо по памяти
От двух четверостиший стихотворной формы до 30 – 35 слов текста в прозаической форме
Проверочное списывание и контрольное списывание
1 полугодие – 50 – 60 слов
2 полугодие – 60 – 65 слов
Связность письма равна 2 - 3 (4) буквам. Скорость письма в конце года - 35 – 45 букв в минуту.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- Нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса;
- Отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- Наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- Существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;
- Употребление слов в несвойственном им значении (в изложении)
Недочёты:
- Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- Отсутствие «красной строки»;
- Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
1 ошибка приравнивается к 2 недочётам.
Оценка «5» – полное отсутствие ошибок. Допускается 1 недочёт. Логичность и полнота изложения.
Оценка «4» – уровень выполнения выше «удовлетворительного». Наличие 2 -3 ошибок или 4 – 6 недочётов по новому материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; нерациональный приём решения учебной задачи; незначительные нарушения логики изложения.
Оценка «3» – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе. Допускается не более 4 – 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу. Отдельные нарушения логики изложения; неполнота раскрытия вопроса.
Оценка «2»– уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Допускается более 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу, более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, нарушена логика изложения, ошибочность основных положений вопроса.
4. Содержание учебного предмета
Содержание | Результаты |
Язык и речь. 2час Наша речь и наш язык | Использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания |
Текст. Предложение. Словосочетание. 12 часов Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания. | Название и определения главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды) членов предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения; различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения; составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему; составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3-4 предложения из составленного текста; определять тип текста. Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста; писать изложение и сочинение (60 – 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя. |
Слово в языке и речи. 16 часов Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). | Как работать со словарем; Название и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
|
Состав слова(35 часов) Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. 2)Правописание частей слова Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. |
|
Что такое части речи | Название и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); Распознавать части речи и их грамматические признаки ( род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений). Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам. |
Имя существительное. 22 часов Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных. | |
Имя прилагательное. 19 часов Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. | Название и определения частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); Распознавать части речи и их грамматические признаки ( род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений). Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам. |
Местоимение. 6 часа Лицо, число, род личных местоимений. | Название и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); |
Глагол. 17час Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. | Название и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); Распознавать части речи и их грамматические признаки ( род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений). Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам. |
Повторение изученного за год. 7 часов |
5. Тематическое планирование материала по русскому языку
( 136 часа из расчёта 4 часа в неделю) | |||||||
№ | Название раздела и тем курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения урока | |||
Планируемая | Фактическ | ||||||
1 четверть (33 часа) | |||||||
Язык и речь (2 ч.) | |||||||
1-2 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 2ч | Язык и речь, значение их в жизни людей. Наблюдение над особенностями устной и письменной речи. Знать: - виды речи; -значение понятий «устная речь», «письменная речь». | ||||
Текст. Предложение. Словосочетание (12 ч.) | |||||||
3. | Что такое текст? Признаки текста | 1ч | Знакомство с текстом, с его признаками Знать: - признаки текста и его отличия от набора предложений; -построение текста; -части текста; - способы конструирования текста из предложений, частей | ||||
4 | Типы текста | 1ч | Повторение о типах текста. Знать: -признаки текста-повествования; -текста-описания; -текста-рассуждения | ||||
5 | Что такое предложение? Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины. | 1ч | Повторение и углубление представлений о предложении. Знать: - признаки предложения - отличие предложения от группы слов, записанных как предложения; -как составлять рассказ по картине | ||||
6-7 | Различение предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации | 2ч | Составление предложений, их правильное оформление на письме. Знать: - правила оформления предложений на письме - знаки завершения предложения в соответствии со смыслом | ||||
8 | Стартовый контроль Контрольный диктант№1 | 1ч | Знакомство с алгоритмом списывания печатного текста. Знать: - признаки предложений, оформление предложений при письме - алгоритм списывания с печатного образца | ||||
9 | Главные члены предложения. | 1ч | Знакомство с главными членами предложения Знать: - прием установления основы предложения - способ установления действующего лица или предмета в предложении. | ||||
10 | Второстепенные члены предложения. | 1ч | Знакомство с второстепенными членами предложении, их ролью в предложении.. Знать: - прием установления второстепенных членов предложения; -о значении втор. членов предложения | ||||
11-12 | Что такое распространённые и нераспространён ные предложения? Простое и сложное предложение | 2ч | Знакомство с распространёнными и нераспространёнными предложениями. Знать: - прием определения распространённых и нераспространённых предложений - признаки простого и сложного предложений | ||||
13- 14 | Выделение словосочетаний в предложении. Проверочная работа | 2ч | Проверить знания пройденного материала.. Знать: -как выделять словосочетания в предложении | ||||
Слово в языке и речи (16 ч) | |||||||
15 16 17 | Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы. Омонимы | 3ч | Узнавать слово по его лексическому значению Знать: -о языке как средстве общения; -способ определения слова и набора звуков. Знакомство с новой группой слов. Знать: -как распознавать омонимы; -их лексическое значение; -как работать со словарём омонимов | ||||
18 | Слово и словосочетание | 1ч | Знакомство с разницей между словом и словосочетанием Знать: -как различать слова и словосочетание как сложное название предмета | ||||
19 | Фразеологизмы | 1ч | Знакомство с фразеологизма ми. Знать: -как находить фразеологизмы; -что они обозначают; -как отличить фразеологизмы от неустойчивого словосочетания; -как работать со словарём фразеологизмов | ||||
20 | Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста | 1ч | Написать обучающее сочинение по картине. Знать: - правила оформления предложений - приемы конструирования предложения с опорой на ключевые слова; - признаки текста. - изученные орфографические правила. | ||||
21 | Части речи. Имя существительное Сочинение по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1ч | Написать сочинение. Знать: - правила оформления предложения на письме. - способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами | ||||
22- 23 | Имя прилагательное. Местоимение Глагол | 2ч | Формирование умения распознавать имена прилагательные и местоимения. Формирование умения распознавать глаголы. Их употребление в речи Знать: - способ отличия прилагательных и местоимений и подбора к ним вопросов. -когда и как употреблять их в речи | ||||
24- 25 | Имя числительное Проверочная работа | 2ч | Знакомство с новой частью речи. Формирование умения распознавать имена числительные. Их употребление в речи Знать: -как распознавать имена числительные; --когда и как употреблять их в речи Проверить знания пройденного материала. | ||||
26 | Однокоренные слова. | 1ч | Совершенствование умения находить и образовывать однокоренные слова Знать: - знать роль корня в словах - прием подбора однокоренных слов и нахождение корня в группе однокоренных слов. | ||||
27 28 29 | Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Парные согласные. | 3ч | Формирование представления о различиях между звуком и буквой. Знать: -различие между звуком и буквой; -как распознавать ударные и безударные гласные звуки - как распознать парные и непарные по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости согласные звуки; -правильно обозначать на письме сочетания с шипящими буквами | ||||
30 | Контрольный диктант №2 по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем». | 1ч | Писать контрольный диктант. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Знать: - изученные орфографические правила; - способ графического обозначения орфограммы. | ||||
Состав слова (36 ч) | |||||||
31 32 | Корень слова. | 2ч | Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня Знать: - определение «корень слова» и прием подбора однокоренных слов. | ||||
33 | Формы слова. Окончание. | 1ч | Знакомство с окончанием и его ролью в предложении. Знать: -как определять окончание в слове; -роль окончания в предложении; -роль окончания в образовании форм слова | ||||
2 четверть (28 часов) | |||||||
34 | Формы слова. Окончание. | 1ч | Знакомство с окончанием и его ролью в предложении. Знать: -как определять окончание в слове; -роль окончания в предложении; -роль окончания в образовании форм слова | ||||
35 | Приставки. | 1ч | Знакомство с приставками и их ролью в словообразовании. Знать: - место и роль приставки; - определение приставки | ||||
36 | Приставки. | 1ч | Знакомство с приставками и их ролью в словообразовании. Знать: - место и роль приставки; - определение приставки | ||||
37 38 | Суффиксы. | 2ч | Знакомство с суффиксами и их ролью в словообразовании. Знать: - место и роль суффиксов в слове; - определения суффикса; - способ нахождения суффикса в словах; -как образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. | ||||
39 | Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1ч | Написать сочинение. Знать: - правила оформления предложения на письме. - способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами | ||||
40 41 | Основа слова | 2ч | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания) и основы слова. Знать: - порядок разбора слов по составу; -как выделять основу слова . | ||||
42 | Контрольный диктант№3 | 1ч | Писать контрольный диктант. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Знать: - изученные орфографические правила; - способ графического обозначения орфограммы. | ||||
43 | Изложение текста В.Бианки «Скворцы». | 1ч | Написать изложение. Знать: - правила оформления предложения на письме. - способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами | ||||
44 | Орфограммы в значимых частях слова. | 1ч | Формирование умения находить орфограммы в значимых частях слова. Знать: -как правильно разобрать слово по составу; -как находить «опасное место» в частях слова; -как подобрать подходящую орфограмму | ||||
45 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1ч | Подбирать проверочные слова. Знать: - прием определения ударного и безударного гласного звука; - алгоритм проверки безударных гласных в корне; | ||||
46 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1ч | Подбирать проверочные слова. Знать: - прием определения ударного и безударного гласного звука; - алгоритм проверки безударных гласных в корне; | ||||
47 | Правописание слов с двумя безударными гласными. | 1ч | Подбирать проверочные слова. Знать: - прием определения ударного и двух безударных гласных звуков; - алгоритм проверки безударных гласных в корне; | ||||
48-49 | Правописание глухих и звонких согласных в корне слов. | 2ч | Знакомство с правописанием парных звонких и глухих согласных на конце слова. Знать: - возможность несоответствия произношения и написания («опасные места») в словах с парными согласными на конце; - правило проверки согласных на конце слова; - способ графического обозначения орфограммы. | ||||
50 | Правописание глухих и звонких согласных в корне слов. | 1ч | Знакомство с правописанием парных звонких и глухих согласных на конце слова. Знать: - возможность несоответствия произношения и написания («опасные места») в словах с парными согласными на конце; - правило проверки согласных на конце слова; - способ графического обозначения орфограммы. | ||||
51 | Сочинение по серии картин «Серая Шейка». | 1ч | Написать сочинение. Знать: - правила оформления предложения на письме. - способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами | ||||
52 | Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». | 1ч | Писать контрольный диктант. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Знать: - изученные орфографические правила; - способ графического обозначения орфограммы. | ||||
53 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1ч | Знакомство со способом действия в случае непроизносимых согласных в корне Знать: -как подбирать проверочные слова; -как сравнивать произношение и написание таких слов; - | ||||
54 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1ч | Знакомство со способом действия в случае непроизносимых согласных в корне Знать: -как подбирать проверочные слова; -как сравнивать произношение и написание таких слов; - | ||||
55 | Правописание слов с двойными согласными. | 1ч | Двойные согласные буквы в наиболее часто употребляемых словах: класс, суббота, касса, ванна, Алла и др. Знать: -алгоритм работы с орфографическими словарями. | ||||
56 | Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка» и его анализ | 1ч | Написать сочинение. Знать: - правила оформления предложения на письме. - способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами | ||||
57 | Правописание приставок и суффиксов. | 1ч | Значение суффиксов и приставок, их правописание. Знать: - правила написания приставок и суффиксов; -как правильно их употреблять в речи | ||||
58 | Правописание суффиксов–ек, -ик–ок, -ёк, –оньк, -еньк. | 1ч | Значение суффиксов, их правописание. Знать: -правила написания суффиксов; - как правильно их употреблять в речи | ||||
59 | Изложение текста, воспринятого на слух. | 1ч | Написать изложение по вопросам. Знать: - правила оформления предложения на письме. - способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами | ||||
60 | Правописание приставок. | 1ч | Значение приставок, их правописание. Знать: - правила написания приставок; -как правильно их употреблять в речи | ||||
61 | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание значимых частей слова». | 1ч | Писать контрольный диктант. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Знать: - изученные орфографические правила; - способ графического обозначения орфограммы. | ||||
62-63 | Правописание слов с Ь и Ъ. Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту М. Родионовой «Скворец-музыкант» | 2ч | Написать изложение . Знать: - правила оформления предложения на письме. - способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами | ||||
3 четверть | |||||||
64 | Закрепление пройденного материала | 1ч | - повторить все изученные орфограммы | ||||
65 | Что такое части речи? | 1ч | - знать отличительные признаки частей речи, на какие вопросы отвечает, что обозначает. | ||||
Имя существительное (22 ч.) | |||||||
66 | Имя существительное как часть речи. | 1ч | Знакомство с именами существительными. Ставить к словам вопросы кто? или что? Знать: - вопросы слов- названий -лексическое значение существительных; -как правильно их употреблять в речи. | ||||
67 | Начальная форма имени существительного. | 1ч | Знакомство с начальной формой имён существительных. Знать: -как правильно ставить имя существительное в начальную форму | ||||
68 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Горностай» | 1ч | Ставить к словам вопросы кто? или что? Знать: -понятия одушевленные и неодушевленные предметы и слова их называющие - вопросы, на которые отвечают слова- названия | ||||
69 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1ч | .Знакомство с именами собственными и нарицательными Знать: - формы обращения к собеседнику; -алгоритм нахождения в тексте имен собственных и их записи. | ||||
70 | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. | 1ч | Знакомство с единственным и множественным числом имен существительных. Знать: -об изменении имён существительных по числам; -что существует группа существительных, употребляемых только в единственном числе | ||||
71 72 | Число имён существительных | 2ч | Знакомство с единственным и множественным числом имен существительных. Знать: -об изменении имён существительных по числам; -как правильно употреблять в речи формы единственного и множественного числа; - что существует группа существительных, употребляемых только во множественном числе | ||||
73-74 | Род имён существительных | 2ч | Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Знать: - способ определения рода существительного | ||||
75 76 | Ь на конце имён существительных после шипящих. | 2ч | Употребление Ь после шипящих на конце имён существительных. Знать: -способ определения рода существительного | ||||
77 | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание имён существительных» и работа над ошибками | 1ч | Писать контрольный диктант. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Знать: - изученные орфографические правила; - способ графического обозначения орфограммы. | ||||
78 | Изменение имён существительных по падежам | 1ч | Знакомство с падежами .Формирование умения определять падежи. Знать: -как легче запомнить название падежей; -вопросы падежей; -необходимость изучения падежей - | ||||
79- 80 | Именительный падеж. Родитель ный падеж. | 2ч | Знакомство с именительным, родительным падежами .Формирование умения определять данные падежи Знать: -.-особенности данных падежей; -как определить падеж по вопросу | ||||
81 | Дательный падеж. | 1ч | Знакомство с дательным падежом. Формирование умения определять данный падеж. Знать: -особенности данного падежа; -как определить падеж по вопросу и предлогу | ||||
82 83 | Винительный падеж. | 2ч | Знакомство с винительным падежом. .Формирование умения определять данный падеж. Знать: -особенности данного падежа; -как определить падеж по вопросу и предлогу | ||||
84 | Творительный падеж. | 1ч | Знакомство с творительным падежом .Формирование умения определять данный падеж. Знать: -особенности данного падежа; -как определить падеж по вопросу и предлогу | ||||
85 | Предложный падеж. | 1ч | Знакомство с предложным падежом. Формирование умения определять данный падеж. Знать: -особенности данного падежа; -как определить падеж по вопросу и предлогу | ||||
86 | Косвенные падежи. | 1ч | Знакомство с косвенными падежами. Знать: - что такое косвенный падеж; -вопросы косвенных падежей | ||||
87 | Контрольное списывание по теме «Склонение имён существительных Обобщение знаний об имени существительном | 1ч | Провести контрольное списывание. Знать: -как списывать текст без нарушений правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок; -как проверять написанный текст | ||||
Имя прилагательное (19ч.) | |||||||
88 | Имя прилагательное как часть речи. | 1ч | Знакомство с именами прилагательными. Ставить к словам вопросы: какой? какая? и т.д. Знать: - способ отличия слов-признаков и подбора к ним вопросов. | ||||
89 | Сложные имена прилагательные. | 1ч | Знакомство со сложными именами прилагательными. Знать: -признаки сложных прилагательных -правила написания сложных прилагательных | ||||
90- 91 | Сочинение –описание растения в научном стиле. Роль имен прил-х в тексте. Сочинение на основе сказочного сюжета по картине И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» и его анализ | 2ч | Написать сочинение. Знать: - правила оформления предложения на письме. - способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами | ||||
92 93 | Изменение имён прилагательных по родам. | 2ч | Знакомство с изменением имён прилагательных по родам. Знать: -как меняются прилагательные по родам; -как определять род имён прилагательных | ||||
94 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1ч | Знакомство с изменением имён прилагательных по родам. Знать: -как меняются прилагательные по родам; -как определять род имён прилагательных | ||||
95 96 | Изменение имён прилагательных по числам. | 2ч | Знакомство с формами единственного и множественного числа имен прилагательных. Знать: -способ распознавания имён прилагательных единственного и множественного числа; -способ изменения имён прилагательных по числам | ||||
97 | Контрольный диктант №7 по теме «Правописание имён прилагательных». | 1ч | Писать контрольный диктант. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Знать: - изученные орфографические правила; - способ графического обозначения орфограммы. | ||||
98 - 100 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 3ч | Знакомство с изменением имён прилагательных по падежам. Знать: -как определять падеж имён прилагательных -правила написания падежных окончаний | ||||
101 | Работа по картине В. А. Серова « Девочка с персиками» и работа над ошибками | 1ч | Написать сочинение. Знать: - правила оформления предложения на письме. - способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами. | ||||
102 - 106 | Закрепление по теме « Имя прилагательное» | 5ч | Уметь: - употреблять в тексте, в речи имена прилагательные; - подбирать к им. сущ. имена прилагательные, согласовать по родам, числам. | ||||
Местоимение (6ч) | |||||||
107 | Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. | 1ч | Знакомство с личными местоимениями и их ролью в нашей речи. Знать: - особенности употребления в речи местоимений; - правило о раздельном написании предлогов с местоимениями; -как определять лицо и число местоимений -роль местоимений в речи; | ||||
108 - 110 | Изменение местоимений 3 лица по родам. Роль местоимений в предложении. | 3ч | Знакомство с изменением местоимений 3 лица по родам. Знать: -как определять число, лицо, род местоимений; -правильно употреблять их в речи | ||||
111 112 | Закрепление по теме, контрольное списывание по теме «Местоимение» | 2ч | Провести контрольное списывание. Знать: -как списывать текст без нарушений правил каллиграфичес кого письма, без грамматических ошибок; -как проверять написанный текст | ||||
Глагол (17ч) | |||||||
113 114 | Глагол как часть речи. | 2ч | Знакомство с глаголами. Ставить к словам вопросы что делает? и что делал? и т.д. Знать: - способ отличия слов обозначающих действия предмета по вопросам и значению. | ||||
115 116 | Неопределённая форма глагола. | 2ч | Знакомство с неопределённой формой глагола. Знать: -признаки неопределённой формы глагола; -как правильно ставить вопросы к глаголам в данной форме; | ||||
117 | Изменение глаголов по числам. | 1ч | Знакомство с единственным и множественным числом глаголов. Знать: -отличительные признаки единственного и множественного числа глаголов; -как находить в предложениях слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? | ||||
118 119 120 | Изменение глаголов по временам. | 3ч | Знакомство с изменением глаголов по временам. Знать: -названия временных форм глагола и их вопросы; -как изменять глаголы по временам | ||||
121 | Изложение по тексту Г. Скребиц кого «Лось» и его анализ | 1ч | Написать изложение. Знать: - правила оформления предложения на письме. - способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами | ||||
122 123 | Контрольный диктант №8 по теме «Изменение глаголов по временам». Работа над ошибками. | 2ч | Писать контрольный диктант. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Знать: - изученные орфографические правила; - способ графического обозначения орфограммы; -правила определения временных форм глагола | ||||
124 125 126 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 3ч | Знакомство с изменением глаголов прошедшего времени по родам. Знать: -как определять род глаголов в прошедшем времени | ||||
127 128 129 | НЕ с глаголами. Закрепление пройденного материала. | 2ч | Знакомство с правилом правописания частицы «не» с глаголами. Знать: -правило написания частицы не с глаголами; - отличительные признаки глаголов; -роль глаголов в речи | ||||
Повторение (7 ч) | |||||||
130 | Повторение по теме «Части речи». | 1ч | Сделать обобщение изучаемого материала Знать: -правила морфологического разбора слова; -синтаксического разбора предложений; -правила распознавания частей речи | ||||
131 | Изложение по тексту В.Сухомлинского «Бой в лесу». | 1ч | Написать изложение . Знать: - правила оформления предложения на письме. - способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами | ||||
132 | Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова». | 1ч | Сделать обобщение изучаемого материала Знать: -как правильно разобрать слово по составу; -как находить «опасное место» в частях слова; -как подобрать подходящую орфограмму | ||||
133 | Контрольный диктант №9 по теме «Повторение изученного за год». | 1ч | Писать контрольный диктант. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Знать: - изученные орфографические правила; - способ графического обозначения орфограммы. | ||||
134 | Повторение по теме «Предложение» | 1ч | Повторение и углубление представлений о предложении. Знать: - признаки предложения - отличие предложения от группы слов, записанных как предложения; - правила оформления предложений на письме - знаки завершения предложения в соответствии со смыслом | ||||
135 | Повторение по теме «Текст» | 1ч | Повторение знаний о тексте, его признаков Знать: - признаки текста и его отличия от набора предложений; -построение текста; -части текста; - способы конструирова ния текста из предложений, частей | ||||
136 | Урок-КВН «Язык русский дружи со мной». | 1ч | Применение своих знаний в игре. Развитие интереса к русскому языку Знать: -все изученные орфограммы; -способы логического мышления |
6. Список литературы.
1. Моисеев И. А. Контроль и оценка результатов обучения:1-4 классы. М. Педагогика
В. П. Канакина Русский язык. 3 класс. Методическое пособие. Москва «Просвещение» 2009.
2.Т. В. Шклярова Сборник текстов для изложений. М. Грамотей.2005.
3.Е. В. Советова Контрольные тесты для начальной школы. Ростов-на-Дону. Феникс. 2009.
4.Л. П. Барылкина. Русский язык. Тесты, проверочные работы, мини-диктанты.1 – 4 класс Москва. 2007
5. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва «Просвещение» 2009.
6. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь, ч. 1, 2. Москва «Просвещение» 2009.
Учебно-методическое обеспечение
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина Русский язык. Учебник для 3-го класса. – М.: Баласс, 2013.
- Е.В. Бунеева, Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, 2 – М.: Баласс, 2013.
- Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. /Е.В.Бунеева, , М.А.Яковлева и др., - М.: «Баласс», 2010.
- Пособие к учебнику «Русский язык». 3 класс. Слова с непроверяемыми написаниями. - М.: «Баласс», 2012.
- Электронное пособие Поурочные планы 3-4 классы по учебникам Бунеев Р.Н. Русский язык – Издательство «Учитель»
- Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 3 –го класса. - М.: Баласс, 2013.
- Образовательный комплекс. Игры и задачи, 1-4 классы. Образовательная система «Школа 2100» Фирма «1С: Образование 4. Дом»
Контрольные диктанты по русскому языку 3 класс на 2017 — 2018 учебный год. Тема «Повторение». Осенью. Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. Берёза плачет. Илья и Алла гуляли по лесу. Сели они на пенёк отдыхать. Вдруг на лоб Илье упала капелька. Мальчик поднял глаза. Откуда дождь? Это плакала берёза. Из ранки на стволе капал сок. Злые люди ранили дерево. Дети присыпали ранку землёй. Хлеб. Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю,сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше. Друзья. Юра Щукин и Алёша Морозов — большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой бежит речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. Радость. Прошли сильные дожди. Журчат по полям ручьи. Ребятишки бегут в овраг. На дне его потоки воды. Вот где раздолье! Мальчики делают запруду. Юра Васильев спускает на воду лодочку из бумаги. У Андрюши Воробьёва готов кораблик с парусом. По озеру уже плывёт целая флотилия. Тема « Предложение». Прощание с осенью. В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. Пруд. Около деревни Назарьино хороший пруд. Вокруг стоят берёзы да плакучие ивы. В сентябре они надели осенний наряд из жёлтых листьев. Вода в пруду прозрачная. У берега мелькают рыбёшки. Летом в солнечную погоду там плавают ребята. Зимой пруд покрыт льдом. Детишки бегут на лёд с коньками и санями. Память. В деревне Клишино стоит памятник воинам. Они погибли в бою за родную землю.Люди помнят их подвиг. Жители Клишина поставили ограду вокруг памятника. На плите из мрамора написали имена героев. Летом здесь всегда живые цветы. Осенью ребята кладут венки из жёлтых и красных листьев. Зимой они чистят дорогу к памятнику. На плите зелень ёлок. Хитрая рыба. Яшка Муравьёв поймал большую щуку. Он пустил щуку в ведро с водой. Ведро поставил в чулан. Учуял добычу рыжий кот. Хотел кот поймать щуку. Только у щуки зубы острые. Щука цап кота за лапу. Помнит кот эту встречу! Тема « Состав слова. Корень слова.» Любители мастерить. Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козлёнок! Ученики отнесли их в детский сад. Лес зимой. Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Всё было покрыто белым покрывалом. В холодном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Как прекрасен зимний лес! Мы долго любовались чудесным зимним пейзажем. Лён. Лён — растение с мелкими листами и голубыми цветочками. Из цветков образуются плоды — коробочки. В них находятся семена. В семенах льна есть масло. В стебле льна находятся длинные и прочные волокна. Из этих волокон делают нитки. Из ниток ткут полотно. А из полотна шьют бельё. Ноябрь. Ноябрь. Пришли первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный ковёр укрывает поля и леса. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Лось заболел. Я стоял за сосной. Из леса вышел лось. Он был худой,еле-еле стоял на ногах. Заболел лесной великан. Лось медленно подошёл к берёзкам. Там в траве пестрели ядовитые мухоморы. Он нагнул голову и подхватил толстыми губами белый гриб. Так он лечится. Вскоре лось скрылся. А я долго смотрел ему вслед. Диктанты в конце I полугодия. На улицах города. Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железными скребком и круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами — и снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было. Находчивые птицы. Кто не видел первый снег? Красивое зрелище! Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки. Вечером с высоких берёз тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху её зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно. Холода. На земле лежал толстый снежный покров. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их покрылись маленькими льдинками. Совы были веселы. Они таращили огромные жёлтые глаза и перекликались через весь дремучий лес. Узкая тропинка вела к долине. Пушистый ковёр из снега покрыл её. По снегу тянулась цепочка следов разных птиц. Кругом было тихо. Казалось, что жизнь замерла в долине. Бобры. Зимой я нашёл на лесной речке бобровую хатку. Её всю замело снегом. На верхушке снег подтаял. Вокруг много волчьих следов. Видно,приходили волки и ушли. Только хатку поцарапали. Весной бродил я с ружьём и решил посмотреть на бобров. Вдруг из хвороста выскочила маленькая птичка и ну стрекотать. Услыхали её крик бобры и уплыли. Зимой. Накинулась вьюжная зима на зверей и животных. Покрыла снегом поля. Иногда на метр толщиной. Посылает зимушка мороз за морозом. Морозы по озёрам мосты строят. Не испугались звери. Белка в дупле орехи грызёт. Зайка прыгает по кустикам и греется. Тепло и животным. Лошади и коровы в тёплых хлевах сено жуют,воду пьют. А рыбам подо льдом тоже тепло. Зима в лесу. Молчат поля и леса. Одна позёмка шуршит. Выглянуло солнышко. Захотелось нам увидеть красоту зимней природы. Вот мы на опушке леса. Лесная поляна покрыта снегом. Выбежал на поляну заяц. Осмотрелся зверёк и поскакал в лес. Сорока оставила на снегу след длинного хвоста. Следы украсили лесную полянку. Снеговик. Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем! Декабрь. Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей..
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...