Методическая копилка "Развитие речи младших школьников"
картотека по русскому языку

Балыкина Татьяна Михайловна

Методическая копилка заданий для развития речи учащихся 1-4 класса содержит задания по работе над звуком, словом, словосочетанием и предложением, упражнения по работе над связной речью младших школьников. Материал может быть использован на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Задания в игровой, занимательной форме помогут закрепить изученный материал, повысить интерес к предмету, расширить словарный запас детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Произносительный уровень речевой деятельности

Работа над техникой речи

  1. Работа над речевым дыханием

Упражнения направленные на формирование умений рационально расходовать запас воздуха; формирование умение выдыхать небольшое количество воздуха (дидактическая задача)

 «Маятник»

Описание: Начальное положение – стоим прямо, ноги раздвинуты, руки в замке подняты вверх. Делаем глубокий вдох, наклоняемся в сторону, выход – произносим «Бум». Последнюю букву тянем.

«Вождение»

Описание: Начальное положение такое же, руки впереди сжаты в кулаки. Делаем вдох – крутим кулаки как на руле, выдох – говорим «ррр».

«Хлоп»

Описание: Ребенок встает на колени, руки вдоль туловища. Делаем вдох – разводим руки, выдох — сводим и хлопаем в ладоши, проговаривая «Хлоп».

Задуй свечку
Описание: Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.

Лопнула шина
Описание: Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину
Описание: Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар
Описание: Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.

Ежик
Описание: Исходное положение: руки согнуть в локтях и поставить на пояс. Выдыхая, дети произносят “пых-пых-пых”, двигая локтями вперед. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона
Описание: Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Гуси
Описание: Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.

Длительность и сила выдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как: * Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).
* Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф и др.), контролируя длительность выдоха секундомером.
* “Прокатить выдохом” воображаемый ватный шарик по длине всей руки.

Упражнение «Душистая роза»

Дидактическая задача: формировать длительность вдоха

Описание упражнения: 

Исходное положение – стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положить ладони на ребра по обе стороны грудной клетки.

Исполнение – представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос – почувствуйте аромат этой розы. Почувствуйте, как ваши легкие наполняются ароматом этой роза. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Вдохи должны быть глубокими, полными. Повторить 3-4 раза.

Упражнение «Выдох – вдох»

Дидактическая задача: формировать длительность вдоха

Описание упражнения: 

Исходное положение – стоя или сидя на стуле.

Исполнение – после энергичного выдоха на п-ффф… поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, на вдохе, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15.

 Упражнение «Поющие звуки»

Дидактическая задача: формировать умение рационально расходовать запас воздуха.

Описание упражнения: 

Детям дается ряд: и, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю. Необходимо произнести этот ряд несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала беззвучно, потом шепотом, затем вслух.

Правила:

1)        Произносит один ученик в порядке очереди.

2)        Произносить на одном выдохе.

4)        Произносить четко и громко.

5)        Произносить по порядку.

6)        Темп произношения как можно быстрее.

7)        Остальные ученики слушают читающего, контролируют его произношение в соответствии с критериями.

 Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой:

Дидактическая задача комплекса упражнений: формировать длительность вдоха за счет увеличения его объема; формировать умение выдыхать небольшое количество воздуха.

Описание упражнений: Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3 – 5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему.

Весь комплекс состоит из 11упражнений.

1. «Ладошки» 

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать длинный, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. «Поясок»

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

3. «Поклон»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать длинный шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

4. «Кошка»
Исходное положение: встать прямо , кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным длинным шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.

5. «Обними плечи»

Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи. (Руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

6. «Большой маятник»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, - еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

7. «Повороты головы»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать длинный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами.

8. «Ушки»

Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.

9. «Малый маятник» 

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

10. «Перекаты»

 Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11. «Танцевальные шаги» 

Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колени правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, - вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, - вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
Далее приступают к формированию длительного ротового выдоха.

Упражнения на дифференциации ротового и носового выдохов.

  1. Упражнение № 1. “Поиграем животиками”.

Дидактическая задача: формирование диафрагмального дыхания.
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок дохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

  1. Упражнение № 2. “Узнай по запаху”.

Дидактическая задача: формирование глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
Описание: Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

  1. Упражнение № 3. “Носик и ротик поучим дышать”.

Дидактическая задача: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
Описание: Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

  1. Упражнение № 4. “Загони мяч в ворота”.

Дидактическая задача: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера.

Описание: Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.

  1. Упражнение № 5. “Погудим”.

Дидактическая задача: формирование длительного плавного ротового выдоха.
Описание: Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

  1. Работа над дикцией

Упражнения для тренировки мышц глотки и мягкого неба
Дидактическая задача: совершенствовать подвижность речевого аппарата за счет тренировки мышц глотки и мягкого неба;
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. 
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром). 
4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока. 
5. Надувать щеки с зажатым носом. 
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
 
7. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления.

Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук. 
8. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта. 9.Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а.

Звук "и" отделяется от звука "а" паузой. 

Артикуляционная (речевая) гимнастика

Комплекс упражнений «Речевая гимнастика»

Упражнения для языка:

Дидактическая задача: совершенствовать движения языка;

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык

«выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Каждое упражнение выполняется 6—8 раз. Упражнения для губ

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 «Акулы»

Дидактическая задача: совершенствовать подвижность нижней челюсти
Описание: На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 
 «Обезьяна»

Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 
«Сердитый лев»

Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков. 
«Силач» Описание:
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. 
«Дразнилки»
Описание: Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па. 

«Гласные в скороговорках»

Описание:

Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. 
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата. 
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто. 

Упражнения для отработки артикуляции гласных и согласных звуков

 Дидактическая задача: формировать умение отчётливо произносить согласные звуки в слове

Описание: Дети по очереди читают согласный звук, а затем предложения.

З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.
У Сени и Сани в гостях сом с усами.
Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P
«Чьи зубы чище?» 
Дидактическая задача: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
Правила выполнения:
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 

«Маляр»
Дидактическая задача: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 
Правила выполнения: 
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. 

«Кто дальше загонит мяч?»
Дидактическая задача: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.
Правила выполнения: 
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. 

 «Барабанщики»

Дидактическая задача: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Правила выполнения: 
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л 
«Наказать непослушный язычок» 
Дидактическая задача: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким. 
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Правила выполнения: 
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. 

«Вкусное варенье»
Дидактическая задача: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Правила выполнения:
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. 

«Пароход гудит»
Дидактическая задача: вырабатывать подъем спинки языка вверх. 
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
Правила выполнения:
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. 

«Качели»
Дидактическая задача: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. 
Правила выполнения: 
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. 


«Лошадка едет тихо» 
Дидактическая задача: вырабатывать движение языка вверх, определить место языка при произнесении звука "л". 
Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. 
Правила выполнения: 
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта. 


«Сделать язык широким»
Дидактическая задача: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Правила выполнения: 
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 

«Грибок»
Дидактическая задача: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). 
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) 
Правила выполнения: 
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. 

«Вкусное варенье»
Дидактическая задача:
 вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Правила выполнения: 
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. 

«Фокус»
Дидактическая задача: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. 
Правила выполнения: 
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 

Упражнения для отработки артикуляции гласных звуков Дидактическая задача: формировать умение четко произносить гласные звуки

Описание: Детям нужно произнести следующие гласные звуки по очереди

и, а, э, у, ы
и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э - и
а - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о – у.

Упражнения в чтении букв парами

Дидактическая задача: формировать умение четко произносить гласные звуки.

Описание: Прочитать сначала пары гласных звуков, а затем прочитать слова с этими звуками.

э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и;
А-Я аист, март, сахар, яма, яблоко;
О-Е нос, нес, мороз, лед, замерз;
У-Ю пух стул, клюв, уютно, южный;

Упражнения, в чтении согласных звуков

Дидактическая задача: формировать умение четко согласные гласные звуки

Описание: Дети называют по очереди гласный звук, затем читают с ним слово.

Ш - школа, шалаш, кувшин, карандаш
Ж - лыжи, флажок, желудь, жаворонок, ужи, ежи
Щ - плащи, клещи вещи, щенок
С - зима, зеленый, звон, язык, здоровье
Ц - цапля палец, царапина, мельница.


Работа над скороговорками и чистоговорками

Дидактическая задача: Формировать умение чётко и быстро произносить все звуки в слове.

Описание: Четко произносите звуки [с] в приговорках, чистоговорках, скороговорках.

— По семеро в сани уселись сами.

— Коси, коса, пока роса. Роса долой, И мы домой.

— Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

— Дрозд, дрозд, Прост, прост, Кованый нос, Железный хвост.

— Скок, сорока, Скок, сорока, Слепа с ока, Крива с бока.

—        Идет козел с косой козой, Идет козел с босой козой, Идет коза с косым козлом, Идет коза с босым козлом.

—        У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Организация практического усвоения орфоэпических норм

1) Борьба с орфографическим произношением

- Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм ударения:

Дидактическая задача: Формировать умение правильно расставлять ударения и объяснять место ударения в словах.

Описание: Вам необходимо расставить ударения в данных словах, при необходимости можете воспользоваться словарем

Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, ходатайство, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт, металлургия, добыча, музыка, арбуз, цыган, ржаветь, молодежь, ненависть, ремень, цемент, шофер, ходатайствовать.

 Дидактическая задача: Формировать умение произносить слова с правильным ударением

Описание: Вам необходимо прочитать и запомнить слова так, так они произносятся в стихотворении

  1. Нет, вы только посмотрите:

На стене опять граффИти.

  1. Чтобы вдруг не вышел спор.

Заключите договОр.

  1. Хороши и вблизи

На окне жалюзИ!

  1. Кто ни в чем не знает меры.

Тот способен на аферЫ.

  1. Если уважаешь Фёклу.

Посади на грядке свЁклу.

  1. На площадке – хоровод:

Чистят мусоропровОд.

  1. Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

С ней бывает картотека,

Специальный католОг.

  1. Для приземления проси

Пилота выпустить шассИ.

  1. Доезжай до поворота

Вот дворец, вот вход – ворОта.

  1. Не налезли шорты –

 Часто ели тОрты.

  1. А у нашей Марфы

  Все в полоску шарфЫ.

  1. В бухгалтерии аврал:

Завершается квартАл.

  1. Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник бАнты. 
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.

  1. Тот из нас счастливее,

В ком душа красИвее.

  1. ФенОмен звонИт по средАм,

  1.  Я ужасно утомлённый –
    Брат не спит новорождЁнный.
    Не смыкает ночью глаз,
    Криком громким будит нас.

  1. ЗвонИт звонарь,
    ЗвоняЯт в звонок,
    Чтоб ты запомнить верно смог.
  2. Отлетела от костра,

И погасла быстро –

Коль неверно, то искра,
Если верно – Искра.

  1. Этот камень очень сильный

И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.

 

  1. Телефон опять звонИт

От него в ушах звенИт.  

  1. Раз лохматая горилла крокодилу позвонила.

Он с гориллой не дружил, сразу трубку положил.

Ему лучше не звонИть, кто звонИт, тому водить.

  1. Кукла Барби в воскресенье отмечает день рожденья.

Ночью Барби не спала, тОрты сладкие пекла.

Медвежонку было видно, и обидно, и завидно.

Барби это поняла торт, медовый отдала.

  1. БАнты, фрАнты, бьют куранты, все откупорить спешат

Для детей бутыль с шампанским, а для взрослых лимонад.

Кто сумел всё переврать, тот и будет нас искать.

  1. Аты-баты, мост горбатый, под мостом поет цыгАн, а танцовщицы сбежали, напугал их таракан.

  1. Я искал, найти не смог слишком толстый каталог.

  1. Склеит кирпичи в момент

Друг строителя – цемЕнт.

  1. Тысяча, ребята, метров,

Знайте, это киломЕтр.

  1. Ты уж словарю поверь:

Нужно говорить щавЕль.

  1. Стены выкрасил малЯр,

Мебель сделал нам столЯр.

  1. Любит борщ подружка Фёкла,

Потому что есть там свЁкла.

  1. Быстро очень прошагал

Я уже второй квартАл.

Третий я сейчас пройду,

В гости к другу забегу

ДЗ: Формировать умение использовать слова в соответствии с нормами произношения

Описание: Необходимо запомнить ударение представленных ниже слов.

1. Общеупотребительные слова с трудным ударением.

алфавит
библиот
ека
водопров
од
г
усеница
децим
етр
диал
ог
догов
ор
докум
ент
звон
ить
катал
ог
кварт
ал
килом
етр

компас
крас
ивее
 мусоропров
од
простын
я
св
ёкла
сл
учай
ст
атуя
стол
яр
ср
едства
хоз
яева
цеп
очка
щав
ель

2. Заимствованные слова.

произносится твёрдо

антенна
бу
терброд
компью
тер
сви
тер
ти
ре
термос 
шо
ссе

   произносится мягко

       музей
      паш
тет
       рельс
     фа
нера
     ши
нель

3. Слова с трудным звукосочетанием.

асфальт
ба
лерина
бул
ьон
ве
лосипед
дире
ктор
же
нщина

йод
комба
йн
коне
чно
ко
ридор
му
жчина
помо
щник

радио
район
скворечник
скучно
трамвай
чт
о

4. Имена существительные с неподвижным ударением.

– на основе (во всех формах)

кран – кранов
т
орт – тортов
фл
аг – флагов
б
ант – бантов

стержень – стержней
шоф
ёр – шофёров
т
уфля – туфель
ш
арф – шарфом

– на окончании (за исключением формы именительного падежа единственного числа)

плод – плода
бинт – бинт
а
блин – блин
а
герб – герб
а

гриб – гриба
пруд – пруда
серп – серпа
столяр – столяра

5. Имена существительные с подвижным ударением.

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе

директор – директора
д
октор – доктора 
сл
есарь – слесаря

шкаф – шкафы
суп – супы

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа

гусь – гусей
л
ось – лосей
в
олк – волков

вор – воров
к
орень – корней
н
овость – новостей

– ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения

голова – голову,

головы – голов – головам – головами – о головах;

доска – доску,
д
оски – досок – доскам – досками – о досках;

стена – стену,
ст
ены – стен – стенам – стенами – о стенах;

щека – щёку,
щ
ёки – щёк – щекам – щеками – о щеках

Упражнения, направленные на предупреждение ошибок в области ударения.

1). Цель – научиться на слух определять место ударения в словах:

•        отбивание ногой или простукивание рукой ударяемых слогов;

•        искусственное изменение ударения в слове, перенесение его с одного слога на другой (комната, комната, комната), что помогает детям лучше осознать, какой слог в данном случае действительно является ударным;

•        сопоставление омографов типа: кружки - кружки, пропасть - пропасть;

•        скандирование стихов с отстукиванием ударных слогов.

А так же можно использовать на уроке составление схем стихотворных и нестихотворных текстов посредством обозначения ударных (//) и неударных (и) слогов.

Дидактическая задача: Формировать умение видеть смыслоразличительную роль ударения.

Описание: Разгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какую роль играет в словах ударение?

1.  Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.    (ирис)

2.  Я – сборник карт;

От ударения зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.  

(атлас)

2) Приемы и упражнения, используемые в работе над устранением трудных случаев произношения

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Дидактическая задача приёмов: развивать умение различать гласные по их характерным особенностям; учить детей правильно произносить гласные звуки, наблюдать за слогообразующей и смыслоразличительной ролью гласных звуков.

1) произнесение и распознавание звука на слух;

2) изображение изолированного звука схемой: учитель поясняет, что на схемах отдельный звук обозначен в виде значка: гласный звук — это красный треугольник; согласный мягкий звук — зеленый квадрат; согласный твердый звук — синий квадрат. Данные условные обозначения, используемые в учебнике, аналогичны условным обозначениям в «Букваре» (авторы: Н.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова);

3) утрированность артикуляции (усиливается четкость движений). Данный прием используют при закреплении понятия об изолированном звуке. Ученики упражняются в отчетливом произнесении изолированных звуков. Одновременно с произнесением звука на наборное полотно выставляются картинки-символы;

4) распознавание на слух и выделение звуков из слов: ученики ставят на наборное полотно карточки с синими, зелеными квадратиками и красными треугольниками;

5) фиксирование артикуляции путем задержки положения речевых органов, которая усиливает кинестетические ощущения при фонации.

Иногда используют прием запоминания с закрытыми (на 3-5 секунд) глазами для большего осознания позиции звука.

Эффективным является прием ускорения или замедления темпа речи. При отработке слогов типа ССГ и СССГ используется постепенное ускорение темпа для редуцирования призвуков гласных между согласными; замедление — для выделения нужной фазы артикуляции.

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛУХИХ И ЗВОНКИХ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (ЗВУК И БУКВА Ш, ЗВУК И БУКВАХ)

Дидактическая задача: провести наблюдение над особенностями произношения звука Щ; учить правильно произносить Щ в слогах, словах, предложениях.

1. Характеристика звука Щ.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения, насыщенных звуком Щ.

3. Определение места звука Щ в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук ТТТ стоит в разной позиции (в начале, середине, конце слова).

5. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звука Щ в словах.

6. Упражнения на словообразование (суффиксальный способ: глаз + ищи глазищи).

1. Работа с однокоренными словами. Называние общей части слов.

8. Четкое произношение звука Щ в предложениях.

9. Составление словосочетаний из предложенных слов.

10. Образование простой формы сравнительной степени имен прилагательных по речевому образцу: более толстый — толще.

11. Работа над произношением звука Щ в текстах «Почему ящерица теряет свой хвост», «Рыбьи врачи», «Друзья рыб».

ЗВУКИ БУКВА Ц

Дидактическая задача: провести наблюдение над особенностями произношения звука Ц; учить правильно произносить слоги, слова и предложения со звуком Ц.

1. Доступная детям характеристика звука Ц.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения со звуком Ц.

3. Называние предметных картинок с последующим определением места звука Ц в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук Ц стоит в начале, середине и конце слова (цена, лицо, огурец).

5. «Цепочки слов» — упражнение для четкости произношения звука Ц в словах. В основу объединения слов в цепочку из трех звеньев положен принцип слоговой структуры слов и положения звука Ц в слове (в начале или конце).

6. Упражнения на словообразование.

7. Составление словосочетаний из предложенных слов.

8. Работа с однокоренными словами. Называние общей части слов (цвет, цветник, цветы, зацветает, цветовод, цветочница).

9. Четкое произношение звука Ц в словосочетаниях.

10. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скороговорку?». Ответы на вопросы:

— Какое насекомое называют «цокотухой»?

— Знаете ли вы стихотворение К. Чуковского «Муха-Цокотуха» ? Материал задания можно расширить за счет выразительного чтения или чтения по ролям этого стихотворения.

11. Орфоэпическое произношение предлогов со словами.

12. Работа над произношением звука Ц в предложениях.

13. «Кто где живет?» — упражнение на расширение словарного запаса, построение связного высказывания. Четкое произношение звука Ц в именах существительных, обозначающих жителей стран. (Кто живет во Франции? — Во Франции живут французы.)

14. Коммуникативные практикумы:

Психологические приемы.

Дидактическая задача: развивать умение различать и четко произносить мягкие и твердые звуки;

Помогают правильному произнесению звуков, например, такие советы: произносите мягкие согласные женским голосом, а твердые – мужским; произносите глухие согласные так, чтобы сдуть маленький листочек бумаги с руки, а звонкие согласные так, чтобы этот листочек не сдвинулся с места.

3) Обучение использованию основных знаков транскрипции

- Задания направленные на обучение использованию основных знаков транскрипции:

Дидактическая задача: формировать умение правильно использовать знаки транскрипции

  1. Описание: Детям предлагается затранскрибировать текст:

На небесах печальная луна.

Встречается с веселою зарею,

Одна горит, другая холодна.

  1. Описание: Дети должны указать пары слов, звуковой состав которых одинаков.

Лес-сель, лыжи-жилы, лиса-сила, ром-мор, луг-лук.

  1. Описание: Детям даётся ряд слов, нужно определить в каких словах две буквы обозначают один звук.

Аллея, семья, обезжиренный, июньский, отбить, счастье, грустный, медный, отпилим, бессловесный, смеется, расчет, визжать, разжать, подъехать, извозчик, взять.

Описание: Учитель предлагает определить, какие звуки обозначаются буквами Е, Е, Ю, Я:

Ешь, мел, сесть, ездить, объявить, елка, ежи, мое, моя, шелк, щель, челка, на крыльце, лед, люблю, стою, мять, взять, мгновение.

  1. Описание: учащимся предлагается выписать слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами Е, Е, Ю, Я :

Тихо, следить, жернов, полет, желтый, снег, бледный, пряный, брюнет, кегли, газета, север, выше, вянуть, пятерка, сессия, декан, пюпитр, люстра, сердце, ровесник.

5. Описание: детям нужно определите позиции гласных в следующих словах:

1) обещать, одиноко, облака, осыпаться, опушка, рояль, мораль, мясной, еловый, экспресс, эскимо, галерея, гвардия, гигиена, гнездо, жилище, часовой;

2) опоздать, озябнуть, овощной, эхо, гараж, единство, жемчуга, бокал, говорить, единица.

8.Выполнить полный фонетический разбор слов предложения.

Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий).

Совершенствование интонационных умений

-Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков:


Упражнение «Зеркало»

Дидактическая задача: формировать умение анализировать эмоциональное состояние и способы их выражения 

Описание: Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

         После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. 

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Игра «Я радуюсь, когда…»

Дидактическая задача: формировать умение анализировать собственные эмоциональные состояния

Игровые правила: Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся.

Упражнение «Музыка и эмоции»

Дидактическая задача: формировать умение различать эмоциональное состояние

Описание: Детям предлагается прослушать музыкальный отрывок. Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная.

Упражнение «Способы повышения настроения»

Дидактическая задача: формировать умение регулировать собственное эмоциональное состояние

Описание: Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

Игра «Испорченный телефон»

Дидактическая задача: формировать умение различать и анализировать эмоции

Игровые правила: Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий, молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

«Зеркало»

Дидактическая задача: формировать умение распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

Игровые правила: Участники игры разбиваются на пары (по желанию, становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

Игра «Лото настроений»

Дидактическая задача: формировать умение различать эмоциональные состояния

Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Игровые правила: Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

 Игра «Назови похожее»

Дидактическая задача: формировать умение передавать эмоциональное состояние с помощью слов

Игровые правила: Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

Игры и упражнения направленные на развитие эмоционального словаря – действий предметов:

1. вариант игры «Что делает эмоция?» (веселая – веселится, грустная – грустит, злая – злится и т. д.)

2. вариант игры «Что делают эти глаза?» (грустят, смеются, удивляются, злятся и т. д.)

3. вариант игры «Что делает это лицо?» (радуется, плачет, боится и т. д.)

4. вариант игры «Что делают губы?» и т. п.

-Работа над рассмотрением и накоплением эмоциональных состояний учащихся

Дидактическая задача: формировать умение различать и анализировать эмоции «радости», «гнева», грусти».

 Учитель задаёт детям вопрос: «Что для вас значит «радость», «гнев», «грусть»? По каким признакам вы их отличаете?

Далее детям даются упражнения:

УПРАЖНЕНИЕ «РАДОСТЬ»

Участникам предъявляется пиктограмма с изображением эмоции радости (см. приложение). После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий просит объяснить: «По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает радость?»

В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо.

УПРАЖНЕНИЕ «ГНЕВ»

Участникам показывается пиктограмма гнева (см. приложение) и предлагается определить, что это за эмоция. Каждый пытается изобразить эмоцию гнева. После этого проводится конкурс на «самый гневный гнев».

УПРАЖНЕНИЕ «ГРУСТЬ»

Участникам показывается пиктограмма грусти (см. приложение) и предлагается определить, что это за эмоция. Каждый пытается изобразить эмоцию грусти. После этого проводится конкурс на «самую грустную грусть».

Работа над созданием речевых ситуаций обеспечивающих создание возникновения живых ситуаций

-Упражнение направленные на интонационную выразительность:

1) Дидактическая задача: Совершенствование интонационной выразительности

 Описание: Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.
Произнося фразу «Миша умеет танцевать»

- удивите;
- огорчите;
- иронизируйте;
- восхитите;
- разгневайте;
- констатируйте факт.

Мобильность таких тренировочных текстов (А, Б) позволяет говорящему сосредоточить свои волевые усилия на небольшом словесном материале, энергичнее воздействовать на слушателей, лично каждому испытать радость удачи или огорчение неудачи. Такие упражнения развивают способность не только быстро понять и почувствовать обстоятельства, заданные художественным текстом, но и превратить чтение в реальный живой разговор.

  1. Дидактическая задача: Совершенствование интонационной выразительности

Описание: Дети читают по ролям, а затем инсценируют данный фрагмент: А Береснев. Тыква
- Почему, скажи мне, тыква, Все лежишь?
- А я привыкла.
- Почему не ходишь в гости,
А грустишь весь день в траве?
- Я привязана за хвостик
Крепко-накрепко к ботве!

Подготовительная работа:

- Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая…) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.

  1. Дидактическая задача: Совершенствование интонационной выразительности

Описание: Подготовься читать текст, соблюдая интонацию. Объясни знаки препинания.

Малина

…Кто может положить в рот сто ягод и поглотить их? Может быть медведь? Не угадали! Да каждый из нас не раз глотал по сто ягод сразу. Не верите? А малину вы ели? Небось по две и по три ягоды сразу в рот клали? Вот знайте! То что вы называете ягодой малиной, - это вовсе не одна ягода, а много-много маленьких ягодок. Может быть пятьдесят, а может быть, и сто!

Подумайте, каким голосом следует передавать при чтении крик персонажа?

Вступили в бой. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.

- Ура! – раздалось над окопами.

(Алексеев)

  1. Дидактическая задача: Совершенствование интонационной выразительности

Описание: Прочитайте фрагмент из произведения Пушкина дважды:

а) в монотоне

б) с повышением и понижением голоса:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше – то совсем раскололось

  1. Дидактическая задача: Совершенствование интонационной выразительности

Описание: детям предлагается изобразить этюды:

1. «Баба-яга» (злость). Баба-яга поймала Аленушку и велела ей затопить печку, чтобы потом съесть ее, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет — сбежала. Рассердилась Баба-яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

2. «Один дома» (страх). Мама-зайчиха ушла добывать еду, и зайчонок остался один в домике. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Зайчонку страшно: вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.

3. «Про Таню» (горе и радость).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!

Дети, по желанию, изображают героев, передавая чувства определенными эмоциями.

Педагог поощряет артистов за мастерство, умение передавать душевные переживания и чувства других, затем прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Учебно-методическое пособие. Развитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу. 1

Учебно-методическое пособиеРазвитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу                             ...

Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"

Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука",   уче...

Методическое пособие по русскому языку:«Формирование грамматической правильности речи младших школьников (на примере работы с просторечными ошибками)»

Грамматические просторечные ошибки относятся к числу тех отклонений от норм литературного языка, по которым можно судить об уровне духовного и интеллектуального развития человека, о его внутренней кул...

Методические основы развития связной речи младших школьников

В статье даны рекомендации по развитию связной речи младших школьников....

Методическая разработка. Обследование устной и письменной речи младших школьников (3 класс).

Обследование устной и письменной речи младших школьников  (3 класс) общеобразовательной школы с целью выявления речевой паталогии. Речевой материал для обследования  звукового анализа, слова...

Методический семинар по теме: "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих четкого грамматического оформления, ре...