Методическая разработка. Обследование устной и письменной речи младших школьников (3 класс).
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему
Обследование устной и письменной речи младших школьников (3 класс) общеобразовательной школы с целью выявления речевой паталогии. Речевой материал для обследования звукового анализа, словарного запаса, грамматического строя речи для проведения диагностики в период с 1 по 15 сентября учителем-логопедом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Материал для обследования звукового анализа. Гласные и согласные звуки и буквы (3 класс)
Фамилия_______________________Имя____________________класс__________
1. Разгадай какие слова зашифрованы в транскрипциях и запиши:
[т’ул’пан]_______________________ [голуп’]_______________________
[кал’цо]_________________________ [ос’эн’]________________________
2. Подумай и вставь гласную или согласную букву так, чтобы получились слова. Запиши получившиеся слова, отметь цифрой их число на каждой строчке.
л – к (у ю е а и)________________________________________________________________
ст – л (у а о е ы)_______________________________________________________________
б -нт (а у и е о ы ю)_____________________________________________________________
ко – а (р з л с ж)________________________________________________________________
3. Найди пары слов, которые различаются друг от друга одной буквой. Запиши эти слова парами и подчеркни букву которой они различаются.
Пень, соль, зубы, врач, вагон, мел, майка, работа, ворона, грач, загон, забота, лень, губы, ноль, сел, топот, сайка, корона, ропот |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материал для обследования словарного запаса
1. Назови одним словом и запиши:
Яблоко, вишня, груша, слива, персик, абрикос, банан...это_____________________
Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки..это________________
Огурец, капуста, морковь, баклажан, лук, картофель, кабачок...это__________________
Берёза, клён, дуб, ель, сосна, ива, тополь, осина, липа...это_________________________
2. Замени фразу одним словом и запиши:
Ребята, которые учатся в школе - это_____________________________________
Главный город страны - это______________________________________________
3. Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши:
образец: острый - тупой |
|
4. Подбери близкие по значению слова (синонимы) и запиши:
образец: грустный – печальный
беда — ..._________________ радость — ... _____________________
5. Подбери родственные слова и запиши:
образец: лес – лесник……
боль — …________________________________________________________________
соль — ..._________________________________________________________________
6. Как ты понимаешь пословицу? Напиши:
Семь раз отмерь — один отрежь.
__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Как называют человека, который:
Работает в библиотеке ______________________________________
Работает в магазине... ______________________________________
Охраняет границу... _________________________________________
Снимается в кино____________________________________________
8. Назови детенышей и запиши:
у собаки — …_____________________ | у лисы — ...____________________ у коровы — ..._____________________ |
Материал для обследования грамматического строя речи
1. Исправь ошибки и запиши правильно.
На столе сапожки, под столом лепёшки._________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дети в печи, дрова на печи._____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Данные существительные запиши во множественном числе:
стол — ... _____________________ глаз — ..._______________________
ведро — ... _____________________ окно — ..._______________________
ухо — ... _______________________ дерево — ..._____________________
3. Подбери к существительному подходящее по смыслу прилагательное и запиши:
яблоко (какое?)_______________________ зима (какая?)_____________________________
ветер (какой?)________________________ шар (какой?)____________________________
4. Образуй слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и запиши:
образец: голос - голосок
кровать —… _________________ дом — ..._____________________________
стул — ... _____________________ ложка — ...___________________________
нос — ... _______________________ палец — ..._____________________________
5. Образуй прилагательные от существительных и запиши:
образец: зима — зимний
дуб —_______________________ липа —______________________________
утро —_____________________ лимон — _____________________________
5.Составь новые словосочетания и запиши:
образец: сок из яблок — яблочный сок
суп из рыбы — ... __________________________________________________________
варенье из слив - …_________________________________________________________
валенки из войлока__________________________________________________________
блюдо из фарфора___________________________________________________________
6. Ответь на вопросы, данные в скобках и запиши:
образец :Хвост у лошади (чей хвост?) – лошадиный хвост
Грива у льва ______________________________________________________________
Хвост у мыши ____________________________________________________________
Уши у зайца ______________________________________________________________
Голова у медведя__________________________________________________________
7. Образуй новые слова с помощью приставок и запиши:
Ходит (у-, при-, за-, вы-, от-, пере-, под-)— ______________________________________
____________________________________________________________________________
Шить (за-, под-, при-, вы-, пере-) —______________________________________________ _____________________________________________________________________________
8. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Укажи, где приставки, а где предлоги.
Труд и (на) кормит, и (на) учит.__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Счастье бывает тому, кто (в) труде да (в) учении ума (на) бирает._____________________
_____________________________________________________________________________
Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт. _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников
Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...
Статья "Развитие устной и письменной речи младших школьников"
В статье представлена теоретическая и практическая система развития устной и письменной речи первоклассников. Она содержит: словарики по теме, сюжетные картинки, творческие игры, авторские тексты....
РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...
Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников
Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы моей работы в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...
Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)
Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...
Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2020-2021 уч. г.
Презентация для педсовета по итогам входной диагностики первоклассников (все вычисления для графики выполнены на основе реальных данных по Средней школе № 1 )...