Методическое пособие по русскому языку:«Формирование грамматической правильности речи младших школьников (на примере работы с просторечными ошибками)»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Грамматические просторечные ошибки относятся к числу тех отклонений от норм литературного языка, по которым можно судить об уровне духовного и интеллектуального развития человека, о его внутренней культуре. Именно поэтому данная работа посвящена вопросу предупреждения просторечных ошибок в речи младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metadicheskaya_razrabotka_nikitinasa_4.3.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 154 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара
Методическое пособие по русскому языку:
«Формирование грамматической правильности речи младших школьников (на примере работы с просторечными ошибками)»
Автор: учитель начальных классов
высшей категории МБОУ СОШ №154
Никитина Светлана Анатольевна
2014г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Просторечие как внелитературная форма
общенационального русского языка ……………….…………………………...4
Закономерности усвоения языковых норм детьми……………………….8
Место грамматических просторечных ошибок среди ошибок
и недочетов в речи учащихся…………………………………………………...12
Перечень грамматических просторечных ошибок………………………15
Тест по исследованию грамматической правильности
речи младших школьников ……………………………………………………..17
Рекомендации по преодолению и предупреждению грамматических просторечных ошибок в речи младших школьников…………………………19
Список литературы ………………………………………………………..20
Приложения……………………………………………...………………...22
Введение
Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворенного ее состоянием. Неослабный и возрастающий интерес к языку, повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии нашего общества. Все более укрепляется в сознании современников то, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности и, наоборот, «языковая малограмотность, - как еще говорил М.Горький, - всегда является признаком низкой культуры» [7,3].
Нет необходимости доказывать, как велика роль школы в повышении культуры речи, в усвоении норм литературного языка. В пояснительной записке к программе по русскому языку для начальной школы подчеркивается, что развитие речи является одним из главных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей.
Однако педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку, к сожалению, является работа по развитию речевой культуры учащихся [24, 68].
По признанию учителей-практиков, уровень грамматической грамотности младших школьников остаётся низким. В речи детей наблюдается определённое количество просторечных ошибок, несмотря на то, что программой по русскому языку предусмотрена работа над словарём учащихся. Словарная работа должна быть направлена не только на пополнение словаря новыми словами и правильными грамматическими конструкциями, но и на его очищение (предупреждение), т.е. на устранение из активного словаря школьников просторечных, диалектных, вульгарных слов.
Грамматические просторечные ошибки относятся к числу тех отклонений от норм литературного языка, по которым можно судить об уровне духовного и интеллектуального развития человека, о его внутренней культуре. Именно поэтому свою работу мы посвятили вопросу предупреждения просторечных ошибок в речи младших школьников.
Просторечие как внелитературная форма общенационального русского языка
Рассмотрим, что обозначает понятие «просторечие», поскольку оно является центральным в нашей работе.
Слово «просторечие» образовалось из употреблявшегося в шестнадцатом – семнадцатом веках словосочетания «простая речь»[14, 402]. Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет: «Просторечие - простой, простонародный говор, язык» [8, 514].
В конце VIII - начале IX века «слова разделялись на высокие и низкие». Использование «всякого русского слова» в литературе строго запрещалось. А.С.Пушкин начал борьбу за воссоединение «просторечия», то есть житейской, бытовой речи русского народа с языком литературным. Он защищал свой язык ссылкой на просторечие, на то, что так говорят «простолюдины во многих наших губерниях». Поэт призывал больше читать русских народных сказок, чтобы видеть свойства русского языка. А слова Пушкина: «Грамматика наша еще не пояснена», сказанные в начале IX века, и сегодня остаются актуальными [27, 10].
Просторечие как объект лингвистики находится в русле развития современной науки о русском языке. А.Сахаров однажды сказал, что ученый- грамматист будущего окажет услугу русскому народу и его писателям, если напишет книгу о синтаксисе просторечия [27, 19].
В современной отечественной науке просторечие как объект лингвистического описания привлекает внимание многих исследователей (А.К.Югов, А.Н.Еремин, А.И.Моисеев). Это обусловлено тем, что просторечие как одна из форм существования общенационального русского языка оказывает серьезное влияние на иные его формы, в том числе и на литературный язык [22, 22].
В лингвистической литературе нет четкого и однозначного определения просторечия. На наш взгляд, заслуживают внимания две основные точки зрения на это явление.
В рамках одной концепции под термином «просторечие» понимается один «из стилей литературной речи с присущим ему особым кругом слов и форм, воспринимаемых на фоне других (книжных) стилей» [7, 11]. Например, использование таких слов, как «облапошить» (обмануть), «лоботряс» (лентяй) и другие, называют «литературным просторечием», допускаемым в литературном языке и разговорной речи для создания непринужденного повествования.
По мнению К.С.Горбачевича, в целях большей терминологической точности просторечием следует называть только слова стилистически сниженные, грубоватые, но нередко оправдываемые контекстом речи, отграничивая их от тех явлений, которые находятся за пределами литературного языка [7, 12].
Другая концепция под термином «просторечие» подразумевает те явления, которые не входят в литературный язык, а принадлежат ненормированной речи. Такие языковые формы, как «ихний», «врачиха», «инженерá», «делов» и другие, не допускаются в литературный язык, хотя и встречаются в пределах распространения всего русского языка.
О.Я.Гойхман также считает, что просторечие – это одна из нелитературных разновидностей общенародного русского языка. В отличие от местных диалектов, которые территориально ограничены, просторечие не имеет прикрепленности к какому-то определенному месту – это речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка [5, 23].
С.Н. Цейтлин относит к просторечию такие нарушения норм литературного языка, которые заключаются в модификации слов нормативной речи [25, 47].
А.К. Югов в своей книге «Думы о русском слове» дает свое видение понятия «просторечия»: «Просторечие есть явление общенародное. И не следует, как это часто случается в литературных спорах, смешивать его с диалектизмами. Они - явление местное, порою окружное только. О просторечии языковеды наши единодушно и исстари свидетельствуют, что в нем сохранилось древнейших и существенных свойств русского языка больше, нежели в современной образованной речи» [27, 13].
В «Словаре лингвистических терминов» О.С.Ахмановой находим следующее определение просторечия: «…слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определенного колорита» [1, 198].
В статье Ю.А.Бельчикова, входящей в «Лингвистический энциклопедический словарь», просторечие понимается как «одна из форм национального языка, наряду с диалектной, жаргонной речью и литературным языком; вместе с народными говорами и жаргонами составляет устную некодифицированную сферу общенациональной речевой коммуникации – народный разговорный язык [14, 402]. В просторечии представлены единицы всех языковых уровней; на фоне литературного языка просторечие выявляется в области произношения, морфологии («выбора» вместо литературного «выборы», «хочут» вместо литературного «хотят»), лексики, фразеологии, словоупотребления. Как отмечается в энциклопедии, особенно отчетливо своеобразие просторечия проявляется в грамматическом и фонетическом оформлении слов общего фонда («тапочек», «опосля», «здеся»). Для просторечия характерны экспрессивно сниженные оценочные слова с гаммой оттенков от фамильярности до грубости, которым в литературном языке есть нейтральные синонимы (например, «шарахнуть» - «ударить», «дрыхнуть» - «спать», «драпнуть» - «убежать») [14, 402].
Ю.А.Бельчиков считает, что просторечие в качестве особого стилистического пласта, который используется в литературном языке наряду с диалектизмами и жаргонизмами, является исторически сложившейся речевой системой, возникшей на базе московского разговорного койне и тесно связанной с формированием русского национального языка в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого веков. «Когда сформировалась и стала функционировать в рамках русского литературного языка разговорная речь, границы просторечия стабилизировались; сложились формы соотношения и взаимодействия просторечия с литературным языком, в результате чего образовалось литературное просторечие, служащее границей литературного языка с народно-разговорным языком – особый стилистический пласт слов, форм, оборотов речи, объединяемых экспрессивной окраской «сниженности», грубости, фамильярности [14, 402]. По мнению автора, в литературное просторечие входят следующие элементы:
1) слова и формы, характеризующие речь персонажей литературных произведений;
2) элементы, применяемые для сниженной в экспрессивном плане характеристики лиц, предметов, событий;
3) слова, обозначающие реалии, которым нет номинаций в литературном языке, например «зеленя».
Состав литературного просторечия подвижен и постоянно обновляется. В него входят некоторые речевые элементы вследствие длительного использования в литературных текстах. И, наоборот, многие просторечные слова и выражения приобретают статус «разговорных» и даже «книжных»: в XVIII веке просторечными словами считались слова жадный, удача, кружка, рукавица[27, 14].
А.К.Югов выделил части речи, которые чаще всего захватывает просторечие: «Именно частицам, наречиям, «модальным словам», да еще особенностям русского глагола обязан в первую очередь язык русского народа обилию просторечий» [27, 15]. Он же указывает на обилие конструкций, наиболее свойственных народному просторечию, среди которых немалое место занимает народный стилистический прием «опущение» - когда опускаются легко подразумеваемые члены предложения. Например: «Да, так бывает; вот бы только, вот-вот, - а и нет ничего!» (М. Пришвин).
Л.В.Щерба, В.В. Виноградов, И.И.Мещанинов и др. много трудов посвятили так называемой присоединительной связи, свойственной народной устной речи. Присоединительные связи осуществляются через присоединительные союзы, частицы, наречия, модальные слова: а, а то, и потому, и, и вот, или, да и, и то, да, ведь…. Например: «Ее губы улыбались редко – и то слегка» (И.Тургенев).
Часто в предложениях устной речи присоединительные связи, например союз и, повторяются. Не является редкостью повторение этих присоединительных союзов и частиц в классической прозе, в сказках, в сказаниях.
К исследованиям последних лет относится работа А.Н.Еремина [9]. Он пишет, что просторечие в последние годы все в большей мере трансформируется из общегородской неграмотной речи в общий национальный субстандарт. Автор выделяет три формы просторечия:
1) форма существования национального языка, характеризующаяся соответствующими приметами в фонетике, лексике, семантике, словообразования, грамматике, акцентологии;
2) экспрессивное просторечие – функционально-стилистическая категория в литературном языке;
3) художественное просторечие, преднамеренно модифицируемое в эстетических целях (просторечие в текстах М.Зощенко, А.Платонова и др.). А.Н.Еремин приходит к выводу о том, что старое просторечие (конец IX века
– тридцатые годы XX века) базовой основой имеет диалектное койне. А новое просторечие базовой основой имеет прежде всего жаргоны.
Вывод: просторечие проявляется, прежде всего, в фонетическом и грамматическом оформлении словарного запаса. В современном русском языке оно существует в двух формах:
1) просторечие, включающее речевые элементы, находящиеся за пределами литературного языка;
2) литературное просторечие как особый стилистический пласт разговорного и художественного стилей.
Закономерности усвоения языковых норм детьми
Чтобы владеть речью, необходимо овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями, и усвоить правила их использования в речевой деятельности. Правила использования языковых единиц – это и есть грамматика. Такое толкование термина «грамматика» предложил в свое время академик Л.В. Щерба, который утверждал, что грамматика есть не что иное, как сборник правил речевого поведения [26, 9]. Однако для речевого поведения, принятого в обществе, необходимо знать также правила выбора и употребления лексических единиц, правила звукового оформления речи, что уже не входит в компетенцию традиционной грамматики, подразделяемой на синтаксис и морфологию.
Число грамматических правил, относящихся как к морфологии, так и к синтаксису, велико. Как отмечает С.Н. Цейтлин, многие из правил изменения слов и конструирования предложений не изучают в школе и даже не сформулированы лингвистами.
Знание правил – это результат собственной языковой деятельности носителя языка, протекающей на бессознательном уровне. Каждый из нас постоянно анализирует речь других и свою собственную. У каждого человека имеется представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в языке. Неправильные обороты и конструкции не воспринимаются, а происходит это потому, что ухо уже настроено на определенный образец. Мы часто ощущаем, что кто-то говорит неправильно, но сформулировать правило, которое при этом нарушается, можем лишь в редких случаях. Американский специалист по проблемам детской речи С.Эрвин-Трипп говорит, что «чтобы стать носителем языка… нужно выучить правила… То есть нужно научиться вести себя так, как будто ты знаешь эти правила».
Овладеть языком – значит усвоить правила их создания и употребления, для познания которых нужно все время совершать работу по анализу, систематизации языковых фактов.
Закономерности овладения ребенком различными сторонами родного языка наиболее полно исследованы А.Н.Гвоздевым. В его книге «Вопросы изучения детской речи» прослежена последовательность появления в речи ребенка различных видов предложений, частей речи и их грамматического оформления. Это исследование показывает, что нормальное развитие речи представляет собой сложный и многообразный процесс, что дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем языка, слоговой структурой слова и т.д. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие – позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – еще неусвоенными или усвоенными частично. Отсюда вытекает разнообразие нарушений языковых норм детьми [11, 23].
Правила, добываемые ребенком из речи взрослых, не вполне тождественны тем правилам, которые управляют речевой деятельностью взрослых. Если бы подобное тождество наблюдалось, то не было бы почвы для детских речевых ошибок: искаю, домы, победю… Нормативная грамматика исключает подобные формы; детская грамматика, напротив их порождает.
По мнению исследователей, главной причиной речевых ошибок детей является так называемое давление языковой системы, которое заключается в том, что норма усваивается позднее, чем система, поэтому значительная часть детских речевых ошибок представляет собой нарушение языковой нормы вследствие слишком прямолинейного следования системе. Это так называемые системные ошибки.
В своей работе «Вопросы изучения детской речи» А.Н. Гвоздев выделил три основных периода в языковом развитии детей:
Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней – имеет два этапа:
1) «время однословного предложения» (1 год 3 мес. – 1год 8 мес.);
2) «время предложений из нескольких слов-корней» (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.).
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения – имеет три этапа:
1) «время формирования первых форм» (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.); «время использования флексийной системы для выражения синтаксических связей слов (падежные окончания существительных, личные окончания глаголов)» (2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.);
2) «время усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений» (2 года 3 мес. – 3 года).
Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка (3 года – 7 лет).
Интересны закономерности в овладении языком детьми.
Существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов, и некоторое время употребляются в неизменяемом виде. Первые формы существительных – единственное и множественное число, уменьшительная форма рядом с неуменьшительной, а также разделение винительного падежа и именительного. При наличии в языке ребенка до сотни существительных появляются образования по аналогии, свидетельствующие о выделении у существительных первых морфологических элементов и о начале усвоения грамматического строя языка. Сначала усваиваются продуктивные варианты падежных окончаний, которые вытесняют падежные окончания, являющиеся частными вариантами общих форм (браты, стулы, листы вместо братья, стулья, листья). Поэтому на определенных этапах дети не умеют образовывать множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже на –а (дома, окна), но умеют образовывать множественное число существительных, оканчивающихся на –ы (столы, шары).
Усваивая род существительных, дети часто опираются на биологический род. Особые трудности испытывает ребенок, встречаясь с одушевленными существительными среднего рода, обозначающими широкие, обобщающие понятия. Он рассуждает: «Дите – это оно. Тут мальчики и девочки вместе». Средний род как грамматическая категория одушевленных существительных объясняется ребенком как объединение особей мужского и женского пола, а потому нейтральный по роду, и в речевой практике он приписывает таким существительным свой род [3, 55].
Наименования лиц женского пола в речи детей используется очень часто. Дети создают такие слова в соответствии с существующими правилами языка, и их образование не противоречит системе, но все-таки, как считают исследователи детской речи, они носят разговорный или просторечный характер: докторша, дворничиха, пловчиха.
Глагольный словарь появляется в речи детей несколько позже предметного. Появившиеся названия действия первоначально употребляются ими в неизменяемой форме, чаще всего в инфинитиве, и относятся на конец предложения. Разные формы согласования усваиваются не одновременно: сначала усваивается согласование в числе, несколько позже - в лице и роде.
Позднее появление прилагательных представляет собой общепризнанную закономерность детской речи. Долгое время прилагательные ставятся ими, вопреки нормам русского языка, после существительных. Усвоение грамматических категорий прилагательных происходит на ограниченном количестве слов, и большая часть их является качественными прилагательными. Они обозначают: величину, цвет, вкус, температуру, вес, оценку предметов. Позже появляются притяжательные прилагательные. Усваивая число прилагательных, дети долгое время не используют в своей речи прилагательные множественного числа в косвенных падежах.
Формирование грамматического понятия рода имен прилагательных начинается гораздо позже, чем усвоение прошедшего времени глагола. Одновременно появляются формы мужского и женского рода прилагательных, которые часто смешиваются детьми.
В процессе усвоения местоимений большинство местоименных форм употребляется правильно с самого начала их появления в речи ребенка. Дети перенимают их в таком виде, в каком слышат от взрослых. В шестилетнем возрасте у детей появляются попытки самостоятельно конструировать местоименные формы, например притяжательные местоимения.
Наречия появляются очень рано, в числе первых слов, и их количество быстро растет. Первоначально наречия встречаются в речи детей в их простой по составу форме, т.е. неразложимыми на морфологические элементы. Эти наречия фигурируют в речи детей для обозначения места, времени, вопроса.
Служебные слова (предлоги) появляются в речи детей после всех знаменательных частей речи. Их появлению предшествует период, когда взаимосвязь между словами выражается только флексиями. Раньше всего появляются предлоги в их первичном значении обозначения пространственных отношений. С развитием речи пространственные отношения все больше и больше детализируются. Затем предлоги начинают употребляться в других значениях: времени, цели, причины.
Вывод: усваивая нормативную речь родного языка, дети допускают речевые ошибки. Отклонения от нормы не случайны, а обусловлены следующими факторами:
1) языковым фактором («противоречия и непоследовательности во внутренней системе литературного языка» [7, 27]). Легко и естественно усваивается лишь то, что закономерно; любые отклонения от закономерности, все непродуктивные формы, все, что выходит за рамки системности, - все это дается и взрослым и детям с большим трудом.
2) психолого-лингвистическим фактором (одни языковые группы усваиваются детьми раньше, другие – значительно позже) [11, 23];
3) социальным фактором (дети усваивают ошибки из речи взрослых, из произведений художественной литературы, из СМИ).
Место грамматических просторечных ошибок среди ошибок
и недочетов в речи учащихся
Отступления от норм литературного языка порождают в речи учащихся ошибки и недочеты. Этот «отрицательный языковой материал», роль которого, по мнению Л.В.Щербы, «громадна и до сих пор еще не оценена в языкознании», представляет большой интерес и для лингвистики и для методики преподавания русского языка. По нему можно судить о том, какими нормами литературного языка еще не овладел ученик, какие отступления от качеств хорошей литературной речи он допускает. Знать это учителю необходимо для того, чтобы правильно спланировать работу по развитию речи учащихся.
Весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушение требования правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим: так сказать (написать) нельзя, это неправильно. Недочет – это нарушение коммуникативной целесообразности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи. Недочет мы расцениваем с точки зрения того, «хуже или лучше» сказано (или написано) [17, 30].
Методистами разработаны различные классификации ошибок и недочетов. Для практики обучения языку представляется целесообразным подойти к классификации речевых ошибок и недочетов с позиций современной лингвистики, различающей строй языка (систему языковых единиц) и употребление языковых средств в речи.
Т.А. Ладыженская делит все ошибки на две основные группы: ошибки в структуре (в форме) языковой единицы и ошибки в употреблении (функционировании) языковых средств [17, 30]. Первые названы грамматическими, так как именно в грамматике рассматривается структура слова, словосочетания или предложения; вторые – речевыми, так как слово, словосочетание или предложение «живет» (функционирует, употребляется) только в речи. Грамматические и речевые ошибки можно обнаружить и в письменной, и в устной речи.
• Грамматические ошибки.
В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание, предложение. В структуре каждой из них может быть допущена ошибка.
I. Ошибки в структуре слова:
1) в словообразовании (например: непоседка вместо непоседа, раздумчивый взгляд вместо задумчивый, благородность вместо благородство);
2) в формообразовании:
а) имени существительного (например: облаки, рельса, без тюли, с повидлой, без сапогов);
б) имени прилагательного (например: красивше, более красивее);
в) местоимения (например: ихний, ихи, чегой- то);
г) глагола (например: ездиет, хочат, ждя, ложит, махает) .
II. Ошибки в структуре словосочетания:
1) в согласовании (например: горькое кофе, теплая пальто, рыжая лис);
2) в управлении (например: удивляюсь его силой, избежать от верной гибели, набраться силами).
III. Ошибки в структуре предложения:
1) нарушение границ предложения (например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например: Торжество счастья захлестнула птицу);
3) ошибки в построении предложения с однородными членами (например: Девушка была румяной, гладко причесана).
• Речевые ошибки и недочеты.
Группу речевых ошибок составляют случаи нарушения норм употребления слов и грамматических форм и категорий.
К речевым ошибкам и недочетам относятся:
1) употребление просторечных и диалектных слов (например: На вратаре майка, напяленная на рубашку);
2) смешение видо-временных форм глагола (например: В воду прыгают крысы, бегали чибисы);
3) неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности (например: Мама напомнила Кате, что она опаздывает);
4) нарушение порядка слов;
5) слабая распространенность и однотипность предложений;
6) неумение строить контекст, отсутствие связи между соседними предложениями.
Из выше данной классификации следует, что грамматические просторечные ошибки автор относит к речевым. Виды просторечных грамматических ошибок не указаны.
Обратимся к классификации ошибок, которую предложил М.Р. Львов. Ученый разделил речевые ошибки на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические:
I. Лексико-стилистические:
1. Повторение одних и тех же слов.
2. Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков.
3. Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов.
4. Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски.
5. Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний.
II. Морфолого-стилистические:
1. Детское словотворчество.
2. Использование диалектных или просторечных форм: они хочут, иха мама, выстрельнул.
3. Пропуск морфем.
4. Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
III. Синтаксико-стилистические:
1. Нарушение управления, чаще всего предложного.
2. Нарушения согласования, чаще всего – сказуемого с подлежащим.
3. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла.
4. Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют.
5. Местоименное удвоение подлежащего.
6. Употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид.
7. Неумение находить границы предложений.
Классификация М.Р. Львова также не отражает особенности и виды грамматических просторечных ошибок. Автор лишь разграничил лексические и морфологические просторечные ошибки.
Вывод: в современных классификациях речевых ошибок границы просторечных ошибок точно не определены.
Перечень грамматических просторечных ошибок
Рассмотрев современные грамматические нормы, понятие просторечия, особенности усвоения языковых правил детьми и существующие классификации грамматических ошибок, мы можем предложить перечень тех грамматических просторечных ошибок, которые чаще всего встречаются в речи младших школьников.
Все ошибки данного вида мы разделили на две большие группы: морфологические и синтаксические.
I. Морфологические.
1) ошибки в образовании форм существительных:
а) в форме именительного падежа множественного числа у существительных на –ы(-и) и –а(-я): договора, инженера, табеля, поезды, парусы, полотенцы;
б) в форме родительного падежа множественного числа у существительных на –ов(ев), -ей и нулевой флексией: глазов, брёвнов, сухарёв, делов, каникулов;
в) в выборе правильной флексии у существительных с колебанием рода или у несклоняемых заимствованных слов: корабль сошел со стапели; угостил черным кофем, пришел без пальта;
г) в форме родительного падежа единственного числа у существительных на –а(-я) и –у(-ю): производство сахару, среди народу, вкус чаю.
2) ошибки в образовании форм прилагательных:
а) в притяжательных прилагательных с -ий в косвенных падежах: лисиный хвост, медвежачья берлога, собачачим хвостом, бельчачьего шума;
б) в образовании сравнительных форм прилагательных: красивше, ширее, молодее, кольчее, более устойчивее, более крепче, всего быстрее прибежал Коля, этот дуб всех выше в лесу.
3) ошибки в образовании форм глаголов:
а) форм первого лица единственного числа: ездию, победю, убедю, очутюсь;
б) форм третьего лица множественного числа настоящего времени у разноспрягаемых глаголов: хочут, забежат, перехочут, бежат;
в) в образовании неопределенной формы глаголов: ложить, жгать, покласть;
г) образование форм первого лица единственного числа настоящего времени: искаю, рисоваю, плакаю, плеваю, соваю;
4) ошибки в образовании форм личных местоимений 3 лица для обозначения принадлежности третьему лицу: ихи руки, еёные песни, евоный стук, ихняя мама.
II. Синтаксические.
1) ошибки в структуре словосочетания:
а) нарушение согласования в словосочетаниях с несклоняемыми существительными: широкая авеню, черное кофе;
б) нарушение согласования в словосочетаниях с существительными, обозначающими женщину по ее профессии, должности: известная врач, молодая режиссер, хорошая зубной врач;
в) нарушение управления: уверенность в победу, настал предел терпения, уделять внимание на чистоту, оплачивать за проезд;
г) неразличение грамматического содержания той или иной конструкции: памятник Пушкина, памятник Суворова;
д) употребление винительного прямого объекта вместо родительного в словосочетаниях с глаголами «ждать», «искать», «просить». «требовать»: он ищет славу, ждать встречу, просить помощь.
2) ошибки в структуре предложения:
а) постановка прилагательных после существительных: У меня есть кошка рыжая, За окном стоит береза белая;
б) постановка глаголов в конец предложения: мама полы моет, мы гостей ждем;
в) опущение легко подразумеваемых членов предложения: гриб лезет и лезет;
г) использование присоединительных связей: Они увидели дорожку. И побежали по той дорожке.
Вывод: методистами и лингвистами, изучающими детскую речь, выделен большой пласт грамматических просторечных ошибок.
Составленный перечень грамматических просторечных ошибок поможет учителю организовать работу по формированию грамматической правильности речи младших школьников.
Тест по исследованию грамматической правильности
речи младших школьников
Работа по развитию речи будет эффективна только тогда, когда учитель будет иметь представление о тех конкретных трудностях, которые испытывают его ученики. В современном образовании для изучения уровня ЗУН школьников все большее значение приобретает метод тестирования. Тестирование позволяет получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Изучив особенности усвоения языковых правил детьми, составив перечень просторечных грамматических ошибок и проанализировав действующие программы и учебники, мы составили тест по исследованию грамматической правильности речи младших школьников.
Название теста: определение уровня грамматической правильности речи младших школьников.
Цель: определить наличие или отсутствие грамматических просторечных ошибок в речи младших школьников.
Инструментарий: тестовый бланк для ответов, ручка.
Инструкция: «Дорогие ребята! Мы с помощью данного теста проводим изучение вашей речи и для этого предлагаем письменно выполнить задания теста. Ваши ответы, какими бы они ни были, имеют большую ценность для нас».
Время выполнения: 30 – 60 минут (зависит от уровня развития класса)
Содержание: тест состоит из 7 заданий
Таблица 1
Определение уровня грамматической правильности речи младших школьников
№ задания | На выявление какой ошибки направлено задание | Наибольшее количество баллов |
Ошибки в образовании форм существительных: | ||
1 | а) И.п. множественного числа сущ. на –ы(-и) и -а(-я) | 6 |
2 | б) родительный падеж множественного числа сущ. на – ов(ев), -ей и нулевой флексией | 5 |
Ошибки в образовании форм прилагательных: | ||
3 а) | а) притяжательные прилагательные с – ий | 6 |
3 б) | б) формы сравнения | 3 |
4 5 (ж, к) | Ошибки в образовании форм личных местоимений 3 лица для обозначения принадлежности третьему лицу | 6 2 |
Ошибки в образовании форм глаголов: | ||
5(а,б,е) | а) 1 лицо единственного числа | 3 |
5 (в, г) | б) 3 лицо множественного числа | 2 |
5 (д) | в) неопределённая форма | 1 |
Ошибки в структуре словосочетания: | ||
5 (з) | а) употребление винительного прямого объекта вместо родительного | 1 |
5 (и) | б) нарушение норм управления | 1 |
6 | в) нарушение согласования в словосочетаниях с несклоняемыми существительными | 6 |
Ошибки в структуре предложения: | ||
7 (а, б, в, г) | а) постановка глаголов в конец предложения | 4 |
7 (в, г) | б) постановка прилагательных после сущ. | 2 |
Общее количество баллов | 48 |
Интерпретация результатов:
За каждое правильно выполненное задание испытуемый получает 1 балл. Баллы суммируются.
46 – 48 баллов – высокий уровень грамматического развития речи
42 – 45 баллов – средний уровень грамматического развития речи
41 – 29 баллов – низкий уровень грамматического развития речи
28 и меньше – очень низкий уровень грамматического развития речи
По нашему мнению, предложенный тест и его количественно-качественная интерпретация могут быть использованы школьными педагогами для выяснения общего уровня грамматического развития всего класса или динамики развития речи отдельных учащихся. Нас будет интересовать не только количество правильных-неправильных ответов, но и сами ошибки, т.е. качественный аспект.
Рекомендации по преодолению и предупреждению грамматических просторечных ошибок в речи младших школьников
Зная основные типы просторечных ошибок, умея определять причины их возникновения, учитель может самостоятельно разработать методику исправления и предупреждения указанных ошибок. М.Р.Львов считает, что эта методика должна складываться из следующих элементов:
а) исправление ошибок учителем в тетрадях учащихся;
б) классная работа над ошибками;
в) индивидуальная и внеурочная работа над отдельными ошибками: их обнаружение и исправление;
г) анализ образцовых текстов на уроках чтения и грамматики.
Для повышения уровня грамматической правильности речи учащихся мы предлагаем:
- использовать упражнения, построенные по аналогии с заданиями теста;
- использовать в работе с детьми таблицы-помощницы (см. приложения), составленные на основании выделения методистами и лингвистами, изучающими детскую речь, большого пласта грамматических просторечных ошибок;
- вести картотеку детских речевых ошибок, чтобы при изучении грамматических тем предупредить их появление.
Список литературы
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. – 608с.
- Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев: «Радянська школа», 1984. – 176с.
- Бредихина С.В. На ошибках учимся // Начальная школа. – 2002. - №7. – С. 55
- Бредихина С.В. Особенности детской речи и возможности ее использования на уроках русского языка // Начальная школа. – 2001. - №5. – С.52
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Инфра, 2001. – 272с.
- Голуб И. Точность, ясность речи // Народное образование. - 2000. - №8 – С.166
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1981. – 208с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 3. – М.: Русский язык, 1990. – 556с.
- Еремин А.Н. Современное русское просторечие. Объект, структура, базовые характеристики // Речеведческие дисциплины в вузе и школе: Тезисы и материалы Всероссийской научной конференции, 15 – 16 октября 2001года, Самара. Часть I. – Самара: Издательство Сам ГПУ, 2001. – 15с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2003. – 336с.
- Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: Просвещение, 1973, - 222с.
- Зикеев А.Г. Практическое овладение логико-грамматическими отношениями младшими школьниками // Дефектология. – 2001. - № 2. – С.43
- Летавина И.Л., Головенкина Л.Х. Некоторые наблюдения по использованию личных местоимений // Начальная школа. – 2002. - №2. – С.76
- Лингвистический энциклопедический словарь./Гл. ред. Ярцева В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 682с.
- Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1987. – 415с.
- Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы // Начальная школа. – 2002. - №1. – С.14
- Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. // Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение, 1991. – 240с.
- Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. М.:Ступени, инфра – М, 2002. – 160с.
- Парамонова Л.Г. Русский язык. Правописание и грамматика. С.-П.: Дельта, 2001. – 112с.
- Розенталь Д.Э.. Голуб И.Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М.: Айрис-пресс, 2000. – 444с.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических заведений по специальности «Педагогика и методика начального обучения» // Под ред. Соловейчик М.С. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383с.
- Сальников О.Ю. Причины возникновения речевых ошибок у учащихся // Речеведческие дисциплины в вузе и школе: Тезисы и материалы Всероссийской научной конференции, 15 – 16 октября 2001 года, Самара. Часть I. Самара: Издательство Сам ГПУ, 2001. – 80с.
- Сиротина О.Б. Русская разговорная речь: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 80с.
- Филиппова Л.В. Семантика глаголов звучания в системе словарной работы // Начальная школа. – 2002. - №9. – С.68
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.:ИД «МиМ», 1997. – 192с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. – 240с.
- Югов А. Думы о русском слове. М.: Современник, 1972. – 216с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест по определению уровня грамматической правильности речи младших школьников
1. Измени по образцу: тополь - тополя
договор - ______________________________________
инженер - ______________________________________
табель - ________________________________________
поезд - ________________________________________
парус - _________________________________________
полотенце - _____________________________________
2. Измени форму слов и вставь их в предложения
а) Я не вижу твоих голубых (глаза) _____________ . б) К тягачу прицепили сразу шесть (брёвна) __________________ . в) Бабушка насушила много ржаных (сухари) ______________________ . г) Папа ответил, что у него много (дела) _____________________________ и что он не сможет отвезти меня к Игорю. д) В этой комнате было много (зеркала) ___________ .
3. а) От данных существительных образуй притяжательные прилагательные. Например: у медведя – медвежий.
У носорога - _____________________________
У петуха - _______________________________
У курицы - _______________________________
У лисы - _______________________________
У ежа - _______________________________
У слона - _______________________________
б) Образуй сравнительную форму прилагательных
Моя мама (красивый) _____________________________ всех.
Река Волга (широкий) __________________________ реки Чапаевки.
Старые сосновые иголки (колючий) _______________ молоденьких иголочек.
4. Раскрой скобки
а) Что-то быстро пронеслось рядом с (он) ______________ головой.
б) Я увидел, что на (он) _________ плече сидела маленькая птичка.
в) Далеко была слышна (она) ____________ звонкая песня.
г) (Они) _______________ птенцы широко раскрывали жёлтые клювики и пронзительно пищали.
д) К (они) ____________ гнезду подбиралась старая одноглазая кошка.
е) Отважная птица не поддалась на (она) _____________ уловку.
5. Найди и исправь ошибки в предложениях
а)Летом я ездию на велосипеде. б)Завтра я убедю папу взять меня с собой на рыбалку. в)Родители хочут, чтобы я стал врачом. г)Друзья забежат за мной в восемь утра. д)Нельзя во время еды ложить локти на стол. е) Я рисоваю море. ж) Ихи цыплята уже подросли. з)Я буду ждать встречу с братом. и)Саша самый сильный в нашем классе. Я удивляюсь его силой. к)Ихний щенок облизал мне руки.
6. Соедини линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся (отметь все возможные варианты)
кино тёплое
кенгуру маленький
пальто интересное
кофе вкусная
тюль чёрный
салями новый
7. Ответь на вопросы, составив из слов в скобках предложения
а) Кто живёт у Кати? (у, кот, Васька, Кати, живёт)
________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Что любит пить кот? (молоко, Васька, любит, пить)
________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Что вчера поймал Васька? (Васька, вчера, поймал, кузнечика, зелёного)
________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Что Катя сделала с кузнечиком? (на, волю, Катя, кузнечика, добрая, отпустила)
________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Таблица 1
Трудные случаи образования форм существительных
Ед. ч., им. п. | Мн.ч., им. п. | Мн.ч., р.п. | Другие падежи |
апельсин | апельсины | апельсинов | |
басня | басни | басен | |
ботинок | ботинки | ботинок | |
блюдце | блюдца | блюдец | блюдцами (т.п.) |
валенок | валенки | валенок | |
дело | дела | дел | |
зеркало | зеркала | зеркал | |
- | каникулы | каникул | |
карандаш | карандаши | карандашей | |
- | колготки | колготок | |
лёд | льды | льдов | |
мандарин | мандарины | мандаринов | |
неделя | недели | недель | |
- | ножницы | ножниц | |
педаль | педали | педалей | |
- | перила | перил | |
перо | перья | перьев | |
пёрышко | пёрышки | пёрышек | в пёрышках (пр.п.) |
покрывало | покрывала | покрывал | |
полотенце | полотенца | полотенец | о полотенцах (пр.п.) |
простыня | простыни | простыней | |
прорубь | проруби | прорубей | в прорубях (пр.п.) |
рукав | рукава | рукав | |
сапог | сапоги | сапог | |
солдат | солдаты | солдат | |
туфля | туфли | туфель | в туфлях (пр.п.) |
ухо | уши | ушей | |
фамилия | фамилии | фамилий | |
хозяин | хозяева | хозяев | о хозяевах (пр.п.) |
чулок | чулки | чулок | |
шаль | шали | шалей | |
шофёр | шофёры | шофёров | |
яблоко | яблоки | яблок | |
яйцо | яйца | яиц |
Приложение 3
Таблица 2
Род несклоняемых существительных
Несклоняемое существительное | Род несклоняемого существительного | Сочетание с прилагательным |
авеню | ж.р. | пятая авеню |
бикини | с.р. | милое бикини |
жалюзи | с.р. | вертикальное жалюзи |
жюри | с.р. | строгое жюри |
какаду | м.р. | болтливый какаду |
какао | с.р. | тёплое какао |
кенгуру | м.р. | быстрый кенгуру |
кино | с.р. | интересное кино |
кольраби | ж.р. | зелёная кольраби |
кофе | м.р. | чёрный кофе |
манго | с.р. | ароматное манго |
метро | с.р. | чистое метро |
пальто | с.р. | тёплое пальто |
пони | м.р. | маленький пони |
рагу | с.р. | свежее рагу |
салями | ж.р. | вкусная салями |
такси | с.р. | быстрое такси |
трюмо | с.р. | старое трюмо |
тюль | м.р. | розовый тюль |
цунами | с.р. | неожиданное цунами |
шимпанзе | м.р. | грустный шимпанзе |
шоссе | с.р. | новое шоссе |
шоу | с.р. | интересное шоу |
Приложение 4
Таблица 3
Колебание рода у имён существительных
№ | Имя существительное | Род существительного | Сочетание с прилагательным |
1 | вольер | м.р. | большой вольер, большого вольера |
вольера | ж. р. | большая вольера, большой вольеры | |
2 | заусенец | м.р. | острый заусенец, острого заусенца |
заусеница | ж. р. | острая заусеница, острой заусеницы | |
3 | клавиша | ж. р. | гладкая клавиша, гладкой клавиши |
клавиш | м.р. | гладкий клавиш, гладкого клавиша | |
4 | колибри (нескл.) | ж. р. | маленькая колибри, маленькой колибри |
колибри (нескл.) | м. р. | маленький колибри, маленького колибри | |
5 | мангуст | м.р. | проворный мангуст, проворного мангуста |
мангуста | ж. р. | проворная мангуста, проворной мангусты | |
6 | пенальти (нескл.) | ср. р. | очередное пенальти, очередного пенальти |
пенальти (нескл.) | м. р. | очередной пенальти, очередного пенальти | |
7 | проток | м.р. | узкий проток, узкого протока |
протока | ж. р. | узкая протока, узкой протоки | |
8 | ставень | м.р. | открытый ставень, открытого ставня |
ставня | ж. р. | открытая ставня, открытой ставни | |
9 | унт | м.р. | тёплый унт, тёплого унта |
унта | ж. р. | тёплая унта, тёплой унты |
Приложение 5
Таблица 4
Склонение притяжательных прилагательных на –ий
Чис- ло | Па- деж | Притяжательные прилагательные с -ий | ||
единственное | И. Р. Д. В. Т. П. | волчий волчьего волчьему волчий (-его) волчьим (о) волчьем | медвежий медвежьего медвежьему медвежий (-его) медвежьим (о) медвежьем | беличий беличьего беличьему беличий (-его) беличьим (о) беличьем |
множественное | И. Р. Д. В. Т. П | волчьи волчьих волчьим волчьи (-их) волчьими (о) волчьих | медвежьи медвежьих медвежьим медвежьи (-их) медвежьими (о) медвежьих | беличьи беличьих беличьим беличьи (-их) беличьими (о) беличьих |
Приложение 6
Таблица 5
Личные местоимения для обозначения
принадлежности третьему лицу
Падеж | его | её | их |
И. Р. Д. В. Т. П. | его рука его руки его руке его руку его рукой (о) его руке | ёе песня её песни её песне её песню её песней (о) её песне | их дела их дел их делам их дела их делами (о) их делах |
Приложение 7
Таблица 6
Образование личных форм глаголов
Число | Лицо | очутиться | победить | убедить | рассветать | брезжить | жеребиться | хотеть | бежать | есть | дать | создать |
единственное | 1 2 3 | - очутишься очутится | - победишь победит | - убедишь убедит | - - рассветает | - - брезжит | - - жеребится | хочу хочешь хочет | бегу бежишь бежит | ем ешь ест | дам дашь даст | создам создашь создаст |
множественное | 1 2 3 | очутимся очутитесь очутятся | победим победите победят | убедим убедите убедят | - - - | - - брезжат | - - жеребятся | хотим хотите хотят | бежим бежите бегут | едим едите едят | дадим дадите дадут | создадим создадите создадут |
Приложение 8
Структура общенационального русского языка.
Общенациональный русский язык[1]
литературный язык нелитературные формы языка
(соблюдение норм) (нарушение норм литературного языка)
диалекты
профессионализмы жаргоны нелитературное и арго
просторечие
Приложение 9
Функциональные стили литературного языка.
Литературный язык[2]1
разговорный стиль книжные стили
(предпочтение вариантным формам нормы) (соблюдение норм)
строгие нестрогие
экспрессивное
просторечие стиль художественной литературы
публицистический
официально-деловой художественное стиль просторечие
научный стиль
[1] Схема приводится по: Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. Трудные темы. Питер, 2005. С.75.
[2]1 Схема составлена на основе работы: Еремин А.Н. Современное русское просторечие. Объект, структура, базовые характеристики // Речеведческие дисциплины в вузе и школе: Тезисы и материалы Всероссийской научной конференции, 15-16 октября 2001 года, Самара. Часть I. – Самара: Издательство Сам ГПУ, 2001. С.15-78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие" Развитие критического мышления через чтение и письмо младших школьников"
Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение уч...
Консультация для родителей: "Игры на формирование грамматического строя речи младших школьников"
консультация....
Мастер-класс "Работа с текстом - основа формирования информационной компетентности младших школьников" (на примере работы с «Первоклассной газетой»)
Мастер-класс показывает нетрадиционные методы работы с информацией на занятиях внеурочной деятельности с использованием пособия "Первеклассная газета"....
Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)
Статья на тему : "Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)"....
Исследовательская работа по русскому языку «Формирование навыка орфографической зоркости у младших школьников посредством алгоритмических действий»
Уровень грамотности современных выпускников – одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у младших школьнико...
Методическое пособие по профилактике и коррекции вредных привычек у младшего школьника
Данное методическое пособие направлено на профилактику и коррекцию вредных привычек у детей младшего школьного ввозраста и предназначено для родителей и учителей начальной школы....
«Особенности грамматического строя речи младших школьников с умственной отсталостью»
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от...