"Имя существительное"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Остаева Бэлла Алексеевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка  по  теме:

  «Имя  существительное»

            ( тип  урока – общеметодолический )

Цели  урока:

  • Закреплять  и  углубить  изученные  знания  по теме «Имя существительное»
  • Закреплять  умения  распознавать  имена  существительные.

Результаты  деятельности:

Личностные : сформировать  учебные мотивации,          

                           умение  воспринимать   задание.

Метапредметные :   принимать  учебную  задачу,

Регулятивные:  соответствующую этапу обучения;

                       осуществлять  самоконтроль резуль-

                       тата  деятельности и анализ  деятель-

                       ности.

Познавательные : ориентироваться  в информа-

                        ционном   материале;

                        строить  рассуждения  в  форме прос-                  

                        тых  суждений , делать  выводы  о

                       результате совместной  работы клас-      

                       са и учителя.

Коммуникативные : принимать  участие в работе  

                                   парами  ( группами) восприни-

                                  мать   различные точки зрения,

                                   понимать  заданные вопросы.

                                 

Предметные  :     находить  слова , обозначающие  

                          предмет , различать грамматичес-  

                          кие  группы  слов ( части речи ),

                          определять у имени существитель-

                          ного значение , опознавать одушев-

                          лённые и  неодушевлённые  имена

                          существительные;

                          собственные  и  нарицательные,

                           изменять  по  числам .

            Ход     урока

I.Организационный  момент.

- Поприветствуем  наших  гостей и  подарим им наши улыбки и хорошее астроение.

- А как мы должны сегодня поработать ,чтобы понравится наим гостям?

Дети: -  Будем отвечать активно!

          - Хорошо себя вести!

         -Чтобы гости дорогие захотели вновь

          прийти!

-  Я  желаю вам  успехов на сегодняшнем уроке.

- Откройте тетради и запишите число и классная    работа.   ( один ученик комментирует )

- О чем вам говорит сегодняшнее число?

   ( 12 -ое  апреля )

 II. Актуализация  деятельности.

( на экране слова )

Лежать, вечерний, трава, лететь, светать,зелёные, леса, поля, спортивная, страна.

- Устно разделите слова на три  группы.

- По какому признаку вы разделили слова?

     ( по частям речи)

- Какие слова отнесли к первой группе?

   (лежать, лететь, светает )

-К какой части речи относятся эти слова?

      ( Глаголы )

- Что они обозначают ?  ( действие предмета )

- На какие вопросы отвечают ?

       ( что делает ? что делать? )

- Какие слова записали во второй группе?

  ( вечерний, зелёные, спортивная )

- К какой части речи относятся  эти слова?

   ( прилагательные )

- Что они обозначают?  ( признаки )

- На какие вопросы отвечают?

     ( какой?  какие?  какая? )

- Какие слова вы отнесли к третьей группе?

   ( трава,леса, поля, страна )

- На какие впросы отвечают? ( что?)

- Выпишите имена существительные:

   Трава, леса, поля, страна.

Какая орфограмма  вам встретилась в этих словах?

(проверяемая безударная гласная в корне слова)

- Как проверяем безударную гласную в корне?

         ( ударением )

- Подберите проверочные слова слова ( устно)

III. Самоопределение к  деятельности.

     Мотивация

На  доске

         " Повторение - мать   учения."

-  Как  вы  понимаете  поговорку?

   ( ответы  учащихся )

-  Послушайте стихотвотрение, подумайте  и  скажите , что  мы будем сегодня  повторять?

"  Всему название дано

   И зверю и предмету

   Вещей вокруг полным- полно

   А безымянных  нету

   И всё , что может видеть глаз

    Над  нами и под  нами  

     И всё , что в памяти у нас -

     Означено  словами. "

- О какой части речи мы будем сегодня     говорить?

- Сформулируйте тему  сегодняшнего урока.

( на экране: " Имя существительное " )

- Какие задачи будут перед нами стоят сегодня?

1. Повторять, обобщать  и  закреплять знания об имени существительном.

2. Оценивать  свои знания по этой  теме.

IY.  Работа по теме урока.

1. Знания об имени существительном.

- Итак, что такое имя существительное?

- Существительное обозначает только предметы?

( Людей, животных, растения, вещи, явления природы, названия сёл, городов, рек, стран )

- Какие бывают имена существительные?

(Одушевлённые и неодушевлённые, собственные  и нарицательные, женского, мужского и  среднего рода )

- Как изменяются имена существительные?

      ( по числам и по вопросам )

2. Постановка учебной цели урока.

  - Сегодня мы поделим наш урок на этапы (блоки )

- Будем оценивать  свою работу на каждом этапе по таблицам.

      ( таблицы у учащихся  при завершении работы над каждым блоком учащиеся оценивают свою работу, выбирая нужный смайлик )

Первый этап: " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные "

Презентация : ( на экране )

Ягода, снегирь, заяц, яблоко, дерево, ворона .

- Прочитайте слова и разделите их на две группы.

- На какие вопросы отвечают слова каждой группы?

- По какому признаку вы разделили имена существительные?

(одушевлённые и неодушевлённые )

- Проверьте по эталону . ( образец на экране )

- На осетинском языке , к каким словам задаётся вопрос  " кто?" (чи? )

- Приведите примеры  одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

-  Оцените по таблице свои знания на этом  этапе урока. ( выбирается смайлик )

Второй этап:    " Собственные и  нарицательные

                                  существительные "

( на экране и на карточке предложения )

- Спишите предложения, вставляя слова из скобок.

На ветках  вербы появился  весенний ...........  .

Маленький  котёнок  .............  любит молоко.

        (Пушок ,  пушок )

- Почему таким образом  подобрали слова?

       (  Пушок - имя  собственное

            пушок - нарицательное )

- Приведите примеры собственных и нарицательных имён существительных.

- Как пишутся имена собственные?

( разбор певого предложения по членам предложений ,  один ученик у доски , остальные в тетрадях )

- В первом предложении найдите имя существительное.

-   Каким членом предложения является?

V. Физминутка.

( под осетинскую музыку выполняются танцевальные движения.)

Третий этап :  " Род имён существительных."

1.  Давайте вспомним :

- Как определить род имен существительных?

        ( подобрать слова:  он - мой

                                                она - моя

                                                 оно - моё )

2. Работа в паре:

        Упражнение № 404

( проверка работы по эталону с экрана )

-   Оцените свою работу   в таблицах

Четвёртый этап" Число имён существительных"

На экране:

           

             Стол - ст..лы

             з..мля - земли

              ..кно - окна

- По какому грамматическому признаку составлены пары слов?

   (единственное и множественное число имён существительных )

- Что мы можем сказать об имени существительном на данном этапе нашего урока?  ( изменяются по числам)

- Приведите примеры

- Назовите орфограмму и проверочные слова.

      (стол, земли, окна )

На экране:  " Подобрать антонимы"

- Прочитайте слова:

     белизна                       разлука

     богач                             глупец

     встреча                         чернота

      мудрец                         бедняк

- Что это за слова?

- Выполнив это задание, что можно сказать об имени существительном?

   ( можно подобрать  синонимы и антонимы )

VI. Рефлексия.  ( на экране )

    -----   Я   усвоил    всё    ( улыбающися  смайлик)

   ------   Я  затруднялся     ( серьёзный смайлик )

  -------   Я  не усвоил         ( грустный смайлик )

--- По своим корточкам определите каких смайликов у вас больше

--  Выберите смайлик и  дайте оценку  своей работе.

  ( учащиеся показывают свои выбранные смайлики)

VII.  Итог урока.  ( составление кластера на

                                                                               экране )

- Над какой темой мы сегодня работали?

-  Что показалось трудным?

- Какие бывают имена существительные?

( на экране по вопросам постепенно появляются элементы , части кластера )

-  На уроке хорошо поработали .......

             ( оценивание  учащихся )

-  Спасибо за урок!

-

 

                                   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....