Рабочая программа по предмету « русский родной язык» 4 б,в класс (класс) 34 часа
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа
по предмету « русский родной язык»
4 б,в класс
(класс)
34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 61.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
приказ от 07.07.2017 № 134-о
Рабочая программа
по предмету « русский родной язык»
(учебный предмет, уровень изучения)
4 б,в класс
(класс)
34 часа
Составитель: Просекова В.В.,
Васильева Р.Н.,
учитель начальных классов
Согласовано протокол заседания методического совета от 29.08.2018г. №1 | Согласовано методист _______________Е.С. Бабайлова |
2020-2021 учебный год
г. Урай
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 декабря – Федеральный закон об образовании);
- Федерального закона от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции
- Федерального закона № 185-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
- Требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
- Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №4
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются
- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
- формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Предмет « Родной русский язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
В соответствии с базисным учебным планом на реализацию предмета « Родной язык» отводится 135 ч.
1 класс – 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели).
2 класс – 34 часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
3 класс – 34 часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
4 класс – 34 часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной русский язык»
1 класс
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
⎯ восприятия объединяющей роли России как государства, территории проживания и общности языка.
⎯ уважения к своей семье, понимания взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей.
⎯ внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
⎯ выполнению правил личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
⎯ внимательного отношения к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
⎯ адекватного восприятия оценки учителя;
⎯ положительного отношения к урокам родного языка;
⎯ интереса к языковой и речевой деятельности;
⎯ представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
⎯ представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
⎯ первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
⎯ принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
⎯ понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
⎯ высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
⎯ проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
⎯ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
⎯ целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
⎯ ориентироваться в учебных пособиях (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях и т.д.);
⎯ осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
⎯ работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
⎯ понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
⎯ преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
⎯ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
⎯ составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
⎯ анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
⎯ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
⎯ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
⎯ подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения;
⎯ осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные:
⎯ слушать собеседника и понимать речь других;
⎯ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
⎯ принимать участие в диалоге;
⎯ задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
⎯ принимать участие в работе парами и группами;
⎯ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
⎯ признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
⎯ оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
2 класс
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
∙ осознавать роль языка и речи в жизни людей;
∙ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
∙ обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
∙ проговаривать последовательность действий на уроке;
∙ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
∙ ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
∙ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
∙ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
∙ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
∙ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
∙ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
1 класс
Учащийся научится:
⎯ распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
⎯ пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов;
⎯ понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
2 класс
Учащийся научится:
⎯ различать понятия «архаизмы» и «историзмы»; находить их в предложенном тексте;
⎯ пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов.
Реализация содержательной линии «Язык в действии»
1 класс
Учащийся научится:
⎯ произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
⎯ осознавать смыслоразличительную роль ударения.
2 класс
Учащийся научится:
⎯ наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения;
⎯ определять прямое и переносное значение слов;
⎯ употреблять в речи однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы и т.д.;
⎯ выбирать слова, соответствующие предмету мысли.
Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»
1 класс
Учащийся научится:
⎯ различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
⎯ владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
⎯ использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
⎯ владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
⎯ анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты;
⎯ выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
⎯ различать устную и письменную речь;
⎯ различать диалогическую речь;
⎯ отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Учащийся получит возможность научиться:
⎯ анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
⎯ определять тему и главную мысль текста;
⎯ соотносить заголовок и содержание текста;
⎯ составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
⎯ составлять текст по его началу и по его концу;
⎯ составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
2 класс
Учащийся научится:
⎯ участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
⎯ строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
⎯ (самостоятельно) читать тексты, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
⎯ пользоваться словарями для решения языковых и речевых задач;
⎯ различать устную и письменную речь;
⎯ отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
⎯ анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
⎯ понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
⎯ читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
⎯ составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Учащийся получит возможность научиться:
⎯ анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
⎯ соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
⎯ озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
⎯ распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
⎯ замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
⎯ составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
⎯ находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
⎯ составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
⎯ письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
⎯ проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
3 класс
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
-осознавать роль языка в жизни и речи людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения предмета «Родной язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в совместной работе класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
-учиться работать в паре, группе;
-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Русский язык: прошлое и настоящее
Ученик научится
- распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);
- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);
- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- различать эпитеты, сравнения;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
Язык в действии
Ученик научится
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);
- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);
- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Секреты речи и текста
Ученик научится
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа
4 класс
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты :
Обучающиеся научатся:
- многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
- особенности эпистолярного жанра;
- типы текстов;
- понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;
- основные элементы композиции текста.
Обучающиеся получат возможность научится:
- распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь основных элементов композиции текста;
- распознавать стили речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Первый год обучения (33 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Второй год обучения (34 часа)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (9 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Третий год обучения (34 часа)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии ( 8 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение
нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Зачем в русском языке такие разные предлоги. Нормы правильного и точного употребления предлогов.
Практическая работа. Редактирование письменного текста с целью исправления грамматических и орфографических ошибок. Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Особенности устного выступления.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка».
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.)
Практическая работа. Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.
Четвертый год обучения (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (8 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Словосочетание как строительный материал предложения.
Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности.
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
Практическая работа: инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс | № | Название раздела | Кол-во часов |
1 | 1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 12 |
2 | Язык в действии | 10 | |
3 | Секреты речи и текста | 11 | |
итого | 33 часа | ||
2 | 1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 15 |
2 | Язык в действии | 10 | |
3 | Секреты речи и текста | 9 | |
итого | 34 часа | ||
3 | 1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 14 |
2 | Язык в действии | 8 | |
3 | Секреты речи и текста | 12 | |
итого | 34 часа | ||
4 | 1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 14 |
2 | Язык в действии | 8 | |
3 | Секреты речи и текста | 12 | |
итого | 34 часа |
Приложение
Календарно – тематическое планирование 1 класс.
№ п/п | Содержание урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
Раздел 1. Секреты речи и текста (8 часов) | ||||
Как люди общаются друг с другом. Язык как средство общения. | 1 | Обучение грамоте | ||
Общение. Для чего нужна речь . Устная и письменная речь . | 1 | Обучение грамоте | ||
Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? ). Речевая ситуация: использование интонации при общении. | 1 | Обучение грамоте | ||
Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?) | 1 | Обучение грамоте | ||
Как люди приветствуют друг друга. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. | 1 | Обучение грамоте | ||
Зачем людям имена. Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). | 1 | Обучение грамоте | ||
Спрашиваем и отвечаем. Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание) | 1 | Обучение грамоте | ||
Проектное задание: «Словарь в картинках». | 1 | Обучение грамоте | ||
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее ( 12 часов) | ||||
Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | 1 | Обучение грамоте | ||
Как писали в старину . Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. | 1 | Обучение грамоте | ||
Как писали в старину . Практическая работа «Оформление предложенных красных срок и заставок». | 1 | Обучение грамоте | ||
Как писали в старину. Практическая работа «Оформление предложенных красных срок и заставок». | 1 | Обучение грамоте | ||
Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д) | 1 | Обучение грамоте | ||
Дом в старину: что как называлось .Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д) | 1 | Обучение грамоте | ||
Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д) | 1 | Обучение грамоте | ||
Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д) | 1 | Обучение грамоте | ||
Во что одевались в старину . Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | 1 | Обучение грамоте | ||
Во что одевались в старину . Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | 1 | Обучение грамоте | ||
Во что одевались в старину . Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | 1 | Обучение грамоте | ||
Во что одевались в старину . Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | 1 | Обучение грамоте | ||
Раздел 2. Язык в действии (10 часов) | ||||
Выделяем голосом важные слова . Роль логического ударения . | 1 | Русский язык | ||
Выделяем голосом важные слова . Роль логического ударения . | 1 | Русский язык | ||
Выделяем голосом важные слова . Роль логического ударения . | 1 | Русский язык | ||
Как можно играть звуками . Звукопись в стихотворном художественном тексте . | 1 | Русский язык | ||
Где поставить ударение . Смыслоразличительная роль ударения . | 1 | Русский язык | ||
Где поставить ударение . Смыслоразличительная роль ударения . | 1 | Русский язык | ||
Где поставить ударение . Смыслоразличительная роль ударения . | 1 | Русский язык | ||
Где поставить ударение . Смыслоразличительная роль ударения . | 1 | Русский язык | ||
Как сочетаются слова. Наблюдение за сочетаемостью слов . | 1 | Русский язык | ||
Как сочетаются слова. Наблюдение за сочетаемостью слов . | 1 | Русский язык | ||
Раздел 1. Секреты речи и текста (3 часа) | ||||
Сравниваем тексты . Сопоставление текстов . | 1 | Русский язык | ||
Сравниваем тексты . Сопоставление текстов . | 1 | Русский язык | ||
Сравниваем тексты . Сопоставление текстов . | 1 | Русский язык |
Календарно – тематическое планирование 2класс.
№ п/п | Содержание урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 ч) | ||||
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). | 1 | |||
По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. | 1 | |||
По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). | 1 | |||
Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени. | 1 | |||
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 | |||
Каша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 | |||
В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. | 1 | |||
В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. | 1 | |||
Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы. | 1 | |||
Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. | 1 | |||
Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | 1 | |||
Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | 1 | |||
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. | 1 | |||
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). | 1 | |||
Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». | 1 | |||
Раздел 2. Язык в действии (10 ч) | ||||
Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения. | 1 | |||
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. | 1 | |||
Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. | 1 | |||
Для чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов. | 1 | |||
Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. | 1 | |||
Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. | 1 | |||
Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. | 1 | |||
Как можно объяснить значение слова? Разные способы толкования значения слов. | 1 | |||
Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. | 1 | |||
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» | 1 | |||
Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч) | ||||
Участвуем в диалогах. Приемы общения (уговаривание, просьба, похвала). Особенности русского речевого этикета. | 1 | |||
Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. | 1 | |||
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление. | 1 | |||
Составляем развёрнутое толкование значения слова. | 1 | |||
Учимся связывать предложения в тексте Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | 1 | |||
Учимся связывать предложения в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | 1 | |||
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования: заметки о посещении музеев. | 1 | |||
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования: повествование об участии в народных праздниках. | 1 | |||
Практическая работа. Представление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. | 1 |
Календарно – тематическое планирование 3 класс.
№ п/п | Содержание урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 ч) | ||||
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | 1 | |||
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | 1 | |||
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | 1 | |||
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | 1 | |||
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). | 1 | |||
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). | 1 | |||
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). | 1 | |||
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). | 1 | |||
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. | 1 | |||
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. | 1 | |||
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. | 1 | |||
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. | 1 | |||
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). | 1 | |||
Проверочная работа. Представление результатов выполнения проектных заданий. | 1 | |||
Раздел 2. Язык в действии (8 часов) | ||||
Как правильно произносить слова. Работа со словарем ударений. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. | 1 | |||
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) | 1 | |||
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) | 1 | |||
Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка. | 1 | |||
Все ли имена существительные « умеют» изменяться по числам. Существительные, имеющие только форму единственного числа. | 1 | |||
Существительные, имеющие только форму множественного числа. Как они изменяются? | 1 | |||
Зачем в русском языке такие разные предлоги. Нормы правильного и точного употребления предлогов. | 1 | |||
Практическая работа. Редактирование письменного текста с целью исправления грамматических и орфографических ошибок. | 1 | |||
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов) | ||||
Особенности устного выступления. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. | 1 | |||
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. | ||||
Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка». | ||||
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. | 1 | |||
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. | 1 | |||
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. | 1 | |||
Создание текстов-повествований о путешествии по городам. | 1 | |||
Создание текстов-повествований об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. | 1 | |||
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации. | 1 | |||
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). | 1 | |||
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). | 1 | |||
Практическая работа. Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы. | 1 |
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Содержание урока | Родной язык | Родная литература | Дата прохождения | Скорректированные сроки прохождения программы |
Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов) | |||||
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный). | 4.09 | ||||
Слова, связанные с обучением. | 11.09 | ||||
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). | 18.09 | ||||
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). | 25.09 | ||||
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. | 02.10 | 07.10-11.10.20г каникулы (от 1.09 по годовому календарному учебному графику) | |||
Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. | 16.10 | ||||
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями. | 23.10 | 26.10-08.11- каникулы из-за короновируса. Изменение | |||
Проектное задание: «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре». | 30.10 | ||||
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. | 06.11 | ||||
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. | 13.11 | 17.11-22.11.20г каникулы (от 1.09 по годовому календарному учебному графику) | |||
Проект: «Откуда это слово появилось в русском языке». | 27.11 | ||||
Русские слова в языках других народов. | 04.12 | ||||
Проектное задание « «Русские слова в языках других народов». | 11.12 | ||||
Проверочная работа: представление результатов выполнения проектных заданий. | 18.12 | ||||
Язык в действии (8 часов) | |||||
Язык в действии. Произношение слов в русском языке. Орфоэпический словарь. | 25.12 | 01.01-10.01.21г каникулы (от 1.09 по годовому календарному учебному графику) | |||
Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. | 15.01 | ||||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов | 22.01 | ||||
Словосочетание как строительный материал предложения. | 29.01 | ||||
Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений. | 05.02 | ||||
Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. | 12.02 | ||||
История возникновения и функции знаков препинания. | 19.01 | 22.02-28.02.21г каникулы (от 1.09 по годовому календарному учебному графику) | |||
Практическая работа. Пунктуационное оформление текста. | 05.03 | ||||
Секреты речи и текста (12 часов) | |||||
Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать. | 12.03 | ||||
Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. | 19.03 | ||||
Диалог и монолог. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. | 26.03 | ||||
Информативная функция заголовков. Типы заголовков. | 02.04 | ||||
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. | 09.04 | 14.04-18.04.21г каникулы (от 1.09 по годовому календарному учебному графику) | |||
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | 23.04 | ||||
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | 30.04 | ||||
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 07.05 | ||||
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. | 14.05 | ||||
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. | 21.05 | ||||
33. | Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. | 25.05 | |||
34. | Практическая работа: инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация). | 28.05 | |||
Итого: 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому родному языку для 4 класса на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа составлена на основе «Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой...
Рабочая программа по русскому родному языку. 1 класс, Александрова
Рабочая программа по Русскому родному языку, 1 класс. Александрова...
Рабочая программа курса «Русский родной язык» , 1 -4 класс
Программа учебного предмета «Русский родной язык» направлена на достижение результатов освоения ООП НОО в части требований, заданных ФГОС НОО к предметной области «Родной...
Рабочая программа курса «Русский родной язык» в 4 классе
Рабочая программа по курсу изучения " Русский родной язык" по учебнику О.М.Александрова ,предназначена для 4 класса...
Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по предмету родной язык 1-4 классы (на русском языке)
Рабочая программа по родному языку 1-4 классы на русском языке...
Рабочая программа по русскому родному языку для 2 класса ОП "Школа России"
Рабочая программа по русскому родному языку для 2 класса ОП "Школа России"...