Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)

Акшенцева Альбина Анатольевна

В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса составлена на основании следующих документов:

  • федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • образовательная программа начального общего образования на 2021-2022 учебный год;
  • примерная образовательная программа Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой О.В. «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1-4 класс»,

- М.; «Просвещение», 2020;

Учебник: «Литературное чтение на родном языке». 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. /[Александрова О.М., Беляева Н.В., Кузнецова М.И.- М.: «Просвещение», 2021

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)

Цели и задачи изучения предмета

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:

  • развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
  • включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение следующих задач:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;
  • формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
  • формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
  • обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
  • формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
  • формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
  • совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
  • развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • уважительно относиться к традициям своей семьи, к тому месту, где родился (своей малой родине);
  • отзываться положительно о своей Родине, о людях, её населяющих;
  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
  • проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей -классиков, известных во всем мире;
  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • владеть способами решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • умению договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
  • совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
  • применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
  • обогащать собственный круг чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
  • пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.

Учебно-тематический план курса

«Литературное чтение на родном языке» (2 класс)

№ раздела

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1.

Мир детства

18

Я и книги (3ч.)

Я взрослею (6ч.)

Я и моя семья (4ч.)

Я фантазирую и мечтаю (4ч.)

Резерв (1ч.)

Раздел 2.

Россия – Родина моя

16

Люди русской земли (4 ч.)

Народные праздники, связанные с временами года (6 ч.)

О родной природе (4 ч.)

Резерв на вариативную часть программы (2 ч.)

Итого

34 часа

Содержание учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке» (2 класс)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслухПостепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себяОсознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

                                                   

                                                Содержание

Раздел 1. Мир детства (18 ч)

Я и книги (3 ч)

Не торопись отвечать, торопись слушать

Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).

Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).

Л.К Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский.

Я взрослею (6 ч)

Как аукнется, так и откликнется

Пословицы об отношении к другим людям.

Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».

В. В. Бианки. «Сова».

Воля и труд дивные всходы дают

Пословицы о труде.

Б. В. Шергин. «Плотник думает топором».

Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».

Кто идёт вперёд, того страх не берёт

Пословицы о смелости.

В. В. Голявкин. «Этот мальчик».

С. П. Алексеев. «Медаль».

Я и моя семья (4 ч)

Семья крепка ладом

Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».

М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».

С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».

В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).

Пословицы.

Я фантазирую и мечтаю (4 ч)

Мечты, зовущие ввысь

Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».

Е. В. Григорьева. «Мечта».

Л. Н. Толстой«Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).

Резерв на вариативную часть программы 1 ч

Раздел 2. Россия – Родина моя (16 ч)

Люди земли русской (4 ч)

В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).

М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент).

М. Л. Яковлев«Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).

И.К. Языкова. «Преподобный Сергий Радонежский».

Народные праздники, связанные с временами года (6 ч)

Хорош праздник после трудов праведных

И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).

Песни-веснянки.

Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).

В. А. Жуковский. «Жаворонок».

А. С. Пушкин. «Птичка».

А.А. Коринфский «Август-собериха».

А.А. Коринфский «Спожинки».

О родной природе (4 ч)

Уж ты нива моя, нивушка

И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».

Минутная краса полей

Л.Ф. Воронкова «Подснежники».

Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».

М. С. Пляцковский. «Колокольчик».

Поляны муравы одели

В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).

Е.А. Благинина «Журавушка».



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению на родном (русском) языке

по учебнику Александровой О.М.

« Литературное чтение на родном русском языке»

2 класс

1 час в неделю

№ п/п

Дата

Тема урока

по плану

факт

1 четверть -8 часов

Раздел 1. Мир детства (22 часа)

Я и книги (5 ч)

7.09

 Я и книги. Знакомство с учебником.  Правила обращения с книгой.

14.09

Не торопись отвечать, торопись слушать.

О.С. Бундур « Я слушаю»

21.09

Е.Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина».

( глава « Нянины сказки»)

4

28.09

Т.А. Луговская. « Как знаю, как помню, как умею».

     5

5.10

Л.К. Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский.

Я взрослею (6 ч)

6

12.10

Как аукнется, так и откликнется

Пословицы об отношении  к другим людям

7

19.10

Л.И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».

В.В. Бианки. «Сова».

8

26.10

Воля и труд дивные всходы дают.

Б.В. Шергин. «Плотник думает топором».

            2 четверть- 8 часов

     9

9.11

Е.А. Пермяк. «Маркел-Самодел и его дети».

     10

16.11

Кто идёт вперёд, того страх не берёт

В.В. Голявкин. «Этот мальчик».

    11

23.11

С.П. Алексеев. «Медаль».

Пословицы.

                                              Семья крепка ладом (4 ч)

  12

30.11

Л.Н. Толстой. «Отец и сыновья».

  13

7.12

М.В. Дружинина. «Очень полезный подарок».

  14

14.12

С.Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».

  15

21.12

В.В. Голявкин. «Мой добрый папа».

Я фантазирую и мечтаю (4 ч)

  16

28.12

Мечты, зовущие ввысь.

Н.К. Абрамцева. «Заветное желание».

     

3 четверть- 9 часов

  17

18.01

Е.В. Григорьева. «Мечта».

  18

25.01

Л.Н. Толстой. Воспоминания.

  19

1.02

Проверочная работа по итогам изучения раздела.

                              Раздел 2. Россия – Родина моя (16 часов)

Люди земли русской (4 ч)

  20

8.02

В.А. Бахревский «Рябово».

  21

15.02

М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова».

  22

22.02

М.Л. Яковлев. Сергий Радонежский приходит на помощь.

  23

1.03

И. К. Языкова. Преподобный Сергий Радонежский

Народные праздники, связанные с временами года (6 ч)

  24

15.03

Хорош праздник после трудов праведных. И.С. Шмелёв «Масленица».

  25

22.03

Песни-веснянки.

       4 четверть-8 часов

  26

5.04

Л.Ф. Воронкова. «Праздник весны».

  27

12.04

В.А. Жуковский. «Жаворонок».

  28

19.04

А.С. Пушкин. «Птичка».

  29

26.04

А.А. Коринфский. «Август-собериха».

«Спожинки».

                                              О родной природе (6 ч)

  30

10.05

Уж ты нива, моя нивушка. Загадка.

И.С. Никитин. « В чистом поле тень шагает».

  31

17.05

Минутная краса полей.

Л.Ф. Воронкова. «Подснежники».

Ю.И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».

  32

24.05

М.С. Пляцковский «Колокольчик».

Поляны муравы одели. В.А. Солоухин. «Трава». Е.А. Благинина. «Журавушка».

  33

31.05

П. А. Итоговая проверочная работа .

1 четверть-8 часов

2 четверть-8 часов

3 четверть-9 часов

4 четверть-8 часов

Итого : 33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» 4 КЛАСС

Рабочая программа по литературному чтению на  родном  (русском) языке для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном ...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса   на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ)ЯЗЫКЕ ДЛЯ 3-А КЛАССА (базовый уровень) (0,5 часа в неделю, всего – 17часов)

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном языке"для 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта н...

Фонд оценочных средств по учебному предмету литературное чтение на родном (русском) языке для обучающихся 3 класса

Цель – выявление уровня освоения предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ООП и стандарта....

Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» 2 класс

Календарно-тематическое планирование по предмету«Литературное чтение на родном (русском) языке»2 класс (17 ч)...

Календарно- тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4 класс

Календарно- тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4 класс...