Звуки и буквы
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта, 2 класс, русский язык. Звуки и буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта. 2 класс, русский язык | 103.92 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
Перспектива
Русский язык
Технологическая карта темы
Автор разработки: А.М. Новикова
2022г.
Раздел | Звуки и буквы. Слог. Ударение (72 часа) | |||||
Темы | Звуки и буквы (33 часа) | |||||
Цели | Актуализировать знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка. Сформировать представление о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме. Ввести алгоритм переноса слов и правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Научить использовать приобретённые знания и умения при составлении карты удивительного города Звукобуквограда. | |||||
Основное содержание темы Термины и понятия | Изучение звуковой структуры слова, выполнение звуко-буквенного анализа слова. Освоение алгоритма переноса слов, в частности слов с буквой й. Освоение правила написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ. Алфавит, йотированные гласные; гласные: ударные и безударные; согласные: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; орфограмма. | |||||
Планируемый результат | ||||||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | ||||
— осознанное желание создавать карту удиви- тельного города Звуко- буквограда. | Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения: — комментировать собственные действия при выполне- нии задания;
|
| ||||
Организация образовательного пространства | ||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | ||||
Литературное чтение Тема «Мы идём в библиоте- ку. Пословицы и поговорки». | Информационный материал Учебник, ч. 1, методическое пособие для учителя. Демонстрационный материал Плакаты
Интерактивный материал Карточки с индивидуальными заданиями; веер с гласными и согласными буквами; словарь школьника «Проверь безударную гласную». | Фронтальная: Индивидуальная В парах В группах | ||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||||||
I этап. Самоопределение в учебной деятельности | ||||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат | ||||
| Аня и Ваня, изучая тему «Звуки и буквы», решили создать кар- ту удивительного города русского языка Звукобуквограда. Вы- полнив работу, они показали её профессору Самоварову, и тот очень удивился. На карте Ани был только Звукоград, а на кар- те Вани был только Буквоград. Учёный сказал ребятам, что в русском языке слова состоят из звуков и записываются с по- мощью букв, поэтому каждый звук и буква должны в Звукобу- квограде иметь строго определённое место. Ребята, как, по вашему мнению, должна выглядеть карта Зву- кобуквограда? Высказывания учащихся показывают, что у них не хватает определённых знаний и умений, чтобы предложить вариант такой карты. Учащихся подводим к выводу: чтобы создать карту удивительного города Звукобуквограда, необходимо не только вспомнить знания о звуках и буквах русского языка, но и освоить новые. Есть ли у вас желание создать карту удивительного города Звукобуквограда? | Личностные умения:
Познавательные умения:
| ||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | ||||||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат | ||||
Блок А. Гласные и согласные звуки и буквы | ||||||
Цели:
| Введение новых словарных слов: вдруг, однажды. Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам. Задание 1 (З) Назовите отличие гласных звуков от согласных. Задание 2 (З)Индивидуальные карточки Назовите звуки, которыми различаются пары слов. Задание 3 (П) Индивидуальные карточки Можно ли утверждать, что слова могут различаться только гласными буквами? Обоснуйте своё мнение. Задание 4 (У) Задание на карточках, со взаимопроверкой. Запишите в левый столбик пары слов, которые различаются гласными звуками, а в правый — согласными. Задание 5 (З) Учебник, с. 39, № 38. Назовите отличие звука от буквы. Задание 6 (П) Можно ли утверждать, что буква всегда соответствует услы- шанному звуку? Обоснуйте своё мнение. Задание 7 (У) Напишите слова, в которых буква не соответствует услы- шанному звуку. Задание 8 (З) Назовите буквы в алфавитном порядке. Задание 9 (П) Учебник, с. 40—41. Можно ли без знания алфавита успешно пользоваться сло- варём? Обоснуйте своё мнение. | Диагностические задания: 1) Учебник, с. 39, № 40. Напишите в строчку «спрятанные» буквы алфавита.
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения: | ||||
Задание 10 (У) Учебник, с. 39, № 41, со взаимопроверкой. Раcположите буквы в алфавитном порядке. Задание 11 (У) Учебник, с. 43 , № 48. Запишите названия имён в алфавитном порядке. Задание 12 (З) Назовите значение слова орфограмма. Задание 13 (П) Можно ли в каждом слоге слова лыжи написать гласную, которая соответствует услышанному звуку? Обоснуйте своё мнение. Задание 14 (У) Учебник, с. 43, № 48, со взаимопроверкой. Запишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните орфо- граммы. Задание 15 (З) Учебник, с. 44. Назовите отличие гласного звука от согласного. Задание 16 (З)Учебник, с. 47, № 54. Назовите звуки, которые помогают услышать:
Задание 17 (П) Учебник, с. 45, № 51. Считаете ли вы, что согласный звук можно произнести про- тяжно? Обоснуйте своё мнение. Задание 18 (У) Учебник, с. 46, № 53, со взаимопроверкой. Напишите слова, которые соответствуют представленным схемам. Задание 19 (У) Учебник, с. 48, № 55, со взаимопроверкой. Составьте предложения с использованием звукоподража- тельных слов. атопат |
Предметные умения:
| |||||
Блок Б. Звук и буква й, звук и буква э | ||||||
Цели:
й;
| Введение новых словарных слов: эскалатор, экскаватор, магазин, метро, заяц, герой, петух, пальто. Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам. Задание 1 (З) Назовите слова, в середине которых имеется буква и. Назовите слова, в середине которых имеется буква й. Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что буквы и и й отличаются только на письме? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) Интерактивная доска, со взаимо проверкой. Измените слово так, чтобы в нём появилась буква й. Алгоритм переноса слов Для того чтобы правильно разделить слово для перено са, надо:
«Если слогом является одна гласная буква, то её перено- сить нельзя». «Если в слове имеется й, знак переноса ставим после неё». Задание 4 (З) Расскажите порядок переноса слов при письме. Задание 5 (П) Можно ли утверждать, что перенос слова шА-Рфы вы полнен правильно? Обоснуйте своё мнение. Задание 6 (У), со взаимопроверкой. Разделите для переноса слова майка, огурец, ученик, | Диагностические задания:
Измените слово так, чтобы в нём поя- вилась буква й. Разделите полученные слова для пере- носа и запишите их.
Под крышей сарая было гнездо. Ма- ленький воробей упал из гнезда и за- пищал. Рыжий кот Васька подкрался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыгала перед Васькой и била кота крыльями. Кот отступил.
Учитель может предложить свой вариант текста и сформулировать к нему вопросы. Познавательные умения:
Регулятивные умения:
| ||||
зайка, шарфы, метро, петух, экскаватор, используя алгоритм, и запишите их. Задание 7 (З) Учебник, с. 54, № 67. Назовите героев сказки «Утренние лучи». Опишите героя сказки по иллюстрации. Задание 8 (П) Учебник, с. 54, № 67. Можно ли утверждать, что пятый луч разбудил лентяя? Обоснуйте своё мнение. Задание 9 (У) Учебник, с. 54, № 67, со взаимопровер кой. Допишите предложения, используя слова из текста сказки «Утренние лучи». Работа с буквой э ведётся аналогично. |
Предметные умения:
| |||||
Блок В. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме | ||||||
Цели:
высказывание и аргументи- ровать своё мнение. | Задание 1 (З) Назовите различия в словах мел и мель. Задание 2 (П) Учебник, с. 52, № 72. Можно ли утверждать, что звуковая схема соответствует названию предмета, изображённого на картинке? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) Учебник, с. 59, № 73, со взаимопроверкой. Разделите слова на две группы и запишите:
Задание 4 (З) Учебник, с. 61. Расскажите о значении ь в написании слов. Задание 5 (П) Интерактивная доска. Убедите нас в том, что в словах журавль и голубь необходимо писать ь. Составьте новые слова с ь, используя слоги. Запишите. Задание 7 (У) Интерактивная доска. Превратите слова — названия предметов в слова — названия признаков так, чтобы в новых словах появился ь. Задание 8 (У) Учебник, с. 141. Я задумала слова из второго столбика:
Задание 9 (У) Учебник, с. 67—68. Учебные задания на повторение по усмотрению учителя. | Диагностические задания: 1. Интерактивная доска. Выпишите слова, в которых:
2. Учебник, с. 68, № 93. Распределите слова по группам и за- пишите:
— классифицировать слова по задан- ному признаку и обосновывать своё мнение; — определять две функции гласных буквой и, е, ё, ю, я в словах. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соот- ветствии с целью. Коммуникативные умения: — формулировать собственное мне- ние. Предметные умения: — обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь; — выполнять звуко-буквенный анализ слова; — писать слова с ь в середине и в конце. | ||||
Блок Г. Шипящие согласные звуки, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ | ||||||
Цели:
написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.
пословице как источнику жизненной мудрости.
—правописанию слов с бук- восочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ;
| Введение новых словарных слов: весело, товарищ, овощ. Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам. Задание 1 (З) Учебник с. 72. Назовите всегда твёрдые шипящие звуки. Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что в словах с сочетаниями жи—ши мы пишем то, что слышим. Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) Учебник, с. 74, № 102. Запишите данные словосочетания в две группы: жи, ши. Задание 4 (З) Учебник, с. 72, № 98. Прочитайте каждую пословицу и скажите, о чём она. Задание 5 (П) Учебник, с. 72, № 98. Раскройте смысл каждой пословицы. Обоснуйте своё мнение. Поясните, какую из пословиц вы считаете для себя наиболее важной. Обоснуйте своё мнение. Задание 6 (У) Спишите выбранную пословицу и подчеркните орфограммы. Задание 7 (З) Учебник, с. 76, № 107. Назовите слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Задание 8 (П) Учебник, с. 78. Можно ли утверждать, что в словах с сочетаниями чк, чн, нщ нет необходимости писать ь? Обоснуйте своё мнение. Задание 9 (У) Учебник, с. 76, № 107, со взаимопроверкой. Измените данные слова так, чтобы в них появился слог щу. Задание 10 (У) Учебник, с. 79, № 112, с взаимопроверкой. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. | Диагностические задания:
Вставьте пропущенные буквы в слова текста. После выполнения этого задания воз- можно написание первого абзаца под диктовку учителя.
Левый столбик Поспеш…шь... Делу время... Ж…знь дана... На ч…жой сторонушке... Правый столбик ...на добрые дела. ...людей насмеш…шь. ...а потехе час. ...рад своей воронушке. Личностные умения:
Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения: — писать слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, используя правило; — писать орфограммы в новых словарных словах. | ||||
Блок Д. Диагностика качества освоения темы | ||||||
Цели:
|
Вдруг, однажды, заяц, герой, петух, эскалатор, экскаватор, магазин, метро, мебель. Или: Декабрь, январь, февраль, мальчик, коньки, пальто, весело, товарищ, овощ.
(Методические рекомендации, с. 33.) | Регулятивные умения:
Предметные умения:
— писать слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, ис- пользуя правило. | ||||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||||||
Цели:
| Этап интеллектуально-преобразовательной деятельно- сти включает:
Информативное задание Составьте карту удивительного города Звукобуквограда, используя образец (учебник, с. 37—38). Импровизационное задание Составьте карту удивительного города Звукобуквограда, спроектируйте улицы, дав им свои названия, используя знания и умения изученной темы. Эвристическое задание Составьте карту удивительного города Звукобуквограда, на которой есть музей «Словарные слова». | Личностные умения:
Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения: — оформлять на письме названия улиц на карте города Звукобуквограда, используя приобретённые знания. | ||||
IV этап. Рефлексивная деятельность | ||||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | ||||
| Самоанализ Допишите предложения. На уроках по теме «Звуки и буквы» я узнал(-а) ... , по- нял(-а) ... , научился(-лась) ... . Наибольшего успеха я достиг(-ла) в ... . Самооценка На уроках по теме «Звуки и буквы» учащиеся пользовались контрольными обозначениями «Светофор», на которых с помощью цветов фиксировали свои результаты. По итогам урока учащиеся выбирали для себя соответствующую оценку своей деятельности. | Заполняется учителем после освоения темы учащимися. | ||||
«Я полностью справился с заданием самостоятельно». | «Я справился с заданием хо- рошо, но мне помогали». | «Я не справился с заданием так, как хотелось. Надо ещё поучиться». | ||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | ||||
| Цели: Актуализировать знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка. Сформировать представление о соответствии звука букве и несоответствии звука букве на письме. Ввести алгоритм переноса слов и правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Научить использовать приобретённые знания и умения при составлении карты удивительного города Звукобуквограда. Ключевые умения Личностные умения:
Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения:
| Заполняется учителем после освоения темы. |
Комментарий для учителя :
Количество часов при изучении данной темы может быть изменено.
Карта города Звукобуквограда может заполняться постепенно, по мере изучения темы.
Количество словарных диктантов и комбинацию слов подбирает учитель в зависимости от специфики класса. Необходимо как можно больше подбирать упражнений на звуко-буквенный анализ слов.
В учебнике как синонимы использованы термины «гласные буквы», «буквы гласных звуков», «согласные буквы» и «буквы согласных звуков.
Можно ввести графическое обозначение звонкости и глухости согласных звуков, например колокольчик или другой символ (на усмотрение учителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...