Урок- проект по теме "Семья слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Разработка включает в себя определей целей и задач урока; описание планируемых результатов, форм и методов работы; технологическую карту урока с характеристикой деятельности учителя и учеников; формируемыми УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_semya_slov._3_klass.docx | 46.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока | Проект «Семья слов» (Раздел: «Состав слова», 16 урок) |
Форма проведения | Урок-проект |
Тип урока | урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач. |
Современные образовательные технологии: | технология проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии |
Методы обучения: | методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично - поисковый метод, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля |
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, парная. |
Оборудование |
|
Дидактическая цель | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности: группы родственных слов. Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к одноклассникам. | ||
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, окружающий мир. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования; обсуждать алгоритм разбора слов по составу, формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова, доказывать их значимость в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Проводить разбор слов по составу. Уметь работать над проектом. Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Формировать орфографическую зоркость; работать с толковым и орфографическим словарями | 1.Регулятивные
2.Познавательные
3.Коммуникативные
| - нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. -личностное самоопределение ( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) -смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Формирование мотивов достижения и социального признания Формирование границ собственного знания и «незнания» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. -Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: самоопределение |
2.Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность) 2.1.Самоопределение к деятельности. | - На доске ребус 7Я -Что для вас семья? -Расскажите, как вы относитесь к своей семье? - Где еще встречается понятие семья? - А почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? - Откройте учебник на странице 101, прочитайте тему урока. - Определите, что вы будете сегодня делать? - Предположите, какой будет урок? -Почему вам предложили именно такой проект? - Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект «Семья слов»? - Составим план работы на уроке (Фиксация на доске) - Желаю вам хорошо поработать на уроке. ( Подводящий к теме диалог) | -Дети отгадывают -Семья -Дают определение семьи. -Высказывают отношение к своей семье, сколько в семье членов. -Делятся опытом (волчья стая, улей пчел, муравейник) - Делают предположения. Открывают учебник на странице 101,читают: Наши проекты. Семья слов. -Будем работать над проектом «Семья слов» -Интересный, необычный, познавательный. - Мы закончили изучать раздел «Состав слова, родственные слова». - Что такое родственные слова, уметь определять состав слова. 1. Подготовка к проекту. 2. Создание проекта. 3. Защита проекта. 4. Оценка проекта. | Познавательные УУД Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез Регулятивные УУД Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности на уроке. Коммуникативные УУД Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. |
2.2.Повторение и систематизация знаний | Начнем подготовку к проекту 1.-Проверим ваши знания по теме «Состав слова». Послушайте внимательно стихотворение и запишите группы родственных слов. На лесной полянке Летом, спозаранку Собрался лесной народ – Все водили хоровод. Перепуталась родня, Не поймут, где, чья семья. Долго вёлся разговор, Разгорелся даже спор! Тут сова на ветку села, Всем молчать она велела И сказала: « Я, друзья, Расскажу, где, чья семья. Ёж, ежонок и ежиха, Слон, слонёнок и слониха, Лис, лисёнок и лисица, Гусь, гусёнок, гусеница» Молодец, сова, умна, Но ошиблась и она. Догадайтесь же, друзья, Чья не встретилась семья? Проверка, коррекция, рефлексия - Что надо помнить, когда записываете родственные слова? -Молодцы, вы знаете, что такое родственные слова и готовы к следующему заданию (частично-поисковый, проблемный диалог) | Учащиеся вспоминают понятие родственные слова: Однокоренные слова - это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Слушают стихотворение и самостоятельно записывают группу однокоренных слов. Проверка: Ёж, ежонок и ежиха, Лис, лисенок, лисица, Слон, слоненок, слониха, Гусь, гусенок. Не хватает слова – гусыня. Слово гусеница – лишнее. Подбирают родственное слово - гусеничка Доказывают, что это родственные слова. Выделяют корень, объясняют лексическое значение слов. Повторяют правило: Корень-это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Корень слова всегда пишется одинаково, кроме чередования согласных в конце корня. Корректируют ошибки (методы контроля и самоконтроля) | Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Учатся осуществлять контроль, проверять , корректировать и оценивать результаты своей деятельности. Познавательные УУД Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными словами, отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. |
2.Изучите задание №1 на стр. 101. Коллективная работа - Сколько слов можно образовать от одного корня? -Можно ли эти слова назвать семьей? Докажите, объясните значение всех слов. Работаем « цепочкой» -Обратим внимание на слова лесник и лесовод. Что делать, если вы не знаете значение слова? Прочитайте задание №2. Проверка. - Какие предложения понравились вам? Какие надо исправить? ( частично-поисковый, проблемный диалог) | Дети анализируют задание - Много. Для каждого слова свое количество. Рассматривают рисунок, читают внимательно слова. - Да, это родственные слова. Объясняют значение каждого слова. - Посмотреть в толковом словаре или в Интернете, или спросить у взрослого. -Дети самостоятельно составляют предложения с любым родственным словом. - Желающие читают предложения. | Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Учатся находить информацию в толковом словаре. Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными словами, отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. | |
Физкультминутка | -Представим, что мы в лесу. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше. | Учащиеся выполняют упражнения | |
3.Выполняем задание №3 - Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание? - С чего начинаем разбор слова по составу? (Выстраивание схемы на доске - моделирование) Работа в парах Проверка у доски. Корректировка. ( проблемно-поисковые методы) | - Надо знать обозначения корня, приставки, суффикса, основы и окончания. Уметь делить слово по составу. 1.Находим в слове окончание. Для этого изменяем слово. Изменяемая часть и будет окончанием. Окончание- это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении. 2. Выделяем в слове основу. Основа- это часть слова без окончания. 3.Находим в слове корень. Для этого подбираем однокоренные слова. 4.Находим в слове приставку, для этого подбираем однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. 5. Находим в слове суффикс. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. -Найдем слова на рисунке, которые подходят к данным схемам. Лесной, лесок, лесище, лесистый, Перелесок. Лес Для четвертой схемы слова нет Лесостепь, лесовод методы контроля и самоконтроля | Познавательные УУД Общеучебные: Моделирование. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников. Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу. Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре. контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные УУД Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи. Учатся формулировать собственное высказывание. | |
3.Создание продукта проектной деятельности | - Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта? Нарисуйте свое дерево с однокоренными словами - Как хотите работать: самостоятельно, в парах и группах? - Как надо работать, чтобы в словах не было ошибок? ( задания творческого характера, проблемно-поисковые методы) | Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности - Возьмем листы бумаги, нарисуем дерево, возле корня напишем главное слово, на дереве или около, напишем родственные слова. Дети выбирают форму работы, составляют « дерево» родственных слов. -Вспоминать изученные орфограммы, пользоваться орфографическим словарем. | Познавательные УУД Решение проблемы творческого характера Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу. Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
4.Защита проекта | - Кто справился с проектом? - Кто уже готов защитить свой проект? Рефлексия. - Как можно еще доработать проект? (методы контроля и самоконтроля) | Желающие защищают свои проекты. Дети дают оценку своему проекту и проектам одноклассников. - Украсить рисунками, дополнить другими словами | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников. Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
5.Итог урока. Рефлексия | - Подведём итог урока: - Что мы делали на уроке? Продолжите предложения: *Было интересно… *Теперь я могу… *Мне понравилось… | Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку. - Готовились к проекту. - Делали проект. -Защищали проект. (методы самоконтроля) | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».
Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....
Урок-проект "Рассказ о слове"
Предмет: русский языкТема: Проект «Рассказ о слове»Тип урока: комбинированныйФорма проведения урока: урок - проектУчастники: ученики 3 классаЦель: обогащение, уточнение и активизация словарного состав...
Урок -проект "Рассказ о слове"
Призентация к уроку русского языка 3 класса по Канакиной .Урок - проект "Рассказ о слове"...
Обобщающий урок-проект по разделу «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»
Обобщающий урок по русскому языку во 2 классе УМК Песпектива...
Урок-проект "Рассказ о слове"
Урок разработан по программе "Школа России" по учебнику В.П. Канакиной 3 класс...
Урок – проект "Рассказ о слове"
Данный материал представляет разработку краткосрочного проекта " Рассказ о слове". В ходе урока учащиеся составят словарную статью о слове "товарищ"....
Урок - проект "Рассказ о слове"
Всему название даноИ зверю, и предмету.Вещей вокруг полным-полно,А безымянных нету!И всё, что может видеть глазНад нами и под нами,И всё, что в памяти у нас,Означено словами.Они слышны и здесь, и там,...