Урок-проект "Рассказ о слове"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бессонова Елена Владимировна

Урок разработан по программе "Школа России"  по учебнику В.П. Канакиной 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 3 классе

Предмет: русский язык

Тема: Проект «Рассказ о слове»

Форма проведения урока: урок - проект

Цель: формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I этап.  Организационный момент.

Цель:  мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

- Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке.  (слайд 1)

- Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты?

- Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом: (слайд 2)

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок.

 

Личностные УУД: умение приготовить рабочее место

Регулятивные УУД: умение эмоционально настроиться на работу

II этап.  

Самоопреде

ление к деятельности

Цель:  постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

2.1- Прослушайте мелодию песни предположите, о чем она. (слайд 3)

-Почему мнения о содержании песни разделились?

-Чем отличается мелодия от песни?

 -Что такое слово?  (слайд 5)

2.2 Сегодня наш урок называется урок проект (слайд 6)

-Какая тема нашего проекта, как думаете?

-Какую цель поставим на уроке? (слайд 7)

2.3

  Рассмотрите план составления статьи  для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (слайд 8)

 

Прослушивание муз. фрагмента песни

Диалог с учителем

Формулирование темы и цели проекта

Познавательные УУД:

Повторение знаний приобретенных на уроке музыки и русского языка

Регулятивные УУД: целепологание

III этап. Подготовка к созданию проекта.

 1.Работа

с планом

2.Поиск 

источников информации.

3.1.Сегодня я в гости пришла к вам со словом толерантность. Кто знает, что обозначает это слово? Попробуем узнать, создав проект.

3.2.Выберите слово, о котором будете писать статью

3.3.Какими источниками информации воспользуетесь?

Работают с информацией,

представленной в  плане. Обосновывают выбор ответа.

Работают с информацией, представленной учителем

ПознавательныеУУД умение выбрать нужный источник информации

IVэтап. Работа  над проектом в группах.  

Цель: создание проекта о слове;

Защита проектов, самооценка групп

4.1.Задания в группах, работа над словами по плану карты, распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями

-Ребята, работая в группе,  каждый из вас сможет внести свой вклад в создание статьи проекта.  

Выберите для себя задание и запишите свою фамилию на плане. Но помните,  что вы работаете в группе, и каждый может помочь друг другу или попросить помощи.

Задания в группах, работа над словами по плану:

1 группа - доброта

2 группа - вежливость

3 группа - мир

4 группа  - дружба

4.2 Защита проекта

Объединяются в группы.

Учитывают степень сложности задания  и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.

Регулятивные УУД:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества,

умение вступать в диалог; умение договариваться;умение запросить

недостающую информацию у учителя;

Познавательные УУД: Поисковые (исследовательские):  умения

самостоятельно найти недостающую информацию

Личностные УУД: умение выступить и защитить проект

Vэтап. Рефлексия деятельности

Самооценка деятельности

- Как думаете, достигли мы цели урока? (слайд 8)

- Попробуйте записать свои впечатления об уроке с помощью синквейна (слайд 9)

- В заключении послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел сказать его автор?

Чтение учителем стихотворения о словах.

  У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение “Слово о словах”
"Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно - то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя."

- Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.

И сегодня от всего сердца мне хочется вам подарить сердечко со словом толерантность

Д.З. Узнать у родителей, знают ли они что такое толерантность? Поделиться своими знаниями.

Осуществляют анализ работы на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

РефлексивныеУУД: самоанализ,  самооценка



Предварительный просмотр:

План составления статьи                                                                      

  1. Определить лексическое значение слова
  2. Подобрать однокоренные слова
  3. Подобрать синонимы и антонимы к этому слову
  4. Подобрать фразеологизмы
  5. Найти пословицу

6) Составить предложение с этим словом

                                                                                                               

План составления статьи                                                                      

1)Определить лексическое значение слова

2).Подобрать однокоренные слова

3)Подобрать синонимы и антонимы к этому слову

4)Подобрать фразеологизмы

5)Найти пословицу

6) Составить предложение с этим словом

                                                                                                               



Предварительный просмотр:

Пословицы.

*Дружба - великая сила.

*Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

*Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

*Вежливость даёт радость –от общения с людьми.

*Не ищи красоты, ищи доброты

*Доброму гостю хозяин рад.

*Дружно за мир стоять - войне не бывать.

*Мир - дело великое.

Синонимы

Доброта - сердечность, душевность

Дружба -  согласие, единение, общение

Мир – спокойствие, согласие

Вежливость- любезность, деликатность

Синонимы

Доброта - сердечность, душевность

Дружба -  согласие, единение, общение

Мир – спокойствие, согласие

Вежливость- любезность, деликатность

Фразеологизмы

фразеологизм

значение

Бросить перчатку

вызвать кого-нибудь на спор

Волк в овечьей шкуре 

злые люди, прикидывающиеся добрыми

Живота не пожалеть 

пожертвовать жизнью 

Съесть пуд соли

хорошо узнать друг друга 

Водой не разлить 

большие друзья, крепкой дружбе

Тише воды, ниже травы 

скромно, незаметно себя вести

На руках носить 

оказывать особое расположение, внимание,

Вставать грудью за кого-нибудь 

подняться на защиту, стойко защищать



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....