Обобщающий урок-проект по разделу «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Самородова Татьяна Евгеньевна

Обобщающий урок по русскому языку во 2 классе УМК Песпектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt_po_russkomu.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект по русскому языку во 2 классе.

Самородова Т.Е.

учитель филиала МБОУ

«Горельская СОШ» в с. Черняное

Тема: обобщающий урок по разделу «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»

   

Цель проекта:

  1. воспитывать и развивать ребёнка через его самостоятельную познавательную деятельность;
  2. реализовать способности и замыслы ученика в продуктах его деятельности.

Задачи:

  1. научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений,
  2. научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
  3. закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Основные этапы и ход проекта.

  1. Распределение учащихся в проектные группы.
  2. Сбор информации по группам.

Первая группа пишет сочинение – грамматическую сказку.

Вторая группа готовит презентацию игры «Кто или что?».

Учитель отслеживает ход работы над проектом: присутствует на репетициях, читает сказки, написанные детьми, указывает на стилистические ошибки.

Презентация проекта – урок с использованием метода обучения  в сотрудничестве (групповая форма работы).

Ход урока.

     I. Организационный момент.

Учитель:

-Ребята, сегодня на уроке состоится презентация ваших проектов по группам, а также вам предстоит выполнить работы по чистописанию, поработать над изученными орфограммами, правилами.

     II.Презентация работы над словарными словами.                              

Наблюдение над словами, отвечающими на вопросы кто? и что? слайд 1

/пишите число, классная работа/

В осеннем лесу появились Лисёнок и Медвежонок. Это были ужасно любопытные и непоседливые зверята /учащиеся в масках зверей/. Вот и сейчас они сбежали от своих мам и отправились изучать лес. Здесь было столько незнакомых предметов!

- Ой, кто это? – спросил Лисёнок.

        Боится зверь ветвей моих,

        Гнёзд не построит птица в них.

        В ветвях – краса и мощь моя.

        Скажите быстро: кто же я?

- Кто это, ребята? /олень/ слайд 2

  /запись словарного слова олень/

- Ой, что это? – спросил Медвежонок.

        Осень в сад к нам пришла,

        Красный факел зажгла.

        Здесь дрозды, скворцы снуют

        И, галдя, его клюют.

- Что это, ребята? /рябина/ слайд 3

/запись словарного слова рябина/

- Ой, кто это? – спросил Лисёнок.

        Кто в беретке ярко-красной,

        В чёрной курточке атласной?

        На меня он не глядит,

        Всё стучит, стучит, стучит.

- Кто это, ребята? /дятел/ слайд 4

/запись словарного слова  дятел/

- А это, что? – спросил Медвежонок.

        Бусы красные висят,

        Из кустов на нас глядят.

        Очень любят бусы эти

        Дети, птицы и медведи.

- Что это? /малина/ слайд 5

/запись словарного слова  малина/

- А это кто? – спросил Лисёнок, указывая на загорелого мужчину, который был в фуражке со значком. А на значке дубовая ветка с желудями.

- Это лесник,- сказал Медвежонок.

- Верно, - сказал лесник /старшеклассник в фуражке лесника/. Я – хранитель леса. А лес – это дом для всех  зверей и птиц, для насекомых и растений.  Что же вы хотели увидеть и узнать?   Я вам всё расскажу /читает стихотворение/.

Нет ничего милее –

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться,

И видно всё до дна:

Течёт вода – водица –

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если я устану –

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших –

Для них совсем он свой,

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.


- Ребята, какие имена существительные прозвучали в  стихотворении?

слайд 6

   Назовите их, поставьте к ним вопросы.

- Ребята, посмотрите на доску и проверьте правильность написания словарных слов слайд 7

 - Ребята, кто спрашивал про предметы, отвечающие на вопросы кто?  

- Кого называют слова, отвечающие на вопрос кто?  

- Кто спрашивал про предметы, отвечающие на вопрос что?  

- Какой вопрос ставят ко всем остальным словам?  

- Ребята, а слова «лисёнок» и «медвежонок» на какой вопрос отвечают?

- Как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?  слайд 8

Вывод: имена существительные называют людей, предметы, животных, растения, явления действительности. Имена существительные – важнейшая часть речи  слайд 9

 III.Презентация грамматической сказки.

- А теперь, ребята, отправимся в царство имен Существительных и послушаем грамматические  сказки – приключения. Вы должны внимательно слушать, а затем определить, чья сказка, на ваш взгляд, была более интересной и содержательной.

/ребята выполняют задание и аргументируют свой выбор; в помощь демонстрация текстов сочинений в мультимедийной системе: слайды 10, 11, 12

а) В одном волшебном царстве, которое называется Русский Язык, жили одушевлённые и неодушевлённые существительные. Как-то они стали спорить: кто главнее? Одушевлённые так раскричались, что не заметили, как неодушевлённые существительные ушли из царства. Обрадовались одушевлённые  существительные и решили, что они теперь главные. Но не долго длилась их радость. Захотели они поесть, поспать, поиграть, но неодушевлённых существительных не оказалось. Тут-то они поняли, что каждый из них является важным. Пошли они к неодушевлённым прощения просить. С тех пор живут они дружно.

б) В одной стране жили слова Кто? и Что? Однажды все слова разбежались и стали веселиться. Они поиграли и потеряли свои названия. Стали спорить пушок с Пушком, шарик с Шариком. Долго они спорили. Потом вспомнили, что имена существительные можно разделить по группам: одушевлённые и неодушевлённые. Разделились существительные по группам и помирились.

в) В одном королевстве жили одушевлённые и неодушевлённые слова. Они дружили и никогда не ссорились. А в этом королевстве жила ведьма. Её никто не видел, так как она жила в глухом лесу. Она не любила тех, кто дружил. И она решила поссорить слова: послала им проклятие. Слова поссорились и неодушевлённые покинули это королевство. Одушевлённые решили их вернуть. Они долго искали своих друзей, и, наконец, нашли их в старом заброшенном доме, привязанных к столбам. Колдунья готовила зелье. Но напоить слова  она не успела. Началось сражение. Колдунья была наказана за проклятье. Ей понравилось, что слова так дружно живут и она стала проситься жить вместе с ними и никогда больше не обижать никого. Слова приняли её в своё королевство.

IV. Физкультминутка.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(вращение корпусом вправо и влево)

Мы работаем руками,

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

(дети имитируют движения крыльев)

Чтобы ноги не болели,

Раз – присели, два – присели,

Три, четыре, пять и шесть,

Семь и восемь, девять, десять.

(приседания)

Рядом с партою идём,

(ходьба на месте)

И садимся мы потом.

(дети садятся за парту)

V. Минутка чистописания.

- Догадайтесь, какие буквы будете писать на минутке чистописания. Из этих букв составьте цепочку

Л.совичок  р.дничок  гр.бок  тр.ва

е                                   о

и                                   а

ееоо   еиие   оаоа  иааи и т. д.

оцените свою работу по чистописанию, нарисуйте личико на полях:

 – я доволен своей работой;

😐 – у меня есть сомнения;

 – я часто ошибался слайд 13

 VI. Презентация игры «Кто? или что?»

  Презентацию проводит следующая группа.

- У меня в мешочке различные предметы. Ребята должны вытащить предмет, посмотреть на него  и сказать, на какой вопрос отвечает предмет.

 Мяч  что?

Лиса  кто?  и т. д.

Вывод: мяч, лиса – это предметы,  а что мы произносим, называя их? /слова/

Слова мяч, лиса – это названия предметов. Слова мы можем произнести, написать, а предметы мы видим вокруг нас.

- Что же обозначают слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?

                                                                                                                                                                                   VII. Работа по учебнику стр. 41, №61

Упражнение выполняется по заданию;

кто? козлята, телята, барашек;

что? кудряшки, песенки, клёны, дубы, грибы, зонтик.

Кто? козлята, телята, барашек.

Что? Кудряшки, песенки, клёны, дубы, зонтик.

VIII. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

- Кого называют слова, которые отвечают на вопрос кто?

- На какой вопрос отвечают остальные слова, называющие предметы?

- Что такое имя существительное?

- Приведите примеры слов, отвечающих на вопрос кто?

- Назовите слова, отвечающие на вопрос что? слайд 14

X. Оценивание.

XI. Домашнее задание: стр. 40. №59. слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация. Русский язык. 2 класс. Система "Школа 2100" Тема: "Слова, которые отвечают на вопросы: что делает(-ют)? Что делал(-а)? Что сделал(-а)? (Глагол)

Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе. Дети знакомятся с глаголом, вопросами, на которые отвечают глаголы.Повторяют изученный материал по имени существительному и прилагательному. Система ...

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает?

Материал для повторения по теме "Знакомство со словами, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает?" . На этих уроках сразу ввожу термин  - глагол. Дети быстро и без труда запоминают наз...

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с одушевленными и неодушевленными предметами, применения имеющихся знаний в практической деятельности; развитие умения ставить и решать проблему; разви...

Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 2 класс УМК «Школа 2100»

Урок русского языка 2 класс в ТДМ, УМК «Школа 2100»  Цель и задачи: наблюдение над словами – признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам; воспитывать интерес к русскому я...

Слова, которые отвечают на вопросы КТО ЧТО_1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Данный конспект предназначен для урока русского языка в 1 классе (УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф.Виноградовой) с целью ознакомления со словами-предметами, которые отвечают на вопросы кто?...

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Цель урока: развитие умений ставить к слову вопросы кто? или что?Задачи урока:формировать умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?, опираясь на их значение....