Урок – проект "Рассказ о слове"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный материал представляет разработку краткосрочного проекта " Рассказ о слове". В ходе урока учащиеся составят словарную статью о слове "товарищ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_proekt.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – проект по русскому языку в 3 классе
по теме «Рассказ о слове»
Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся.
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развитие способностей сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство
Форма проведения урока: урок - проект
Тип проекта: информационный.
Тип проекта по профилю знаний: предметный.
Тип проекта по форме проведения: групповой (парный).
Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.
Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.
Механизм реализации проекта.
Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с обучающимися 3 класса, педагогом.
Жизнеспособность проекта.
Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.
Продукт: словарная статья о слове «Товарищ».
Тип урока: комбинированный
Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, наглядные пособия.
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Звучит минусовка песни «Улыбка» В. Шаинского
Дети заходят в кабинет, встают около своих парт.
- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга доброй улыбкой и пожелаем удачи сегодня на уроке.
Дети рассаживаются по местам, музыка еще звучит.
II этап. Самоопределение к деятельности. Погружение в проект.
Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели
- Вы вошли вы класс и заняли свои места под песню, о чем она?
- Почему мы не может дать точного ответа? Чего не хватает? (слов)
- Сегодня мы с вами будем заниматься проектной деятельностью.
- Тема нашего проекта будет…. (слово) Рассказ о слове. А о каком, вы мне скажете чуть позже.
III Предпроектная подготовка
Цель: … рассказ о слове.
Задачи:
вспомнить ….
найти …
работать …
- Определим слово с помощью ребуса.
- Речь пойдёт о слове товарищ.
- Какую цель поставим на уроке? (уточнить значение слова, обогатить словарный запас, узнать про это слово как можно больше)
IV этап. Работа над проектом. Информационно – операционный этап.
1.Работа по формулированию учебных задач урока
2.Поиск источников информации.
- Ваш проект будет представлен Словарной статьей о слове «товарищ». У каждого из вас на столе чистый бланк словарной статьи, где вы будете выполнять свою работу.
А карточка-помогайка будет нашим путеводителем в работе над проектом.
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.
- Какое первое задание дано в карточке? (Лексическое значение слова)
- Что такое лексическое значение слова?
- Объясните лексическое значение слова (ответы)
- Что нам поможет определить точно лексическое значение слова? (Толковый словарь)
- Работаем со словарем, находим нужную нам информацию.
Не забываем, что работаем в паре. Если работа выполнена, участники подают сигнал поднятием рук (взявшись).
Нахождение лексического значения слова.
Чтение ответа.
- Сколько значений имеет слово? (3)
- Что о нем можно сказать, оно какое (многозначное)
- Запишите в свою словарную статью под пунктом 1 первое лексическое значение слова «товарищ».
товарищ
1. Человек, близкий кому-н. по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-н. Товарищи с детства, по школе. Товарищ по оружию, боевой товарищ. Этот ученик хороший товарищ. Товарищи по несчастью (о тех, кто вместе испытывает какие-нибудь неприятности; разг.).
К истокам слова Товарищ. Общеславянское, заимствовано из тюркского языка. В тюркском языке это слово является сложным, образованным путем соединения «товар» и iš - «друг». Первоначальное значение, вероятно, - «компаньон в торговле».
Работа в статье.
- А как вы считаете, можно ли поободрать синоним к этому слову? (Наверно да).
- Давайте попробуем это сделать. (ответы детей)
- А как точно ответить на этот вопрос? (Нужно обратиться к словарю).
– Какому? (Синонимов)
- Выполните данную работу. Пара подает сигнал, поднятые руки.
Нахождение синонимов, чтение.
- Запишите в свою статью несколько синонимов из словаря.
сотоварищ, сверстник, друг, коллега, собеседник, собрат, сослуживец, соратник, соотечественник, соплеменник, сородич, земляк, соратник, помощник, сотрудник, попутчик, спутник. Женский род: подруга, товарка.
- А антоним можно подобрать? (Да) Какой?
Товарищ - враг, противник, конкурент, соперник.
- Чем мы сейчас с вами воспользовались, чтобы ответить на вопрос? (Своими знаниями)
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.
- Опять обратимся к карточке-помогайке. Следующий пункт нашей статьи будет? (Правописание слова. Орфограмма)
- Какую работу на данном этапе мы должны выполнить? (Правильно написать слово, указать орфограмму)
- Запишите в свои статьи под пунктом 2 слово «товарищ» и постарайтесь найти орфограмму, работу выполняем в паре.
- Какая по-вашему мнению в этом слове встречается орфограмма? (Безударная гласная, непроверяемая - словарное слово - нужно запомнить или обратиться орфографическому словарю)
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.
- Да в русском языке очень много слов, у которых правописание расходится с произношением. И следующий пункт работы (Звукобуквенный разбор – транскрипция)
- Сейчас под пунктом 3 вы выполните на своих листах транскрипцию, посчитаете количество слогов, звуков и букв)
Выполнение задания. Проверка. (СЛАЙД)
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ.
- Русский язык очень богат и у каждого слова есть родственники?
- А как вы думаете есть ли у слова «тоарищ» родственники?
- А родственные – это какие слова?
- Что значит однокоренные?
- Следующее задание нашей карточки-помогайки будет «Однокоренные слова»
- Какие однокоренные слова можно составить?
Ответы детей
- С помощью чего можно дать более полный ответ? (С помощью словаря)
- А как вы думаете какого? (Словообразовательного)
- Найдите однокоренные слова, зачитайте.
- В свои словарные статьи под пунктом 4 запишите 3 однокоренных слова.
Работа в статьях.
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.
- Продолжаем работу. Какой следующий пункт нашей технологической карты? (Предложение)
На доске неправильно стоят слова, из которых должно получиться предложение.
перемене Юхименко мне на ко товарищ подходит мой однажды
- Что вы видите на доске? (слова)
- Какое задание можно выполнить? Как это сделать?
Один ученик у доски собирает предложение.
- У кого получились другие предложения? (чтение)
- Кто помнит, из какого произведения это предложение? ( Б. Житков " Про обезьянку")
- Запишите предложение в свои словарные статьи.
Запись.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
- Какую работу можно выполнить над предложением?
- Главные члены предложения. (подчеркивают)
- Части речи. (указывают).
- По количеству второстепенных членов -……
- По цели высказывания…..
- По интонации…….
ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ.
- Обратите внимание на следующий пункт карточки. Как он называется?
- Как вы считаете, какой работой мы будем заниматься?
- Кто знает пословицу, в которой встречается слово «товарищ»?
- Значит на этот вопрос вы …. Затрудняетесь ответить .
- Как нам выйти из этой ситуации? ( Воспользоваться интернетом)
- Пока вы записывали предложение, я попросила ... (имя) найти в интернете пословицы. Что ты нашёл?
- Запишите одну пословицу, в которой встречается слово «товарищ» (Пословицы выведены на экран)
Запись.
Сам пропадай, а товарища выручай.
У хорошего человека и товарищ хорош.
Новый товарищ хорош, а старый — лучше. (морд)
Человека узнают по его товарищам. (арм)
V. Домашнее задание
Учитель читает стихотворение Михаила Анчарова "Слово "товарищ"
Говорил мне отец:
«Ты найди себе слово,
Чтоб оно, словно песня,
Повело за собой.
Ты ищи его с верой,
С надеждой, с любовью,—
И тогда оно станет
Твоею судьбой».
Я искал в небесах,
И средь дыма пожарищ,
На зеленых полянах,
И в мертвой золе.
Только кажется мне
Лучше слова «товарищ»
Ничего не нашел я
На этой земле.
В этом слове — судьба
До последнего вздоха.
В этом слове — надежда
Земных городов.
С этим словом святым
Поднимала эпоха
Алый парус надежды
Двадцатых годов.
Последним заданием, домашним, которое мы выполним в нашем проекте, будет – написание сочинения о вашем товарище, друге.
- Подумайте, что можно написать в таком сочинении? ( предположения детей)
- Поможет вам вновь карточка-помогайка. ( раздать)
- А где мы может взять информацию, чтобы справиться с заданием.
Примерный план сочинения о товарище
1. Как зовут вашего товарища?
2. Когда, где и как вы познакомились?
3. Где любите проводить вместе время?
4. Каковы ваши вкусы? Они совпадают? (кино, книги, игры, мечты, цели и др.) Или они совсем разные, и поэтому вам интересно вместе?
5. Испытывалась ли ваша дружба на прочность? Если да, то расскажите в двух словах, как это было.
6. Какое место в вашей жизни занимает друг? (1-2 предложения)
* Можно добавить свой рисунок.
VI. Итог урока
- Какую цель ставили при выполнении проекта? Достигли?
VII. Рефлексия
- А сейчас в оценочном листе, который находится у вас на столах, оцените свою работу.
- На этом наш уроку окончен. Спасибо за работу.
Лист самооценки работы в паре
Оцени свою работу в паре:
Утверждение | Полностью согласен | Частично согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий |
|
|
|
|
При разногласиях я принимаю другое решение |
|
|
|
|
Большинство решений предложено мной |
|
|
|
|
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение |
|
|
|
|
Работать в паре труднее, чем одному |
|
|
|
|
Мне интереснее и полезнее работать в паре |
|
|
|
|
Карточка-помогайка
План составления статьи
1) Определить лексическое значение слова. Подобрать синонимы и антонимы к этому слову
2) Правописание слова. Орфограмма
3) Звуко-буквенный разбор, транскрипция
4) Подобрать однокоренные слова
5) Составить предложение с этим словом
6) Найти пословицу
7) Составить текст о своём товарище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел « Слово», второй урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в написании кличек животных.
Проблемный урок русского языка в 1 классе «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных» использовать по программе « Школа России» для открытия детьми нов...
Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек
Урок русского языка в 1 классе «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать по программе « Школа России» для открытия детьми ...
Раздел « Слово», пятый урок по теме «Слово – имя собственное»
Учетно-контрольный урок русского языка в 1 классе. Использовать по программе « Школа России» для контроля знаний, умений учащихся по теме «Слово-имя собственное ». С небольшими изменениями можно...
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."
Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Открытый урок. "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК" .
Региональный семинар по УМК ПНШ....