Урок – проект "Рассказ о слове"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Прохорова Т.В.

Данный материал представляет разработку краткосрочного проекта " Рассказ о слове". В ходе урока учащиеся составят словарную статью о слове "товарищ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_proekt.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – проект по русскому языку в 3 классе

 по теме «Рассказ о слове»

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развитие способностей сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство

Форма проведения урока: урок - проект

Тип проекта: информационный.

Тип проекта по профилю знаний: предметный.

Тип проекта по форме проведения: групповой (парный).

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.

Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с обучающимися 3 класса, педагогом.

Жизнеспособность проекта.

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.

Продукт: словарная статья о слове «Товарищ».

Тип урока: комбинированный

Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, наглядные пособия.

Ход урока

I этап. Организационный момент.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Звучит минусовка песни «Улыбка» В. Шаинского

Дети заходят в кабинет, встают около своих парт.

- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга доброй улыбкой и пожелаем удачи сегодня на уроке.

Дети рассаживаются по местам, музыка еще звучит.

II этап. Самоопределение к деятельности. Погружение в проект.

Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

- Вы вошли вы класс и заняли свои места под песню, о чем она?

- Почему мы не может дать точного ответа? Чего не хватает? (слов)

- Сегодня мы с вами будем заниматься проектной деятельностью.

- Тема нашего проекта будет…. (слово) Рассказ о слове. А о каком, вы мне скажете чуть позже.

III   Предпроектная подготовка

Цель:   …   рассказ о слове.  

Задачи:

вспомнить  ….

найти   …

работать   …

- Определим слово с помощью ребуса.

- Речь пойдёт о слове товарищ.

- Какую цель поставим на уроке? (уточнить значение слова, обогатить словарный запас, узнать про это слово как можно больше)

IV этап. Работа над проектом. Информационно – операционный этап.

1.Работа по формулированию учебных задач урока

2.Поиск источников информации. 

- Ваш проект будет представлен Словарной статьей о слове «товарищ». У каждого из вас на столе чистый бланк словарной статьи, где вы будете выполнять свою работу.

А карточка-помогайка будет нашим путеводителем в работе над проектом.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.

- Какое первое задание дано в карточке? (Лексическое значение слова)

- Что такое лексическое значение слова?

- Объясните лексическое значение слова (ответы)

- Что нам поможет определить точно лексическое значение слова? (Толковый словарь)

- Работаем со словарем, находим нужную нам информацию.

Не забываем, что работаем в паре. Если работа выполнена, участники подают сигнал поднятием рук (взявшись).

Нахождение лексического значения слова.

Чтение ответа.

- Сколько значений имеет слово? (3)

- Что о нем можно сказать, оно какое (многозначное)

- Запишите в свою словарную статью под пунктом 1 первое лексическое значение слова «товарищ».

товарищ

1. Человек, близкий кому-н. по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-н. Товарищи с детства, по школе. Товарищ по оружию, боевой товарищ. Этот ученик хороший товарищ. Товарищи по несчастью (о тех, кто вместе испытывает какие-нибудь  неприятности; разг.).

К истокам слова Товарищ. Общеславянское, заимствовано из тюркского языка. В тюркском  языке  это слово является сложным, образованным путем соединения «товар» и iš - «друг». Первоначальное значение, вероятно, - «компаньон в торговле».

Работа в статье.

- А как вы считаете, можно ли поободрать синоним к этому слову? (Наверно да).

- Давайте попробуем это сделать. (ответы детей)

- А как точно ответить на этот вопрос? (Нужно обратиться к словарю).

– Какому? (Синонимов)

- Выполните данную работу. Пара подает сигнал, поднятые руки.

Нахождение синонимов, чтение.

- Запишите в свою статью несколько синонимов из словаря.

сотоварищ, сверстник, друг, коллега, собеседник, собрат, сослуживец, соратник, соотечественник, соплеменник, сородич, земляк, соратник, помощник, сотрудник, попутчик, спутник. Женский род: подруга, товарка.

- А антоним можно подобрать? (Да) Какой?

Товарищ - враг, противник, конкурент, соперник.

- Чем мы сейчас с вами воспользовались, чтобы ответить на вопрос? (Своими знаниями)

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.

- Опять обратимся к карточке-помогайке. Следующий пункт нашей статьи будет? (Правописание слова. Орфограмма)

- Какую работу на данном этапе мы должны выполнить? (Правильно написать слово, указать орфограмму)

- Запишите в свои статьи под пунктом 2 слово «товарищ» и постарайтесь найти орфограмму, работу выполняем в паре.

- Какая по-вашему мнению в этом слове встречается орфограмма? (Безударная гласная, непроверяемая - словарное слово - нужно запомнить или обратиться орфографическому словарю)

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.

- Да в русском языке очень много слов, у которых правописание расходится с произношением. И следующий пункт работы  (Звукобуквенный разбор – транскрипция)

- Сейчас под пунктом 3 вы выполните на своих листах транскрипцию, посчитаете количество слогов, звуков и букв)

Выполнение задания.   Проверка. (СЛАЙД)

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ.

- Русский язык очень богат и у каждого слова есть родственники?

- А как вы думаете есть ли у слова «тоарищ» родственники?

- А родственные – это какие слова?

- Что значит однокоренные?

- Следующее задание нашей карточки-помогайки будет «Однокоренные слова»

- Какие однокоренные слова можно составить?

Ответы детей

- С помощью чего можно дать более полный ответ? (С помощью словаря)

- А как вы думаете какого? (Словообразовательного)

- Найдите однокоренные слова, зачитайте.

- В свои словарные статьи под пунктом 4 запишите 3 однокоренных слова.

Работа в статьях.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.

- Продолжаем работу. Какой следующий пункт нашей технологической карты? (Предложение)

На доске неправильно стоят слова, из которых должно получиться предложение.

перемене  Юхименко  мне  на  ко   товарищ подходит мой однажды

- Что вы видите на доске? (слова)

- Какое задание можно выполнить? Как это сделать?

Один ученик у доски собирает предложение.

- У кого получились другие предложения? (чтение)

- Кто помнит, из какого произведения это предложение? ( Б. Житков " Про обезьянку")

- Запишите предложение в свои словарные статьи.

Запись.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

- Какую работу можно выполнить над предложением?

  1. Главные члены предложения. (подчеркивают)
  2. Части речи. (указывают).
  3. По количеству второстепенных членов -……
  4. По цели высказывания…..
  5. По интонации…….

ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ.

- Обратите внимание на следующий пункт карточки. Как он называется?

- Как вы считаете, какой работой мы будем заниматься?

- Кто знает пословицу, в которой встречается слово «товарищ»?

- Значит на этот вопрос вы …. Затрудняетесь ответить .

- Как нам выйти из этой ситуации? ( Воспользоваться интернетом)

- Пока вы записывали предложение, я попросила ... (имя) найти в интернете пословицы. Что ты нашёл?

 - Запишите одну пословицу, в которой встречается слово «товарищ» (Пословицы выведены на экран)

Запись.

Сам пропадай, а товарища выручай.

У хорошего человека и товарищ хорош.

Новый товарищ хорош, а старый — лучше. (морд)

Человека узнают по его товарищам. (арм)

V. Домашнее задание

 Учитель читает стихотворение  Михаила Анчарова   "Слово "товарищ"

Говорил мне отец:

«Ты найди себе слово,

Чтоб оно, словно песня,

Повело за собой.

Ты ищи его с верой,

С надеждой, с любовью,—

И тогда оно станет

Твоею судьбой».

Я искал в небесах,

И средь дыма пожарищ,

На зеленых полянах,

И в мертвой золе.

Только кажется мне

Лучше слова «товарищ»

Ничего не нашел я

На этой земле.

В этом слове — судьба

До последнего вздоха.

В этом слове — надежда

Земных городов.

С этим словом святым

Поднимала эпоха

Алый парус надежды

Двадцатых годов.

Последним заданием, домашним, которое мы выполним в нашем проекте, будет – написание сочинения о вашем товарище, друге.

- Подумайте, что  можно написать в таком сочинении? ( предположения детей)

- Поможет вам вновь карточка-помогайка. ( раздать)

- А где мы может взять информацию, чтобы справиться с заданием.

Примерный план сочинения о товарище

1.  Как зовут вашего товарища?

2. Когда, где и как вы познакомились?

3.  Где любите проводить вместе время?

4. Каковы ваши вкусы? Они совпадают? (кино, книги, игры, мечты, цели и др.) Или они совсем разные, и поэтому вам интересно вместе?

5.  Испытывалась ли ваша дружба на прочность? Если да, то расскажите в двух словах, как это было.

6. Какое место в вашей жизни занимает друг? (1-2 предложения)

* Можно добавить свой рисунок.

VI. Итог урока

- Какую цель ставили при выполнении проекта? Достигли?

VII. Рефлексия

- А сейчас в оценочном листе, который находится у вас на столах, оцените свою работу.

- На этом наш уроку окончен. Спасибо за работу.

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

 

 

 

 

При разногласиях я принимаю другое решение

 

 

 

 

Большинство решений предложено мной

 

 

 

 

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

 

 

 

 

Работать в паре труднее, чем одному

 

 

 

 

Мне интереснее и полезнее работать в паре

 

 

 

 

 

Карточка-помогайка

План составления статьи

1) Определить лексическое значение слова.  Подобрать синонимы и антонимы к этому слову

2) Правописание слова. Орфограмма

3) Звуко-буквенный разбор, транскрипция

4) Подобрать однокоренные слова

5) Составить предложение с этим словом                                                                                                            

6) Найти пословицу

7) Составить текст о своём товарище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел « Слово», второй урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в написании кличек животных.

Проблемный урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных»   использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми нов...

Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек

Урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми ...

Раздел « Слово», пятый урок по теме «Слово – имя собственное»

Учетно-контрольный урок русского языка в 1 классе. Использовать  по программе « Школа России» для контроля знаний, умений учащихся по теме «Слово-имя собственное ». С небольшими изменениями можно...

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."

Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...