Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 4 классе (УМК «Школа России»)
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 4 классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Определение спряжения глаголов. |
Педагогическая цель | Развивать умение определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. |
Тип урока | Закрепление изученного материала |
Планируемые | Закрепить навык правописания глаголов в прошедшем времени. Учить задавать вопросы к глаголам; развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. |
Личностные | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Универсальные | Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Основные понятия | Глагол, спряжение глагола, неопределенная форма глагола. |
Методы и формы | Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный. |
Оборудование | Учебник русского языка, 4 класс, 2 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация |
Этап урока | Виды работ на уроке | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
I.Организационный момент. Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. | 1.Приветствие. 2.Эмоциональный настрой 3. Проверка готовности к уроку | -Здравствуйте. - Я желаю вам успехов на уроке. - Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка. Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно. | Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока. |
II. Пальчиковая гимнастика. Цель: подготовка руки к письму | 1.Пальчиковая гимнастика. | - Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Пальчики. Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.) Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик за малиной, Этот пальчик заблудился, Очень поздно возвратился. Теперь, когда ваши ручки готовы, приступим к работе. | Осуществляет подготовку учащихся к письму, осуществляет показ выполнения пальчиковой гимнастики. | Учащиеся совершают активные действия под руководством учителя, выполняют пальчиковую гимнастику. |
III.Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам | 1. Минутка чистописания. 2.Словарный диктант 3. Работа с предложением | - А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке «Классная работа», обращаем внимание на то, что в словосочетании «Классная работа» удвоенные согласные сс. - Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку, отгадкой будет буква, которую мы будем сегодня писать на уроке: Ночью буква ловит мышек, - Что это за буква? (Буква С). - Обратите внимание на образец написания на доске. - Какое соединение между заглавной и строчной буквами Сс? (нижнее). - Обратите внимание, что у букв одинаковый наклон и они имеют верхнее соединение. - Запишите до конца рабочей строки буквосочетание Сс, соблюдая расстояние и наклон. А теперь, мы с вами напишем словарный диктант. Словарный диктант: Командир, вперед, назад, сеялка, сверху, снизу, свитер, везде, расстояние, гореть, экскурсия, километр. В лесу поспели ягоды. - Назовите орфограммы в каждом слове. - Спишите предложение, подчеркните орфограммы. -Выполнит разбор предложения у доски ….., а вы в своих тетрадях. (ягоды– подлежащее, поспели – сказуемое,. повеств., невоскл., полное., нераспрастр.) (Оценки). | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Определяют задачи урока в соответствии с темой. |
IV.Целеполагание Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; | 1.Введение в тему урока 2. Создание проблемной ситуации 3.Формулирование темы и цели урока. | - А теперь узнаем тему сегодняшнего урока. - Ребята, посмотрит на доску, прочтет... Пис…ть, счет…ть, п…ть, рисов…ть, пиш…ешь. - Что записано на доске? (глаголы). - Какую работу нам нужно сделать? (заполнить пропуски в окончаниях глаголов). - А как правильно подобрать буквы? (определить спряжение). - Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (тренироваться в определении спряжения глаголов и тренироваться в морфологическом разборе глаголов). (оценки). | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Определяют задачи урока в соответствии с темой. |
V.Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1. Беседа о спряжении 2. Выполнение упражнения 251 3. Выполнение упражнения 243 Физкультминутка.
4. Выполнение упражнения 244 | - А что такое спряжение? (изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени). - Какие глаголы мы относим к первому спряжению? (ать, еть, оть, уть). - Какие глаголы мы относим ко второму спряжению? (ить). Назовите исключения, относящиеся ко второму спряжению: слышать, гнать, дышать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть и зависеть. Молодцы ребята. А сейчас мы с вами поупражняемся в правописании окончаний глаголов. Запишите упражнение 251. Прочтите задание про себя. Что нужно сделать в упражнении? (списать вставляя пропущенные буквы, указать время глаголов и выделить их окончания). Запишем с комментированием по одной строчке. Звезды меркнут (н.в.) и гаснут (н.в). В огне облака. Белый шар по лугам расстилается (н.в). По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается (н.в). Дремлет чуткий камыш (н.в).
На прошлом уроке мы с вами тренировались в написании частицы не с глаголами. Вспомним, когда пишем слитно/раздельно? (если без не употребляется глагол, то слитно, а если можно без не, то раздельно). Бывают ли перед глаголами предлоги? (Нет). Запишите упражнение 243. Нужно прочесть выразительно. Нам нужно выписать глаголы с частицей не. Не боится, не сгоните, не обижайте, не забывайте. Сделаем морфологический разбор глагола не сгоните. Вспомним, как его делать? Не сгоните –гл., что сделаете?. Н.ф.- согнать, 1 спр., в наст.вр., 2 лицо., во мн.ч., сказ. Молодцы ребята, а теперь встаньте со своих рабочих мест, отдохнем: Плечики поднять, отвести назад, опустить – 5 раз. Руки: вперед, вверх, на пояс – 5 раз. Гимнастика для глаз. Присаживайтесь. А сейчас ребята вспомним, у каких глаголов нельзя определить время и число? (н.ф). А какие глаголы меняются по лицам и числам? (н.в., б.в.). Какие глаголы изменяются по родам в единственном числе? (п.в.). Запишите в свои тетради упражнение 244. Прочтет задание со слов, выпишите глаголы в таком порядке. Посмотрите еще раз на текст упражнения. Как мы определяем время глагола? (по вопросу). Чем глаголы в прошедшем времени отличаются от остальных? (суффикс л). Запишем глаголы. Н.ф. – почитать, почитать. Н.в. – получает. П.в. – привыкла. И так, у каких глаголов нельзя определить время и число? Какие глаголы изменяются по лицам и числам? Какие глаголы в единственном числе изменяются по родам? | Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. | Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления. - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное речевое высказывание (П); - построение логической цепи рассуждений и доказательств |
VI.Закрепление знаний и способов. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | 1. Работа в индивидуальных карточках | А сейчас самостоятельная работа: Вставить пропущенные буквы и запятые. Выделить основу предложения. Сделать морфологический разбор глагола ра_цвели. На п__лянке ра__цвели Анютины глазки и в__сильки и р__маш__и и даже старый пень весь п__рос мх__м. | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое |
VII.Подведение итогов урока. Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 1. Обобщающая беседа | И так ребята, наш урок подошел к концу, с какой частью речи мы работали на уроке? Какие глаголы не имеют времени и числа? Какие глаголы изменяются по лицам и числам? Какие глаголы в единственном числе изменяются по родам? | Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы. | Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения. |
2. Рефлексия | - Чему научились на уроке? - Что интересного вы узнали для себя? - Что для вас было труднее всего? - Что для вас было легче всего? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Оценивает деятельность учащихся | Производят самооценку деятельности | |
3. Домашнее задание и выставление оценок | Дома вы должны выполнить упражнение 250 на странице 117. Откройте его, прочтет задание…Что нужно сделать в задании? Вы получали оценки по ходу урока, поднесите дневники, я распишусь. | Проводит инструктаж | Запоминают порядок действий и приёмов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс
Технологическая карта урока включает в себяподробное описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...
Методическая разработка технологической карты урока русского языка во 2 классе на тему: «Главные члены предложения»
Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦели урока: Дать понятие о главных членах предложения как смысловой основе предложения; научить школьников выделять подлежащ...
Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка во 2 классе, программа "Перспектива"
Технологическая карта урока русского языкаво 2 классе по программе "Перспектива"...
Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. "Имя существительное, как часть речи"....
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе...
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе....
Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка "Письмо слов с сочетаниями ща, щу"
Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка "Письмо слов с сочетаниями ща, щу"...