конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гармаева Дулма-Сурун Цырендашиевна

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme.docx93.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме «Состав слова».  Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Цели:

- обобщение знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова;

Задачи:

обучающие:

- формировать умение находить составные части слова;

- продолжать учить  разбирать слова по составу

развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища), обсуждать проблему, приходить к единому мнению

воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников

- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развитие основ самоорганизации – организация исследовательского пространства ученика.

Регулятивные УУД: самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной задачи и оценивать результат своей работы.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования состава слова.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; моделировать различные языковые единицы.

Предметные УУД: дифференцировать составные части слова на основе работы с однокоренными словами; дифференцировать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, листки для выполнения заданий, тестов, сигнальные карточки для рефлексии.

 

                                                                                                        

Ход урока

Этап

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

1.    Органи-зационный момент.

 

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

- Запишите в тетрадях число, классная работа

Приветствие

Психологический настрой на учебную деятельность

Приветствие

Проверка готовности  к уроку

 

 

 

Запись в тетрадях

2. Минутка чистописания.

На доске записаны элементы букв, напоминающие удочку и удилище.

- На что похожи элементы? Пропишите в тетрадях.

Побуждение к высказыванию своего мнения

 

Прописывание элементов

3. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Ребята, помогите мне решить сложную задачу. Прочитайте слова и распределите их на две группы:  Зимний, рыба, рыбка, зимующий, рыбалка, зимовать, зима, рыбачит, рыбий.

 - Каким принципом будете руководствоваться? (одинаковый корень).

- В первой группе слова с каким корнем вы написали? (корень «зим»).  Во второй группе? (корень «рыб»)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Какие еще части слова вы знаете?    (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

- Сформулируйте тему урока.

-  Посмотрите на слайд. Что нужно будет сделать в задании? (Соотнести слово и понятие)

https://fs.znanio.ru/8c0997/7a/c1/afeded2074cdf3413b87d40fa5f4426d55.png

Фронтальный опрос

 

Подведение обучающихся к формулированию темы урока

 

 

 

Решение проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирова-ние   темы урока

4. Работа по теме урока. Примене-ние знаний  и  умений.

 

Задание на карточке

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был 
сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Е. Измайлова

- О каком саде идёт речь? (сад – это слова)

- Почему слова сравнивают с деревьями?

- Какие плоды принесло это дерево? (родственные слова)

- Какие слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (родственные слова – это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит общий смысл этих слов.)

- Найдите родственные слова в стихотворении и подчеркните их.

– Назовите слово-корень?

– Какие слова подчеркнули? Почему? Выделите корень в этих словах.

Задание на слайде

- Нужно подобрать «родственников».

https://fs.znanio.ru/8c0997/a6/79/82ed1f57233568b5fb163ea45aae361d2d.png 

Работа по учебнику с.52 упр. 80.

Задание выполняется в тетради. 1 ряд работает с 1 группой слов, 2 ряд – со 2, 3 ряд – с 3.

- Что нужно выполнить в упражнении? (Записать однокоренные слова, выделить корень)

- В упражнении есть задание: разобрать слова по составу (сыроватый, липовый).Каким алгоритмом будем пользоваться? Сформулируйте последовательность шагов. (Назвать слово. Определить его лексическое значение. Найти окончание.  Выделить основу. Найти корень. Определить приставку. Выделить суффикс.)

Разбор слов по составу. Учащиеся разбирают слова, затем выполняют самопроверку.

Организация применения имеющихся знаний

Чтение  текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация работы в группах

 

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

Восприятие текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выяснение определения родственных слов

 

 

Нахождение родственных слов

Выполнение задания со слайда

Проверка фронтальная

 

 

 

 

 

 

Проверка (один из группы отвечает, остальные слушают и оценивают)

Формулирование алгоритма разбора

Разбор слов

5. Физкультминутка.

 

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буквы все писать.

Организация физической паузы

Выполнение упражнений

4. Работа по теме урока. Примене-ние знаний  и  умений.

 

- Прочитайте текст. Выпишите однокоренные слова, распределяя их на группы.

     Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Дождь смочил их пашню. Кто же начнёт сев? Вокруг поляны стоят ели. Раскрыли они свои еловые шишки. Поднялся ветер. Полетели вниз лёгкие семена. Многие попадали на лесную землю. И появились на этих местах ёлочки. Теперь войдёшь в лесок и не увидишь в лесочке свободного места.

     Так кроты пашут, ёлки и ветер сеют. А лесные поляны украшаются деревьями.     

Правильное выполнение задания

в лесу

ели

лесную

еловые

лесок

ёлочки

в лесочке

ёлки

Работа по рядам

Составить из частей слово, разобрать по составу:
1 ряд: и, ник, под, снеж  (подснежники); 
2 ряд: а, к, по, сад  (посадка); 
3 ряд: а, ушк, корм  (кормушка). 

- Составьте в паре своё задание.

Игра «Кто больше»: за 1 минуту записать как можно больше слов, образованных при помощи приставок:
1 команда: у, при, по, вы, за, с, пере, от, про и слова  «ход»;
2 команда: вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от, под, раз и слова «учить»;
3 команда: от, за, пере, про, по, вы, раз, на, за, под и слова «работать».
Работа в группах

Задание 1

- Найти в каждой группе слов лишнее и разобрать его по  составу.

I группа – забег, заплыв, закон, запуск (лишнее слово – закон, в нем нет приставки);

II группа – чайник, кофейник, молочник, веник (лишнее слово веник, в нем нет суффикса, оно, в отличие от других слов не образовано суффиксальным способом);

III группа – посмотрит, победит, подумает, погрустит (лишнее слово победит, в нем нет приставки, оно не образовано приставочным способом);

Каждая группа записывает оставшиеся три слова и разбирает их по составу.

- Что объединяет слова в каждой группе? Назовите как можно больше признаков.

Задание 2

- Что объединяет слова в каждой группе? Назовите как можно больше общих признаков.

I группа – берег, ветер, свет, воздух. (У всех слов нулевые окончания, нет суффиксов и приставок, основа слов равна корню, все слова – имена существительные).

II группа – солдатики, песенка, беленький, избушка, чёрненький. (Во всех словах есть суффиксы, при этом все суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение, слова образованы суффиксальным способом, основа состоит из корня и суффикса).

III группа – придорожный, приморский, пригородный, прибрежный. (Слова образованы приставочно-суффиксальным способом, основа состоит из приставки, корня и суффикса, во всех словах приставка при-, все слова - имена прилагательные).

Организация применения имеющихся знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текста

Нахождение однокоренных слов

Заполнение таблицы

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

 

 

 

 

 

Работа в группах с последующей проверкой

6. Конт-роль усвоения.

- А  теперь проверим свои знания, выполним тест -   по вариантам.

Организация контроля усвоения знаний

Выполнение теста

7. Подведе-ние итогов.

 

1. Какие части слова мы сегодня повторили?

2. Какие части слова служат для образования новых слов?

3. Какие слова называются однокоренными?

Фронтальный опрос

Формулирование конечного результата

8. Рефлексия.

 

- Какое задание было самым трудным? Почему?

- Как думаете, над чем еще надо будет поработать?

- Оцените свою работу:

 https://fs.znanio.ru/8c0997/74/c5/d152f0f0a9c24fb969c848f28c759fc46a.png

Организация оценочных высказываний Фронтальный опрос

Оценивание своей учебной деятельности с помощью сигнальных карточек

9. Домашнее задание.

- В учебнике стр.53 упр.81.

 

Комментирование

Запись в дневниках

3.Словарная работа.

На экране слова с пропущенными безударными гласными в корне, дети на местах читают вслух слово и объясняют орфограмму, подбирают проверочные слова.

(золотой-безударная гласная первая о и вторая о,проверяем первую золото, проверяем вторую –позолото)

(кольчуга-это воинский доспех старинный в виде рубашки состоящий из металлических колец)

(лесоруб – что за слово? Сложное, состоит из двух корней, первый корень лес, второй –руб ,соединительная гласная –о)

Учитель:Какую орфограмму мы повторяли во время орфографической минутки.Что это за орфограмма

Дети:Безударная гласная в корне слова

У: Какое правило для проверки безударных гласных в корне слова

Д:Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать родственное слово или так чтобы на гласную падало ударение

После этого дети переписывают в тетрадь подчёркнутые слова только существительные .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....