Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование
Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих»
(урок «открытия» нового знания)
Цели:
1. Предметные: формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных
2.Метапредметные: формирование универсальных учебных действий
регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения, воспитывать уважения к родному языку;
познавательные: через наблюдения и исследовательскую работу учащихся выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода имён существительных; преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов;
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи, развитие культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно, воспитание внимательного отношения друг к другу, желания помочь товарищу.
Оборудование: учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2.автор: Рамзаева Т.Г., карточки с заданием, инструкция, тетрадь, таблица «Дерево решений», таблица для составления кластера, универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 3класс», мобильный класс, интерактивная доска, презентация.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Время мин. | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | 3 мин. | Эмоциональный настрой на урок. | -Какое у вас настроение? -Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке. -Улыбнитесь, поздоровайтесь глазами, передайте друг другу хорошее настроение. (Приложение 1) (Слайд1) - Мы хороший, дружный класс? Все получится у нас! Хотите учиться? Значит можно всем садиться. | Словесный. Активизация внимания. Прием «Поздоровайся глазами». | Фронтальная | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, друг друга, гостей, проверяют свою готовность к уроку. |
II. Актуализация знаний. | 5 мин. | Познавательные УУД: Актуализировать и обобщить имеющиеся знания. Коммуникативные УУД: Развивать умение работать самостоятельно. | - Запишите в тетрадях число, классная работа. - Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. а) (Слайд2) На доске запись букв Ш Щ Ч Ж - Что вы можете сказать об этих буквах? (эти буквы обозначают шипящие звуки, их можно разделить на две группы: обозначающие твёрдые согласные Ш, Ж и мягкие Щ, Ч). -Запишите их в две группы. Эти буквы нам понадобятся на уроке. б) (Слайд3-5) На доске слова: пал.то, вороб.и, тетрад., в.юга, друз.я, роял.. - Прочитайте слова. - Что вы можете сказать о них? (все слова – имена существительные, так как отвечают на вопросы кто? или что? обозначают предмет, явления природы и сообщество людей) - По какому признаку можно разделить слова на две группы? (в словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй - разделительный мягкий знак) - Запишите их в два столбика (один ученик работает у интерактивной доски). -Выделите орфограммы. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте по работе на доске. (Приложение 2) | Словесный, инструктивно- репродуктивный, активизация через использование ИКТ. | Фронтальная. Фронтальная.
Самостоятельная. | Организует диалог с обучающимися, дает инструкцию к выполнению задания. | Записывают буквы, слова, проверяют с образцом, отвечают на вопросы учителя. |
III. Постановка учебной задачи (проблемный вопрос). | 4 мин. | Познавательные УУД: Подведение детей к формулированию темы и постановке учебной задаче урока. Личностные УУД: Осознавать значимость изучения темы. | А) (Слайд6-7) Предлагаю слово «НОЧЬ». - К какой бы группе вы отнесли данное слово? Исследуйте это слово. (в этом слове на конце согласный, шипящий, мягкий, после него пишется мягкий знак, значит можно отнести к первой группе) - А теперь в слове «НОЧЬ» я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце слова. - Куда отнесём данное слово? (звук произносится так, как и с мягким знаком на конце. Мягкий знак как бы и не нужен, но он есть, значит, слово нельзя отнести ни к одной группе. Отнесём его в третью группу) Б) (Слайд8-9) (Приложение3) Аналогичная работа со словом «МЫШЬ». (звук Ш–шипящий, твёрдый, а мягкий знак здесь также пишется, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе, значит, отнесём его к третьей группе) (Слайд10) - Какую задачу нам надо сегодня решить? На доске запись: НОЧЬ МЫШЬ (мы должны узнать, почему у существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак) - Сформулируйте цель урока и тему, что нам надо узнать (Приложение 4) (Цель: узнать в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих у имен существительных. Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.) (Слайд11) | Словесный. Практический, поисковый. | Фронтальная работа. | Зачитывает слова, подводит к теме урока. Ставит проблемный вопрос. | Записывают слова, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цель урока. |
IV. Открытие детьми нового знания. 1.Физминутка. 2.Исследование слов. 3.Обсуждение выводов. 4.Введение орфограммы и её обозначение. 5.Составление алгоритма. | 8 мин. | Познавательные УУД: Включить учащихся в мыслительную деятельность. | - Вы сейчас выступите в роли исследователей. Какими качествами должен обладать исследователь? (быть внимательным, сообразительным, сильным, здоровым) -Чтобы быть внимательными и здоровыми проведём физминутку. (Приложение 5) Если я буду произносить существительные женского рода – наклониться, присесть, хлопнуть, а если мужского – поднять руки вверх, подпрыгнуть. - Называю слова: ключ, дочь, нож, печь, падеж, речь, этаж, помощь, камыш, ночь, ёрш, полночь, вещь, ёж. - А сейчас занимайте свои места, возьмите карточку внимательно читайте инструкцию к заданию и шаг за шагом её выполняйте. (Приложение 6) ИНСТРУКЦИЯ: 1.Прочитайте слова. 2.Определи, к какой части речи они относятся. 3.Какие звуки слышатся на конце слов? 4.Определи род данных слов. 5.Раздели слова по родовому признаку (ж.р., м.р.). 6.Запиши слова в два столбика. 7.Понаблюдай, когда пишется мягкий знак, а когда не пишется. 8. Сделай вывод. Защита предложений и выводов у доски представителями каждой пары. (Приложение 7) (в ходе обсуждения происходит открытие нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода) После ответа детей вопросительный знак около слов НОЧЬ, МЫШЬ убирается - Какую роль играет мягкий знак (указывает на женский род имён существительных с шипящими на конце) - С какой новой орфограммой познакомились? (Мягкий знак на конце существительных после шипящих) - Как научимся её обозначать на письме (Букву шипящего подчеркнём одной чертой, она сигналит, будь внимателен, а орфограмму – двумя.) - Сверьте с учебником, к такому ли мы пришли выводу? (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике) - Давайте составим алгоритм для нахождение орфограммы. Алгоритм 1.Существительное… 2. Заканчивается на шипящий. 3. Женского рода. 4. Пишу Ь знак. (Слайд12) (Приложение 8) | Словесный. Игровой, аналитико-синтетический. Практический, проблемно-поисковый. Словесный. Словесный. Создание схемы-опоры. «Написание существительного с шипящей на конце слова». | Фронтальная. Фронтальная. Работа в группах. Индивидуальная. Фронтальная. Фронтальная. | Организует диалог. Читает слова. Дает инструкцию выполнения задания. Слушает, корректирует ответы детей. Организует подводящий диалог, в ходе которого задает вопросы, дает новые понятия. Направляет, корректирует. | Беседуют с учителем. Выполняют движения. Читают инструкцию, выполняют практическое задание. Анализируют, обобщают, делают выводы. Отвечают на вопросы. Составляют алгоритм. |
V. Первичное закрепление. 1. Индивидуальная работа 2.Групповая работа 3. Проверка. | 5 мин. | Познавательные УУД: Решение детьми типовых заданий на новый способ действий с проговариванием в громкой устной речи установленного алгоритма.
Регулятивные УУД: Развивать умения планировать, контролировать, действия. Коммуникативные УУД: Определять способы взаимодействия в группе. Развитие устной речи обучающихся. | - У вас у каждого есть лист на котором нарисован предмет. Нужно обозначить этот предмет словом и поставить слово в нужный столбик (деление слов на 2 группы, используя алгоритм) (Приложение 9) (Слайд13) Словосочетания на экране: скорая помощ…, умная молодеж…, виртуозный скрипач…, лесной ландыш…, дорогая вещ…, быстрый стриж… - Сейчас первая группа выписывает слова с мягким знаком, вторая группа – без мягкого знака (Приложение 10) (Слайд14-15) - Давайте проверим работу каждой группы. Выступает один ученик от группы. | Репродуктивный. Закрепление изученной информации. Прием «Работа в группах», «Дерево решений». Прием «Выступление лидера». | Самостоятельная.
Групповая. | Учитель дает инструкцию выполнения работы. Учитель дает инструкцию выполнения работы. Предоставляет слово капитанам, задаёт вопросы, корректирует ответы обучающихся. | Учащиеся работают у доски, проговаривая по алгоритму. Учащиеся работают в группах, проговаривая по алгоритму. Капитаны групп зачитывают свои выводы из таблицы «Дерево решений». |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. | 5 мин | Познавательные УУД: | -Проведём «Блицтурнир». - Каждый самостоятельно работает в программе и получает отметку. (Для проведения блицтурнира используется универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 3 класс») (Приложение 11) | Инструктивно-репродуктивный. Практический. | Самостоятельная. | Дает инструкцию к выполнению задания. | Выполняют задание самостоятельно с выявлением причин ошибок и их исправлением. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | 5 мин | Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Развивать умения контролировать действия. | (Слайд16) - А сейчас выберите задание, которое вам нравится, и вы сможете его выполнить. Разноуровневые задания. Дети выбирают задание самостоятельно. Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род. Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи. Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род. Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный. Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род. Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь. (Выполнение и проверка работ). - Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые. - Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. (Слайд17) Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач. - Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! | Метод «Творческая мастерская». | Самостоятельная. | Дает инструкцию к выполнению задания. | Учащиеся изменяют слова по инструкции, записывают в тетрадь. |
VIII. Итог урока. | 2 мин. | Познавательные УУД: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом Регулятивные УУД: | -Подведём итог урока. - Какую цель ставили? Достигнута ли цель? - На основе правила и составленного алгоритма составьте кластер. (Приложение12) Сущ.( Ч Щ Ш Ж) род Ж.р. М.р есть Ь нет
| Приём «Кластер». | Фронтальная. | Задает вопросы, организует составление и прочтение кластеров. | Отвечают на вопросы, по очереди зачитывают выводы, записанные в кластере. |
IX. Рефлексия. Домашнее задание | 3 мин. | Регулятивные УУД: Развивать умения рефлексировать действия. | -Чему учились? - С какими трудностями столкнулись? (трудно определять род у незнакомых слов) - Какие вопросы по уроку вам хотелось бы задать? (можно ли правило применять к другим частям речи?) - Нет, но об этом мы будем говорить на следующем уроке. - Наш урок подходит к концу. Сегодня на уроке я отметки не ставлю. У нас ещё два урока по этой теме, где будет проведена тестовая работа, самостоятельная работа по этой теме. (Слайд18) - Дома повторить алгоритм. Упр. 452, 453, 454. Посмотрите и выберите то, которое вам нравится. - Что обычно говорят на прощание? (до свидания, до скорой встречи, спасибо, обмениваются рукопожатиями, прикасаясь, друг к другу ладонями) (Слайд19) На экране показываю карточки со словарными словами «до свидания», «спасибо», «ладонь». - На парте у вас лежат листочки с изображением ваших ладошек. Запишите эти слова на них. Проверьте записанные слова. Пусть тепло ваших сердец передаётся через ладошки, и пожелайте друг другу всего хорошего. -Урок закончен. Спасибо. (Приложение 13) | Прием «Ладошки». | Фронтальная. | Задает вопросы, отвечает, дает домашнее задание, проводит рефлексию. | Задают вопросы, обмениваются рукопожатиями, прикасаясь, друг к другу ладонями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих»
Открытый урок по русскому языку в 3 классе....
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"
Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"
Урок открытия новых знаний с применением технологии системно-деятельностного подхода....
Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....