Конспект урока по русскому языку «Для чего служит мягкий знак "
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Зиятдинова Чулпан Хайдаровна

Формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме, дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь-знака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_sluzhit_myagkiy_znak.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Каратунская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока

по русскому языку

«Для чего служит мягкий знак (ь)»

2 а класс

                                                                    Зиятдинова Чулпан Хайдаровна,

                                                                        учитель первой кв. категории.

Каратун

2020, декабрь

Тема урока: «Для чего служит мягкий знак (ь)».

Тип урока: решение учебной задачи

Класс: 2

Учитель: Зиятдинова Ч.Х.

Цели урока: - формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме.

Задачи: - образовательная: дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь-знака.

              - развивающая: продолжить развивать  навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Методы обучения: по источнику познания: словесный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах.

эвристическая беседа, репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в паре с познавательными материалами).

Формы обучения: фронтальная, работа в парах.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация по теме урока, электронное приложение, раздаточный материал, учебник, тетради.

Ход урока

  1. Орг. Момент.

- Добрый день, ребята! У нас на уроке присутствуют гости.

-Встаньте ровно и красиво, прозвенел уже звонок. (приветствуют гостей)

-Присаживаемся.

-Ребята, какое сейчас время года? (Зима). А зимой к нам прилетают красногрудые птицы…(снегири)

-Вот и к нам на урок прилетят снегири, каждый со своим заданием. Первый снегирь с заданием по чистописанию. (учитель сажает снегиря на ветку)

 Проверка домашнего задания

- Ребята, вы должны были дома выполнять упр. 201 на странице 123. Домашнее задание проверю, когда собиру тетради. Сдаем тетради.

-Откроем тетради, пишем сегодняшнее число (16 декабря. Классная работа)

2. Чистописание.

1) Гимнастика для пальцев. 

2) Чистописание. Слайд 3-4

Нарисуем мягкий знак 
Нежно капелькой 
Вот так:
Букву капелька смягчит 
Слово мягко прозвучит.

-Сначало пишем пальчиками в воздухе, а потом пишем  вместе со мной ь знак (учитель на доске, а учащиеся в тетрадях))

-Молодцы. (Прилетел 2 снегирь)

  1. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

2. - Назовите и запишите одним словом: Слайд 5

- зимняя верхняя одежда –  пальто

-в чём пишет ученик – тетрадь

-драгоценный камень, получившийся из смолы- янтарь

-с деревьев осыпались - листья

-Посмотрите на все слова внимательно. Что у них общего?  (есть ь-знак.)

- Подчеркните его.

-Где, в начале, в середине, в конце слова стоит ь-знак? (в середине слова перед согласными и на конце слова)

-Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (о ь-знаке)

 -Тема нашего урока?......  (слова с ь в середине слова и на конце)

-Проверим по учебнику, правильно ли мы определили тему урока?

-Откройте учебник на стр.124. Прочитайте тему урока.( Мягкий знак)

- Новая это для вас тема? ( Нет, мы знакомились с буквой мягкий знак в 1ом классе)

-Прочитайте вопрос  (Для чего служит ь-знак?) 

-Значит, цель нашего урока какая? (Ответить на вопрос: Для чего служит ь? Сегодня мы обобщим все знания об этой букве, будем учиться обозначать мягкость согласных звуковс помощью мягкого знака)

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

1) Лексическое значение слов.   (3 снегирь на ветку)

-Снегирь принёс задание – игру «Спрячь ь-знак»

-Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение.

Кон (этап игры) – конь (животное)

Банка (емкость) – банька (помещение старинное мыться)  

-А теперь, сами запишите в тетрадь только новые слова.

Угол – уголь, ел – ель, галка – галька. (птица- мелкие камни)

-Проверим на экране.

-Что изменилось в слове? Как звучат согласные перед ь?

-Для чего служит ь после согласных?

Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука.

2) Звуко-буквенный анализ. (4 снегирь) Слайд 8

-У вас на партах лежат листочки с кроссвордом. Давайте решим кроссворд работая в парах. Я читаю вслух, вы совещаетесь с соседом и по очереди записываете слова в клеточки. (+-)

ь

ь

ь

ь

а) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко. (лось) 4 б,3 зв.

б) Стройный, красивый,

Рога ветвистые.

Пасется весь день

Кто же это? …(олень) 5 -4

в) Домашнее животное (лошадь) 6-5

г) Кто в лесу густом живет

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест клубнику, мед,

А зимой сосет он лапу. (медведь) 7-6

-Посчитайте количество букв и звуков в словах. Запишите прямо в листочках

-Почему букв больше, чем звуков?

-Какой можно сделать вывод?

Вывод:Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает.

3) Работа с правилом в учебнике. Стр.124. Слайд 9

-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Где проверим? По учебнику стр.124.

-Прочитайте правило. (хорошо читающий)

Правило: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:

-Мы правильно сделали вывод?

-Понаблюдаем на примерах: (1 слово учитель, далее по одному чел по примеру): день, пальто, васильки, радость.

5. Физ. минутка. Слайд 10

Зайка серенький сидит и ушами шевелит (сидят на корточках)

Вот так, вот так он ушами шевелит. (делают «ушки на макушке» и шевелят «ушками»)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть. (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Вот так, вот так, надо зайке поскакать. (скачут , поворачиваясь вокруг себя).

Зайку волк испугал, серый зайка ускакал! (разбегаются по группе).

6. Закрепление знаний и способов действий. (5 снегирь на ветку)

1) У вас на партах листочки со словами. Прочитайте. На какие две группы можно разделить эти слова? - Где пишется ь?

(ь –знак в середине слова и на конце)

деньки      коньки

пеньки      окунь

весна       моль

пень           угольки

  якорь       соль

весна - лишнее        

- Запишите в тетрадь слова в два столбика. Первый столбик- мягкий знак в середине слова, второй столбик-мягкий знак на конце слова)

-Проверяем. Слайд

-Еще раз скажите, для чего служит ь-  знак после согласных на конце слова и в середине перед другими согласными?

Вывод:

Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

2) Работа с учебником.   (6 снегирь на ветку)

-А теперь, ребята, работаем с учебником. Открываем 125 страницу учебника. Выполняем упражнение 204. Вы все нашли упражнение? Кто читает задание. Что мы должны сделать? …

Упр.204.

Лебеди-лебедь, скатерти-скатерть, Снегиги-снегирь, медведи-медведь,

тюлени-тюлень.

3) …Какие времена года вы знаете? Как называются летние месяцы? Весенние….

-Откройте орфографический словарь на стр.136 и выпишите названия месяцев по вариантам.

1 вариант – осенние (сентябрь, октябрь, ноябрь)

2 вариант – зимние (декабрь, январь, февраль)

-Что на конце? Для чего он служит?

-Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Подчеркните грамматическую основу.

7. Рефлексия.  Итог урока.

- Какая тема урока была? (слова с ь в середине слова и на конце)

-На какой вопрос должны были ответить? (Для чего служит ь-знак? )

-Для чего служит ь-знак? (Мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного звука)

-Дополните предложения:

--На уроке я работал…

--Своей работой на уроке я…

--Урок показался мне…

-- За урок я…

--Материал урока для меня был…

--Мое настроение..  ( Покажем смайлики, которое показывает ваше настроение в конце урока)

-Сколько снегирей прилетело в гости к нам?  (шестЬ)

-Что пишется на конце? Почему?

8. Домашнее задание. Слайд 15

1. Выучить правило на стр.124 учебника.

2. Выполнить упр.130  в  рабочих тетрадях на  стр.59.

9. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".

Конспект урока  русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" .  2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....

Конспект урока русского языка «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным» 2 класс

Конспект разработан в соответствииис требованиями ФГОС, по образовательной программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....

Конспект урока русского языка по теме: «Разделительный мягкий знак »

Конспект урока русского языка по теме:  «Разделительный мягкий знак » в помощь учителю вместе с презентацией....