Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Авдеева Татьяна Викторовна

Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_razdelyuitelnyy_2_klass.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка  во 2 «В» классе по теме

« Разделительный мягкий знак»

Цель:

формировать представления об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

- формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком.

- развивать умственные способности (группировка, классификация, логику мышление, речь), Обогатить словарный запас учащихся.

- воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь, любовь к русскому языку.

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:  

- формировать у учащихся умение слушать звук й в словах, в       сочетаниях; формировать умение проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

- формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию, работать по алгоритму.

  - формировать умения выражать свои мысли, строить доказательства, рассуждать.

- формирование орфографической зоркости.

Формы обучения:

- групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в группе. 

Методы обучения:

- словесные, наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.

Тип урока: 

- изучение нового материала.

Оборудование:

- учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; карточки для групповой и парной работы; кластер.

Ход урока

Слайд 1

Слайд 2

Оргмомент

Наш урок я хочу начать с четверостишия.

Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старанье,|
Тогда с тобою многое удастся нам понять.

Наш класс превращается в исследовательскую лаборатория, а  вы – в маленьких учёных – исследователей. Мы откроем новую орфограмму, сформулируем новое правило и будем его применять на письме.

Чистописание

Прежде, чем делать открытия, давайте подготовимся к этому.

-Начнём мы наш урок с минутки чистописания. Но чтобы узнать написание какой буквы мы будем повторять, вы должны отгадать загадку:
 Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник.
Без него не написать 30, 20, 10, 5.
Он не произносится, но в слово часто просится.
Почему у дома угол превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал …
( Дети произносят отгадку: мягкий знак.)

- Ребята,  в минутке чистописания пропишем следующие соединения:

 нь нья мь мья бь бьи вь вьи

- Обращаем  внимание на нижнее соединение буквы ь с буквой я и верхнее соединение  с буквой и.

-Следите за высотой, наклоном и шириной букв. Внесите эту запись в научную тетрадь. Подчеркните простым карандашом самое красивое сочетание букв. Постарайтесь всегда так правильно писать.

Слайд 3

Самоопределение деятельности

- Что обозначает  Ь знак в  буквосочетаниях НЬ, мь, бь, вЬ?

- Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЕ?

-   Предположите тему урока. Проверим себя. Открыв учебник на стр. 31.

- Прочитаем тему урока. Вы оказались правы.

 -  На какой вопрос мы должны ответить на уроке?

Слайд 4

Слайд 5

Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что нам известно о ь.

- Посмотрите на слайд. Запишите  соответствующие словарные слова в научную тетрадь.

-Медведь, пальто, коньки, тетрадь. ( 1 чел. работает у доски,)

Проверьте свою работу. Проверьте работу  своей одноклассницы, поднимите соответствующий сигнал светофора. ( Проверка с помощью светофоров)

 -Что объединяет все слова? (ь знак)

- Что обозначает ь в этих словах?

- Где  в этих словах  стоит  ь знак?

-Посчитаем количество букв и звуков: 1 ряд- в первом слове 2 ряд – во втором слове 3 ряд – в третьем слове. ( у доски 1 человек – в 4 слове)

- Что получили? Чего больше?  Почему?

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Работа по теме урока

- Проведём исследование и выясним, когда в словах нужно писать разделительный  Ь знак.

На доске: перо – Пьеро                   полёт -

                 Коля –                              солю-

                олени –        

- Прочитайте первую пару слов.        

-Чем отличаются слова друг от друга?(по написанию, значению)

- Кто такой Пьеро? Это персонаж сказки «Золотой ключик». Перо - Роговое накожное образование у птиц, покрывающее бо́льшую часть их тела.

- Как получили слово Пьеро из слова перо?

 - Значит, ь может менять лексическое значение слова.

- Сравните, как мы произносим слог пе в слове перо и слог пье в слове Пьеро.

( Слог пе произносится слитно, слог пье произносится раздельно)

- Как это показано на письме?(пишется ь)

- Запишите эту пару слов в научную тетрадь.

- Продолжим работать по заданному образцу.

- Измените эти слова, вставив ь, по образцу так, чтобы получились новые слова с ь.

(У доски работает 1 человек))

- Чем отличаются слова в каждой паре слов?(по написанию, произношению, значению)

- Прочитайте слова 2 столбика. Что общего? Как произносятся слоги с ь?

- Как это показано на письме?

–Что же показывает ь знак в этих словах?

- Какое название получил такой ь? (разделительный)

Проведём исследование по плану.

1) подчеркните букву ь одной чертой,

2) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни двумя линиями;  

 3 ) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;

      Сделайте вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах?

(У доски работает 1 человек)

- После каких букв пишется разделительный ь? Какие звуки они обозначают?( согласные)

- Перед какими буквами пишется раздел. Ь ? Назовите их?

_Вспомните, что происходит с буквами еёюя и, если они стоят после ь?

-Определите количество букв и звуков в словах. Почему букв столько же, сколько и звуков?

 Сделайте вывод:

-Что показывает разделительный ь?

- После каких букв он пишется?

- Перед каким буквами он пишется? Сколько звуков обозначают эти гласные в этом случае?

И последнее исследование.

- В какой части слова пишется разд. Ь?

Решить эту проблему поможет нам это забавное животное(слайд –обезьяна)

- Кто это?

-Запишем в научную тетрадь новое словарное слово обезьяна с новой строки

- Какие орфограммы встретились в этом слове?( непроверяемые беузуд. гласные, разд. ь – почему)(ударение, звуки. Буквы, слоги)

Подобрать однокоренные слова. Докажите, что перед нами однокоренные слова.

Выделим корень.

-В какой части слова находится разделительный ь? (в корне) Дома запишите новое словарное слово в словарик.

Итак, в какой части слова пишется разделительный ь?

А теперь самое главное наше научное открытие. Поработайте в парах и сформулируйте правило написания разделительного ь в словах.

 Составление опоры:

 Разделительный мягкий знак пишется после____________________, перед гласными (какими?) ___________.  Разделительный мягкий знак показывает, что _______________ звук  не ______________ с гласным.

Дети показывают готовность групп.

Прочитайте, что у вас получилось. Сравним ваши выводы с правилом в учебнике на стр. 32. Справились мы?

Физминутка

- Я буду называть слова, а вы выполнять движения. Если в слове мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного звука, то вы приседаете, если же мягкий знак разделяет согласный звук и гласный – выполняете прыжки с хлопками над головой.

Платье , огонь, деньки, Дарья, учитель, жильё, варенье, воробьи, кольцо, осень, маленький, друзья.

   

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Работа по теме урока

- Будем применять полученные знания в практической работе в различных упражнениях.

-На ваших партах у каждого есть карточка зелёного цвета. Положите её перед собой. 

- Вставить разделительный мягкий знак, где это нужно. Выписать слова с раздел. Ь в научную тетрадь. (с/р)  У доски 1 чел.

Кат…я, жил…ё, стул…я, плат…е, л…юстра, п…ять, варен…е, сал…ют, руч…и.

Проверка с помощью светофоров. Подчеркнём новую орфограмму: ь –одной чертой, гласную после него двумя чертами.

- Что показывает мягкий знак в этих словах?

- Какие слова остались незаписанными.

- Почему в оставшихся словах не надо писать ь. (произносится слитно)

- Какое слово употребляется и с ь и без него? (олени – оленьи).

- Подберите подходящее слово к слову оленьи, чтобы получилось словосочетание.

- Рассмотрите картинку. Из слов составить 2 предложения.

- Запишем 2 предложение в научную тетрадь. Найти известные орфограммы и подчеркнуть главные члены предложения в 1 предложении.

1 ученик – у доски

Работа по учебнику стр. 33 № 56.  . Работаем по цепочке устно с места. Запишите любые 3  слова, подчеркнуть новую орфограмму.

Слайд 11

Слайд 12

- Рефлексия учебной деятельности. 

- С какой новой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

- Когда в словах пишется разделительный ь?

- Вам понравилось совершать открытия?

- Подведем итог нашей работы на уроке.

Выберите фразу и закончите её.  Слайд

На уроке  повторил…

На уроке научился …

Было трудно …

Мне понравилось …

Теперь я знаю …

Теперь я умею …

Оцените работу на уроке.

Зелёный – на уроке всё было понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно;

Синий – были затруднения  при выполнении заданий;

Красный – было трудно, нужно поработать ещё.

-Я тоже хочу выразить своё отношение к вашей работе на уроке.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -  средняя общеобразовательная школа № 12 имени Героя Советского Союза И.  Н. Машкарина г. Орла

Конспект открытого урока по русскому языку  во  2 «В» классе

Учитель начальных классов

Авдеева Т. В.

2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."

В материале представлен  конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока для 3 класса " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")

Конспект урока  " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")...

Конспект урока по русскому языку + презентация "Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель деятельности учителя: - создание условий для ознакомления с правилом написания разделительного мягкого знака в словах; совершенствование умения правильно писать слова с разделительным мягким знак...

Конспект урока во 2 классе " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока " Разделительный мягкий знак"...