Конспект урока русского языка по теме: «Разделительный мягкий знак »
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Румынина Оксана Сергеевна

Конспект урока русского языка по теме:  «Разделительный мягкий знак » в помощь учителю вместе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razdelitelnyy_znak.docx29.26 КБ
Office presentation icon razdelitelnyy_myagkiy_znak.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме:  «Разделительный мягкий знак »


Тип урока: урок изучения нового материала  и первичного закрепления.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и навыка правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи урока:

1.Узнать, когда пишется разделительный ь?

2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты: развитие мотива учебной деятельности, самостоятельности, логического мышления, доброжелательности

Метапредметные результаты: определение общей цели и пути её достижения, формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; развитие познавательной инициативы

Предметные результаты: умение сравнивать, делать выводы,размышлять

Методы обучения: частично - поисковый, элементы проблемного метода

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Средства обучения:

1.Учебник: Н. А. Чуракова «Русский язык 2 класс»

2.Карточки для самостоятельной работы

4.Презентация

Ход урока.

I.  Организационный этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности


Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.

Тихо сели девочки, как белочки

Молча сели мальчики, как зайчики


 Психологический настрой.

  • Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
  • Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

  Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

Девиз нашего урока: «Новое знание открываем сами!»  (слайд 1)

Значит, кем мы будем сегодня на уроке? (исследователями)

 Кто хочет стать настоящими исследователями и самим открыть новые знания? Тогда  настоящие исследователи отправляются в путь.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

- Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку (слайд 2)

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать. ( мягкий знак)

  1. Создание проблемной ситуации. (фронтальный опрос).

- Сравните предложения: Птицы совершают полёт. Скоро пол…ёт дождь.

(слайд 3)

- Смысл какого предложения вам не понятен?(второго)  Предположите, что необходимо сделать, чтобы смысл прочитанного предложения стал ясен. (если дают правильное предположение – на уроке мы должны проверить верно ли ваше предположение; если затрудняются ответить – нам необходимо в ходе уроке ответить на данный вопрос)

- Откройте учебник на стр.134 и назовите тему урока.

Тема: Разделительный ь.(слайд 4)

– попробуйте сформулировать задачи урока

1.Узнать, когда пишется разделительный ь?

2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь.

- Вернёмся к нашим предложениям, что нужно поставить на месте пропуска.

Слайд 5

- Назовём по порядку звуки в выделенных словах. (в слове ПОЛЁТ мы слышим звуки [п а л’о т ], а в слове ПОЛЬЁТ [п а л’ й’ о т ]). Прочитайте слово без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)

– Предположите, какая роль у ь знака в этих словах?                                                                                                             (Разделяет буквы гласных и буквы согласных) .

 - А ещё какую работу может выполнять мягкий знак? (ь – показатель мягкости)

- Сегодня на уроке мы, в ходе совместной работы, должны научиться распознавать разную работу мягкого знака. Покажите, что вы готовы к работе.

III. Формирование новых знаний

  1. Работа по учебнику

- учебник – 3, стр. 105 Плакат Летучей Мыши. Поработаем над словами солю и солью. ( вопросы в соответствии с заданиями данной страницы).

- продолжение высказывания и составление схемы на доске

После согласных -  Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, ю, я, и.

Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.

Чтобы быстрее запомнить правило выучим стихотворение:

Слева от меня - согласный,

Справа - е,ё,и,ю,я,

Чтобы не было слиянья,

Разделите их, друзья!

  1. Чистописание

Понаблюдаем за буквосочетаниями: нь, нье, ль, льи, бь, бьи,вь, вья.

Какую работу выполняет Ь в буквосочетаниях  нь, мь, бь, вь. ( Ь – показатель мягкости)

Пропишите эти буквосочетания. Найдите в ОБРАТНОМ СЛОВАРЕ слова с данными буквосочетаниями и запишите по одному слову на каждое сочетание букв.  

Какую роль выполняет Ь в сочетаниях нье, льи, бьи, вья? (Ь –разделительный) Пропишите эти сочетания и придумайте слова с ними.(варенье, ульи, воробьи, деревья).

Делаем вывод: какую работу может выполнять Ь? (слайд 6)

IV. Физкультминутка  Игра  «Будьте внимательны» (слайд 7)

Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный  Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак – показатель мягкости, то хлопаем в ладоши 2 раза.

Листья(1),  семья(1), деньки, прутья(1), камень, стулья(1), метель, вьюга(1), пень, счастье(1), олень, пальто, веселье (1).

- Молодцы, вы были внимательны .

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- А сейчас настало время применить полученные знания при выполнении различных заданий.

Задание 1 (работа в парах - карточка) Распределите слова на две группы.

Проверяем: (слайд 8)

Варенье                        пальцы

Ружьё                            рельсы

Вьюга                           мальчик

Братья                          коньки

Ручьи                            пеньки

Задание 2 К нам на урок пришёл герой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» очень грустный влюбленный, актер театра. Догадайтесь, кто это? (Пьеро).(слайд 9)

 Костюм у Пьеро чёрно-белый. Он предлагает подобрать к словам антонимы, т.е. слова с противоположным значением. Проверяем. ( работа-безделье, свет-тьма, болезнь – здоровье; скука – веселье, враги-друзья, вред-польза). (слайд 10)

 Выпишите две пары слов, одно слово в которых с разделительным Ь.

Задание 3 Работа в тетради на печатной основе – стр 51 упр.67 в соответствии с заданиями.

VI. Рефлексия урока ( слайд 11)

– Представьте, что я корреспондент познавательного журнала. Прошу вас ответить на мои вопросы:

– О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое  новое знание открыли?  

Где же пишется разделительный Ь?

  • Что больше всего понравилось на уроке?
  • Чьим успехам смогли порадоваться?
  • За что можете себя похвалить?
  • Что было самым трудным?

– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. (слайд 12)

 А что помогало вам в работе?

– А теперь вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока. (слайд 13)

Оцените свои достижения  при помощи «светофора»

«красный» - Стоп! Вперёд нельзя! Повторять усядусь я!

«жёлтый» - Здесь – внимание, друзья! Сомневаюсь ещё я!

«зелёный» - А теперь вперёд, друзья! В знаниях уверен я!

VII. Домашнее задание – работа с тестом

Поиграем: (слайд 14)

Игра «Футбол» (слайд 15)

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)

2) Чувство огромной радости. (счастье)

3) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)

4) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

5) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)

Игра «Замени одним словом» (слайд 16- 17)

  1. Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
  2. То, без чего птица не улетит – крылья
  3. Мама, папа, дети – семья
  4. Снежная буря   - вьюга
  5. Они образуют лес - деревья   
  6. Близкие приятели  - друзья

Спасибо за работу! (слайд 18)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Разделительный твердый знак»

Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса УМК "Школа России". Урок - закрепления изученного материала.  Задачи данных уроков – научить правильно писать в словах разделительный  тве...

Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".

Конспект урока  русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" .  2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....

Конспект урока русского языка «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным» 2 класс

Конспект разработан в соответствииис требованиями ФГОС, по образовательной программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....