Русский язык ( родной) 3-А класс 2021-2022 уч год
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Русский язык ( родной) 3-А класс 2021-2022 уч год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_rodnoy_3-_a_kl.docx | 44.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область Городской округ Жуковский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением предметов
музыкально-эстетического цикла
140180, Московская область, г. Жуковский, ул. Школьная, д.6, тел. 8- (495)-556-91-61
ОГРН 1035002605747, ИНН / КПП 5013029800/501301001
E-mail: sc6zhuk2007@yandex.ru
ПРИНЯТА на заседании ШМО Руководитель ШМО: __________ / Е.Е.Рамина (подпись) Протокол № от« » 20 г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УМР: __________ / Е.В. Фокина (подпись) « ___» ________20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ школа № 6 __________ / О.П. Попова (подпись) Приказ № от «___» ______________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский родной язык »
ФИО учителя | Кротенко Ирина Леонидовна Учитель высшей квалификационной категории | |
Класс: | 3 «А» | |
Количество часов: | всего – 17 | в неделю - 0,5 |
|
г. Жуковский.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от17.12.2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644);
3. Учебного плана МОУ школа № 6 на 2021-2022 учебный год и Положения о рабочей программе МОУ школа № 6;
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 мая 2019 г. № 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345);
5.Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“»;
6.Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
7.приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
8. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
9.перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020 - 2021 учебный год ;
10.Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.15. № 1/5)
11.Основная образовательная программа начального общего (утвержденная приказом №1 от 31.08.2017 г);
12.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
13. Годового календарного учебного графика МОУ школа № 6 на 2021-2022 учебный год.
14.Примерная (авторская) (авторы О.М. Александрова и др. «Русский родной язык. 1-4 классы») программа начального общего образования по предмету «Русский родной язык» для обучающихся 3 класса
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
• расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
• формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
• совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
• совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
• приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащихся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает любознательность. Для учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ школа № 6 г. Жуковского на изучение Русского родного языка в 3 классе отводится 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
Обучающийся научится:
- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- осознавать язык как развивающееся явление , связанное с историей народа; - осознанавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимать традицию русских сказочных образов, понимать значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильно уместно употреблять эпитеты и сравнения в речи;
- понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употреблять в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимать значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Это является действенным средством формирования у школьников осознанного отношения к моральным нормам, помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способность и стремление к дружбе, верности, честности, расширяет духовно-нравственный и интеллектуальный кругозор ребенка;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: деловых, интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дебатов, диспутов, дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Данные формы работы способствуют формированию культуры речи, которая всегда являлась показателем общей культуры человека и играет одну из главных ролей в межличностных отношениях.
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (11 ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке это слово?» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (3 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч )
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.)..
Календарно- тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата предпол. | Диагностический материал |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее. | 11 | 1-11 нед | проект-1 провер.раб-1 |
2 | Язык в действии. | 3 | 12-14нед | провер.раб-1 |
3 | Секреты речи и текста. | 3 | 15-17 нед | проект-1 провер.раб.-1 |
Итого: | 17 | проект-1 провер.раб-3 |
Литература и средства обучения
1. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1 – 4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2020.
2 .Русский родной язык. 3 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. - М.: Просвещение, 2019.
3. Поурочные разработки по русскому родному языку. 3 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова. – М. : ВАКО, 2021
Приложение 1
Поурочное планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечание | ||
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Где путь прямой, там не езди по кривой. Урок открытия новых знаний | |||||
Кто друг прямой, тот брат родной. Урок открытия новых знаний | |||||
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Урок открытия новых знаний | |||||
Сошлись два друга – мороз да вьюга. Урок открытия новых знаний | |||||
Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра. Урок открытия новых знаний | |||||
Какой лес без чудес. Образные названия растений. Урок открытия новых знаний | |||||
Дело мастера боится. Урок открытия новых знаний | |||||
Заиграйте, мои гусли. Урок открытия новых знаний | |||||
Что ни город, то норов. Урок открытия новых знаний | |||||
У земли ясно солнце, у человека – слово. Проектное задание: «Откуда в русском языке это слово». Урок рефлексии | |||||
Проверочная работа № 1 «Русский язык: прошлое и настоящее». Урок рефлексии | |||||
Для чего нужны суффиксы? Многообразие суффиксов как специфика русского языка. Урок открытия новых знаний | |||||
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? Урок открытия новых знаний | |||||
Зачем в русском языке такие разные предлоги? Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка?» Урок рефлексии | |||||
Создание текстов – рассуждений с использованием различных способов аргументации. Урок открытия новых знаний | |||||
Создание текстов – повествования. Проектное задание: «Народные художественные промыслы России» Урок общеметодологической направленности | |||||
Проверочная работа по разделу «Секреты речи и текста». Урок рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по русскому языку (родной) 1-4 классы
программа на родном русском языке 1-4 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательный русский язык » в 3 класс (2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательный русский » в 3 класс (2021-2022)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления ориентирована на учащихся 4...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс 2021 - 2022 учебный год
Обучающийся научится:слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;составлять текст из набора предложений;выбирать заголовок для...
Литературное чтение на родном языке 3- А класс 2021-2022 уч год
Литературное чтение на родном языке 3-А класс 2021-2022 уч год...
Русский язык 3-А класс 2021-2022 уч год
Русский язык 3-А класс 2021-2022 уч год...
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для учащихся 1-4 классов 2021-2022 учебный год
Приложение №1к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ с. Девица в соответствии с ФГОС НОО Рабочая программапо учебному курсу«Русский ...