Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для учащихся 1-4 классов 2021-2022 учебный год
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Инна Михайловна Шарова

Приложение №1

к основной образовательной программе начального общего образования

МБОУ СОШ с. Девица в соответствии с ФГОС НОО

       Рабочая программа

по учебному курсу

«Русский язык»

1 б класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._oop_noo_rp_russkiy_yazyk_1b.docx81.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

Приложение №1

к основной образовательной программе начального общего образования

МБОУ СОШ с. Девица в соответствии с ФГОС НОО

Рабочая программа

по учебному курсу

«Русский язык»

для учащихся 1-4 классов

2021-2022 учебный год

                                                                             Учитель: 

                                                                                             Шарова И.М.

                                                                                             

                                                                                           

1.Планируемые результаты освоения учащимися основной   образовательной программы

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности

Междисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом» (метапредметные результаты)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Междисциплинарная программа «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся» (метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
  • сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;
  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
  • моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты

В результате изучения русского языка обучающиеся  при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому языку, стремление к их грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующем уровне образования.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

-  пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться: 

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

распознавать грамматические признаки слов;

 с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

применять правила правописания (в объёме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических
и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение и аргументировать его;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

  1. Содержание учебного предмета.

1 класс

          Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересным детям тематике сюжетных картин,

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Определение непарных по звонкости – глухости согласных звуков.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».

Морфология.

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи.

Предлог

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

2 класс

Виды речевой деятельности

Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи.

Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.

Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.

Лексика. Выявление слов, значение которых требует уточнения..

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что

Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам

Глагол. Значение и употребление в речи. Отличие предлогов от приставок.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;

Орфография и пунктуация.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи – ш, ча – ща, чу – щув положении под ударением;
  • сочетания чк – чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • разделительные ъ и ь;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

3 класс

Виды речевой деятельности

Виды речевой деятельности

Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи.

 Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.

Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам.     Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи-ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;

не с глаголами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста.

Комплексная работа над структурой текста: корректирование порядка предложений и частей текста.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания.

4 класс

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Состав слова (морфемика). Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Изменение частей речи по числам и родам. Спряжение и склонение частей речи.

Имя существительное. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Применение правил правописания: безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений.

Союзы и, а, но, их роль в речи.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Однородные второстепенные члены предложения.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Орфография и пунктуация. Развитие орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Применение правил правописания:

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

безударные окончания имен прилагательных;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

План текста. Составление планов к данным текстам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Комплексная работа над структурой текста: корректирование порядка предложений и частей текста.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Тематическое планирование по русскому языку с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1Б класс

№ п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во

часов

Письмо. Добуквенный период

12 часов

История возникновения письма.

1

Знакомство с прописью, с правилами письма

1

Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

1

Письмо прямых наклонных и вертикальных линий.

1

Строка и межстрочное пространство.

1

Письмо прямых наклонных линий.

1

Письмо прямых линий с закруглением снизу и сверху.

1

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением внизу.

1

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

1

Письмо овалов и полуовалов.

1

Письмо плавно наклонных линий с закруглением внизу

2

Буквенный период

96 часов

Строчная и заглавная буквы а, А.

2

Строчная и заглавная буквы о, О.

2

Письмо изученных букв.

1

Строчная  прописная  буква и.

1

Написание заглавной буквы И.

1

Написание буквы ы.

2

Закрепление написания изученных букв

1

Строчная буква  у.

1

Заглавная буква У.

1

Строчная буква н.

1

Заглавная буква Н.

1

Закрепление написания изученных букв.

1

Строчная и заглавная буквы с, С.

2

Строчная буква к.

1

Заглавная буква К.

1

Закрепление написания изученных букв

1

Строчная буква т.

1

Заглавная буква Т.

1

Строчная буква л.

1

Заглавная буква Л.

1

Написание слов и предложений с изученными буквами.

1

Строчная буква р.

1

Заглавная буква Р.

1

Строчная буква в.

1

Заглавная буква В.

1

Закрепление написания изученных букв.

1

Строчная буква е.

1

Заглавная буква Е.

1

Строчная буква п.

1

Заглавная буква П.

1

Закрепление написания изученных букв.

1

Строчная буква м.

1

Прописная буква М.

1

Строчная буква з.

1

Заглавная буква З.

1

Закрепление написания изученных букв.

1

Строчная буква б.

1

Заглавная буква Б.

1

Строчная буква д.

1

Заглавная буква Д.

1

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

1

Строчная буква я.

1

Заглавная буква Я.

1

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Строчная буква г.

1

Заглавная буква Г.

1

Орфография. Строчная буква ч. Слоги ча,чу.

1

Орфография. Прописная буква Ч. Слоги ча,чу.

1

Закрепление написания изученных букв.

1

Графика.  Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

2

Строчная буква ш.

1

Заглавная буква Ш.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Строчная буква ж.

1

Заглавная буква Ж.

1

Графика. Строчная буква ё, обозначающая два звука, буква ё после согласных.

1

Заглавная буква Ё.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Буква й. Слова с буквой й.

2

Строчная буква х.

1

Заглавная буква Х.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Строчная и заглавная буквы ю, Ю.

2

Строчная буква ц.

1

Заглавная буква Ц.

1

Строчная буква э.

1

Заглавная буква Э.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Орфография. Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу.

2

Строчная буква ф.

1

Заглавная буква Ф.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Графика. Буквы ь, ъ.

1

Графика.  Алфавит. Звуки и буквы.

1

Закрепление изученного материала.

Списывание текста (15 мин).

1

Оформление предложений в тексте.

1

Слово и предложение.

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

1

Слово и предложение.  Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

1

Слово и предложение. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?, какое? какие?

1

Слово и предложение.  Закрепление изученного материала. Слуховой диктант(15 мин.)

1

Слово и предложение.  Орфография. Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Орфография. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Орфография. Правописание  жи — ши.

1

Орфография. Правописание ча — ща, чу — щу.

1

Орфография. Правописание чк — чн,щн.

1

Орфография. Заглавная буква в именах собственных. Контрольное списывание (15 мин).

1

Орфография. Деление слов на слоги.

1

Русский язык

40 часов

Наша речь

1 час.

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Русский язык — родной язык русского народа.

1

Текст, предложение, диалог

3 часа

Синтаксис и пунктуация.

Текст (общее представление)

1

Синтаксис и пунктуация. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

1

Синтаксис и пунктуация. Диалог.

1

Слова, слова, слова….

4 часа

Слово. Роль слов в речи.  Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов и действий предметов

1

Слово.  Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам

1

Слово.  Тематические группы слов. Вежливые слова, однозначные и многозначные (общее представление), близкие и противоположные по значению.

1

Слово. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

1

Слово и слог. Ударение.

5 часов

Орфография. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

1

Орфография. Деление слов на слоги.

1

Орфография.  Перенос и правила переноса слов. Развитие речи. Слово как средством создания словесно-художественного образа.

1

Орфография. Ударение. Способы выделения, словообразующая роль и графическое обозначение ударения.  Слогоударные модели слов.

1

Орфография. Ударные и безударные слоги.

1

Звуки и буквы.

27часов

Фонетика и графика. Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов. Развитие речи. Изобразительные возможности языка.

1

Фонетика и графика. Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.

1

Фонетика и графика. Гласные звуки и буквы, обозначающие их.  Смыслоразличительная роль гласных звуков и их букв (сон—сын).

1

Фонетика и графика. Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

Фонетика и графика. Гласные звуки. Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

1

Орфография. Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

Орфография. Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки безударного гласного (изменение формы слова).

1

Орфография. Ударные и безударные гласные звуки и написание слов с ними (ворона, сорока и др.). Работа с орфографическим словарём.

1

Орфография. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.    Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»

1

Фонетика и графика. Согласные звуки и буквы, их смыслоразличительная роль (точка — бочка). Слова с удвоенными согласными.

1

Фонетика и графика. Согласные звуки. Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

1

Фонетика и графика. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1

Фонетика и графика. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

1

Фонетика и графика. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

1

Фонетика и графика. Ь - как показатель мягкости согласного звука. Развитие речи. Восстановление текста.

1

Фонетика и графика. Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

1

Фонетика и графика. Согласные звонкие и глухие. Правило обозначения и способы проверки.

1

Фонетика и графика. Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие.»

1

Фонетика и графика. Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, озаглавливание, выбор предложений для подписи рисунков).

1

Орфоэпия и орфография. Шипящие согласные звуки.  Непарные твёрдые ш, ж; непарные мягкие ч, щ. Проект «Скороговорки».

1

Орфоэпия и орфография. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ и их правописание. Развитие речи. Изобразительные возможности языка.

1

Орфоэпия и орфография. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ и их правописание.

1

Орфоэпия и орфография. Шипящие согласные звуки. Развитие речи. Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».

1

Орфоэпия и орфография. Заглавная буква в словах. Развитие речи.

1

Орфоэпия и орфография. Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). Повторение.

1

Орфоэпия и орфография. Повторение и обобщение изученного материала.

2

Приложение к рабочей программе по русскому языку

                                                  1 б класс на 2021-2022 учебный год

                                                  учитель: Шарова И.М.

Календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

№п/п

№ урока в теме

Название темы

Дата провед.

Дата

факт.

Письмо. Добуквенный период – 12 часов

История возникновения письма.

01.09.

Знакомство с прописью, с правилами письма

02.09

Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

03.09.

Письмо прямых наклонных и вертикальных линий.

06.09.

Строка и межстрочное пространство.

07.09.

Письмо прямых наклонных линий.

08.09.

Письмо прямых линий с закруглением снизу и сверху.

09.09.

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением внизу.

13.09.

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

14.09.

Письмо овалов и полуовалов.

15.09.

Письмо плавно наклонных линий с закруглением внизу

16.09.

Письмо плавно наклонных линий с закруглением внизу

17.09.

Буквенный период – 96 часов

Письмо. Строчная и заглавная буквы а, А.

20.09.

Письмо. Строчная и заглавная  буквы   а, А.

21.09.

Письмо. Строчная и заглавная буквы о, О.

22.09.

Письмо. Строчная и заглавная буквы о, О.

23.09.

Письмо. Письмо изученных букв.

27.09.

Письмо. Строчная  прописная  буква и.

28.09.

Письмо. Написание заглавной буквы И.

29.09.

Письмо. Написание буквы ы.

30.09

Письмо. Написание буквы ы.

01.10

Письмо. Закрепление написания изученных букв

04.10.

Письмо. Строчная буква  у.

05.10.

Письмо. Заглавная буква У.

06.10.

Письмо. Строчная буква н.

07.10.

Письмо. Заглавная буква Н.

11.10.

Письмо. Закрепление написания изученных букв.

12.10.

Письмо. Строчная и заглавная буквы с, С.

13.10.

Письмо. Строчная и заглавная буквы с, С.

14.10.

Письмо. Строчная буква к.

15.10.

Письмо. Заглавная буква К.

18.10.

Письмо. Закрепление написания изученных букв

19.10.

Письмо. Строчная буква т.

20.10.

Письмо. Заглавная буква Т.

21.10.

Письмо. Строчная буква л.

25.10.

Письмо. Заглавная буква Л.

26.10.

Письмо. Написание слов и предложений с изученными буквами.

27.10.

Письмо. Строчная буква р.

08.11.

Письмо. Заглавная буква Р.

09.11.

Письмо. Строчная буква в.

10.11.

Письмо. Заглавная буква В.

11.11.

2 четверть

Письмо. Закрепление написания изученных букв.

12.11.

Письмо. Строчная буква е.

15.11

Письмо. Заглавная буква Е.

16.11.

Письмо. Строчная буква п.

17.11.

Письмо. Заглавная буква П.

18.11.

Письмо. Закрепление написания изученных букв.

22.11.

Письмо. Строчная буква м.

23.11.

Письмо. Прописная буква М.

24.11.

Письмо. Строчная буква з.

25.11.

Письмо. Заглавная буква З.

26.11

Письмо. Закрепление написания изученных букв.

29.11.

Письмо. Строчная буква б.

30.11.

Письмо. Заглавная буква Б.

01.12.

Письмо. Строчная буква д.

02.12

Письмо. Заглавная буква Д.

06.12.

Письмо. Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

07.12.

Письмо. Строчная буква я.

03.12.

Письмо. Заглавная буква Я.

04.12.

Письмо. Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

07.12.

Письмо. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

08.12.

Письмо. Строчная буква г.

09.12.

Письмо. Заглавная буква Г.

10.12.

Орфография. Строчная буква ч. Слоги ча,чу.

14.12.

Орфография. Прописная буква Ч. Слоги ча,чу.

15.12.

Закрепление написания изученных букв.

16.12.

Графика.  Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

17.12.

Графика.  Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

18.12.

Письмо. Строчная буква ш.

21.12.

Письмо. Заглавная буква Ш.

22.12.

Письмо. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

23.12.

Письмо. Строчная буква ж.

24.12.

Письмо. Заглавная буква Ж.

28.12.

Графика. Строчная буква ё, обозначающая два звука, буква ё после согласных.

29.12

3 четверть

Письмо. Заглавная буква Ё.

11.01.

Письмо. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

12.01.

Письмо. Буква й. Слова с буквой й.

13.01.

Письмо. Буква й. Слова с буквой й.

14.01.

Письмо. Строчная буква х.

15.01.

Письмо. Заглавная буква Х.

18.01.

Письмо. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

19.01.

Письмо. Строчная и заглавная буквы ю, Ю.

20.01.

Письмо. Строчная и заглавная буквы ю, Ю.

21.01.

Письмо. Строчная буква ц.

25.01.

Письмо. Заглавная буква Ц.

26.01.

Письмо. Строчная буква э.

27.01.

Письмо. Заглавная буква Э.

28.01.

Письмо. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

29.01

Орфография. Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу.

01.02.

Орфография. Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу.

02.02.

Письмо. Строчная буква ф.

03.02.

Письмо. Заглавная буква Ф.

04.02.

Письмо. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

  15.02.

Графика. Буквы ь, ъ.

16.02

Графика.  Алфавит. Звуки и буквы.

17.02.

Закрепление изученного материала.

Списывание текста (15 мин).

18.02.

Оформление предложений в тексте.

19.02.

Слово и предложение.

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

22.02.

Слово и предложение.  Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

24.02.

Слово и предложение. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?, какое? какие?

25.02.

Слово и предложение.  Закрепление изученного материала. Слуховой диктант (15 мин.)

01.03

Слово и предложение.  Орфография. Правописание безударных гласных в корне слова.

02.03

Орфография. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

03.03

Орфография. Правописание  жи — ши.

04.03

Орфография. Правописание ча — ща, чу — щу.

05.03.

Орфография. Правописание чк — чн ,щн.

09.03.

Орфография. Заглавная буква в именах собственных. Контрольное списывание (15 мин).

10.03.

Орфография. Деление слов на слоги.

11.03

Русский язык – 40 часов

Наша речь – 1 час.

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Русский язык — родной язык русского народа.

15.03.

Текст, предложение, диалог – 3 часа

1.

Синтаксис и пунктуация.

Текст (общее представление)

16.03.

2.

Синтаксис и пунктуация. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

17.03.

3.

Синтаксис и пунктуация. Диалог.

18.03.

Слова, слова, слова…. – 4 часа

1.

Слово. Роль слов в речи.  Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов и действий предметов

19.03.

2.

Слово.  Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам

22.03.

3.

Слово.  Тематические группы слов. Вежливые слова, однозначные и многозначные (общее представление), близкие и противоположные по значению.

23.03.

4.

Слово. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

24.03

Слово и слог. Ударение. - 5 часов

1.

Орфография. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

 01.04

4 четверть

2.

Орфография. Деление слов на слоги.

05.04

3.

Орфография.  Перенос и правила переноса слов. Развитие речи. Слово как средство создания словесно-художественного образа.

06.04

4.

Орфография. Ударение. Способы выделения, словообразующая роль и графическое обозначение ударения.  Слогоударные модели слов.

07.04

Й

  1. ц

5.

Орфография. Ударные и безударные слоги.

08.04

Звуки и буквы. -  27часов

Фонетика и графика. Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов.

Развитие речи. Изобразительные возможности языка.

Фонетика и графика. Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.

09.04.

Фонетика и графика. Гласные звуки и буквы, обозначающие их.  Смыслоразличительная роль гласных звуков и их букв (сон—сын).

12.04.

Фонетика и графика. Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

13.04.

Фонетика и графика. Гласные звуки. Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

14.04.

Орфография. Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов.

15.04.

Орфография. Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки безударного гласного (изменение формы слова).

19.04

Орфография. Ударные и безударные гласные звуки и написание слов с ними (ворона, сорока и др.). Работа с орфографическим словарём.

20.04.

Орфография. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.    Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»

21.04.

Фонетика и графика. Согласные звуки и буквы, их смыслоразличительная роль (точка — бочка). Слова с удвоенными согласными.

22.04.

Фонетика и графика. Согласные звуки. Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

23.04.

Фонетика и графика. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

26.04.

Фонетика и графика. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

28.04

Фонетика и графика. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

29.04

Фонетика и графика. Ь - как показатель мягкости согласного звука. Развитие речи. Восстановление текста.

04.05.

Фонетика и графика. Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

05.05.

Фонетика и графика. Согласные звонкие и глухие. Правило обозначения и способы проверки.

06.05.

Фонетика и графика. Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие.»

07.05.

Фонетика и графика. Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, озаглавливание, выбор предложений для подписи рисунков).

11.05.

Орфоэпия и орфография. Шипящие согласные звуки.  Непарные твёрдые ш, ж; непарные мягкие ч, щ. Проект «Скороговорки».

12.05.

Орфоэпия и орфография. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ и их правописание. Развитие речи. Изобразительные возможности языка.

13.05.

Орфоэпия и орфография. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ и их правописание.

14.05.

Орфоэпия и орфография. Шипящие согласные звуки. Развитие речи. Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».

17.05.

Орфоэпия и орфография. Заглавная буква в словах. Развитие речи.

18.05.

Орфоэпия и орфография. Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). Повторение.

19.05

Орфоэпия и орфография. Повторение и обобщение изученного материала.

20.05.

Орфоэпия и орфография. Повторение и обобщение изученного материала.

24.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ученому курсу «Русский язык» (авторы: В.Г.Горецкий,, В.П. Канакина «Русский язык») для 1 класса на 2012-2013 уч. год ФГОС «Школа России»

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, Примерной  основной образовательной программы ОУ, авторской пр...

Рабочая программа по интегрированному курсу "Русский язык + литературное чтение" для 4 класса по системе "Планета знаний".

Рабочая программа имеет следующее содержание:1. Пояснительная записка.2. Общая характеристика учебного предмета.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.4. Описание ценностных ориентиров со...

Рабочая программа учебного курса « Русский язык » УМК «Школа России» 2 класс

В разработке содержится пояснительная записка,общая характеристика курса,отражено описание места курса в учебном плане, дано описание ценностных ориентиров содержания курса,отражены личностные,метопре...

Рабочая программа по факультативному курсу «Русский язык, 4 класс»

В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по русскому языку для  учащихся 4-х классов...

Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3  класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...

Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4  класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...