Литературное чтение на родном языке 3- А класс 2021-2022 уч год
рабочая программа по чтению (3 класс)
Литературное чтение на родном языке 3-А класс 2021-2022 уч год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke_3-_a_kl_.docx | 50.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область Городской округ Жуковский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением предметов
музыкально-эстетического цикла
140180, Московская область, г. Жуковский, ул. Школьная, д.6, тел. 8- (495)-556-91-61
ОГРН 1035002605747, ИНН / КПП 5013029800/501301001
E-mail: sc6zhuk2007@yandex.ru
ПРИНЯТА на заседании ШМО РуководительШМО: __________ / Е.Е.Рамина (подпись) Протокол № от«»20 г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УМР: __________ / Е.В. Фокина (подпись) « ___» ________20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ школа № 6 __________ / О.П. Попова (подпись) Приказ № от «___» ______________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке »
ФИО учителя | Кротенко Ирина Леонидовна Учитель высшей квалификационной категории | |
Класс: | 3 «А» | |
Количество часов: | всего – 17 | в неделю - 0,5 |
2.УМК: Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. – М.: Просвещение, 2020 . |
г. Жуковский.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от17.12.2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644);
3. Учебного плана МОУ школа № 6 на 2021-2022 учебный год и Положения о рабочей программе МОУ школа № 6;
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 мая 2019 г. № 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345);
5.Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“»;
6.Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
7.приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
8. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
9.перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020 - 2021 учебный год ;
10.Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.15. № 1/5)
11.Основная образовательная программа начального общего (утвержденная приказом №1 от 31.08.2017 г);
12.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
13. Годового календарного учебного графика МОУ школа № 6 на 2021-2022 учебный год.
«Литературное чтение на родном (русском) языке» направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности.
Основными задачами курса являются:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащихся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает любознательность. Для учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ школа № 6 г. Жуковского на изучение Литературного чтения на родном языке в 3 классе отводится 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
Обучающийся научится:
- Осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы;
- получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
- Сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Обучающийся получит возможность научиться:
- Понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам;
- эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
- формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Это является действенным средством формирования у школьников осознанного отношения к моральным нормам, помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способность и стремление к дружбе, верности, честности, расширяет духовно-нравственный и интеллектуальный кругозор ребенка;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: деловых, интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дебатов, диспутов, дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Данные формы работы способствуют формированию культуры речи, которая всегда являлась показателем общей культуры человека и играет одну из главных ролей в межличностных отношениях.
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Устное народное творчество (9 ч).
Разновидности сказок. Сборники сказок. Календарный фольклор: заклички - веснянки, детские колядки и др.
Былины в обработке и пересказе, особенности языка былин, повторы.
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (дело мастера боится и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Раздел 2. Русские писатели - детям (5 ч).
Суффиксы, с помощью которых можно выразить своё отношение к ситуации или человеку (мальчик - мальчишка, девочка – девчушка и т.п.). Особенности рода имён существительных в русском языке. Особенности изменения имён существительных по числам. Общепринятые нормы родного русского языка в употреблении имён существительных во множественном числе. Правильное употребление предлогов.
Составление текстов-повествований, текстов-рассуждений. Редактирование текста.
Раздел 3. Люблю природу русскую (3 ч)
Средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Выражение и развитие чувств в лирическом произведении. Объяснение смысла непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывание своих собственных впечатлений о прочитанном стихотворении. Распознавание типов текста.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата предпол | Практическая часть: | ||
Проверочные работы | Творческие работы | Проекты | ||||
1 | Фольклор нашего народа | 5 | 1-5 нед | 1 | 1 | |
2 | Люблю природу русскую | 8 | 6-13 нед | 1 | 1 | |
3 | Русские писатели-детям | 4 | 14-17 нед | 1 | 1 | |
Итого | 17 | 3 | 2 | 11 |
Литература и средства обучения
1. Литературное чтение на родном языке. Примерные рабочие программы. 1 – 4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2020.
2 Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. – М.: Просвещение, 2020.
3. Поурочные разработки по литературному чтению на родном языке. 3 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова. – М. : ВАКО, 2021
Приложение 1
Поурочное планирование
№ | Раздел. Тема | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата | Примечание | ||
Раздел 1 «Устное народное творчество» | 5 | ||||||
1 | Былины в обработке и пересказе, особенности языка былин, повторы. | 1 | |||||
2 | Былина «Садко» | 1 | |||||
3 | Русская народная сказка «Снегурочка» | 1 | |||||
4 | Русская народная сказка «Как мужик гусей делил», «Правда и кривда» сказка в обработке В.И.Даля | 1 | |||||
5 | Сказ «Медной горы хозяйка» П.П.Бажов | 1 | |||||
Раздел 2 «Русские писатели - детям» | 8 | ||||||
1 | Рассказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова и Е. Чарушина | 1 | |||||
2 | С.Я. Маршак «Умные вещи», Г.М.Цыферов «Старинные профессии» | 1 | |||||
3 | В.Ю. Драгунский «Тайное всегда становится явным» | 1 | |||||
4 | Стихи о Родине. | 1 | |||||
5 | Р.П. Авдонина «Город грамотеев. Великий Новгород» | 1 | |||||
6 | Н.и В. Волковы «О чем молчат башни Кремля?» | 1 | |||||
7 | С.П. Алексеев «Рассказы о битве на Курской дуге» | 1 | |||||
8 | Проект «Книга памяти» | 1 | |||||
Раздел 3 «Люблю природу русскую» | 4 | ||||||
1 | И.С. Соколов – Микитов «Русский лес»,М.М.Пришвин «Лесная капель» | 1 | |||||
2 | К.Ф. Яковлев «Семицвет», «Лесные дива» | 1 | |||||
3 | К.Д. Ушинский «Спор деревьев», Ю.М. Нагибин «Зимний дуб», С.А. Есенин «Белая береза» | 1 | |||||
4 | И.А. Бунин «Родина», Н.С. Сердюкова «Дороги Родины» | 1 | |||||
Всего | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый контроль по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс
Итоговый контроль (работа с текстом) по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...
Программа по литературному чтению на родном языке 1-4 классы УМК "Школа 21 века"
Программа по литературному чтению на родном языке 1-4 классы УМК "Школа 21 века"...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 1-4 класс
При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читат...
АРП по литературному чтению на родном языке для 2 класса.
АРП по литературному чтению на родном языке для 2 класса. Школа России....
Рабочая программа к курсам "Родной русский язык", "Литературное чтение на родном языке" для 4 класса
Авторская программа для 4 класса...
- Мне нравится (1)